Перепиленный GO-21 и спур для саважа

REVOлюционер

В общем, началось все с того, что внезапно (как оно и бывает) сдох 2-й спур (с начала года - это много для меня). После изучения остатков было замечено, что на всех спурах (точнее, на фрикционных накладках саважных спуров) имеется какой-то черный налет (видимо, результат нагрева и плавления фрикционной накладки).
Подумалось вдруг, что пара срабатываний слиппера - и фрикционная накладка забивается (и либо спур начинает проскальзывать, либо наоборот, фрикционная накладка прикипает (приклеивается?) к стальной пластине слиппера).
До кучи, саважных спуров в Ебурге нету, а катаЦЦо охота… пришлось фантазировать -)
Был взят спур от МТА-4, в него (внутрь) был вклеен диск из стеклотекстолита (спасибо дремелю и аккум. дрели), чтобы было спокойнее - 2 самореза от компанасквозь через спур и новую текстолитовую фрикционную пластину.
Коммент: у МТАшного спура отверстие на 1 мм меньше, чем диаметр латунной втулки у саважного спура. Пришлось взять старый подшипник сцепления, чтобы посадить МТАшый спур на вал.
Затягивался слиппер с таким спуром - как обычно (затягивается в ноль, после чего расслаляется до проскальзывания (колеса блокированы, с сильного рывка слип немного прокручивается)

Сегодня отжигал на перепиленном GO-21,- все выдержало. Причем слиппер примерно к концу первого бака расслабился; был слышен зарактерный призвук работы слиппера. Все выжило. В текстолите - пара характерных “шкрябов”. Обычная саваная фрикционная наклеечка такого бы не простила.

Если кому-то пригодится сей опыт - только рад.

Теперь про мотор.
После отката 1 галлона сайдвиндера 16% инспектировал мотор. Результаты и отзыв о моторе можете почитать в теме “Тюнинг стокового SavageX с чего начать?” (rcopen.com/forum/f27/topic66244)
Теперь про то, что было сделано с двиглом:
-заполирован до блеска алмазной пастой выходной патрубок (куда смотрит выпускной порт)
-Впускной порт (который напротив выпускного) увеличен на 1.4 мм. +изменены углы впуска смеси.

  • потры продувки были увеличены на 1.2 мм. (форма порта снизу - “полукапля”, я бы ее так обозвал) + добавлены псевдоканалы продувки (подробнее на авто.спб.ру про тюнинг ХПИ с-25, только места начала этих каналов подбирал для GO-21)
  • заполирован канал золотника на коленвале. Сам золотник стал чуть глубже, чем в стоке.
  • скуглено приемное окно манифолда

Что получилось:
1)Ожидалось повышение мощности во всем диапазоне. Фактически же, снизу моторчик стал тянуть гораздо усерднее, а на средних оборотах машинка получает дикую порцию озверина. Если перегазовать - пытается сорваться в занос.
2) Расход топлива - вырос процентов на 15.
3) нагрев - на ХХ почти не греется, при работе “резко газ в пол - тормоз - плавно газ в пол - тормоз” (гоночные нагрузки, в общем) на асфальте и траве греется до 105-115 градусов.

Инфа по машинке:
Машинка - саваж с фаршем -)
мотор - GO-21 (самый простой, но переделанный), свеча - ОС №3, труба - ХПИ ribbed (моментовая)
резина - дирт бонз, клиренс (по самой нижней точке) - 40 мм. Диффы - 4 сателлита, масло в диффах - 5000.

Остальной фарш - не принципиален.
ЗЫ. Тест-драйв был сделан на вертолетном 15% топливе (на безрыбье и колбаса рыба). На 25% топливе ожидается еще большая отдача и меньший нагрев.

В работе использовался дремель с различными насадками + паста ГОИ и алмазная паста.
В общем, уже сейчас результатом доволен. Будут вопросы - спрашивайте.

Решитесь сделать подобное сами - на ваш страх и риск. Если нет уверенности и опыта работы с инструментом - лучше не делать ничего, гонять как есть.

VIG
REVOлюционер:

-заполирован до блеска алмазной пастой выходной патрубок (куда смотрит выпускной порт)

Возможно у меня устаревшая информация, но не рекомендуется на этапе финишной обработки, внутренности ДВС, именно алмазными пастами обрабатывать.

REVOлюционер:

-Впускной порт (который напротив выпускного) увеличен на 1.4 мм. +изменены углы впуска смеси.

  • потры продувки были увеличены на 1.2 мм. (форма порта снизу - “полукапля”, я бы ее так обозвал)

Неясно, что значит “увеличен”? - Вы продувочные фазы подняли, приблизив их к выпускной? - Если так, то не факт, что это полезная мера.

REVOлюционер:
  • заполирован канал золотника на коленвале. Сам золотник стал чуть глубже, чем в стоке.
  • скуглено приемное окно манифолда

Как это глубже? - различные углубления увеличивают картерный объем и снижают степень сжатия смеси в картере перед продувкой. Если я правильно понял. Должен быть компромис между увеличением объема, обусловленным необходимостью снижения гидро и аэродинамических потерь и необходимостью увеличением внутренного объема картера.

REVOлюционер:

(форма порта снизу - “полукапля”, я бы ее так обозвал) + добавлены псевдоканалы продувки ентом - лучше не делать ничего, гонять как есть.

Капля, полукапля - не всё так просто. Когда делается двигатель, но не для RTR комплектов, а для реального спорта - формы скосов - это серьезная исследовательская работа, так как от них сильно зависит конфигурация продувочного потока. А это и степень очистки цилиндра от сгоревших газов и величина потерь свежей смеси. Это может даже влиять на живучесть свечей, при эксплуатации в тяжелых, обедненных режимах.

Тема интересная, хорошо, что Вы её подняли. Но я думаю, что прежде чем пилить - стоит пообщаться с человеком, который сам строил двигатели - они многое могут поведать (если захотят). Интернет мануалы с распиленными двигателями - всё это очень занятно, но когда смотришь внутрь какого - либо полностью самодельного, не серийного двигателя, то обнаруживаешь, что там и изрезанностей нет и всевозможных дыр в гильзе с неочевидным смыслом и дивно заполированных скосов, как на интернет картинках тоже нет. Тогда из чего складывается их успех и производительность?

Утверждение, что двигатель стал лучше - подкреплено ли реальными измерениями? Ощущения ведь могут быть и субъективными.

REVOлюционер
  1. НЕ внутренности ДВС, а выпускной патрубок (на него надевается силиконовый уплотнитель) и скосы (именно те самые “дивно заполированные скосы”) дИвная заполировка скосов - благодаря алмазной пасте.
    (ЗЫ - после всех операций гильзу промывал бензином, чтоб остатков пасты или пыли не оставалось)

  2. Продувочные фазы стали шире.

  3. Целью ставилось улучшить течение смеси…

  4. Конфигурация портов -это даже искусство -) Опять-таки, ставил перед собой цель добиться лучшего наполнения цилиндров. Моторчик стабильно нагревается до 105-110 градусов на 15% вертолетном топливе и до 100-105 на 25% авто. сайдвиндере.

  5. Читал американский форум (точный адрес забыл уж… сходу не напишу…) Там был целый раздел про движки Go tech.
    А вообще, было бы интересно поговорить с человеком, который движки конструирует либо же портирует. У нас в городе (да как и везде в стране, наверное) сильная школа авиамоделей (в т.ч. и конструирования-переделки движков)… но у них свои особенности, у нас - свои…
    Надо же с чего-то начинать -)

  6. Стенда, чтобы померять мощность обороты нету, следовательно реальных и объективных цифр не скажу. Те, кто ранее гоняли мою машинку (до перепиливания движка) подтвердили, что на средних оборотах мощей добавилось. Чисто по звуку работы еще пара тысяч оборотов добавилась, не более.

Кстати, может знаете, где можно стенд для мотора найти, уж шибко хочется мощность\обороты измерить…

VIG
REVOлюционер:
  1. НЕ внутренности ДВС, а выпускной патрубок (на него надевается силиконовый уплотнитель) и скосы (именно те самые “дивно заполированные скосы”) дИвная заполировка скосов - благодаря алмазной пасте.
    (ЗЫ - после всех операций гильзу промывал бензином, чтоб остатков пасты или пыли не оставалось)

Не важно, куски поршней вылетающие в трубу иной раз и назад возвращались, не то что алмазная пыль. Промывка бензином не панацея - частички внедряются в поверхность, разве что жесткой, но не металической щеткой потом…

REVOлюционер:
  1. Продувочные фазы стали шире.
  2. Целью ставилось улучшить течение смеси…

Знаете конфигурацию поперечно - петлевой продувки? Оборотная сторона расшарашивания окон, особенно инструментом типа дреммел - это нарушение целостности поверхностного хрома на кромках окон, там где прошлась насадка. Слой хрома от вибрации электроинструмента может разрушаться. Причем, разрушения проявятся при работе двигателя - в виде очень небольших сколов. Это я к тому, что подобная работа должна быть выполнена при фиксировании гильзы в оправке (желательно) и на довольно высоких оборотах, само собой качественным инструментом с минимумом биений (кстати, теже американцы об этом не пишут).

REVOлюционер:
  1. Конфигурация портов -это даже искусство -) Опять-таки, ставил перед собой цель добиться лучшего наполнения цилиндров. Моторчик стабильно нагревается до 105-110 градусов на 15% вертолетном топливе и до 100-105 на 25% авто. сайдвиндере.

Это не искусство - это огромный опыт экспериментальной работы. То, что температура стабильная - это определенно хорошо, значит ничего не нарушили. Но тоже не показатель. А вот над увеличившимся потреблением - я бы задумался.

REVOлюционер:
  1. Читал американский форум (точный адрес забыл уж… сходу не напишу…) Там был целый раздел про движки Go tech.

Да, моторы хорошие, и MassiveMods их рекомендует, я хочу вот smallblock попробовать…

REVOлюционер:

А вообще, было бы интересно поговорить с человеком, который движки конструирует либо же портирует. У нас в городе (да как и везде в стране, наверное) сильная школа авиамоделей (в т.ч. и конструирования-переделки движков)… но у них свои особенности, у нас - свои…
Надо же с чего-то начинать -)

Вы же из Екатеринбурга - там есть мастера и тех. база тоже есть.

REVOлюционер:
  1. Стенда, чтобы померять мощность обороты нету, следовательно реальных и объективных цифр не скажу. Те, кто ранее гоняли мою машинку (до перепиливания движка) подтвердили, что на средних оборотах мощей добавилось. Чисто по звуку работы еще пара тысяч оборотов добавилась, не более.

Кстати, может знаете, где можно стенд для мотора найти, уж шибко хочется мощность\обороты измерить…

Мерять нужно обороты - с одинаковой нагрузкой до и после доработок, но обороты не показатель, так как оценивать нужно дроссельную характеристику и ресурс после доработок. Исходя из этого и принимать решения о целесообразности. Момент - балансирным станком, но его сложно собрать и откаллибровать. На Ebay продавался готовый для автодвигателей, но там тоже все сомнительно - один диск - маховик для всех объемов и дорого он стоил.

REVOлюционер

Тема изменения геометрии портов гильзы неисчерпаема… можно годами спорить -)

Про увеличение потребления - я это ожидал (порт впуска и порты продувки шире стали). Вообще, многие говорили, что у хоббийных (не спортивных!) моторов порты недопилены - с одной стороны, весьма вероятно, с другой стороны - инженеры фирм-производителей явно не дураки.

Про стенд и мат. базу - уточню в нашем местном авиаклубе.

Пока никого не призываю делать что-либо подобное. Откатаю еще 1 галлон - проведу полную ревизию мотора. Там все видно будет.
Напишу про все дефекты, которые найду.
Про характеристики: видимо, на стенде нашего авиаклуба сделаю замеры, а потом, когда закажу еще один GO-21 (понравился мне этот моторчик) обкатаю и сделаю замер заводского обкатанного мотора. Вот тогда-то все и станет ясно окончательно (с некоторой погрешностью, разумеется).