FG Leopard Sportline. FAQ, обзор, настройка
Решил недавно помимо полноприводной модели (MCD V4 Race Runner) приобрести еще и заднеприводную. Ну так, для общего развития.
Выбор пал на FG Leopard 2 Sportline, который я благополучно заказал на могатече в конце ноября месяца. Сама модель вышла в 2010 году.
Почему именно FG ? и почему Leopard. Вот причнины:
- Текущая ценя на могатече 713,08 € с доставкой, что посути дела халява, за РТР комплект с нормальной комплектацией.
- Максимально простая конструкция. Смотришь на нее и думаешь- вот так должна выглядеть заднеприводная модель. Конечно это не шорткурс, а багги и обвеса никакого, но кто мешает напялить на шасси любую скорлупу и получить желаемый результат.
- Намек на возможность использовать некоторые запчасти от MCD, коих у нас в Москве хватает, а вот на Леопарда, к сожалению, нету нифига.
- Хотелось попробывать что-то новое, ибо китайские заднеприводники и баджы совсем надоели.
Ну теперь по всем пунктам поподробнее. Раз уж взял РТР, то лишним не будет рассказать, что там всетаки пришло.
Аппаратурка Трехканальная аппаратурка с дисплейчиком, с хорошим колличеством функций и настроек (19 штук всего) типа экспоненты, триммирования, расходов, реверса, настройки скорости серво, микширования, файл сейва и так далее. Вообщем для новичка просто подарок, поскольку при дальнейшем развитии до покупки профессиональной аппы из соображений необходимости настроек дело дойдет очень не скоро. В комплекте даже мануалы есть на немецком и английском Кстати говоря в аппаратурке то даже аккумы есть на 800ма/ч
Зарядничек Для зарядки и борта и аппаратурки.
Сервы. Вот тут внимание! Не какой то кал китайский, а Хайтеки 😃
Серва руля Hitec HS-805MG
Motor Type: 3 Pole Ferrite
Bearing Type: Dual Ball Bearing
Speed (4.8V/6.0V): 0.19 / 0.14
Torque oz./in. (4.8V/6.0V): 275 / 343
Torque kg./cm. (4.8V/6.0V): 19.8 / 24.7
Size in Inches: 2.59 x 1.18 x 2.26
Size in Millimeters: 65.79 x 29.97 x 57.4
Weight ounces: 6.95
Weight grams: 197.03
Серва газа Hitec HS-645MG.
Motor Type: 3 Pole
Bearing Type: Dual Ball Bearing
Speed (4.8V/6.0V): 0.24 / 0.20
Torque oz./in. (4.8V/6.0V): 107 / 133
Torque kg./cm. (4.8V/6.0V): 8.0 / 10.0
Size in Inches: 1.59 x 0.77 x 1.48
Size in Millimeters: 40.39 x 19.56 x 37.59
Weight ounces: 1.94
Weight grams: 55
Ну хоть я и наверное буду менять сервы, но для РТР набора это очень достойно.
На руль буду ставить Multiplex Rhino digi4, на газ-тормоз - пока не знаю, надо тестировать. А может пока и ничего менять не буду )))
Аккум на 6вольт, правда увы всего на 2000ма/ч
А ну и мотор. В комплекте идет Zenoah G260RC со стандартной банкой и очень забавным отводом выхлопа назад))
Теперь по второму пункту. Про простую конструкицию. Просто банально стоит взглянуть сверху на баху (или клона) и взглянуть на Лео:
Места дофига, деталей минимум. Пока обзор без цифер, поскольку нахожусь не дома и глубоко внедриться в модель и все перемерить нету особой возможности.
Амортизаторы.
И перед и зад 170мм (от одной точки крепления до другой)
Передние
Задние
Пружины разного цвета и соответственно разной жесткости. На рычагах щитки, защищающие амортизаторы. Хотя на мой взгляд в них будет только грязь копиться ))
Передняя подвеска:
Кулаки. вообще конструкция для меня очень странная. Нафига такой большущий рычаг делать- не понятно. Может быть чтобы снизить нагрузки на рулевую и серву- так для этого есть сервосейвер. Или чтоб при разбалтывании наконечников был больше точность и меньше чувствовались люфты- так для этого наконечники разрезаны (кстати говоря уже) и затягиваются. Но факт остается фактом- кулаки ломаются в месте, куда приходит рычаг. Кстати говоря наконечники разрезаны и зятянуты только в рулевых тягах и передних нижних рычагах. В верхних рычагах, как и в случае с MCD придется делать самому.
Рычаги верхние и нижние крепятся на большой пластиковой коробке Вообще эта коробка от полноприводной версии, в заднеприводной она просто пустая:
Проблема в том, что рычаги торчат и внутри коробки, в результате чего грязь и вода туда будут запросто залетать. Если на заднем приводе это до фени, то на полном приводе это просто катастрофа. Просто представьте, что передний дифф с ремненем просто напросто засирается, а ремень разносит всю грязь по коробу и к заднему дифу. Хотя и задняя часть тоже не герметична. Собственно именно поэтому недолюбливаю ФГшный полный привод и никогда его не возьму. Плюс отсутствие центрального дифа, ремень… ну вообщем эта другая история, которая к этой теме не имеет отношения. Плюс коробки в том, что она крепится на 8 винтах (4 винта до перегиба деки и 4 после) и таким образом придает жесткость передку.
Бампер Как и у всех ФГшек - никакой. Да, он круглый и хорошо помогает при клевке машины мордой вниз при полете с трамплина, но демпфирующих свойств он не имеет, дубовый он.
Передняя бабочка ( фото выше) крепится на крышке коробки. Вообще сделанаиз довольно толстого пластика, но я честно говоря опосаюсь за ее жизнь при перевороте и движении машины вперед.
Верхние рычаги “состоят” из 2х частей- пластикового треугольника( основа рычага) и тяги диаметром 8.5мм (резьба у нее 10) Конструкция и подвеска получается очень жесткая, но как будет с прочностью- посмотрим. Пластиковые MCDшные верхние рычаги неубиваемые впринципе. Еще одной неприятной особенностью является тот факт, что FGшные кулаки симметричные, тоесть расстояние от оси колеса до верхнего наконечника такое же, как расстояние до нижнего рычага. Это означает, что при ударе по колесу, нагрузки на верхний и нижний рычаг распределяются поровну, в отличие от MCDшного, где расстояние от оси до верхнего рычага больше в полтора раза, чем от оси до нижнего.
Ну и плюс очень маленькие шары в нижних рычагах, которые тоже имеют свои минусы.
Нижние рычаги впринципе выглядят достаточно прочно.
Сервосейвер:
Простой и на мой взгляд надежный. Стоит на дугообразной стоечке, под которой должен проходить кожух ремня.
Дальше идут сервы, радиобокс и аккум
После аккума идет бак. Ну бак он и в африке бак, единственное, что скажу, на леопарде компетишне другой бак с откидной, а не заворачивающейся крышкой, плюс он квадратный. А этот еще со времен Мардера используется. В крышке есть какойто клапан, плюс ее невозможно потерять. В баке уже стоит хороший Валбровский бензофильтр. Бак стоит на подставке, которая нужна для того, чтобы под баком проходил ремень. Возможно удастся ее выкинуть, тем самым избавиться от лишней детали и понизить центр тяжести.
Дальше у нас идет мотор. В отличие от MCD, мотор крепится к деке не напрямую, а на специальных кронштейнах. Управление газом-тормозом осуществляется тягами от сервомашинки, которая стоит даже переди рулевой. Хоть тяги при работе “тянут” а не толкают, управление становится не совсем точным. Но потом это быстро исправится переносом сервы назад, ближе к мотору.
Моторама с шестернями
Под шестерней хаб с резиновыми демпферами, на который сажается шестерня. Он поглощает удары по трансмиссии.
На одном валу с большой шестерней и демпферами находится и тормоз. На конце этого вала шестерня, которая приводит в вращение задний диффернециал.
Задний дифф кстати выполнен в пластиковом каркасе, закрывается цилинрическим пластиковым стаканом, который натягивается на дифф сбоку. Стакан этот при попадании и застревании камней протачивает, поэтому обычно опционально покупается или защита дифференциала от 4вд или как мне больше нравится- стальной стакан Ну а сам дифф разберу попозже, это отдельная тема.
Задняя подвеска:
Одной из неприятных особенностей задней повески явлется тот факт, что схождение задних колес не регулируется. Регулировать просто негде. Рычаги четко крепятся на стойках заднего дифференциала а задние кулаки не имеют регулировок
Хабы под квадрат тоже имеют свои особенности. Обычно если их не насмерть прикручивать, то на ведущей оси они быстро откручиваются, а если прикрутить не пожалеть фиксатор- хрен потом так просто отвернешь, и главное винты не сорвать. У MCD этом плане проще- с торца оси выкрутил винтик, который держит шпильку, выбил шпильку и хекс снят. Причем я эти винтики даже на фиксатор не всегда сажаю- нагрузка на них никакая.
Бабочка сзади большая, к ней крепятся стойки антикрыла. Антикрыло с регулируемым углом атаки)).
Стабилизаторов устойчивости в версии 2вд нету, но вроде есть в 4вд. Так или иначе буду докупать.
Колеса
Резина разной жесткости. Спереди Hard и пины покрупнее, сзади Medium и пины помельче. Диаметр колес увы не большой -150мм
Воздушный фильтр. Вставка паралоновая у фильтра одна. Паралон крупнозернистый, что не очень хорошо для пыльных трасс. Плюс мне всетаки больше нравится, когда вставок 2. Внутренняя пропитывается маслом, вторая(наружняя) сухая. А к этой уже даже пыль прилипнуть успела, пока я обзор писал.
Ну на этом пока на сегодн все. Вот ссылка на весь альбом
Ощущения пока смешанные. В целом, как заднеприводная модель, мне очень нравится. Но есть много вещей (в основном мелочи) которые мне портят картину. Связано ли это с тем, что у Лео действительно что-то не так или я просто привык к другому (дизайну, конструкции и тд) я пока не разобрался. Скорее всего и то и другое…
Вообщем продолжение будет. Постораюсь поскорее все сделать, что хотел, обкатать модель и уже дать какие-то результаты. Ну и конечно же обзор по тюнингу, дифу и всему остальному, до чего сегодня не добрался попросту 😃
Сразу перебирай подшипники, побольше смазки туда. Стоковые после первой же покатушки колом встанут.
Подшипники я вообще буду менять. Те что на тачке- с металлическими сальниками, это вообще не для офроада. У меня как раз куча подшипников от моторамы МСД осталось, они подходят в колесные ступицы Леопарда. Конечно дешевенькие, но зато с сальниками резиновыми 😃
Немного изменений:
Габариты в сравнении с MCD:
Установлено:
Металлический держатель шестерни:
Стальной стакан дифференциала Пришлось погемороиться с ним. Во первых пришлось подточить корпус дифа, так как на нем выступ по кругу для более плотной герметизации пластикового стакана. Но если пластиковый из за растяжения протаскивается через этот выступ, то стальной- нет. Плюс уехала влево шестерня дифференциала из за чего пришлось менять подшипник центрального вала с 7мм на 5мм, чтобы центральный вал тоже сдвинуть влево. Н фото с стльной шестерней видны шайбы под Э-клипсой, которых поидее не должно быть. Кстати подшипники у ФГ толщиной 7мм такиеже как у мсд только с толщиной 5мм. В смысле диаметр шариков, колличество шариков, сепаратор- все однохренственно, просто из за того что сальник металлический у ФГ кольца пришлось лелать шире.
Стальная шестерня спура на 46 зубов. Кастомная от Cat5mfg. Родная компетишновская система не позволяет менять быстро шестеренку плюс у нее отсутствуют демпферы на держателе спура.
Радиобокс от MCD. Маленький родной радиобокс совершенно бесит, потомучто в него кроме приемника ничего не положишь. И аккум снаружи это вообще уродство для офроадной тачки. Почему немцы так сделали? Потому что тачка для их ковровых трасс чистеньких.
Еще установена серва рино на руль. Стандартная хайтековская была большого размера поэтому пришлось дырки новые высверлить поближе для одной из стоек сервы.
Поменяны некоторые подшипники, установлены подши с резиновыми сальниками вместо металлических
Ни одной фотки не видно(
Странно. Или настройки браузера смотрите или сверху кнопочка “показать картинки”
Товарисчи ФГшники, выручайте, нужна вот такая штука:
rc-car-online-shop.de/…/fg_6045_01-6045-01-brake-s…
Сверху, где рычажок прикручивается, немцы закрутили грубо откусаный винт. Пару раз открутив-закрутив таким винтом, резьбу нафиг сорвало (ну откуда я знал, что кручу такой винт)
Дальше еще интереснее- нашел винты нестандартного размера- пытаюсь нарезать резьбу, почти нарезал- кусок винта остался в этой аллюминевой хрени))
Ппц, делал вообще без усили каких либо. Все сопливое.
Есть у когонибудь такая штука ?
Сделал конечно временное решение, но рычаг просто крутится. Тормоз сейчас почти никакой- колеса могу застопорить только на льду. Причем это явно связано с уменьшением длинны рычага “эксцентричного” вала. Еслиб я еще длинну уменьшил, даже на льду бы не тормозило 😃 Поэтому тут надо я думаю глобально подходить к переделке всего тормоза, посольку летом он вообще не будет тормозить. Вообще не люблю я текстолитовые диски со стальными колодками. Уже давно думал МСДшные поставить (стальные диски + колодки из фосфорной бронзы) Понятное дело, что по пердетаке они ближе к мотору стоят, поэтому эффективнее, но всеравно даже если пальцем чутка на рычаг тормоза нажать- рукой вал не провернушь уже. Считаю, что у мсд очень хорошо материал тормозов подобран.
Вот о чем я :
Тормоз резинкой от бабушкиных бигудей зажат )))
Сегодня Леопард хоть как-то уже поехал и я первый раз смог покататься по трассе. Впринципе неплохо. Даешь газу, если передние колеса не трогать- его даже не заносит.
Из того, что заметил- жестко настроеная подвеска- переставил амморты. Жесткое масло в аммортах- надо бы перелить. Дертбастры задние спереди- очень тяжело задним их толкать + паршиво рулится.
Передние бы у кого стрельнуть, пока мои едут )) Фильтр почти не забрасывает кстати в отличие от FG Baja. Сегодня без стакана защитного катался и нормально.
Теперь по доработкам. Серва газ-тормоз уехала к мотору назад
Тяги идут прямо с одной стороны качалки рм. Тяга газа с пружинкой, и когда серва нажимает на тормоз, пружинка сжимается и бобышка, через которую проходит тяга газа- просто скользит по тяге.
Убрал здоровенную площадку под баком, котора нужна была для того, чтобы проходил кожух от ремня проходил внизу. Заменил обычной от 2вд.
Еще на фотке выше видно, что изменился выхлоп. Сначала хотел через кузов сделать, но там такой длинный торчок получается- совсем не красиво и геморройно кузов одевать. Почему переделывал ? Потомучто немцы ппц просто отожгли. Они переходник под 90 градусов вставили прямо в выход глущака и заклепали. Тоесть не встык, а сцуко прям во внутрь:
Был диаметр выходной из глушака 14мм, стал 10.5мм ))) Задушивающую мотор коробку задушили вставленной в нее трубкой ))
Выкинул клапан из крышки- мотору перестало нехватать бензина. Сегодня я занимался тем, что иглы закручивал обратно, потому что в прошлый раз все иглы оборота на 3 с лишним открутил ))) Как обычно- штуцер в крышку и за борт ))
Переходники одел под колеса ХПИ. Вылет у них ппц- хуже в повороты будем входить + нагрузка на подшипники из за прям таки выраженного конольного закрепления колеса
Завтра бы еще покатлся но колес передних узких от 5б в сборе пока нет… а в таком состоянии- я уже все попробывал
Продолжаем дальше.
Не понравилась следующая вещь. Нижние рычаги передней подвески очень мало опускаются вниз, из за этого у модели был очень маленький дорожный просвет спереди. Более того, аммортизаторы у модели длинные и из за этого просто находятся в сжатом состоянии. Тоесть аммортизаторы могут позволить подвеске отойти еще ниже, но нижние рычаги тупо упираются в деку.
Точим деку:
Пабабабам. Ход подвески увеличен. Точка крепления амортизатора на бабочке и ушко амортизатора теперь почти на одной и той же высоте:
Я уже было обрадовался, но не тут то было. Теперь рулевые тяги задевают об эту дурацкую коробку дифференциала от полного привода. Пришлось ее отпилить:
Теперь тяги проходят на нужной им высоте и не цепляются об коробку, потому что огромного куска от нее просто нет 😃))
Вообщем очередное последствие конверсии заднеприводной модели в полноприводную устранено 😃 На полноприводном леопарде такое не провернуть- ход подвески так и будет кастрированным. Тут ход увеличен на 25мм примерно, что очень хорошо.
На 5бшных колесах максимальный дорожный просвет примерно 80мм
Правда теперь еще больше возрасла необходимость усиливать передок (ставить распорку)
Ой как я давно тему не апал.
Вообщем вот последние изменения.
Новый кронштейн рулевой сервы, так как старый лопнул. Серва теперь hitec 945mg. Бензобак от MCD. Поскольку глушитель я опускал выхлопом вниз, то нужен был бак поуже. Плюс МСДшный бак ниже, легче, вместительней и более грамотно сделан.
Сервосейвер модифицирован (удлинен). Тачка стала нормально входить в повороты в Раменках.
Самая четкая защита от снега. Зад от бутылки чая Nestea 2 литра
На 90 минутной гонке занял аж 4е место, при условии того, что вообще на 2вд ездить не умею. Привычка давить на газ (как в 4вд) тут только злую шутку играет )))
Поскольку на Леопарда нужны переходники поуже, стоковые с рс-кар-онлайн и стальные были доработаны вот так:
доделал переходники и выхлоп.
Я бы не сказал, чтоб сильно торчало. Вообще гайка кончается внутри колеса ))
Шайбы пришлось подтачивать с помощью дрели и дремеля, чтобы колесную гайку можно было закрутить.
Ну и выхлоп. Вниз через отбойник. Поскольку дека у Лео по бокам подогнута, то дно отбойника намного выше деки, поэтому трубка о земли не достает и запас еще остается…
Что-то проэту тему забыл, кое-что не дописал по доработкам.
Распорка переднего моста:
Сделана из 2х наконечников от верхних рычагов МСД и шпильки на 8мм, купленной на стройрынке. ДО этого ставил более тонкую шпильку (6мм) , ее загнуло.
И фильтр от МСД тоже встает. Если ездиете по сильно запыленным местам, то лучше мсд фильтра ничего нет. На зиму лучший вариант - родной Фг фильтр в бутылке.
Короче вот основной альбом если я что-то упустил в обзорах, я с радостью отвечу.
полноприводная версия этой баги заняла 5 место на чемпионате европы, первые 4 МСД.
Максим хотел спросить у тебя. По поводу переделки своей Baja в 4wd хочется попробывать на зиму не сказать что бы меня не устраивает сегодняшнее проходимость ее или управление, скорее всего руки чешутся. Есть комплекты например вот такой
www.ebay.de/itm/…/140341073025?pt=RC_Modellbau&has…
А есть вот такой но он для леопарда
www.ebay.de/itm/…/290823575090?pt=RC_Modellbau&has…
Можно ли при помощи последнего сделать 4wd?
Либо сами деки разные по длинне у 2wd и 4wd?
Или не вкидывать в нее деньги покатать на ней а потом прикупить MCD или Лосяжа? Ее продовать так и так не буду подростает сын. Да и она мне очень нравится, хотя у всех превые модельки наверное любимые.
Мы то же делали проектик с ремнем на основе ФГ4х4. Но быстро поняли чтодля офроуда это не совсем правильное решение даже для электрички…а уж для бензиныча и подавно…Слишком уязвим ремень для загрязнений.
Ok. Ссибо за советы буду наверное так катать, а на 4wd попозже перееду на другую модель какую. Сам начинаю понимать что так будет правильнее.
Ну вообщем пока я спал, за меня все ответили 😃
Kein Problem. 😃