Создание облегченного багги 1:5 масштаба на агрегатах Losi. Проект "Мелкий"

Egor=

Давно не собирались на соревнования, руки чешутся. Решили написать о нашем проекте, может это как ни будь ускорит ближайший сбор… 😃

Предпосылки начала работ.
Начал мой сын более или менее постоянно участвовать в соревнованиях пятого масштаба с новеньким 5ive-T. Откатали грязную осень – познакомился с трассой, людьми и своей моделью. Проскользили зиму – попробовали разную резину, протестировали пластик корки на хрупкость. На тот момент в классе 1:5 4WD было большое количество участников. Кроме Losi 5ive-T мы в этом классе не видели никаких других моделей, потом стало ясно почему . Многие катали эту трассу уже несколько лет и имели колоссальный опыт в рулении и подготовке модели для каждого времени года.

Регламент 4WD не накладывал жестких требований к объему мотора – главное, чтобы мотор был внутреннего сгорания и умещался полностью в корпус модели. Не было так же жестких требований по наличию заводского корпуса на модели – и понятно, бюджет корки велик. Этими предпосылками и обусловлена подготовка моделей опытными участниками. В основном модели полностью (или почти полностью) зашиты в прочную «броню» самодельных пластиковых панелей поверх каркаса безопасности. Выбор моторов соответствующий – минимум на голове мотора написано 29CC, но что внутри можно только догадываться. Потом моторы 32CC стали более популярными. Большое количество алюминия везде, кроме рычагов. В результате такие модели легко перешагивали барьер в 25 кг.

Немного нужно рассказать о трассе. Трасса Раменки2 легко ищется поиском и, вероятно, самая популярная трасса в Москве. Занимает небольшую площадь – поэтому имеет сильно закрученную траекторию. Наличие узких шпилек и большого количества поворотов почти под 90 градусов хорошо перемежалось наличием искусственного и естественного рельефа. 2 искусственных трамплина. Один классический с зоной разгона и приема, второй – очень жесткий, сразу после шпильки, крутой. При любой ошибке модель норовит сделать морковку в землю. Глиняное покрытие трассы размывалось осадками и получался жесткий микрорельеф, колесо 5 модели легко уходило по ступицу в промоины. В результате подвеска не успевает занять исходное положение и наступает следующий контакт колеса с препятствием или ямой, так модели козлят задней осью, теряют траекторию -требования к настройке подвески высоки. Зацеп на глине сильно зависит от влажности.

Все эти факторы и определили технику прохождения трассы практически одну для всех пилотов. Тяжелая модель на узкой, техничной трассе. Короткие прямики требовали не столько максимальной скорости, сколько динамики ускорения. Повороты проходятся размашисто, по внешнему радиусу, в глубоком заносе - по полноприводному. Трамплины зачастую перекатываются – велика вероятность переворота или повреждения модели. Огромный Losi, если даже и прыгает, то в воздухе траектория не корректируется совсем. Сложный микрорельеф трассы способствует контактам моделей на трассе. В случае контакта двух 25 килограмовых моделей – под ногами маршалов дрожит земля.

Однажды весной на очередной этап вышел участник с новой для нас моделью MCD RR4. Вот это было откровение! Чистые, техничные повороты вкатыванием, прекрасная траектория и хорошие прямые. Подвеска работает прекрасно, нет козлений - стабильна. Уверенные трамплины – модель откровенно корректируется в полете. Руки пилота имеют огромное значение, но тут отличия поведения шасси были очевидны. И так продолжалось долго, до тех пор, пока во втором заезде MCD не решил обогнать круговых Лосей… В общем после контакта модель MCD собрали по трассе в сумку и погрузили в багажник.
Вот тут и возникло желание иметь легкий багги, достаточно крепкий, чтобы выдерживать компанию Лосей, достаточно легкий чтобы использовать все особенности трассы. Крепкий, легкий, юркий. Анализ рынка показал наличие MCD RR5 со стартом хорошего комплекта от 2500евро, анализ кошелька показал наличие там зеленого земноводного. Жаба задушила отдавать такую сумму за эксперимент с непрогнозируемой живучестью на этой трассе, отсутствием запчастей в Москве и непонятной возможностью вторичной продажи. Техническое задание было сформировано так: сделать модель для трассы Раменки2, способную выдерживать нагрузки и контакты с Лосями, максимально легкую, с применением зарекомендовавших себя агрегатов. Будем использовать местную барахолку, существующие запчасти Лося и московские магазины.
Если нужен просто спортивный Багги – есть MCD RR5, самому лучше не сделать. Багги от Лоси на тот момент уже обсуждалась, но было недоступна. Равно как и детальная информация о ней.

Зарубежные форумы неплохо отзываются о Losi DBXL, но там менее агрессивные рельефы, свободнее трассы, катают в одном классе и не составляют конкуренции спортивным MCD. В общем решено было делать кастом из комплектующих, выпускаемых серийно и инструментов, которые есть дома. Короче вечерний напилинг с сыном – дома и на даче.

Сразу опишем что вышло.

Багги на деке DBXL с колесной базой 535 – 545мм в зависимости от того как поставить задние рычаги. Сейчас стоят инверсно – 545мм. Подвеска преимущественно 5ive-T. Трансмиссия - преимущественно 5ive-T. Дека, система крепления мотора, центральный дифференциал - DBXL. Удалось оставить стандартный каркас безопасности. Минимум кастомных деталей - распорки, усиления деки, укороченная кость. Модель прошла летний этап в Раменках2. Результат – 3е место. Пилот смог значительно поднять общий результат по сравнению со своей же моделью Losi 5ive-T. Сильно выросла стабильность круга ±3с, при условии отсутствия контакта. Модель хорошо прыгает, хорошо корректируется в полете. Позволяет держать правильную траекторию в поворотах и виражах. Технические ошибки уменьшились, особенно с торможением и траекторией. Выдерживает контактную борьбу, но за счет малой массы не может противостоять. Точный вес не могу сейчас измерить – модель перебираем, но по сравнению с DBXL вес увеличился на 350-400 г.
Дальше могу подробно описать процесс создания, если интересно.

SPIRITUS

Давно знаком с проектом, думал о подобном варианте, но все же так и не понял почему выбор пал на деку ДБХЛ. 5Тшная и крепче и обеспечивает более низкий ЦТ.

Зы кстати я так и остался на укороченных рычагах от лосевой раллийки. Советую попробовать. Может не столько для гонок, но для души поскольку правильные пропорции(по сравнению с квадратной табуреткой) и интересное поведение 😉

керил

Видел тачку на соревах, прёт нормально. я корпус Лосика тоже укорачиваю по возможности.

Egor=

Продолжаем описывать создание модели. Поле того как мы определились с основным донором будущей модели встал вопрос – что взять за основу.
Пилить существующую деку, сделать свою, приспособить готовую. По порядку:

Пилить деку большого Лося. Основное – дорогая она. Потом – укорачиваем ее совсем немного, вес остается почти без изменений, а мы внимательно смотрим за общей массой модели. Что делать дальше с созданием корки и трансмиссией? В результате получаем того же Лося, только немного короче. Мороки много, в результате немного укороченный, но тот же Лось – не интересно.

Начитались американских форумов, где народ пилит короткие деки самостоятельно и делает Багги из большого Лося. Посидел, посмотрел по материалам для деки – они используют алюминиевый сплав 7075. Легкий и твердый, с высоким переделом текучести. Наши аналоги просто не купить (В-95), самый распространенный Д16 – не дотягивает до исходного, придется увеличить толщину деки, т.е. массу. Титан – имеет большую плотность, т.е. дека или тяжелее, или фрезеровать разгрузочные карманы. Цена высока, я не нашел обрезков – только целые листы. В общем путь в цех, и я не увидел энтузиазма в глазах моего 13 летнего сына 😃 . Не годится – уже не домашний напилинг.

Готовая дека от DBXL – была интересна. Сразу родные боковые понтоны, готов каркас безопастности. В барахолке появился DBXL по хорошей цене. Стало ясно, что надо взять на подробное изучение, если не подойдет- отдадим без потерь.
Взяли DBXL.

Ниже фото переднего хаба и передних рычагов 5ive-T. Заметно шире колея. Заметно мясистее пластик, но ширина в районе крепления осей практически совпадает.

Задний хаб. Так же годится для установки узла от 5ive-T в сборе.

Самое интересное, что точки крепления стоек рулевого полностью соответствуют большому брату! Даже пересверливать не надо.

Вывод - будем использовать деку DBXL, вес ее заметно меньше большого брата, т.к. толщина 3 мм. Постараемся усилить узкие «шейки» переднего и заднего хаба дополнительными накладками. Большой Лось стал на время донором – на время прототипирования.

Пристраиваем передний хаб. Для этого в деке необходимо сделать окно для правильного размещения корпуса переднего дифференциала. Отверстия надо так же выполнить по новым местам. Для этих работ я использовал дрель с набором свёрл и дремель с набором отрезных кругов. На самом деле стоит найти примитивный фрезерный станок – будет намного легче, точнее и дешевле – у меня ушло много кругов.

Сначала надо поставить рулевое, потом размечать. Угол загиба деки DBXL немного не совпадает с большим Лосем – ничего, потом подогнем.

Фото ниже – передний хаб большого 5ive-T на деке DBXL. Проблема в том, что после этого мероприятия дека спереди сильно ослабилась, особенно это стало заметно при продольном скручивании. Надо восстановить прочность.

Была изготовлена накладка на переднюю часть деки – сын сделал эскиз просто обведя карандашом деку спереди. Обрезки алюминия Д16 были, правда я посмотрел сколько придется пилить в ручную… Короче сделал чертеж – отдал на лазер, просто из лени. Сразу порезали и накладку на задний хаб, предусмотрев бампстопы для прямого и инверсного установа задних рычагов.

Результат.

Осталось загнуть. 😃

Для загиба нужны тиски – иначе будет не очень аккуратно. Подложил треугольный напильник и вперед.

Установка заднего хаба еще проще. Примеряем задний хаб от 5ive-T на деку DBXL – размечаем отверстия, сверлим - все.
Накладка на задний хаб. Сделали ее немного (+25мм) длиннее деки, кончик загнули вверх - так интереснее сходит с крутого трамплина.

Дальше разбираемся с центродифом и костями. Параллельно монтируем двигатель и ищем мелкую и легкую трубу. Думаем о распорках.

12 days later
Sway

Егор, а куда отдавали в резку? А то сколько не ищу - мин заказ 3000р - при стоимости 20-50р за м.п. - целую партию за эти деньги вырезать можно…
Остались ли у вас чертежи защиты перед/зад? Мне такая же нужна, я бы заказал, или может через вас - если есть возможность.