Закончил свой долгострой
Не прошло и два года как:
Проштудировав кучу материалов по постройке авиамоделей в интерненте и на форумах, до того, что в голове уже был полный компот, я достал у знакомого моделиста кусок пенопласта и решил попробовать, на что годен сам. Придя вечером домой, взялся за пенопласт и просто стал ваять маленький планерок из головы. Оказалось, что работать с экструдированным пенопластом просто одно удовольствие.
На следующий день стал искать в Интернете чертежи самолетов, пока не натолкнулся на сайт Моделиста - Конструктора с чертежами самолета ЛА7. Перетащив картинку чертежа самолета в Autocad, снял с него копию и смаштабировав начал делать деталировку. На это ушло почти две недели, приходилось постоянно уточнять и корректировать чертеж, самому разрабатывать какие-то узлы и детали, применительно к модели, придумывать крепление узлов.
Купив пару листов голубого пенопласта и засучив рукава первым делом склеил болванку из трех заготовок клеем “Титан”, толщины одного листа не хватало для фюзеляжа. Получилось приличное прямоугольное полено. Теперь надо было отсечь все лишнее и … вылепить Галатею. В дело пошла ножовка и наждачная бумага. Спустя три вечера утопания кухни в пенопластовой крошки и пыли, из полена начали проступать очертания фюзеляжа.
Для того, чтобы выбрать пенопласт внутри фюзеляжа, пришлось сделать еще одну приспособу, позволяющую резать пенопласт внутри. Получилось что-то отдаленно напоминающее выжигательный прибор, к ручке от паяльника приделал две стоики с винтами, чтобы можно было менять нихром и регулируемый блок питания, позволяющий работать с нихромом разной толщины от 0,4 до 0,8 мм. и разной длины. С помощью такой выжигалки и сменных нихромовых петель легко выбрал пенопласт внутри полена - фюзеляжа за один вечер, оставив толщину наружной стенки пенопласта около 12 мм.
Наружную часть фюзеляжа довел до нужных размеров и конфигурации наждачной бумагой, используя для грубой обработки № 80, а для шлифовки № 300 и 400.
Пришло время ваять крылья, стабилизаторы и хвост. Вырезав заготовки, вновь утопил кухню в пенопластовой крошке, придавая конфигурацию крыльям. Только потом сообразил, что можно было вырезать профиль крыла нихромовой струной, приклеив по концам заготовки образцы нервюр. Ну ладно, все приходит с опытом, такой способ буду пробовать на следующей модели.
Через четыре вечера в руках у меня были крылья, стабилизаторы и хвост. Пришлось изрядно попотеть обстругивая пенопласт шкуркой.
Теперь встал вопрос - как и чем крепить элероны, рули высоты и поворота. Какое соединение использовать. Поползав опять по Интернету и походив по модельным магазинам, с целью изучения способов крепления, пришел к выводу, что кто-то использует скотч, кто-то плоские нейлоновые петли. При этом, сторона элеронов обращенная к крылу просто запиливается под углом 45 гр. Но мне больше приглянулись штыревые петли, а как и на чем их вклеить в пенопласт? Купив несколько петель, начал проводить эксперименты по вклейке. Лучше всего их держал “Poxipol”. Посмотрев свойства этих клеев оказалось, что плотность эпоксидной смолы практически равна плотности прозрачного “Poxipola”. А вот коричневый “Poxipol”, действительно имеет плотность больше эпоксидки почти в 1,5 раза.
Предварительно разметив центра в пенопласте сделал отверстия, чтобы штырь петли свободно в него входил, обмазав штырь “Poxipolом” вставил его в отверстие. При этом клей немного выдавило из отверстия и он попал на шарнир. Пришлось, после подсыхания клея, расхаживать петлю очень долго, пока она не начала свободно вращаться. Такой вариант вклейки явно не устраивал. После нескольких экспериментов пришло и решение, как избежать такого нежелательного эффекта. Чтобы клей не выдавливало обратно через штырь, оказалось достаточно проделать маленькое дополнительное отверстие в крыле, в конце отверстия куда входит штырь. Тогда воздух свободно вытесняется через него, а не обратно. Излишки клея так же выдавливаются в это технологическое отверстие и не выползают на петлю. Обезопасить же шарнир полностью от попадания клея, можно очень легко - достаточно смазать шарнир густой, консистентной смазкой перед вклейкой. У меня под рукой оказался пакетик с густой смазкой для подшипников типа солидола, его я и использовал - просто здорово.
Отсутствие опыта постройки моделей сказалось, если можно пойти самыми трудные путями при изготовлении модели, то я ими и пошел. Оказалось, что в моей конструкции не так-то просто установить тягу, вращающую элерон. Пришлось изрядно поломать голову, как это сделать. Тащить через монокрыло боудены не хотелось, крепить серву на крыле тоже, хотелось чтобы тяга была скрыта. В качестве материала тяги выбрал 2 мм диаметра латунную трубку. Жесткости предостаточно, по весу она легче сталистой проволоки, можно паять, плющить, гнуть… короче - делай с ней, что хочешь. Таких трубок метровой длинны в Максидоме навалом и дешевле, чем покупать в модельных магазинах. Отрезав кусок трубки - откусив бокорезами, расплющил ее конец пассатижами в нескольких местах так, чтобы плоские части были под углом 90 гр. друг к другу.
В том месте, где она должна была входить в элерон, прорезал паз, вставил расплющенный конец трубочки в него и промазал “Poxipolом”.
Конструкция получилась мертвая, скорее разорвет весь элерон, но трубка останется на месте. Ура! Элерон вращается.
Для соединения между собой рулей высоты, пришлось использовать более жесткий материал, так как их общая ось вращения проходит через фюзеляж, великолепным материалом для этого оказалась велосипедная спица.
Захотелось еще и электрофицировать крыло - сигнальные огни, как же без них, без них совсем никак. Тем более, что сейчас есть огромный выбор всевозможных ярких светодиодов. Решено! Ставим огни.
При изготовлении фонаря кабины очень не хотелось делать болванку из дерева и осаживать на ней феном пленку. Хотелось пойти более простым путем. Попробовал нарисовать в Autocade выкройку кабины. Первый вариант из бумаги получился, но некоторые размеры ушли. Со второй попытки бумажный фонарь кабины выглядел уже лучше. Перенес выкройку на пленку толщиной 600 мкм, из которой изготавливают одноразовую упаковку, вырезал, согнул и проклеил стыки узкими полосками зелного скотча. Получилось! Фонарь даже самому понравился - заглядение. А самое главное, без особых заморочек.
В Фотошопе нарисовал внутренность кабины, приборную доску спер с рисунка чертежа самолета. Вот такая внутрянка получилась. Учитывая, что кабина съемная, для снятия и установки аккумулятора, крепление кабины к фюзеляжу замаскировал под антенну. Передняя часть кабины имеет штырь, который заходит в фюзеляж, а задняя часть фиксируется винтом - антенной, выточенной из алюминия.
Пришло время первой “примерки”. Захотелось посмотреть, как это все будет выглядеть в сложенном виде. Закрепив крылышки, стабилизаторы, руль на скотч я впервые держал еще не оконченную модель самолета.
Решил заодно взвесить всю эту конструкцию, окозалось 280 гр. Аппаратуры еще никакой в нем не стояло.
Чем обтянуть пенопласт, скотчем или пленкой для моделей? На этот счет у моделистов мнения разделислись, одни говорили, что при обтяжке пленкой пенопласт поплывет, другие говорили, что после обтяжке скотчем все равно приходится разглаживать складки утюжком. Решил проверить. Купил кусок пленки и попробовал на пенопласте. Подобрал температуру на утюжке, пленка ложилась на пенопласт очень хорошо, пенопласт не тек. Выбор остановился на пленке, качество обтяжки на много было лучше, чем скотчем. Вот и результат.
Шасси.
В Пилотаже купил шасси облегченного типа диаметром 61 мм. Конструкция стойки с амортизатором (в качестве амортизатора пружинка от шариковой ручки) вырисвовалась довольно быстро. Используя алюминевые трубки и пруток изготовили детали. Попробовали пружинки, в полу-сжатом состоянии одна пружинка выдерживает 200 гр. веса. Даже если окончательный вес будет 600-700 гр., учитывая распределение нагрузки еще и на третье колесо - хвостовое, пружинки все равно не сожмутся полностью под весом самолета. А при жесткой посадке, на их жесткость никто и не расчитывает.
Аппаратура.
Сервомашинки, по совету бывалых, взял Hitek 81, потом правда понял, что можно было брать и мене мощные, полегче. Но к тому времени машинки уже были поставлены. Сервы управлени элеронами расположились в центроплане, сервы руля высота и рудера в фюзеляже. Учитывая, чтобы центровка не очень убежала в хвост, постарался расположить сервы ближе к точки центровки.
Аккумулятор пришлось устанавливать снизу, ибо сверху он уже не влезал, закрепил его планкой, чтобы не болтался.
В носовой части расположился регулятор бесколлекторника, ну и сам бесколлекторик с капотом. Капот выточил из пенопласта и обклеил его пленкой Hiperion. Вот такая птичка получилась.
Разбирается на три части,
шасси легко снимаются и ставятся назад с креплением винтами.
Результат получился такой:
Длина 740 мм.
Размах крыла 1м
Площадь крыла 18,5 дм, площадь стабилизатора 2,5 дм стабилизатор имеет профиль.
Масса 940 гр. 😮
Двигатель Dualsky 3530 12T винт расчетный АРС 10х5
Регулятор Dualsky B 2512
Акк Dualsky 2200 3S
😁 Любая критика принимается. 😃
красиво!
но, имхо, тяжеловато
Отличная работа!
Даже про мелкие косячки (которые есть у всех 😉) ничего говорить не буду, ибо в целом работа хороша!
Насчет веса - придеться летать все время на двигателе чтобы на малой скорости в землю не сорвать, а при моторном полете проблем никаких быть не должно. Запас мощности наверняка в наличии.
Результат получился такой:
Длина 740 мм.
Размах крыла 1м
Площадь крыла 18,5 дм, площадь стабилизатора 2,5 дм стабилизатор имеет профиль.
Масса 940 гр. 😮
Двигатель Dualsky 3530 12T винт расчетный АРС 10х5
Регулятор Dualsky B 2512
Акк Dualsky 2200 3S
Можно подробней про развесовку? Откуда при пустом планере 280г и такой начинке вышло 940г полетный?
Полететь. конечно полетит, Скорость сваливания 11-12м/с, но при такой нагрузке и такой конструкции крыла - сложится оно.
Пару советов., если позволите. Голубой пенопласт бывает 60мм и 100мм, так что можно вдругой раз поискать сразу потолще.
Чтобы не придумывать приспособу для выдалбливания внутрянки , проще сделать фюзеляж разъёмным на две половинки на стадии изготовления оного. Склеить их парой тройкой пунктов, а потом можно будет разрезать тонким лезвием. Внутренюю часть можно выфрезеровать надев на Дремель или бормашину круглый шлифовальный камешек , их щас продают вомножестве. Ну а затем склеить фюзеляж накрепко незабыв вклеить мотораму. 😉
Можно подробней про развесовку? Откуда при пустом планере 280г и такой начинке вышло 940г полетный?
Полететь. конечно полетит, Скорость сваливания 11-12м/с, но при такой нагрузке и такой конструкции крыла - сложится оно.
Э-э-э, это 280 гр фьюз, крыло еще 200 итого 480.
Акк 160 гр., БК- 76 гр., 4 машинки по 17 гр., приемник 16 гр., рег 16гр итого 336 гр.
В сумме 480 + 336 = 816 гр.
Ну и на 130 гр. набежали шасси, тяги, моторама, провода, винт, капот.
Вроде ничего лишнего не лепил. 😦
Александр АГ
Это был мой первый опыт, на ошибках учимся, больше такой фигней страдать уже точно не буду.
Только наборную конструкцию.
Вот теперь бы ещё результаты облёта узнать… 😒
Понятно, тогда - простор и скорость 😃 и без резких эволюций.
И закрылки замикшировать как флапероны.
Элероны замикшированы как флапероны.
Результаты облета будут, как только найду пилота, кто бы взялся облетать. Сам не летаю, только строю и ремонтирую. 😎