Як-54 1300мм из потолочки
Классный аппарат получился. Очень интересно ознакомится с полным пошаговым изготовлением самика. Сам такой давно хотел сделать по этой же технологии. Так что ждем продолжения
блин… а я себе на Яка заказал надо было тут увидеть и сделать google_ad_section_end
Дорога ложка к обеду😁. Технология взята из статьи Е.Рыбкина про Як-12
…волокна должна идти параллельно рейке, а-то он всё время будет хотеть расслоиться по косой
Разумно. Учтем:)
Вопрос по мотошпангоуту, там накладки с двух сторон? Из чего и как? Вот бы фото со стороны мотора. И какой материал и сечение стрингеров фюзеляжа?
ждем продолжения 😃
Продолжение…
Этап ВТОРОЙ. ФЮЗЕЛЯЖ И ОПЕРЕНИЕ
Обо всем по-порядку. Итак, шпангоуты из двойной потолочки, стрингеры - сосна 12х2,5мм.
Моторама крепится на шпангоуте F3 и для ее крепления ничего проще не придумал, как приклеить к самому шпангоуту накладку из ДВП. Немного позорное, конечно, решение, но нареканий пока нет. Думаю тонкослойная фанера здесь была бы уместней, но у меня такой попросту не оказалось… С обратной сторны в местах ввинчивания саморезов моторамы наклеены кусочки текстолита с отверстиями, саморезы прорезают в них резьбу и в общем достаточно плотно “застревают”.
При склеивании этой конструкции пришлось повозиться, чтобы проконтролировать положение всех шпангоутов относительно стрингеров и отсутствие перекосов.
Большую часть фюзеляжа (считая с хвоста) удалось обшить одним куском потолочки из 2-х листов. Обшивка поэтапная, т.е. сначала приклеивается обшивка в нижней части фюзеляжа, затем боковинки и затем верхняя часть. В верхней части края подгоняются и склеиваются встык. Затем, естественно, все зачищается бруском.
Стойка шасси вырезается из дюралюминия толшиной 2 мм. Выкройка стойки приведена на чертежах. Для крепления стойки в шпангоуты F5, F6, F7 вклеена пластина из того же дюралюминия. В ней просверлены 5 отверстий и нарезана резьба кажется М4.
Затем нужно по возможности точнее отметить место вхождения крыла и прорезать соответсвующий проем (к этому моменту хвостовое оперение уже было установлено, ориентироваться в таком случае проще). Крыло установлено строго по оси двигателя с нулевым углом атаки.
Оперение. Рули направления и высоты пустотелые, без нервюр. Внутренняя задняя кромка счищается наискось бруском и по ней склеиваются 2 половинки. Навеска рулей на полоске пластыря шириной 30мм, которая вклеивается между бальзовыми рейками. Получается исключительно гибкое и надежное (ни малейшего люфта) крепление.
Неподвижные поверхности рулей имеют нервюры, а в передней кромке киля еще и сосновая рейка, которая “протыкает” обшивку фюзеляжа в 2-х местах.
С горизонтальным оперением, думаю, все понятно из фото
Вся эта красота обтягивается прозрачным скотчем и утюжится. Остается только поточнее вклеить это все в фюзеляж.
Продолжение все еще следует…😁
Как интересный сериал, сижу жду продолжения с нетерпением…😃
Подробные фотки, спасибо!
Немного позорное, конечно, решение, но нареканий пока нет.
Если решение выполняет свою функцию, значит оно правильное. Я так понял обтяжка бесцветным скотчем? Лучше было-бы белым. Не видно потолочку, чисто-белая поверхность.
Если ещё есть фото по фюзеляжу, скиньте пожалуйста размещение и крепление аккумулятора, серв, приводы и тяги на рули, как сделаны кабанчики.
А можно по подробнее как делали капот двигателя
Отлично получается. А каким клеем клеили различные узлы?
Отлично получилось!
Тоже вот про капот, фонарь и клей…
буду теперь с компасом разбираться. вот разобраться бы как масштаб к 2метрам подогнать…
На все поступившие вопросы постараюсь ответить в окончании своего повествования…
Итак, окончание. Этап ТРЕТИЙ. Амм…КАПОТ, ФОНАРЬ КАБИНЫ и др…
В предыдущей главе не упомянул о приводе рулей хвостового оперения. Сервы привода рулей “монтируются” в блоке из упаковочного шарикового пенопласта, и этот блок благополучно вклеивается в заднюю часть центроплана крыла.
Тяги из какой-то не шибко хрупкой стальной проволоки диаметром 1мм проходят в трубках из стержней от шариковых ручек. Кабанчики из текстолита толщиной 1мм вклеиваются в бальзовые рейки рулей.
Еще одним “пробелом” является хвостовое колесо, о котором я также умолчал. В общем, прельстился я сверхнадежностью навески рулей на пластыре и вклеил хвостовое колесо прямо в руль направления. Потом долго мучала совесть, все хотел переделать, чтоб нагрузка от колеса приходилась на фюзеляж, а не на руль, но пока так и осталось.
Справедливости ради надо сказать особых претензий на этот узел пока нет, но все ж нужно будет переделать, и обязательно подпружинить.
Капот. Вот здесь моя работа немного было уж приостановилась в поисках простой и доступной технологии. Тогда я еще не знал, как чудно обтягиваются пластиковые бутылки на болванку при равномерном нагреве… После нескольких экспериментов со всякой мелочью решился - была не была. В качестве болванки чисто случайно ИДЕАЛЬНО подошла по форме и диаметру 3-х литровая банка. Правда, как оказалось, не все банки одинаковы в диаметре)). В качестве материала - 5-ти литровая бутыль от питьевой воды.
После некоторого шаманства над огнем получился очень достойный результат. Я до того осмелел, что решился попробовать сделать “жабры” охлаждения капота. Для этого в нужных местах сделаны прорези и в них не без труда вставлены кусочки медной проволоки.
И вот тут немного дал маху: уж слишком смело я поджарил эту кострукцию на огне. Некоторые края “жабер” немного подплавились. Сразу уж думал переделывать, тем более еще не рассчитал с длинной капота, он получился немного короче, чем должен был быть, но потом пожалел затраченного труда и оставил. После окраски капота балончиком (в белый с чуть сероватым оттенком цвет потолочки) эти маленькие недостатки не бросаются в глаза.
Да, эти самые “жабры” еще пригодились для реализации какого-никакого охлаждения внутренних отсеков, где установлены регулятор и аккумулятор. Жалюзи радиатора (см. фото выше) выполняют свою прямую функцию, т.е. пропускают воздух через прорези, в мотошпангоуте прорезаны окна для этой же цели и несколько небольших прорезей в обшивке под капотом. Уж не знаю, насколько это эффективно и восстребовано, но все ж приятно, что этот выпендреж с жалюзями и жабрами капота не просто бутафория.
Фонарь. Тоже долго пытался придумать что-то сверхпростое, но все ж пришлось вырезать болванку. Да еще, как назло, не нашлось нужных размеров липовых или осиновых заготовок. Повозился с сосной, результатом остался доволен. Фонарь на реальном Як 54 состоит из неподвижного козырька и откидывающегося колпака. К сожалению, не нашлось достаточной по длине темной бутылки, чтобы сделать откидывающуюся часть суцельной. Пришлось делать кусками и потом склеивать встык на дуге из тонкого дюралюминия.
Основательно пришлось повозиться и с тем, чтобы установить фонарь на законное место. Неподвижный козырек вклеить не проблема, а вот подготовить платформу для окидывающейся части сложнее. В общем методом тыка и подгонок, с этим справился.
Особую гордость испытываю за крепление откидывающейся части фонаря на магнитах. Передняя часть фиксируется механически, а в задней 2 пары магнитиков от винчестера.
Ну и аккумулятор. Аккумулятор задвигается в прорези в шпангоутах F5 и F6 под углом к оси фюзеляжа. В крыле также вырезана небольшая ниша (видно на фото общего вида крыла). В моем случае для обеспечения нужной центровки потребовалось полностью задвинуть аккумулятор, пока он не уперся в шпангоут F4. Фиксация аккумулятора при помощи липучки.
Ну и в заключении осталось добавить про скотч, клей и масштабирование в компасе:).
Скотч использовался бесцветный, ибо такого чуда как белый скотч нигде не встречал, это была бы сказка.
Клеил в основном клеем для потолочки типа Титан или Мастер, пока не наткнулся на быстросохнущую двухкомпонентную эпоксидку в каком-то автомагазине. Это просто чудо, только разводить каждый раз приходится. Кстати, только она и выручила при работе с фонарем кабины, ибо этот пластик ни один клей больше не берет:(.
Масштабировать в самом Компасе элементарно: выделяем фрагмент, дальше Редактор - Масштабирование, вводим коэффициент масштабирования, пликаем на чертеж. При использовании КОМПАС-3D Viewer можно только распечатать чертежи в любом масштабе.
Слов нет… Восхищаюсь работой! Спасибо!!!
Спасибо за подробный расказ. Много полезного можно взять на вооружение. Удачных полетов! Самое главное что материалы доступные, особо не надо напрягатся в поисках.
удивляет точность вырезаний в фюзеляже мест для оперения и крыльев
у меня бы так не получилось
ИДЕАЛЬНО подошла по форме и диаметру 3-х литровая банка.
Перед тем, как греть бутыль, заднюю часть фиксировали на банке? Или она не ползёт вперёд, когда идёт обжим?
Я просто переодически поглядываю на чертёж Су-26МХ, метрового размаха, идеально для болвана капота подходит 2-х литровая банка.
удивляет точность вырезаний в фюзеляже мест для оперения и крыльев
Ну, как говорится, самое точное на глаз😁. Главное точно наметить на фюзеляже ось крыла или оперения. Дальше накалывается внешний контур сечения крыла или того самого оперения и, собственно, вырезается.
Перед тем, как греть бутыль, заднюю часть фиксировали на банке? Или она не ползёт вперёд, когда идёт обжим?
Нет, фиксация в принципе не обязательна. Если сначала по чуть-чуть подогревать со всех сторон, то бутыль обсядет и никуда не сползает. Только нужно учесть, что материал сильно усаживается со всех сторон, так что нужно брать приличный запас по длине (я как раз с этим и просчитался).
Здравствуйте!Решил тоже себе построить такой самолёт,только с размахом 1м.Хотелось бы услышать мнения по выбранной мотоустановке:
двиг:www.hobbycity.com/hobbycity/…/uh_viewItem.asp?idPr…
рег:www.hobbycity.com/hobbycity/…/uh_viewItem.asp?idPr…
Что скажите,а то я пока не очень соображаю в подборе электроники.Из пилотажа пока интересуют бочки-петли…“Бешенное” 3d пока не планируется…Заранее спасибо.
Я вот тоже решил собрать самолёт по Вашим чертежам размах такой же - 1300мм. Я как понял крылья у Вас неразьёмные? Не вызывает ли это проблем с перевозкой модели? Просто до сих пор не определился как делать. Хочется конечно съёмные, но это опять же лишний вес. Как лучше сделать?
Решил тоже себе построить такой самолёт,только с размахом 1м.Хотелось бы услышать мнения по выбранной мотоустановке:
двиг:www.hobbycity.com/hobbycity/s...idProduct=2106
рег:www.hobbycity.com/hobbycity/s...?idProduct=658
Под размах 1м выходит площадь крыла около 16,8 дм^2. По весу я бы постарался вложиться в 600-650г. Если заявленная мотоустановка действительно выдаст тягу в 900-1200г, то это будет оптимальный выбор. Регулятор тоже сгодится.😃 Однако чтобы вложиться по весу, необходимо основательно переработать конструкцию: уменьшить количество шпангоутов и нервюр, уменьшить соответственно сечения стрингеров и лонжерона или выполнить эти элементы из более легких материалов, т.к. при таком размере модели обшивка из потолочки уже служит силовым элементом, прочности которого достаточно для эксплуатационных нагрузок. Успехов!
Я как понял крылья у Вас неразьёмные? Не вызывает ли это проблем с перевозкой модели?
Крыло неразборное. И как уже писал, такой вариант выбран именно из-за возможности транспортировки на моем автомобиле. Чуть больше размах - и уже однозначно не влезет в дверной проем. Т.к. другим способом, кроме как на автомобиле, перевозить модель я не планирую и с местом для хранения у меня проблем нет, то остановился на неразборном крыле (по правде сказать я еще немного побаиваюсь браться за крыло со съемными консолями…как-то не доверяю я им). Если же имеется опыт изготовления разборного крыла, я бы посоветовал делать разборное.
Под размах 1м выходит площадь крыла около 16,8 дм^2. По весу я бы постарался вложиться в 600-650г. Если заявленная мотоустановка действительно выдаст тягу в 900-1200г, то это будет оптимальный выбор. Регулятор тоже сгодится.😃 Однако чтобы вложиться по весу, необходимо основательно переработать конструкцию: уменьшить количество шпангоутов и нервюр, уменьшить соответственно сечения стрингеров и лонжерона или выполнить эти элементы из более легких материалов, т.к. при таком размере модели обшивка из потолочки уже служит силовым элементом, прочности которого достаточно для эксплуатационных нагрузок. Успехов!
Спасибо за ответ!Значит буду заказывать этот комплектик!Конструкцию уже продумываю,думаю должно получится…
Здравствуйте Сергей.
Очень хорошая работа, достойная уважения. И спасибо Вам за рассказ о постройке. А можно ещё помучить Вас вопросами?😃
Насколько я понял, решетка радиатора сделана из картона? Как она закреплена в капоте? Просто приклеена по периметру к стенкам или съемная? Не прижимает ли встречный поток картонные створки решетки, закрывая вентиляционные отверстия?
Теперь по крылу… Задняя кромка должна представлять собой полукруглую нишу, куда передней полукруглой кромкой входит элерон. Как Вы это делали? Или верхняя и нижняя обшивки крыла просто “свисают” над прямой задней кромкой и сточены по профилю?
Само крыло просто вклеено в фюз и, по сути, держится только на обшивке из потолочки (по фоткам не углядел силового каркаса в этой части). Достаточно ли прочно препление на такой не маленькой модели?
И теперь самое непостижимое…😁 Как вы смогли заложить столько проволочек для жабер?! Вы их как-то фиксировали на стенках или… ?
Заранее благодарен за ответы.