Як-54 1300мм из потолочки
Отлично получилось!
Тоже вот про капот, фонарь и клей…
буду теперь с компасом разбираться. вот разобраться бы как масштаб к 2метрам подогнать…
На все поступившие вопросы постараюсь ответить в окончании своего повествования…
Итак, окончание. Этап ТРЕТИЙ. Амм…КАПОТ, ФОНАРЬ КАБИНЫ и др…
В предыдущей главе не упомянул о приводе рулей хвостового оперения. Сервы привода рулей “монтируются” в блоке из упаковочного шарикового пенопласта, и этот блок благополучно вклеивается в заднюю часть центроплана крыла.
Тяги из какой-то не шибко хрупкой стальной проволоки диаметром 1мм проходят в трубках из стержней от шариковых ручек. Кабанчики из текстолита толщиной 1мм вклеиваются в бальзовые рейки рулей.
Еще одним “пробелом” является хвостовое колесо, о котором я также умолчал. В общем, прельстился я сверхнадежностью навески рулей на пластыре и вклеил хвостовое колесо прямо в руль направления. Потом долго мучала совесть, все хотел переделать, чтоб нагрузка от колеса приходилась на фюзеляж, а не на руль, но пока так и осталось.
Справедливости ради надо сказать особых претензий на этот узел пока нет, но все ж нужно будет переделать, и обязательно подпружинить.
Капот. Вот здесь моя работа немного было уж приостановилась в поисках простой и доступной технологии. Тогда я еще не знал, как чудно обтягиваются пластиковые бутылки на болванку при равномерном нагреве… После нескольких экспериментов со всякой мелочью решился - была не была. В качестве болванки чисто случайно ИДЕАЛЬНО подошла по форме и диаметру 3-х литровая банка. Правда, как оказалось, не все банки одинаковы в диаметре)). В качестве материала - 5-ти литровая бутыль от питьевой воды.
После некоторого шаманства над огнем получился очень достойный результат. Я до того осмелел, что решился попробовать сделать “жабры” охлаждения капота. Для этого в нужных местах сделаны прорези и в них не без труда вставлены кусочки медной проволоки.
И вот тут немного дал маху: уж слишком смело я поджарил эту кострукцию на огне. Некоторые края “жабер” немного подплавились. Сразу уж думал переделывать, тем более еще не рассчитал с длинной капота, он получился немного короче, чем должен был быть, но потом пожалел затраченного труда и оставил. После окраски капота балончиком (в белый с чуть сероватым оттенком цвет потолочки) эти маленькие недостатки не бросаются в глаза.
Да, эти самые “жабры” еще пригодились для реализации какого-никакого охлаждения внутренних отсеков, где установлены регулятор и аккумулятор. Жалюзи радиатора (см. фото выше) выполняют свою прямую функцию, т.е. пропускают воздух через прорези, в мотошпангоуте прорезаны окна для этой же цели и несколько небольших прорезей в обшивке под капотом. Уж не знаю, насколько это эффективно и восстребовано, но все ж приятно, что этот выпендреж с жалюзями и жабрами капота не просто бутафория.
Фонарь. Тоже долго пытался придумать что-то сверхпростое, но все ж пришлось вырезать болванку. Да еще, как назло, не нашлось нужных размеров липовых или осиновых заготовок. Повозился с сосной, результатом остался доволен. Фонарь на реальном Як 54 состоит из неподвижного козырька и откидывающегося колпака. К сожалению, не нашлось достаточной по длине темной бутылки, чтобы сделать откидывающуюся часть суцельной. Пришлось делать кусками и потом склеивать встык на дуге из тонкого дюралюминия.
Основательно пришлось повозиться и с тем, чтобы установить фонарь на законное место. Неподвижный козырек вклеить не проблема, а вот подготовить платформу для окидывающейся части сложнее. В общем методом тыка и подгонок, с этим справился.
Особую гордость испытываю за крепление откидывающейся части фонаря на магнитах. Передняя часть фиксируется механически, а в задней 2 пары магнитиков от винчестера.
Ну и аккумулятор. Аккумулятор задвигается в прорези в шпангоутах F5 и F6 под углом к оси фюзеляжа. В крыле также вырезана небольшая ниша (видно на фото общего вида крыла). В моем случае для обеспечения нужной центровки потребовалось полностью задвинуть аккумулятор, пока он не уперся в шпангоут F4. Фиксация аккумулятора при помощи липучки.
Ну и в заключении осталось добавить про скотч, клей и масштабирование в компасе:).
Скотч использовался бесцветный, ибо такого чуда как белый скотч нигде не встречал, это была бы сказка.
Клеил в основном клеем для потолочки типа Титан или Мастер, пока не наткнулся на быстросохнущую двухкомпонентную эпоксидку в каком-то автомагазине. Это просто чудо, только разводить каждый раз приходится. Кстати, только она и выручила при работе с фонарем кабины, ибо этот пластик ни один клей больше не берет:(.
Масштабировать в самом Компасе элементарно: выделяем фрагмент, дальше Редактор - Масштабирование, вводим коэффициент масштабирования, пликаем на чертеж. При использовании КОМПАС-3D Viewer можно только распечатать чертежи в любом масштабе.
Слов нет… Восхищаюсь работой! Спасибо!!!
Спасибо за подробный расказ. Много полезного можно взять на вооружение. Удачных полетов! Самое главное что материалы доступные, особо не надо напрягатся в поисках.
удивляет точность вырезаний в фюзеляже мест для оперения и крыльев
у меня бы так не получилось
ИДЕАЛЬНО подошла по форме и диаметру 3-х литровая банка.
Перед тем, как греть бутыль, заднюю часть фиксировали на банке? Или она не ползёт вперёд, когда идёт обжим?
Я просто переодически поглядываю на чертёж Су-26МХ, метрового размаха, идеально для болвана капота подходит 2-х литровая банка.
удивляет точность вырезаний в фюзеляже мест для оперения и крыльев
Ну, как говорится, самое точное на глаз😁. Главное точно наметить на фюзеляже ось крыла или оперения. Дальше накалывается внешний контур сечения крыла или того самого оперения и, собственно, вырезается.
Перед тем, как греть бутыль, заднюю часть фиксировали на банке? Или она не ползёт вперёд, когда идёт обжим?
Нет, фиксация в принципе не обязательна. Если сначала по чуть-чуть подогревать со всех сторон, то бутыль обсядет и никуда не сползает. Только нужно учесть, что материал сильно усаживается со всех сторон, так что нужно брать приличный запас по длине (я как раз с этим и просчитался).
Здравствуйте!Решил тоже себе построить такой самолёт,только с размахом 1м.Хотелось бы услышать мнения по выбранной мотоустановке:
двиг:www.hobbycity.com/hobbycity/…/uh_viewItem.asp?idPr…
рег:www.hobbycity.com/hobbycity/…/uh_viewItem.asp?idPr…
Что скажите,а то я пока не очень соображаю в подборе электроники.Из пилотажа пока интересуют бочки-петли…“Бешенное” 3d пока не планируется…Заранее спасибо.
Я вот тоже решил собрать самолёт по Вашим чертежам размах такой же - 1300мм. Я как понял крылья у Вас неразьёмные? Не вызывает ли это проблем с перевозкой модели? Просто до сих пор не определился как делать. Хочется конечно съёмные, но это опять же лишний вес. Как лучше сделать?
Решил тоже себе построить такой самолёт,только с размахом 1м.Хотелось бы услышать мнения по выбранной мотоустановке:
двиг:www.hobbycity.com/hobbycity/s...idProduct=2106
рег:www.hobbycity.com/hobbycity/s...?idProduct=658
Под размах 1м выходит площадь крыла около 16,8 дм^2. По весу я бы постарался вложиться в 600-650г. Если заявленная мотоустановка действительно выдаст тягу в 900-1200г, то это будет оптимальный выбор. Регулятор тоже сгодится.😃 Однако чтобы вложиться по весу, необходимо основательно переработать конструкцию: уменьшить количество шпангоутов и нервюр, уменьшить соответственно сечения стрингеров и лонжерона или выполнить эти элементы из более легких материалов, т.к. при таком размере модели обшивка из потолочки уже служит силовым элементом, прочности которого достаточно для эксплуатационных нагрузок. Успехов!
Я как понял крылья у Вас неразьёмные? Не вызывает ли это проблем с перевозкой модели?
Крыло неразборное. И как уже писал, такой вариант выбран именно из-за возможности транспортировки на моем автомобиле. Чуть больше размах - и уже однозначно не влезет в дверной проем. Т.к. другим способом, кроме как на автомобиле, перевозить модель я не планирую и с местом для хранения у меня проблем нет, то остановился на неразборном крыле (по правде сказать я еще немного побаиваюсь браться за крыло со съемными консолями…как-то не доверяю я им). Если же имеется опыт изготовления разборного крыла, я бы посоветовал делать разборное.
Под размах 1м выходит площадь крыла около 16,8 дм^2. По весу я бы постарался вложиться в 600-650г. Если заявленная мотоустановка действительно выдаст тягу в 900-1200г, то это будет оптимальный выбор. Регулятор тоже сгодится.😃 Однако чтобы вложиться по весу, необходимо основательно переработать конструкцию: уменьшить количество шпангоутов и нервюр, уменьшить соответственно сечения стрингеров и лонжерона или выполнить эти элементы из более легких материалов, т.к. при таком размере модели обшивка из потолочки уже служит силовым элементом, прочности которого достаточно для эксплуатационных нагрузок. Успехов!
Спасибо за ответ!Значит буду заказывать этот комплектик!Конструкцию уже продумываю,думаю должно получится…
Здравствуйте Сергей.
Очень хорошая работа, достойная уважения. И спасибо Вам за рассказ о постройке. А можно ещё помучить Вас вопросами?😃
Насколько я понял, решетка радиатора сделана из картона? Как она закреплена в капоте? Просто приклеена по периметру к стенкам или съемная? Не прижимает ли встречный поток картонные створки решетки, закрывая вентиляционные отверстия?
Теперь по крылу… Задняя кромка должна представлять собой полукруглую нишу, куда передней полукруглой кромкой входит элерон. Как Вы это делали? Или верхняя и нижняя обшивки крыла просто “свисают” над прямой задней кромкой и сточены по профилю?
Само крыло просто вклеено в фюз и, по сути, держится только на обшивке из потолочки (по фоткам не углядел силового каркаса в этой части). Достаточно ли прочно препление на такой не маленькой модели?
И теперь самое непостижимое…😁 Как вы смогли заложить столько проволочек для жабер?! Вы их как-то фиксировали на стенках или… ?
Заранее благодарен за ответы.
А можно ещё помучить Вас вопросами?
С удовольствием;)
Насколько я понял, решетка радиатора сделана из картона? Как она закреплена в капоте? Просто приклеена по периметру к стенкам или съемная? Не прижимает ли встречный поток картонные створки решетки, закрывая вентиляционные отверстия?
Да, решетка радиатора просто приклеена по периметру к стенкам капота. Картон достаточно плотный и жалюзи сохраняют заданный отгиб при любой тяге. По крайней мере визуально никакой деформации во время прогазовок не наблюдается. Да и кто его знает под каким там углом воздействует завихряющийся воздушный поток на эти самые жалюзи…
Теперь по крылу…
Само крыло просто вклеено в фюз и, по сути, держится только на обшивке из потолочки
Не совсем. Соединения крыла только с обшивкой было бы, конечно, не достаточно. Кроме обшивки крыло вклеено в разрезы 4-х шпангоутов F5-F8. rcopen.com/files/4a68e84b997073007704c48f
И теперь самое непостижимое… Как вы смогли заложить столько проволочек для жабер?!
Это было не легко😁. Однако, вооружившись парой тоненьких отверток и наработав определенные навыки, задача вполне выполнимая. Дополнительной фиксации проволочек не требуется. Главное их запихнуть в разрезы и они с удовольствием там остаются.
А не могли бы Вы выложить размеры этой выкройки обшивки фюзеляжа? google_ad_section_end
Нет, не могу:). Смысла делать точную развертку обшивки нет. Все равно практически невозможно заранее учесть все зазоры и стыки. Проще всего взять кусок потолочки с запасом по ширине (у меня это был целый лист стандартной шириной 500мм, ну и сужение в задней части на глазок, но чтоб запас был), а после приклеивания низа и боковинок подрезать верхние кромки. Когда низ и боковинки обшивки зафиксированы проще всего прижать верхние части обшивки и наметить линию стыка по осевым отметкам на шпангоутах. Рекомендую взять небольшой запас в 1мм и потом окончательно подогнать стыки брусочком.
Понятно, так и сделаю. А крыло я всётаки решил делать разборным:)
Мотор будет стоять TURNIGY AerodriveXp TR35-48-B
Регулятор пока TowerPro H40A
Аккумулятор три банки липо, потом планирую пять банок, но нужно будет докупить регулятор .
С винтом ещё не разобрался, какой лучше поставить?
Как думаете этом мотор подойдёт для этой модели? Просто я его ещё ни разу не использовал.
Петели для навески элеронов. Не очень понятно как сделана ось и как петля крепиться в элероне? РН и РВ на таких же петлях?
Мотор будет стоять TURNIGY AerodriveXp TR35-48-B
Регулятор пока TowerPro H40A
Аккумулятор три банки липо, потом планирую пять банок, но нужно будет докупить регулятор .
С винтом ещё не разобрался, какой лучше поставить?
Как думаете этом мотор подойдёт для этой модели?
Мотор скорее всего подойдет. Правда здесь как-то мне не все ясно… Смущает резкий переход с 3S на 5S липо. Есть подозрение, что с 3-мя банками двигатель выдаст тягу скажем около килограмма, а этого будет недостаточно. Хотя мотокальк и выдает для заявленных данных при 3-х банках тягу 1300-1600г, но и токи получаются 29-40А, что явно расходится с оптимальными для двигателя 20-30А. И это только на 3-х банках! А на 5-ти элементах липо расчетная тяга 2000-2400г, но токи выскакивают до 50А. Поэтому если есть возможность, я бы посоветовал померять реальную тягу с 3-х элементным аккумулятором и сделать выводы, или сразу планировать мотоустановку с 4-5S липо. Далее по винтам. Опять же если верить мотокальку, наибольшую скороподъемность для всех вариантов аккумулятора (3S-5S) выдает винт 11х8. Наиболее близкие результаты с винтами 11х7, 12х8 и 12х7. Винт диаметром 11 дюймов для такой лобастой модели мелковат, лопасти будут торчать сантиметров на 5… Я бы для начала остановился на варианте 12х7.
Не очень понятно как сделана ось и как петля крепиться в элероне? РН и РВ на таких же петлях?
Ну вроде все должно быть ясно из фото. В нервюре и обшивке элерона вырезан проем, куда входит петля. По краям нервюры наклеены накладки из чего-нибудь пластикового. В них отверстия, кда входит стальная проволочка. Для сбора этой конструкции в элероне временно вырезан лючок. А крепление петли на конце элерона еще проще. Там обошлось без накладок. Стальная ось проткнута через “мясо” законцовки элерона и нервюры и посажена на клей.
Навеска РВ и РН на пластыре (см. выше)
Спасибо за столь подробный ответ! Пока буду ставить то что имеется, если тяги будет маловато куплю более мощный мотор. Вообще модель строю для 3D пилотажа.
А нет ли у Вас видео с полётом этой модели? Очень хотелось бы посмотреть.
Пока буду ставить то что имеется, если тяги будет маловато куплю более мощный мотор. Вообще модель строю для 3D пилотажа.
Да. Помню я тож когда строил задумывался про “немножко 3D”. Реальность оказалось такова, что пока полеты и классический пилотаж только на приличной высоте. Про попытки чего-нить вытворить даже в мыслях нет. Может у меня еще недостаточно навыков, а может модель не так уж и проста в управлении, чтоб решиться на 3D. В любом случае с 3-х баночным аккумулятором под Ваш двигатель ни о каком 3D и речи быть не может. И все ж наверно будет лучше сразу брать 4-5-ти баночный аккумулятор и соответствующий регулятор, чем потом менять двигатель вместе с аккумулятором и регулятором.
А нет ли у Вас видео с полётом этой модели? Очень хотелось бы посмотреть.
Кое-какие видео у меня есть, но особо там смотреть не на что, тем более что полеты в основном на приличной высоте и качество видео не самое лучшее. Был бы у меня ADSL можно было бы выложить что есть, но пока сижу на dial-up и выкладывать видео будет слишком мучительно.😃
Я тут чисто случайно наткнулся как сохранять чертежи в PDF формате. Помню кто-то интересовался, так что на всякий случай выкладываюB-)
PDF Як-54.ZIP