Как победить флаттер?!
размер самолетика, судя по пенопласту вроде небольшой,
сами элероны “копийного” размера? (если да, то может нужна балансировка, или петли просто пожестче)
сервы быстрые? если да, то может помежленнее (или помощнее)поставить, иногда из-за слишком быстрых серв такое наблюдается, но на больших (2-3 метра) самолетах. тут-же прямо засада какая-то.
может слишком быстро летает?
короче - фото и параметры в студию.
Приветствую!
Недели две назад, во время первого пробного полета на СУ-31 был замечен недетсткий флаттер на элеронах.
Посоветовали обклеить скотчем крылья (равно как и весь самолет).
Обклеил.
Недавно делал маленькие пробные полетики (на малой скорости) - флаттера не было. Сегодня пошел в поле, летал минут 5, пока батарейка не сдохла. За это время неоднократно возникал флаттер, причем появляется он в горизонтальном полете. Т.е. стоит только завалить модельку набок - флаттер исчезает.Вопрос: с чем это может быть связано? Люфтов нет, вроде…
Посоветуйте, как выйти из этой дурацкой ситуации.
Заранее благодарю за помощь.
Фотку элеронов со стороны серв плииз!
так гадать можно долго, причин может быть куча: шарниры, тяги, зазоры, сами элероны, сервы итд итп…
Покажи весь узел от сервы до элерона!
Привет, Максим!
Я сделал следующим образом:
- Взял деревянную линейку 50см и разрезал её вдоль.
- Каждую половину срезал на одном конце до толщины крыла на внешней кромке.
- Обе половины отрезал по длине так, чтобы они на сантиметр заходили под пенопластовую крышку на крыле, а другим концом были до белых крышек.
- По синей полосе снизу крыла сделал пазы в каждой половине крыла шириной 3мм и глубиной чтоб линейка входила вровень с поверхностью крыла.
- Приклеил всё это “безобразие” на эпоксидку (кстати тоже офигенно будет держаться на клею для потолочки “Титан”).
- Сверху этот шов заклеил полоской скотча.
Результат такой, как я и ожидал.
- Самолёт стал тяжелее на 50гр., на полёт вроде не повлияло.
- Флаттер пропал полностью на любых скоростях.
- Когда держишь самолёт за крылья, то провисает совсем немного и перестал качаться как на резинке.
И Обязательно поменяй рульмашинку на что-нибудь приличное, так как в той что из комплекта, люфт качалки около 1мм. При этом ты от флаттера на элеронах не избавишься никогда. Я поставил GWS NARO и теперь всё ok.
Кстати, я ещё переделал стабилизатор, обе половинки приклеил на одну рейку и П-образной проволочной скобой ещё зафиксировал. Теперь на руль высоты идёт одна 1,5 мм тяга в боудене. Заваливание на бок при выполнении петель теперь полностью отсутствует.
Удачных полётов!
Алексей.
Спасибо, товарищи, за советы!
Фотки сделаю и выложу!
Согласен, что проблема может быть в чём угодно и вот так, со слов, сказать невозможно.
Алексей, насчет серв согласен - люфтуют маленько. Надо будет затариться новыми…
Крылья надо, конечно, упрочнить немножко, а то я не послушал в прошлый раз советов и вместо авиамодельного армированного скотча налепил кевларовыю нитку. Она что есть, что ее нет - один фиг! Придется, наверно, ободрать крылья, отодрать нитку (чтоб красивей было), и проклеить крылья армированным скотчем.
Покажи весь узел от сервы до элерона!
Вечерком сфоткаю и выложу.
Еще раз спасибо!!
Добавлено
Извините, что освещение на снимках неважное. Пробовал использовал вспышку - тогда совсем ничего не видно, всё засвечивает.
Но я склоняюсь к двум вещам: люфтует машинка и не хватает прочности элеронов на кручение.
А вы что думаете?
На мой взгляд изогнутые поволочки, к которым крепятся тяги, могут пружинить. Люфт машинки даже не так страшен может оказаться, как резонанс с этими пружинками.
Флаттер возникает из-за люфтов. В вашем случае.
Источниками люфтов могут быть:
1- Торсионы. У этого соединения много слабых мест. (на бронетехнике их вообще как амортизаторы применяют)
2- Шарниры между машинкой и тягой, а также между тягой и торсионом.
3- Крепление рулевой. Тоже может внести свою лепту.
4- Петли. Лучшие - классической конструкции.
Попробуйте покачать элерон рукой.
Наверняка заметите недостаточную жесткость системы.
Лучшее решение - отдельная машинка на каждый элерон. Ставятся поближе к этому самому элерону, тяга из велосипедной спицы. Петли - 3шт на плоскость.
Насколько мне известно, у вас 4х канальный передатчик, поэтому машинки включаются через Y кабель.
На мой взгляд изогнутые поволочки, к которым крепятся тяги, могут пружинить. Люфт машинки даже не так страшен может оказаться, как резонанс с этими пружинками.
Согласен… Хлипкая конструкция! Еще плохо то, что при длинне элерона в 45 см. эта проволочка вклеена только на 2.5 см. в сам элерон. Жесткости не хватает.
Шарниры между машинкой и тягой
Вчера, после того, как сделал фотки, я заметил, что соединение тяги с машинкой отвратительное (и как я этого раньше не заметил?!). Соединение ходило вверх-вниз, что легко могло служить одной из причин флаттера. Буду исправлять!!
Петли - 3шт на плоскость.
Так и есть.
Сами тяги мне нравятся. Они не люфтуют в соединении с приводом элеронов, а соединение с машинкой я сегодня поправлю… Т.е. достаточно жесткая конструкция.
А вот люфт машинки - это криминал. Сегодня поеду в пилотаж за новой машинкой.
Мда…
Добавлено
Только что вернулся из Пилотажа. Купил машинку от GWS PICO+F
Еще на рынке взял скотч армированный (знаете, такой цвета титана…) - посмотрим, что из всего этого получится.
Ах да, буду, наверное, переклеивать качалки на элеронах: штатные полное г%вно!
Добавлено
Кажись, на этот раз нашел причину - внешний край правого элерона милиметра на 2-3 торчал снизу крыла (китайцы его неровно вклеили), вызывая, судя по всему, завихрения и вибрацию на скорости, что выливалось во флаттер.
Сделал хитрую приспособу, потом покажу…
К тому же всплыл глюк элеронной сервомашинки: когда тихонько тянешь ручку передатчика влево, машинка сначала делает микродвижение вправо, и только потом начинает двигаться налево. Причем этот глюк только в одну сторону - вправо машинка работает как часы, зато влево как-то криво… А машинка-то новая!! Я подключил старую машинку (думал, что купил бракованую), но и старая машинка вела себя так же: сначала микросдвиг в противоположную сторону, и уже потом начинает двигаться туда, куда ей положено!
Вот такая песня!
Проволочки, суть торсионы, которые передают усилие элеронам от кабанчика, скручиваются и пружинят. Это тоже одна из причин флаттера. Либо толще торсионы, либо в корне менять систему управления элеронами и ставить тяги и две машинки. Но это не всегда возможно.
Чего-то еще про стрекозу в голову глупость пришла. У нее на крыльях есть темные штучки. Это противофлаттерные грузики. У настоящих вертолетов в лопастях тоже что-то такое есть. Может спецы чего вспомнят и подскажут? Наверняка ведь что-то подобное есть в большой авиации?
Чего-то еще про стрекозу в голову глупость пришла. У нее на крыльях есть темные штучки. Это противофлаттерные грузики. У настоящих вертолетов в лопастях тоже что-то такое есть. Может спецы чего вспомнят и подскажут? Наверняка ведь что-то подобное есть в большой авиации?
Ну скажем совсем не глупость, а светлый луч… 😃 Флаттер явление резонансное, и если частота внешнего воздействия на рулевую поверхность совпадет с собственной частотой конструкции… Вот грузиками и отстраиваются. Либо, как выше Aleks поступил, меняют жесткость конструкции. У меня причиной флатера на руле высоты Tribute был видимо люфт, хвост молотило так, что он с земли был виден как нечто расплывчатое. Успел газ сбросить и сесть как то (высота метра 3 была). Продолжалось это с 1 секунду, но за это время успели отклеиться все 5 трубчек, вместе с приличными кусочками пенопласта (с копейку размером) с через которые шел боуден на руль высоты.