Как победить флаттер?!
Привет, Максим!
Я сделал следующим образом:
- Взял деревянную линейку 50см и разрезал её вдоль.
- Каждую половину срезал на одном конце до толщины крыла на внешней кромке.
- Обе половины отрезал по длине так, чтобы они на сантиметр заходили под пенопластовую крышку на крыле, а другим концом были до белых крышек.
- По синей полосе снизу крыла сделал пазы в каждой половине крыла шириной 3мм и глубиной чтоб линейка входила вровень с поверхностью крыла.
- Приклеил всё это “безобразие” на эпоксидку (кстати тоже офигенно будет держаться на клею для потолочки “Титан”).
- Сверху этот шов заклеил полоской скотча.
Результат такой, как я и ожидал.
- Самолёт стал тяжелее на 50гр., на полёт вроде не повлияло.
- Флаттер пропал полностью на любых скоростях.
- Когда держишь самолёт за крылья, то провисает совсем немного и перестал качаться как на резинке.
И Обязательно поменяй рульмашинку на что-нибудь приличное, так как в той что из комплекта, люфт качалки около 1мм. При этом ты от флаттера на элеронах не избавишься никогда. Я поставил GWS NARO и теперь всё ok.
Кстати, я ещё переделал стабилизатор, обе половинки приклеил на одну рейку и П-образной проволочной скобой ещё зафиксировал. Теперь на руль высоты идёт одна 1,5 мм тяга в боудене. Заваливание на бок при выполнении петель теперь полностью отсутствует.
Удачных полётов!
Алексей.
Спасибо, товарищи, за советы!
Фотки сделаю и выложу!
Согласен, что проблема может быть в чём угодно и вот так, со слов, сказать невозможно.
Алексей, насчет серв согласен - люфтуют маленько. Надо будет затариться новыми…
Крылья надо, конечно, упрочнить немножко, а то я не послушал в прошлый раз советов и вместо авиамодельного армированного скотча налепил кевларовыю нитку. Она что есть, что ее нет - один фиг! Придется, наверно, ободрать крылья, отодрать нитку (чтоб красивей было), и проклеить крылья армированным скотчем.
Покажи весь узел от сервы до элерона!
Вечерком сфоткаю и выложу.
Еще раз спасибо!!
Добавлено
Извините, что освещение на снимках неважное. Пробовал использовал вспышку - тогда совсем ничего не видно, всё засвечивает.
Но я склоняюсь к двум вещам: люфтует машинка и не хватает прочности элеронов на кручение.
А вы что думаете?
На мой взгляд изогнутые поволочки, к которым крепятся тяги, могут пружинить. Люфт машинки даже не так страшен может оказаться, как резонанс с этими пружинками.
Флаттер возникает из-за люфтов. В вашем случае.
Источниками люфтов могут быть:
1- Торсионы. У этого соединения много слабых мест. (на бронетехнике их вообще как амортизаторы применяют)
2- Шарниры между машинкой и тягой, а также между тягой и торсионом.
3- Крепление рулевой. Тоже может внести свою лепту.
4- Петли. Лучшие - классической конструкции.
Попробуйте покачать элерон рукой.
Наверняка заметите недостаточную жесткость системы.
Лучшее решение - отдельная машинка на каждый элерон. Ставятся поближе к этому самому элерону, тяга из велосипедной спицы. Петли - 3шт на плоскость.
Насколько мне известно, у вас 4х канальный передатчик, поэтому машинки включаются через Y кабель.
На мой взгляд изогнутые поволочки, к которым крепятся тяги, могут пружинить. Люфт машинки даже не так страшен может оказаться, как резонанс с этими пружинками.
Согласен… Хлипкая конструкция! Еще плохо то, что при длинне элерона в 45 см. эта проволочка вклеена только на 2.5 см. в сам элерон. Жесткости не хватает.
Шарниры между машинкой и тягой
Вчера, после того, как сделал фотки, я заметил, что соединение тяги с машинкой отвратительное (и как я этого раньше не заметил?!). Соединение ходило вверх-вниз, что легко могло служить одной из причин флаттера. Буду исправлять!!
Петли - 3шт на плоскость.
Так и есть.
Сами тяги мне нравятся. Они не люфтуют в соединении с приводом элеронов, а соединение с машинкой я сегодня поправлю… Т.е. достаточно жесткая конструкция.
А вот люфт машинки - это криминал. Сегодня поеду в пилотаж за новой машинкой.
Мда…
Добавлено
Только что вернулся из Пилотажа. Купил машинку от GWS PICO+F
Еще на рынке взял скотч армированный (знаете, такой цвета титана…) - посмотрим, что из всего этого получится.
Ах да, буду, наверное, переклеивать качалки на элеронах: штатные полное г%вно!
Добавлено
Кажись, на этот раз нашел причину - внешний край правого элерона милиметра на 2-3 торчал снизу крыла (китайцы его неровно вклеили), вызывая, судя по всему, завихрения и вибрацию на скорости, что выливалось во флаттер.
Сделал хитрую приспособу, потом покажу…
К тому же всплыл глюк элеронной сервомашинки: когда тихонько тянешь ручку передатчика влево, машинка сначала делает микродвижение вправо, и только потом начинает двигаться налево. Причем этот глюк только в одну сторону - вправо машинка работает как часы, зато влево как-то криво… А машинка-то новая!! Я подключил старую машинку (думал, что купил бракованую), но и старая машинка вела себя так же: сначала микросдвиг в противоположную сторону, и уже потом начинает двигаться туда, куда ей положено!
Вот такая песня!
Проволочки, суть торсионы, которые передают усилие элеронам от кабанчика, скручиваются и пружинят. Это тоже одна из причин флаттера. Либо толще торсионы, либо в корне менять систему управления элеронами и ставить тяги и две машинки. Но это не всегда возможно.
Чего-то еще про стрекозу в голову глупость пришла. У нее на крыльях есть темные штучки. Это противофлаттерные грузики. У настоящих вертолетов в лопастях тоже что-то такое есть. Может спецы чего вспомнят и подскажут? Наверняка ведь что-то подобное есть в большой авиации?
Чего-то еще про стрекозу в голову глупость пришла. У нее на крыльях есть темные штучки. Это противофлаттерные грузики. У настоящих вертолетов в лопастях тоже что-то такое есть. Может спецы чего вспомнят и подскажут? Наверняка ведь что-то подобное есть в большой авиации?
Ну скажем совсем не глупость, а светлый луч… 😃 Флаттер явление резонансное, и если частота внешнего воздействия на рулевую поверхность совпадет с собственной частотой конструкции… Вот грузиками и отстраиваются. Либо, как выше Aleks поступил, меняют жесткость конструкции. У меня причиной флатера на руле высоты Tribute был видимо люфт, хвост молотило так, что он с земли был виден как нечто расплывчатое. Успел газ сбросить и сесть как то (высота метра 3 была). Продолжалось это с 1 секунду, но за это время успели отклеиться все 5 трубчек, вместе с приличными кусочками пенопласта (с копейку размером) с через которые шел боуден на руль высоты.