Hobbyking Edge 540 EP/0.25 1200mm (ARF)
В назидание и в качестве предупреждения, чтобы не покупали этот самолет, я продолжу.
Погоревав над полученной посылкой, я всё-таки собрался с духом и начал собирать самолет. Первым делом снял пленку с задней кромки самого кривого крыла и отшкурил её. Кромка стала относительно ровной. Приставил элерон - щель всё равно кривая - передняя кромка элерона тоже не ровная. К этому моменту терпение закончилось, я решил что не так и страшно, заклеил обратно пленку на крыле, навесил оба элерона. Получилось что по краям щель не на много, но шире. Ну и ладно.
Перешел к изготовлению нового киля и руддера.
Жена оценила, сказала что у меня получилось значительно лучше чем у китайцев 😉
Собрал весь самолет, поставил мотор с регулятором. Вот пара фоток в сравнении с фотками с хоббикинга. Видно, что комплект претерпел изменения не в лучшую сторону.
Вопрос заключался в том, куда ставить хвостовые сервы - в фюзеляж или в хвост, чтобы получить правильный центр тяжести. Оказалось что куда их не ставь, центр тяжести получается порядка 160мм от переднего края, вместо положенных 80!!! Тут одним смещением серв не обойтись. Только засунув аккумулятор до упора внутрь моторамы и добавив к носу еще 200гр. веса, я добился нужного центра тяжести. Но 200г. дополнительного веса - это вообще не вариант! Самолет и без него весит уже 1460 грамм! Это слишком много.
Я был просто убит горем. Столько стараний, времени, денег. Я ненавидел всех китайцев лютой ненавистью. И наверное нанес бы телесные увечья любому из них, если бы он мне попался в эти выходные.
Жена ругалась, что выкинет самолет просто чтобы я перестал о нем думать и переживать и не ходил с плохим настроением все выходные и не портил это самое настроение и ей тоже.
В конечном итоге я собрался с силами, и принял решение переделать хвост. А что еще остается, чтобы привести центр тяжести в порядок?
Не самая легкая пленка. Та, которой я покрывал киль легче раза в два по ощущениям. Хотя может я и ошибаюсь
Что же я обнаружил внутри? Никакой обещанной бальзы там практически нет. Только толстое, из 2мм бальзы, покрытие гаргрота, а всё остальное - тяжелая фанера. На последней фотографии - два стрингера, которые не несут никакой нагрузки, а практически только придают форму фюзеляжу. Их не то что можно смело поменять на бальзу, но и вообще выкинуть, как мне кажется.
Еще в хвосте я обнаружил два бальзовых палена. Наверное они нужны для того, чтобы если летчик заночует в поле, можно было бы разжечь костер и немного погреться.
В общем примерный подсчет показал, что если избавится от 60-70г. в хвосте, то центр тяжести придет в норму. Буду переделывать всё максимально на бальзу, обтяну более легкой пленкой. Возможно сделаю новый стабилизатор и элеватор. Почему-то площадь элеватора хочется увеличить. Она у меня вызывает сомнения.
Еще раз, пожалуйста, не покупайте этот комплект! Ни при каких обстоятельствах! Ни при крайней нужде, ни еще по чему. Лучше скопите на нормальный самолет!
Итак, я наконец закончил переделку и облетал самолет. Но обо всем по порядку.
Для сравнения - детали из фанеры и бальза, на которую они были заменены.
Еще.
Мусор, который был выкинут из хвоста.
И как это все было переделано.
Новый гаргрот.
Окончательная обшивка
static.rcgroups.net/forums/…/a4516730-191-7.jpg (200 Kb)
Сравнение веса до и после. На следующий день, подумав, я заменил еще два стрингера из двойной фанеры, идущие вдоль всего фюзеляжа. Скинул еще грамм 7-10 наверное.
Итого вес после обтяжки. Тут тушка в сборе с моторамой, которая отдельно весит грамм 28-30, так что по сравнению с изначальным весом фюзеляжа, его удалось облегчить почти на 50г. Можно было переделывать и дальше, но желания уже нет да и цель была добиться правильной центровки с легким мотором, а не максимально облегчить фюзеляж.
Сделал новый стабилизатор. Пощупал, решил что жесткости не достаточно.
Добавил еще бальзы. Центральную часть зашил, так как у оригинального стабилизатора толщина 5, а у меня - 4. Чтобы закрепить в фюзеляже надо было увеличить толщину. Заодно и жесткость повысилась.
Новый руль высоты шире на 1см и компенсаторы увеличены за счет стабилизатора. Мне показалось что штатного размера будет не достаточно для 3D. Я все еще надеюсь что самолет сможет делать хоть что-то из 3D.
В результате выигрыш в весе получился не очень большим, но он все таки есть. Новый стабилизатор с рулем на 8г. легче.
Заменил фанерную основу кабины на бальзовую и вместо пластикового капота сделал бальзовый.
Итого выигрыш в весе - 28г. Можно было конечно и саму кабину переделать, но я решил что это уже слишком.
Центр тяжести получился все равно заднее чем хотелось бы, так что пришлось добавить в нос 60г. свинца. Так что есть запас, который можно потратить на более мощный мотор. Сейчас центр тяжести примерно на 30% средней хорды.
Желтой пленки в магазине не было, так что пока самолет выглядит так.
Облет состоялся в минувшие выходные. В субботу пошел снег и в воскресенье, приехав на летное поле, я обнаружил что полоса засыпана свежим мягким и пушистым снегом и взлететь с нее не возможно даже не лыжах. Уже расстроился и решил паковать самолет обратно, но тут пришла мысль, что можно взлететь с дороги, идущей к ипподрому (вроде бы там не так оживленно).
Дошел до дороги. Долго стоял ждал когда разъедутся машины. Многие, проезжая мимо останавливались, желая посмотреть как я буду летать. А я стоял и смотрел на них, ожидая когда они уедут и освободят мне дорогу.
Начался боковой ветер. Пошел снег. Проехал по дороге туда-обратно. Понял что на лыжах самолет слишком скользит в бок. Дорога была достаточно раскатанной для колес, так что снял лыжи. Еще несколько раз проехался туда-сюда. Разогнался и взлетел. Оттримировал. Поднял повыше, не зная что ожидать от него на малой скорости. Попробовал сделать харриер - в далеке плохо видно что происходит с самолетом - идет снег, раскраска плохо читается. Вроде с небольшим углом идет стабильно. На крыло не валится. На малой высоте большая турбулентность, так что экспериментировать с харриером дальше не стал. Запустил свечкой вверх - медленно, но ползет. Сделал бочку, вроде ровно. Попробовал роллинг харриер - нормально, на ноже руля направления вроде тоже хватает, несколько петель - не развалился. В перевернутом полете летит так же как и в прямом, без снижения или набора высоты. Посадил аккруатно, ровно, не смотря на боковой ветер. Больше летать не стал. Самолет плохо видно да и снег с ветром стали усиливаться.
В целом самолет понравился. Наконец то после недель, проведенных в доработках и ругании китайцев, он мне доставил удовольствие. Не смотря на ветер и турбулентность, летел ровно и солидно. На все команды реагировал адекватно.
Теперь делаю лыжи по больше размером и как будет погода - снова в полет.
Интересно!
Мое мнение - мотор стоит поменять, вместо свинца! А Вашему терпению и скрупулезности можно позавидовать!
Спасибо.
Да вот уже думаю заказать Turnigy 4240 800kv. С ним и винт большего диаметра можно будет поставить.
РН как по мне - зверски огромный. может есть смысл укоротить ,тем самым убрать с хвоста еще гамм пять, а это 30 - 50 гр. балласта в носу
Надо полетать сначала, оценить. И на самом деле он не такой большой как на фото =)
Мне кажется что можно переделать стабилизатор с элеватором скорее. Руль направления и так очень легкий - 20г. 5 с него уже не скинуть.
Очень познавательно!
У меня в эскадрилье тоже есть покупной самолет, который полетел только после приложеных рук - досадно, мягко говоря.
Присматривался к нескольким, к этому в том числе. Пока летаю на самопальных: иногда так хочется, чтоб взял готовый и поехал на полетушки, но прочтение обзоров и статей быстро отбивает охоту.
Хотя в самоделках тоже есть свой кайф, стараюсь доводить их до хорошего уровня и зрители часто принимают за покупные.
А я вот теперь весь в сомнениях. До этого хотел брать что-нибудь из Precision Aerobatics, вроде должно быть без косяков всё, а негативные отзывы тоже встречаются. И вот думаешь, а не лучше ли сделать всё самому, именно так как хочется?
А Вашему терпению и скрупулезности можно позавидовать!
Присоединяюсь!
Precision Aerobatics делает неплохие аппараты, я держал несколько разных в руках, но считаю - пока не дорос, навыки не те.
Несмотря на косяки, самолеты мне очень нравятся.
Ну вот и мне нравятся. И я тоже считаю что не дорос, поэтому купил этот Эдж. В результате по потраченным силам и результату - лучше бы я сразу купил Экстру от пресижина, пусть даже разбил бы её в первый же день. Всё равно это было бы менее затратно.
Ну вот и мне нравятся. И я тоже считаю что не дорос, поэтому купил этот Эдж. В результате по потраченным силам и результату - лучше бы я сразу купил Экстру от пресижина, пусть даже разбил бы её в первый же день. Всё равно это было бы менее затратно.
Лёш,не факт,это смотря как разбить,при серьёзном опыте и правильных руках…
Надо полетать сначала, оценить. И на самом деле он не такой большой как на фото =)
Мне кажется что можно переделать стабилизатор с элеватором скорее. Руль направления и так очень легкий - 20г. 5 с него уже не скинуть.
все равно он конячий.
Имейте в виду, что возможен разрыв сервы.
У меня такое было неоднократно
Знаю, что такое разрыв селезенки. Что такое разрыв сервы - не знаю.
Если усилие правильно подобрано - можно хоть парус ставить, с сервой ничего не будет.
Сегодня отлетал еще 2 аккумулятора. Много летал на ноже. Руля хватает на грани. То-есть лететь получается с полностью отклоненным рулем в 3/4 газа. Угол отклонения 45 градусов в одну сторону.
В харриере довольно сильно раскачивается, но так и не понял, может я просто не привык к самолету, а может дело было в ветре. Потому что иногда удовалось идти ровно. Нет, наверное так. Пока самолет идет в харриере ровно - все нормально. Как только он выходит из равновесия больше определенного уровня - начинается раскачка. Коллеги тут подсказывают, что надо экспериментировать с экспонентой на элеронах. Попробую.
Что такое разрыв сервы - не знаю
когда на такой серве просто трескался корпус по шву, после чего она начинала дрожать в околонулевом положении.
вес модели был 0,8кг. размах 1м.
серва стояла на РН ,который, как видно по фото, немаленький
По виду сервы так и не смог определить, что это. Но предположу что низкокачественная китайщина с завышенным усилием. От чего она и не выдержала нагрузок. Надо просто брать с запасом, и площадь руля тут ни при чем - всё равно при посадках и авариях, нагрузка на хвостовую серву больше. Я на маленьком фан-флае недавно оторвал целиком весь хвост об забор - на руле направления сломался кабанчик, на серве элеватора - качалка. Обе сервы живы и здоровы и продолжают работать.
Самолет кстати тоже. Чем хороша потолочка - просто склеил в стык титаном, проконтролировал чтобы хвост не перекосило и он летает так же как и до аварии. Ремонта на пол часа. Представляю чтобы было бы с бальзой…
Серва “корона” с металредуктором. Возможно кетайгуано. Но, при прочих равных условиях, рвало только на РН. Пару кувырков, пролетов на ноже, и пошла гулять. Разлетелось 4шт. На РВ все ок.
В одной из тем вопрос про усилия на сервах уже рассматривался, к сожалению ссылкой не могу поделиться - не помню.
На РН в полете на ноже приходится усилие, равное весу модели или немного больше, т е это самая нагруженная серва, на РВ и элероны значительно меньше. Практика это и подтвердила.
Дрожать серва может из-за износа потенциометра, ну или смещения редуктора в треснувшем корпусе.
Самолет кстати тоже. Чем хороша потолочка - просто склеил в стык титаном, проконтролировал чтобы хвост не перекосило и он летает так же как и до аварии. Ремонта на пол часа. Представляю чтобы было бы с бальзой…
Вот именно поэтому я все элементы пробую и налетываю на потолочниках.
Если я правильно понял,то это что-то из разряда 919-х корон с мет. редуктором ,в этих машинках все шестерни из метала,поэтому разрывает корпус и через некоторое время теряется ноль,чтобы этого не происходило,люди которые разрабатывают серво,а не просто копируют,придумали СЕРВОСЕЙВЕР Сервосейвер — это маленькое устройство на валу сервомашинки, защищающее ее от повреждений. В основном применяется на внедорожных автомоделях, так как при ударе вывернутыми колесами, или после жесткого приземления зубья в редукторе могут оказаться срезанными. Он при определенном усилии позволяет проскальзывать одному из компонентов привода. Многие из них имеют возможность возвращаться в исходное состояние после того как усилие становится меньше.
На авиамоделях сервосейвер может представлять собой хрупкое или гибкое звено в тяге, передающей усилие от качалки машинки к органу управления. Под воздействием непреодолимого усилия (например при неудачной посадке) звено разрушается или сгибается, защищая выходной вал сервомашинки от разрушительного воздействия.Как пример banned link самая маленькая шестерёнка,которая ставится после мотора,изготовлена из карбонита и при запредельных нагрузках она ломается,при этом сохраняет работоспособность сервомашинки.Сервомашинки которые делают китайцы по памяти и на коленке и серво которые разрабатывают не последние люди в авиамоделизме,это разные понятия,как 5-6 уе и 25-30 уе.Вот как-то так.
В одной из тем вопрос про усилия на сервах уже рассматривался, к сожалению ссылкой не могу поделиться - не помню.
Здравствуйте Олег,может что-то из этого?Очень неплохая программка rcopen.com/forum/f8/topic49158 ,и вот ещё rcopen.com/forum/f4/topic11491 ,ну а вообще,очень приблизительно,это для элеронов - усилие машинки 1 к 1 с массой модели,для руля высоты усилие 1.5/2 к весу и для РН 2 и более к весу модели.Вот как-то так.
самая маленькая шестерёнка,которая ставится после мотора,изготовлена из карбонита и при запредельных нагрузках она ломается
есть там такая. но она оставалась целой на всех треснувших сервах
Ну это по закону Мерфи “Если прибор снабжен плавким предохранителем, то в случае скачка напряжения, прибор обязательно сгорит первым, спасая предохранитель от перегорания”.
А вообще Алексей всё правильно говорит. Если вещь сделана грамотно, она и работает грамотно.
Перечитывал ветку и наткнулся - доходчиво про усилия на сервы здесь в сообщении 419:
rcopen.com/forum/f36/topic158877/401
Ну и ресурс тоже надо учитывать, поэтому лучше брать с запасом.
А для аварийных ситуаций я использую электротехнические клеммники с винтиками: соединяю тяги от машинки и от рулей, предварительно на кончики усаживаю термоусадку - ее просто срезает при большом усилии и тяги разъединяются. Для небольшого самоля вполне годится.