Tiger Moth 400 - в полете!

xelix

В очередной раз тюкнув в землю вариацию на тему Симплекса (Конкорду огромное спасибо, модель отличная, это у меня умения пока мало), решил полетать на чем-нибудь медленном. Взял вот такой биплан в Пилотаже, поставил на него DT2209, литий-полимеры Кокамы 1500 2 банки. При нынешней московской погоде летаю по утрам и иногда вечером, удовольствия море!!! Машина медленная и плавная, выкручивается из сложных стуаций, очень рекомендую! Планирую увеличить расходы на элеронах, а то петли получаются маленькие и чистые, а вот бочки пока никак. Хотя и опыт у меня минимальный, и реакция замедленная, но этот самолет - что-то!!!

Д_Заточник

Хороший самолет, в воздухе красив, на спине летает. Расходы по элеронам побольше сделай, он и бочки начнет крутить. Но с потерей высоты, все-таки это не пилотага! Нос градусов на 10 задери, и крути!

xelix
Д_Заточник:

Хороший самолет, в воздухе красив, на спине летает. Расходы по элеронам побольше сделай, он и бочки начнет крутить. Но с потерей высоты, все-таки это не пилотага! Нос градусов на 10 задери, и крути!

Спасибо, попробую на выходных, если погода позволит.

Bear

Давайте вместе полетаем в выходные. В Крылатском есть отличное поле. Пишите на abelovcnn@gmail.com

xelix
Bear:

Давайте вместе полетаем в выходные. В Крылатском есть отличное поле. Пишите на abelovcnn@gmail.com

Пока на выходных приходится ездить на дачу, там и летаю. А на буднях - или рано перед работой, или вечером 21-22 часа в Терехово. Только трудно заранее знать, когда с работы освобожусь.

xelix
O_Lenin:

Скажите, пжл, это Tiger Moth от GWS? Вот такой pilotage-rc.ru/catalogue/15_/15_60/RC0037/?manufac…, или от Great Planes?

А также, какую разновидность 2209/ХХ Вы поставили и какой винт?

Да от GWS, 2209-32, винты или ЕР-1147(черный), или 1060(серый) - не могу сказать, что лучше. С обоими хорошо. Думаю насчет 3 банок лития, но это только для ветра - в безветренную погоду двух банок хватает более чем.

Roma

А я еще зимой купил от ГВС такойже. Только сразу поставил 2213/20 от пилотажа, 3 банки 1700, винт 8*6. Летел красиво, шустренько, крутился просто прелесть, планировал замечательно,но потом начал хрустеть в полете 😦 . Укреплял углем, но перетяжеляется. Буду ставить назад 400 с редуктором и летать спокойно. Нельзя ему такие перегрузки давать 😈

O_Lenin

Да от GWS, 2209-32, винты или ЕР-1147(черный), или 1060(серый) - не могу сказать, что лучше

Спасибо, я тоже думаю о таком движке, только с меньшим винтом.

А я еще зимой купил от ГВС такойже. Только сразу поставил 2213/20 от пилотажа, 3 банки 1700, винт 8*6.

а если с теми же мотором и винтом поставить 2 банки липы или 7 банок никелей? Тяга упадет, понятно, но можно ли думать, что все равно ее хватит на нормальный полет и простейшие петли/бочки?

Давайте вместе полетаем в выходные. В Крылатском есть отличное поле

Если то поле, что у водокачки/мототрассы, то там помехи гуляют только так 😈 . Я успел взлететь, набрать метров 8-10, вдруг кааааак шмякнет камнем вниз! 😲 😲 😲 Правда, отделался гнутой передней стойкой шасси. А когда перед этим проверял дальность со сложенной антенной, все было нормально.
А если не доезжать до этого места, там есть прекрасная ровная грунтовка, просто отличная ВПП, но, трава вокруг, наверное, 1,5 метра, не меньше. Морковку искать - что черную кошку в темной комнате 😁 .

Roma
O_Lenin:

Спасибо, я тоже думаю о таком движке, только с меньшим винтом.
а если с теми же мотором и винтом поставить 2 банки липы или 7 банок никелей? Тяга упадет, понятно, но можно ли думать, что все равно ее хватит на нормальный полет и простейшие петли/бочки?

Я думаю вполне предостаточно будет.

xelix
Roma:

Я думаю вполне предостаточно будет.

Скорее всего, петли - без проблем, а вот с бочками сложнее. Вообще этот самолет очень устойчивый по крену, и бочки-не его стихия. Но делает (на двух липо)!

Электрочайник

Извините, что вклиниваюсь в дискуссию - я просто вижу, что здесь уже собралось много владельцев и энтузиастов Tiger Moth, так что заводить новую тему нерационально.

Итак, позвольте и новичку поделиться здесь своим эмоциональным отчетом об общении с этой замечательной моделью.

Наконец-то! После года томительного ожидания (его мне скрашивал небезызвестный Пайпер фирмы Киошо) в моих руках оказалась красавица Big Tiger Moth от GWS, регулятор B12 от Марка Зайцева, три безымянных микросервы “из сарая дедушки Сунь-Выня”, крохотный приемничек JETI REX 5 MPD и кокамовская 2s1p литий-полимерная сборка (910 mAh, 50-с-хвостиком грамм). Вооружившись всем этим, а также некоторым количеством разъемов mini Tamiya, эпоксидки и синей самоклеящейся пленки из хозяйственного магазина, я храбро приступил к сборке своей первой модели от GWS…

Следующие два абзаца предназначены сугубо для новичков, которые до того с моделями от GWS не сталкивались; опытных читателей они разве что заставят улыбнуться.

…распаковав коробку, я первым делом взял в руки красивое, толстенького профиля крыло… и был неприятно шокирован выразительным хрустом пенопласта, сминающегося под собственным весом! “Обтягивать! ПОЛНОСТЬЮ!” - такова была первая же мысль, пришедшая мне в голову. Однако матерый продавец известного столичного магазина несколько охладил мой пыл. “Обтягивать биплан? Да того веса, который вы наберете одной только пленкой, вам хватит минимум на лишнюю банку лития, или более емкую сборку! И крошиться под пленкой он будет только хуже!”. Выслушав это и испугавшись перевеса, я решил обтянуть только законцовки крыльев и руль высоты, полагая, что на моем “аэродроме” они в первую очередь пострадают от контакта со скошенной травкой, и приступил к сборке…

…то ли ради заботы о неаккуратных моделистах, то ли ради экономии на модельной гамме GWS снабжает свои модели избыточным комплектом пластиковой фурнитуры. Впрочем, на пластиковых рамках, к которым припаяны нужные детали, нанесены и их номера, что, конечно, сократило бы путаницу… если бы упомянутые детальки не отвалились самым развеселым образом от этих рамок, и не смешались бы в кучу на дне пакетиков, как это было в моем персональном случае. Однако, благодаря красочной, обильно иллюстрированной инструкции по сборке (ради справедливости заметим, что часть иллюстраций расходится с реальными деталями, с которыми вы будете иметь дело) все нужные детали были успешно найдены и склеены щедрым количеством эпоксидки (фирменный клей GWS я сразу же потерял, поэтому ничего хорошего или плохого о нем сказать не могу). Если бы мне сейчас пришлось собирать GWS Big Tiger Moth снова, я бы использовал гораздо меньше клея - вес (а точнее, центровка) в этой модели действительно имеет значение.

Самой трудной операцией оказалась навеска элеронов и хвостового оперения. Каким-то непостижимым образом фюзеляж моей Моли оказался очень кривым ближе к хвосту, так что хвостовое оперение пришлось сильно сместить к левому борту фюзеляжа, да еще и подрезать последний, чтобы пенопластовые поверхности стыковались ровно. Моя тотальная неопытность в навеске управляющих поверхностей привела к тому, что половину уже вклееных пластиковых язычков я вынужден был отрезать (поначалу я вклеил их так добросовестно, что элероны едва поворачивались) и вклеить рядом самодельные, из той же хозяйственной самоклейки. В разрез с инструкцией, никаких удлинительных кабелей для сервомашинки на элеронах мне не потребовалось - там, пардон, и штатные пять сантиметров кабеля не придумаешь, куда девать! Центральные опоры верхнего крыла решено было также вклеить на эпоксидке - о чем я впоследствии пожалел…

На последних этапах сборки центровка показалась мне слишком задней - сказалась вся эта эпоксидка вместо штатного клея и обтяжка РВ хозяйственной пленкой. Следуя инструкции я безуспешно пытался корректировать тяжелый хвост, смещая вперед аккумуляторы… Увы! Взгляните на этот самолет в профиль, и вы поймете, что с этим курносым, массивным бипланом, для того, чтобы при лишнем десятке грамм на хвосте получить центровку “по инструкции” (в районе стыковки переднего края нижнего крыла с фюзеляжем) - вам придется добавить около 100 грамм под капот! Веса моих аккумуляторов для этого оказалось недостаточно, но собранный самолет жег руки, и…

В результате первого же запуска с рук самолет неожиданно резко скабрировал, свалился и - предупреждал же, предупреждал меня Заточник! - верхнее крыло в месте крепления центральных опор треснуло пополам.

Теперь вот сижу с разбитым верхним крылом, и думаю, как его склеивать/усиливать. Пока что склеил его по шву эпоксидкой, и думаю врезать угольную палочку 3х300 мм сверху, ближе к передней кромке. Настойчиво тикает мысль все же обтянуть верхнее крыло самоклейкой - но теперь, когда центральные опоры уже вклеены, это будет затруднительно - единое полотно самоклейки на нижней стороне крыла придется разрезать минимум в двух местах, да и сверху клеить будет трудно из-за этого бугорка посередине, имитирующего бензобак…

Эпилог. Меланхолично изучив другие доступные по цене самолеты, я обратил внимание на BN-2 Islander, и про себя решил, что до всякой там чертовой сборки решительно обтяну крыло полностью единым куском самоклейки, врезав предварительно угольный лонжерон! Неужели все крылья в пенопластовых моделях GWS непригодны к использованию в штатном виде? Что скажут владельцы?

xelix
Электрочайник:

для того, чтобы при лишнем десятке грамм на хвосте получить центровку “по инструкции” (в районе стыковки переднего края нижнего крыла с фюзеляжем) - вам придется добавить около 100 грамм под капот!

Настойчиво тикает мысль все же обтянуть верхнее крыло самоклейкой - но теперь, когда центральные опоры уже вклеены, это будет затруднительно - единое полотно самоклейки на нижней стороне крыла придется разрезать минимум в двух местах,

Пусть будут разрезы, все равно это лучше, чем без обтяжки. Да и по весу не так уж много прибавляется, зато прочность - гораздо больше! А насчет центровки - до того, как переделал нос, у меня стояла нештатная палочка крепления мотора, хотя вид с ней был не очень. Сейчас просто нос удлиннен на 2 см, пенопластом. Соответственно акк сместился вперед. Центровка чуть-чуть заднее рекомендованной, но это уже не мешает.

Электрочайник

После укрепления верхнего крыла (полная обтяжка самоклеящейся пленкой, угольная палочка) пошел летать и … черт возьми, опять расколотил беднягу вдребезги! На этот раз падения, почитай, не было, просто посадка была “кувырком”, но повреждения серьезные: фюзеляж переломился пополам, вылетели центральные опоры верхнего крыла, вырвало нижнее крыло… Что же это за пенопласт у GWS такой чудесный?! Хотя, нет худа без добра: только теперь понимаю, НАСКОЛЬКО качественно сделан планер у моего Киошевского Пайпера. Редкий пример модели, которая и летает с достоинством, и падать не боится. Закралась в голову даже смелая мысль: купить к нему второе крыло, и сделать “Байпер”? 😁

А Моль опять предстоит клеить! 😠 На этот раз думаю: может, попробовать заменить штатное жесткое крепление нижнего крыла резинками? Пусть его выскакивает, но хоть ломаться не будет. Кто-нибудь пробовал?

Интересно, существует ли этакий “курс молодого бойца” по усилению и модификации штатных конструкций самолетов GWS? Про GWS-fans мне известно, но там рассказывается только про избранные модели, и в частности, ни о TM400, ни о BN-2 (я ее обдумываю на перспективу) там ничего нет…

xelix

У меня нижнее крыло, обтянутое скотчем, при неудачных падениях выскакивало из переднего крепления и оставалось висеть на винтике сзади. А фюзеляж обклеен скотчем по спирали. Кстати, родилась мысль по усилению центральной части верхнего крыла - чтобы не испортить форму, можно обклеить по передней и задней кромкам стеклотканью или туалетной бумагой на мягкой эпоксидке - я использую 5-минутку для пластмассы.

Электрочайник
xelix:

мысль по усилению центральной части верхнего крыла - чтобы не испортить форму, можно обклеить по передней и задней кромкам стеклотканью или туалетной бумагой на мягкой эпоксидке - я использую 5-минутку для пластмассы.

Не п-понял, сэр? 😃 Разве стеклоткань не придется опять-же-таки-резать, чтобы облеить чертов “бензобак”, возвышающийся над крылом посередине?

xelix
Электрочайник:

Не п-понял, сэр? 😃 Разве стеклоткань не придется опять-же-таки-резать, чтобы облеить чертов “бензобак”, возвышающийся над крылом посередине?

У меня был кусочек тонкой, она просто огибает эти углы, создавая жескую профилированную пластину после затвердевания. С туалетной или промокательной бумагой еще проще. Если резать, нужен небольшой нахлест при стыковке кусочков .

Д_Заточник

Я тоже отломал при посадке “кувырком” одну консоль верхнего крыла. Что сделал потом: Аккуратно склеил консоли эпоксидкой на стапеле, и когда она схватилась, но не затвердела окончательно, прорезал острым ножиком щели параллельно лонжерону в том месте, где ему надо бло быть, а также в передней и задней кромках. Потом в них с эпоксидкой загнал кусочки фанеры 0,8мм размером 10-30 мм. А когда все встало - зашкурил. Больше в этом месте крыло не ломалось. Сразу, как только начал собирать Моля, заменил стойки крыла на самодельные, фанерные. Стало намного жестче. Оклейка крыла скотчем еще добавила жесткости, да я еще и фюзеляж крафтом на ПВА оклеил. Я его под ДВС готовил, но не успел, продал. Полетный вес был больше 600 грамм, а моторчик - АКСИ 2208-34 маленький с 7 или 8 банками никель кадмия или кокамом 3s1p 1500 мАч. И это летало, и очень неплохо! Конечно с литием поживей и подольше, но с никелем мне центровка была поприятнее. Никель клеил в носовой части на скотч, литий пихал в самодельный вырез в носовой части. Капот не ставил. Винт был 8 х 4 или 9 х 4. моторама стояла под маленький ДВС, к которой сделал переходник под АКСИ. Так и летал 😃

Электрочайник

Ну, что вам сказать - оно наконец полетело!

В последний раз я подошел к ремонту основательно, и полностью обтянул оба крыла и фюзеляж. Вспомнив о проблемах с хронической задней центровкой, которые после починки только усугубились, я засунул ему в нос 110 грамм полезной нагрузки в виде литиевых 3s1p батарей.

Непонятно было, что ставить вместо сломавшегося штатного винта 10х6. С одной стороны, на сайте GWS он значился как рекомендованный для Моли при полете на трех банках - с другой, при обсчете мотокальк выдавал не то 8х6, не то 8х4. Было решено искать компромиссы: я поставил 10х5, но про запас купил 9х6 и 10х6, надеясь, что что-то да потянет.

В тот день мне повезло - на поле я застал своего знакомого, который любезно согласился облетать модель. Сам он неплохо летает на фанах и пилотажках, но моя Моль заставила его изрядно попотеть (на самом деле он выразился крепче). Основные проблемы, как и в прошлый раз, были с тангажом: самолет при первом же удобном случае пытался задрать нос, и свалиться куда-нибудь в ближайшее дерево. Высоту модель набирала вяло - скорее всего из-за того, что я ее перетяжелил, - и прошло минут пять прежде чем ее удалось загнать на достаточную высоту для триммирования. После того, как триммеры были выставлены, Моль повела себя заметно лучше, и до приземления успела собрать внизу целую толпу зевак. Итак, вывод был очевиден - модель вполне летает, но норов у нее нешуточный.

А завершилось все традиционно. Вечером я решился поднять самолет сам, несмотря на то, что в симуляторе, оказывается, тренировался на неправильной схеме управления (элероны с газом на левой ручке). Секунд пять после броска все шло гладко, а потом Моль поймала меня на свой любимый трюк: на малой высоте резко задрала нос и свалилась. Черт ее не разберет! Может, там аккумулятор смещается?..

Послушав, что гремит под капотом, я понял, что на этот раз речь, похоже, пойдет о замене силовой установки.

Даже заглядывать туда не хочу. Блин.

xelix

Странно это. Может, а Вас где-то детали дефектные или уж не знаю, на что подумать - мотор плохой? Не должно быть таких трудностей! 😵 В любом случае не отчаивайтесь!!! Я вот поначалу с Пайпером справиться не мог…