Начил восстанавливать самолет (бальза) - появились вопросы...
Только лишь со слов практически не реально определить степень разрушений и правильность выбраной методики восстановления.Немножечко картинок помогли бы нам сориентироваться в вашем вопросе.
С уважением FY.
Да конечно. Что-то я сразу не подумал 😃
Вот такая красота:
извиняюсь за качество фото - акк помер на апарате, пришлось снимать телефоном…
В качестве чертежа боковины есть скан с собранного “пазла”.
Сейчас буду по нему вырезать боковину целиком.
Я собирал модель без стапеля, поскольку разрушения немного поменьше были. Главное выставить ровно передний шпангоут и и главное - фанерный короб в фюзеляже под “съемный лонжерон” ( с ним я больше всего промучился), что бы потом крылья стояли ровно и без перекоса. Я лично собрал все вместе, и пролил клеем, что бы можно было разобрать и затем проклеил более основательно. Производители - судя по фоткам - не только на моей модели пожалели клея, некоторые элементы просто так разошлись, и наверное поэтому не сломались…
Сейчас буду по нему вырезать боковину целиком.
Очень мудрое решение-собрать,пазл, и вырезать новые детали.Но на фотографии заметны щели и сдвиги.Перед вырезкой из бальзы сделайте деталь из бумаги и приложите ее по месту будущей вклейки,скорректируйте погрешности и деталь получится очень точной.
Остальные сломаные шпангоуты также акуратно выньте из корпуса и произведите над ними похожую процедуру.И лучше не сканировать детали,а прямо обводить на бумагу(картон),так-как бытовые сканеры все,как один дают оптические искажения и деталь будет кривенькой.
После продолжим 😃
С уважением FY.
P.S.
Честно зоворя,такая конструкция очень сильно нуждается в укреплении,а не в окнах облегчения.
Я бы сильно сократил количество отверстий и,в добавок,сделал бы эту деталь слоеной из двух частей.первая из фанеры 0.8,или тоньше(береза),или 1.5(липа).Вторая из бальзы 1.5 без окон облегчения.Все это на очень тонком слое эпоксидки(можно разбавить десятой долей спирта)
Еще раз,с уважением FY.
Ну это разве разрушения (посмотрите из чего я свою экстру воостанавливал (в блоге)).
У вас нижние рейки остались - это замечательно. Первое все шпангоуты менять до первого целого (они по форме простые ) , не надо их пытаться склеить для эксплуотации, если склеивать только чтоб снять размеры . Дальше у вас есть замечательная возможность улучшить конструкцию .
Модернизируйте боковины и пустите две сосновых рейки по верху боковин. Или так чтоб рейки были встык с пластинами (просто боковины уже на ширину реек сделайте уже). Или в шпангоуте дополнительный вырез под рейку и после того как на рейках склеите фюзеляж . то сверху наклеите боковины. Сделайте маленький угольник с 90градусами чтоб влазил между шпангоутов и пользуйте им везде где только можно.
---------------------------------
Понимаете ну тяжело это расказывать на пальцах и каждого свой подход. Но я бы поступил именно собрав сначало шпангоуты на рейках и потом зашивал. А откуда и что вам по месту виднее. Возможно и стапелек прийдется на ходу придумывать.
Сейчас буду по нему вырезать боковину целиком.
Да? Я бы собирал из полосок бальзы. Там же все прямое. И технологичнее, и прочнее, и расход бальзы меньше. И никаких душевных страданий по поводу стеночек с нулевой прочностью, вырезанных поперек волокон, по которым все это благополучно и рассыпалось, ест-но.
- Восстановил бы верхнюю часть боковин - нарастил бы реечкой “на ус”, м.б. чуть-чуть усилил сосновой реечкой (if any)
- Положил бы фюзеляж вверх ногами на образовавшуюся поверхность.
- Поставил бы шпангоуты - без верхней части.
- На них собрал бы дно
- На получившейся более-менее жесткой коробке собрал бы верхнюю поверхность фюзеляжа.
Воспроизводить китайскую деталировку “как было” - вполне бессмысленное занятие. У них свои материалы, технологии и задачи - у нас свои.
Спасибо!
Попробую по порядку.
Геометрия “пазла”, на самом деле, большой роли не играет. Эта боковина - типа декоротивной накладки для более ровного обклеивания. Нагрузки она большой не несет, и допуски по 0,5мм там не критичны.
Основная нагрузка на фанерные щечки за этой боковиной, которые связаны со шпангоутами и будующими стрингерами…
Тем не менее, я аккуратно а Автокаде обвел картинку, распечатал, верзал из бумаги, и приложил с фюзеляжу - все подошло. Потом наклеил клеящим карандашом 2 копии к бальзовой пластине, и макетным ножем со свежим лезвием вырезал заготовки. Получилось неплохо - аккуратнее, чем я сделал бы лобзиком. Приложил полученное к фюзу - встает как родное.
Теперь дело за шпангоутами. 2мм фанеры у меня не нашлось, поэтому использовал 3мм. Насколько это критично? В конце концов я могу пройтись шлифмашинкой, и снять миллиметр с этих заготовок.
Стрингеров будет 4 - из угля 3х3 (не для прочности, а просто у меня нет сосновых реечек 😃). Думаю бормашинкой сделать пазы в задних шпангоутах, и влееть стрингеры туда, заодно приклеивая их к уцелевшей задней части боковин, а с ответной стороны, зафиксировать их на переднем шпангоуте. Получим простейший геометрический каркас.
Потом его скорректировать, закрепить чем-нибудь на импровизированом стапеле (на пенопластовой доске) и дальше вклеить 2 средних шпангоута.
А вот потом придется изобретать крепление крыла. Пока не знаю, как это будет выглядеть, но думаю будет видно, когда будет готов простейший каркасс.
Боковины видимо оставить напоследок…