Обещанный отчетик о сборке металки Гладиатор II

vkon2005

Небольшое вступление…
Планер был приобретен в E-fly еще в прошлом году. При его продаже в магазине мне недвусмысленно обещали помочь собрать металку (тока купи!), дали рекомендации по сервам – какие и где купить. Но в последующем от своих слов отказались (за что им огромное человеческое «спасибо»).
Таким образом, решил собирать аппарат своими руками, тем паче, что некоторый опыт занятий в пионерском возрасте в авиамодельном кружке Гомельского дворца пионеров имелся.
Однако, современный F3K планер существенно отличается от кордовых моделей 70-х годов и, естественно, без советов и консультаций опытных авиамоделистов я бы не осмелился самостоятельно собрать такой аппарат.
Но, к счастью, мир увлеченных небом людей – это особый мир, это атмосфера, где совершенно незнакомые люди искренне готовы помочь новичку влиться в коллектив радиопилотов, подсказать, научить, поделиться опытом и знаниями.
Обратился на форуме Rcdesign за советом к Zino, который в свою очередь рекомендовал обратиться к Алексею Вагису (Dendy), который хорошо известен своими замечательными планерами.
Алексей, несмотря на свою огромную занятость, подробнейшим образом поделился технологией и тонкостями сборки, которые, собственно, и дали мне смелость приступить к самостоятельной сборке Гладиатора. К слову, увидев новый «Москит» от Dendy, не раздумывая заказал его себе.
Там же, у Алексея, познакомился с Михаилом (Tumbzik), который дал дельные советы и практически поучаствовал в доводке бортового приемника и пайке аккумулятора (см. www.rcsoaring.ru/index.php?page=25).
Пользуясь случаем, еще раз выражаю им огромную благодарность за оказанную помощь.
И так, что я имел:

  • целиком угольный колпак;
  • изготовленное по технологии бальзового сендвича в цельной матрице крыло;
  • фезюляж с балкой;
  • бальзовые стабилизатор с рулем высоты (РВ) и киль с рулем направления (РН);
  • мелочевка, часть которой была в комплекте.
    К сожалению, фото указанных выше компонентов до сборки не сохранилось.
    В планер планируется поставить приемник на 2.4 Ггц Spektrum AR6100E, доработанный Михаилом (Tumbzik). Со слов Михаила, у AR6100E рабочий только один ус (на фото он красный), который на угольном планере обязательно должен быть выведен на всю длину из фюзеляжа и при этом ориентирован вниз, поскольку большую часть полета металка «смотрит» на пилота именно этой (нижней) частью.
    fotki.yandex.ru/users/vkon2005/view/59188/?page=1

А теперь, по порядку, в той последовательности, как это было.

На двусторонний скотч вклеил приемник внутрь фезюляжа, предварительно проделав в нем отверстие для красного усика приемника. Усик соарентировал так, чтобы он смотрел не строго в низ, а на 2-3 градуса в бок от вертикальной оси (для уменьшения воздействия планеты при посадках).
fotki.yandex.ru/users/vkon2005/view/59189/?page=1

Подготовил тяги на крыло. Графитовый пруток, циакрин, стальная проволока, термоусадка.
fotki.yandex.ru/users/vkon2005/view/59198/?page=1

Сервомашинки в крыло Robbe FS31 Pico поместил в термоусадку, чтобы, при необходимости, их можно было безболезненно извлечь для замены. Перед вклейкой в крыло термоусадку необходимо слегка зашкурить для лучшей адгезии.
В дальнейшем, думаю, стоит переделать такое крепление на традиционное - поместить сервомашинки в молярный скотч, обмотать кевлавровой нитью и вклеить в крыло. И на рудер, элеватор MPX Nano S.
Собранный аккумулятор NiMH (450 мAч х 4) для эстетики запаял в термоусадку.
Установка серв в крыло.
Просветив крыло на свет, определил место, свободное от ланжеронов, для установки сервомашинок. Удаление от фезюляжа ограничил длинною проводов сервы. Наклеил на место предполагаемых окошек для установки машинок молярный скотч, на нем разметил границы окошек и вырезал их.
fotki.yandex.ru/users/vkon2005/view/59170/?page=0

Проделал в нижней плоскости крыла в месте соединения с фезюляжем два отверстия для вывода соединительных проводов от бортового приемника. Обойтись одним отверстием не удалось, т.к. в центре крыла сделано усиление толщиной около 1 см.
fotki.yandex.ru/users/vkon2005/view/59177/?page=0

В фезюляже разметил места для вывода соединительных проводов от бортового приемника, так, чтобы они совпадали с выводами проводов в крыле и вырезал отверстия.
fotki.yandex.ru/users/vkon2005/view/59178/?page=0

На внутреннюю поверхность противоположной плоскости крыла циакрином приклеил квадратик стеклоткани для последующей установки на подготовленные площадки сервомашинок (вырезал из стеклоткани квадратик, чуть побольше размера сервомашинки, расправил его уже внутри крыла, капнул несколько капель циакрина на стеклоткань и равномерно распределил клей по ткани лопаткой, обернутой в полиэтилен). Стеклоткань необходима для усиления плоскости крыла в месте крепления серв.
fotki.yandex.ru/users/vkon2005/view/59171/?page=0

Начертил на бумаге шаблоны кабанчиков для тяг имея в виду, что проекция от точки крепления тяги к кабанчику должна быть перпендикулярна линии крепления элеронов к плоскости крыла и, соответственно, РВ к стабилизатору и РН к килю. Из текстолита по сделанному шаблону вырезал кабанчики для тяг (заготовки кабанчиков посадил на двусторонний скотч и в тисках обработал каждую пару, тем самым добившись их полной идентичности).
fotki.yandex.ru/users/vkon2005/view/59181/?page=0

Аккуратно насадил заднюю часть балки на бальзовый брусок на глубину 4 - 5 см. Затем вырезанную таким образом бальзу уверенным движением вогнал в заднюю часть балки на циакрине. Эта процедура необходима для усиления балки в месте крепления киля.
fotki.yandex.ru/users/vkon2005/view/59169/?page=0

Соединил РВ со стабилизатором и РН с килем Комусовским скотчем «Кристалл 3М».

Из сталистой проволочки диаметром 0,3 мм (струна или авиамодельный корд) изготовил пружинки длиною около 4 см, загнутая часть – 10-12 мм.
fotki.yandex.ru/users/vkon2005/view/59198/?page=1

разогнул их концы на 180 градусов и в разогнутом таким образом виде вклеил их в РН и РВ соответственно. В места вклейки пружинок капнул циакрина.

Для правши пружинка должна отклонять РН в сторону броскового колышка на крыле. Пружинка РВ должна отклонять его в верх.

Разметил место пропила в балке для установки киля и, соответственно, сделал такой пропил плоским надфилем, контролируя его вертикальность относительно плоскости крыла с помощью уровня и вставленной в пропил линейки, а затем и РН.
fotki.yandex.ru/users/vkon2005/view/59194/?page=1

Бобышку для крепления стабилизатора к балке усилил кевларовой нитью с циакрином (полагаю, что усилить можно также стеклотканью с циакрином).

Затем, обернув балку в месте крепления стабилизатора наждачкой (абразивной частью наружу), сделал в бобышке выемку, соответствующую профилю балки.

Наметив места крепления кабанчиков, вырезал посадочные места для их крепления глубиною до внутренней части противоположной плоскости элерона и вклеил циакрином в элероны. Установил кабанчики в РН и РВ. Следует иметь в виду, что если полость крыла заполнена пенопластом, то клеить необходимо эпоксидкой.
fotki.yandex.ru/users/vkon2005/view/59182/?page=0
fotki.yandex.ru/users/vkon2005/view/59184/?page=0

В месте предполагаемого вывода тяг к РН и РВ на балке циакрином наклеил заплатку из стеклоткани, после чего просверлил в балке отверстие. В полученное отверстие вклеил кусочек заранее подготовленной (до протягивания тросика) оплетки от провода с целью исключения трения тросика об острые края балки.
fotki.yandex.ru/users/vkon2005/view/59190/?page=1

Через это отверстие с помощью миллиметрового графитового прутка протянул к каждой серве по тросику (я использовал вот такой рыболовный поводок).
fotki.yandex.ru/users/vkon2005/view/59237/?page=1

Перед его установкой подержал поводок сутки в нагруженном состоянии под весом 300-400 грамм.

Определил места крепления в фезюляже аккумулятора, сервомашинок, и установил все это хозяйство на борт.
fotki.yandex.ru/users/vkon2005/view/59196/?page=1

Закрепил к кабанчикам поводки с помощью кусочка оплетки провода на циакрине.
fotki.yandex.ru/users/vkon2005/view/59197/?page=1

Соарентировал качалки сервомашинок элеронов в среднее положение путем подключения всей бортовой электроники и вклеил их эпоксидкой на свои места. Окошки закрыл самоклеющейся пленкой в цвет крыла.
Ну, а дальше склеил все, что осталось не склеено (РН и РВ к балке), отрегулировал длину поводков и закрепил их на качалках серв, расположенных в фезюляже. Установил тяги на элероны.
fotki.yandex.ru/users/vkon2005/view/59238/?page=1

Нижнюю часть киля (которая соприкасается с планетой), усилил полосочкой угля. Места крепления РН и РВ к балке усилил кусочками стеклоткани на циакрине.

Определил место для отверстия под колышек, просверлил его постепенно увеличивая диаметр сверла до нужного.

fotki.yandex.ru/users/vkon2005/view/59238/?page=1
Вклеил в крыло колышек.
fotki.yandex.ru/users/vkon2005/view/59240/?page=1

Получилась вот такая птиц.

fotki.yandex.ru/users/vkon2005/view/59242/?page=1
fotki.yandex.ru/users/vkon2005/view/59241/?page=1

Взвесил все, что получилось. Полетный вес составил 333 гр. при рекомендованном производителем 290 - 295 гр.

Планер отрегулирован, настроены полетные режимы и облетан Алексеем Вагисом, за что ему огромная благодарность. Аппаратура управления Multiplex Royal EVO в варианте на 2.4 ГГц, с использованием ВЧ модуля Spektrum (модернизация от Tymbzika).
Написав изложенное выше, я нисколько не претендую на истину в первой инстанции. Возможно, какие-то операции следует делать иначе, тем более, что в ряде случаев я сознательно отходил от рекомендаций производителя (например, стабилизатор разместил сверху балки, а не снизу, по иному организовал управление планером – имеется в виду тяговое хозяйство и др.).
Еще раз выражаю глубокую признательность упомянутым выше пилотам и авиамоделистам, благодаря которым, собственно, и стал возможным данный отчет.

Тёма

Обратился на форуме Rcdesign за советом к Zino,
он метатель? я думал он F5J или 5b осваевает

vkon2005

Честно говоря, не знаю, просто обратился и получил рекомендацию к кому постучаться за советом 😁

SkiFF

честно говоря неудобно скакать по сайтам на своем айфоне, а нельзя было бы все картинки в одну статью закинуть

tumbzik
SkiFF:

честно говоря неудобно скакать по сайтам на своем айфоне, а нельзя было бы все картинки в одну статью закинуть

Аттачи в таком качестве слишком много будут весить чтоб просто на форуме лежать.

Dark-Wizard

Дык есть же сторонние ресурсы. И тот же яндекс позволяет делать превью, с просмотром большой картинки в альбоме.

15 days later
Alfa3
vkon2005:

Небольшое вступление…
Планер был приобретен в E-fly еще в прошлом году. При его продаже в магазине мне недвусмысленно обещали помочь собрать металку (тока купи!), дали рекомендации по сервам – какие и где купить. Но в последующем от своих слов отказались (за что им огромное человеческое «спасибо»).

Владимир, рад, что так хорошо все закончилось. 😁

Удачи!

ЗЫ Москит очень понравился. ПОдумываю о таком же.

vkon2005
Alfa3:

Владимир, рад, что так хорошо все закончилось. 😁

Удачи!

ЗЫ Москит очень понравился. ПОдумываю о таком же.

Я от Москита сам тащюсь! Истинно планерок для удовольствия! 😒

buerger

ну вот собрали, классный отчетик…а летить то как???

vkon2005
buerger:

ну вот собрали, классный отчетик…а летить то как???

Летит планер замечательно. Как я уже писал, с настройками и облетом неоценимую помощь оказал Алексей Вагис. С его слов, планерок имеет спортивный характер, поскольку V крыла у него незначительно. Сейчас на планере я заменил изначально установленные сервы MPX на Robbe (аналог Dymond D60). MPX не держали “0”. После соревнований 15.08.09 Алексей обещал помочь еще раз настроить и облетать планер.
Сам я летал совсем немного, т.к. воздух был “рваный” и времени уже не было.
Надо сказать, что планер достаточно крепкий. Из-за короткого провода от аккумулятора до приемника в момент одного из бросков разъединилась клемма и планер сделал жескую морковку метров с 20. К счастью, повреждений не было, за исключением трещин в бальсе внутри физюляжа в районе крепления аккумулятора.