Постройка планера, 4 метра.
Супер, спасибо. Такого варианта так детально еще не видел.
Тогда смотрите, как это делают настоящие самураи 😃
www.thermal-kobo.jp/album/index.php?mode=no_cate&g…
Продолжение с лонжеронами.
Фотки.
Вклеивание пеналов.
Сначала делается одна сторона лонжерона, вклеивается один пенал, с предварительным выравниванием вставленного штыря и примеркой второй части, насколько это возможно. На следующий день — вторая сторона, когда вклеенная противоположная сторона позволит выровнять весь лонжерон одной линии с минимальной ошибкой.
В пустое пространство между полками, оставленное для крыльевых соединителей, вставляется пенал со смолой и всё прижимается нижней полкой к ровному столу струбцинами.
Одна сторона готова:
Для работы над второй стороной очень вовремя появилась дико полезная штука из Ашана — стальная гибкая метровая линейка:
Но лонжерон центра в сборе не 1, а 2 метра, так что и с этой линеечкой пришлось поступить так. Для макс. точности надо выравнивать по дальним точкам. Линейка прижимается к левому краю. Прижимается второй линейкой поменьше, которая играет роль рельса. Большая линейка перемещается к правому краю, и зажимается с одной стороны струбциной. Получается выравнивание по краям:
Наш вариант «вертикали власти»:
Готово:
И входит, и выходит 😃
По бокам пенальчиков нужно закрыть промежутки между полками и залить щели смолой.
0.8 мм бальза с одной стороны, и 2 мм с другой, так как штырь установлен ближе к передней кромке лонжерона для правильного распределения нагрузки.
Не забыть заклеить торцы от затекания клея:
Готово.
С обратной стороны предстоит закрыть чем-то тонким боковины под места для консольных штырей, чтобы можно было обматывать всю балку стеклом и начать установку нервюр. Пока не знаю чем, 1 мм бальзой будет слабовато, из стекла чтоли сделать сразу кармашки.
В месте где заканчивается пенал и начинается стенка лонжерона лучше приклеить накладки и сделать бандаж кевларовой нитью. До обмотки стеклом. Это мощный концентратор напряжений.
Так и сделаю. Спасибо.
Нижнюю полку делать в 2 раза тоньше верхней я не стал, предполагая, что от флаттерных колебаний обе полки действуют одинаково (туды-сюды), поэтому можно считать, что внизу “накладка” уже есть. Надеюсь, накладки сверху будет достаточно.
так избавтесь от флаттера или сделайте так, чтобы он не возникал, то есть колебания должны быть самозатухающими.
Окей, сегодня же избавлюсь! 😃))
Кроме шуток, что можно сделать конкретно? Из того, что я знаю, - жесткость крыла и рулевых поверхностей, жесткость креплений и шарниров, расположение оси кручения и оси массы ближе к переду, что еще можно проконтролировать реально?
Окей, сегодня же избавлюсь! 😃))
Кроме шуток, что можно сделать конкретно? Из того, что я знаю, - жесткость крыла и рулевых поверхностей, жесткость креплений и шарниров, расположение оси кручения и оси массы ближе к переду, что еще можно проконтролировать реально?
Проще всего не разгонять модель слишком сильно в отвесном пикировании и на моторе.😁 Контролируется в полёте.
расположение оси кручения и оси массы ближе к переду
поясните, не понял.
поясните, не понял.
Пояснять дальше вроде и некуда, надо двигать массу и жесткость вперед.
Доходчивое для меня объяснение есть здесь:
www.rcgroups.com/forums/showpost.php?p=15649866&po…
www.rcgroups.com/forums/showpost.php?p=5977164&pos…
Поясните, что вы имели в виду, в таком случае?
так избавтесь от флаттера или сделайте так, чтобы он не возникал, то есть колебания должны быть самозатухающими.
да примерно то же самое и имелось ввиду.
просто фраза “расположение оси кручения и оси массы ближе к переду” несколько озадачила.
лонжерон на Вашей модели примерно на 25% в корне, а сколько тогда на конце крыла?
чертежик слишком мелкий, трудно понять.
лонжерон на Вашей модели примерно на 25% в корне, а сколько тогда на конце крыла?
Чуть дальше, примерно 30%, а к концу крыла двигается ближе к 25% как раз.
на мой взгляд слишком близко на конце крыла.
с этой инфой знакомы?
kvs-vm.narod.ru/uchob/l7/7.html
rcopen.com/forum/f1/topic103
здесь правда о темпесте, но КОНЕЦ ФЛАТТЕРУ НА ТЕМПЕСТЕ-ВОРОНЕ !😊
rcopen.com/forum/f94/topic70724/121
Давно не читал, спасибо что напомнили.
Но собственно все верно, полки-то как раз и участвуют в контуре жесткости, препятствующем возникновению флаттера.
Пенальчики для штырей консолей, 3 слоя стеклоткани 25 г/м.
Будут обмотаны угольным ровингом аналогично центральным, после чего будут вклеены сюда:
Пенальчики для “средних” штырей усилены карбоном и вклеены.
Штырей в итоге будет дофига 😃
“Главный” в центре, “средние” для втыкания консолей с элеронами в центральные консоли, “дальние” — для втыкания ушей в элеронные. Еще V-хвост. Разбираться будет, как автомат калашникова (что ни делаем — всё он)))
Намотка ровинга:
Готовы:
Торцы заклеиваются бальзой:
Пеналы вклеиваются в лонжероны. Оставшиеся непроклеи попутно заливаются смолой с бальзовыми опилками.
Основа лонжеронов готова, нужно обрабатывать. Грани шлифуются до полукруглой формы перед обертыванием и обмоткой. Для защиты от карбоновой пыли полки и наждачный брусок смачиваются слегка водой.
Весь процесс — на двух больших пластиковых ковриках (в ашане по 15 рублей, очень полезные штуки), покрытых несколькими листами мокрой бумаги. К ней при шлифовке липнет угольная пыль. Пыли как таковой в результате и нет, все липнет в вязкую смесь. Только тут главное не перелить, середина лонжерона-то бальзовая. Только увлажнить уголь.
По мере загрязнения бумага выкидывается, и опаньки — снова чистый стол.
Вес лонжеронов до обмотки — 84 и 86 грамм, идем по плану.
Нервюры главных консолей.
Сначала четыре корневых из березовой фанеры:
Все 32 нервюры поместились на двух листах 3-мм бальзы 10 х 100 см.
Грубо вырезаны по фанерным шаблонам:
Не нашел поблизости в продаже длинных стяжек, чтобы собрать пакет 36 нервюр (32 бальзовых и 4 фанерных), пришлось колхозить из кевларовой нитки.
Наматывается с натягом на скрепки, разматывающее усилие прижимает скрепку плоской частью к нервюре, за счет этого и держит, довольно неплохо.
Шлифовка по шаблонам. Вырезка пазов для лонжерона, чтобы угольные полоски не проклеились в данном месте.
Более-менее похоже, все разобрать, проверить, собрать снова и доделать поточнее.
Спереди и сзади 3-мм пазы для выравнивающих планочек.
В общем, поработал “лазером” пару часов.
63 грамма. Нормал.
Что посоветуете насчет необходимой прочности первых и последних нервюр консолей? Я собрался делать корневые из 2.5 мм березовой фанеры + 3 мм бальзы с окантовкой углем шириной 5.5 мм, и так же на конце центральных консолей. Надо ли? Что тут можно учитывать?
Нужно ли при этом усиливать корневую нервюру элеронных консолей?
Я собрался делать корневые из 2.5 мм березовой фанеры + 3 мм бальзы с окантовкой углем шириной 5.5 мм
Вы не бронепоезд строите? 😁 У меня на 18-ти килограмовом бензоиде стоят в корне нервюры из 3 мм фанерки…
Так вот не знаю. Должны ли вообще корневые быть в чем-то прочнее промежуточных? Передавать крутящий момент, например.
Окончательная доработка главных лонжеронов.
Обмотка кевларом, в местах окончания пеналов - поплотнее.
Торцы снова заклеиваются.
Стекляшка длиной 1 метр диагонально.
Смолить надо очень быстро. Пока заканчиваешь дальние части лонжерона, противоположные уже становятся вязкими, трудно наматывать стекло. Такие длинные предметы стоило делать отдельно, по очереди.
Гигантский факап - обмотал на ночь сразу скотчем без пленки. Замучился отдирать липкий скотчевый клей. Ну должно же в каждом проекте что-то пойти не так.
На обе половины наносятся метки мест установки нервюр. Шаг 66 мм, промежутки по 63.
Осталось доотодрать липкую гадость от скотча и дообмотать снаружи кевларом. Кто-нибудь знает подходящий рецепт? 😃 Только чтобы деталь не испортить.
мне удалось оттереть уайтспиритом.
Нервюры готовы. Все сошлось, теперь можно и показать 😃
В схеме дополнение: пазы под лонжерон нужно вырезать не только снизу, но и сверху сразу.
Первая пробная склейка - 8 нервюрок. Пазы также помогают держать пачку вместе во время склеивания с помощью резинок. Приклеивается на эпоксидке.
Центральной резинкой прийдется пожертвовать.
Пачка нарезается ножом.
В процессе пришла мысль, что следующую пачку надо делать в 2 этапа: клеить нижний уголь, всё резать, и уже потом верхний уголь, чтобы резать один слой угля за один проход. Ну а пока надо довести до конца пробную партию.
Результат неплохой. Профиль похож, а главное - одинаков на всех нервюрах.
Пробная вырезка и примерка к лонжерону.
Похоже на правду )
На очереди - основная пачка нервюр.
Остальной уголь решил делать на гибком циакрине. Приклеивается нижняя сторона.
Сначала только задняя часть до лонжеронной дырки. Присыхает, затем передняя часть оттягивается бумажной лентой, чтобы намазать циакрином.
Пачка легко прорезается аккуратно ножом. В процессе нужно наклонять пачку нервюр так, чтобы та часть угля, которая в данный момент прорезается, качалась стола точки резки, чтобы не оторвать уголь давлением ножа.
Небольшая ворсистость линии резки - не проблема, все это легко снимается липкой лентой.
Хм, не ожидал, что будет столько картинок, но в этой части работы важны детали.
Обратная сторона делается абсолютно так же. Не лишним будет уточнить, что в момент приклеивания нужно всю пачку бальзы прижимать к ламинату так, чтобы все нервюры прилипли плотно и одинаково.
Готово к порезке. Профиль держится неплохо.
Корневые нервюры сделал как планировал, фанера + бальза, 5 мм угля окантовка. Выпиливать отверстия помог дремель. На одной из нервюрок дремелем цапанул чуток уголь, так что тут надо осторожно )
Проверочная сборка. Не знаю еще, как будет в итоге, но выглядит достаточно четко.
Вырезаются остальные нервюры. Этот момент требует большой аккуратности. Обе части нужно плотно прижимать к столу, так как в момент разрезания бальзовой части нервюра держится на двух тонких полосочках угля, которые ненароком можно отодрать или сломать. Тем не менее, ничего не сломалось, а слегка отодранные доклеены циакрином.
Масса всех нервюр на 2 метра - 80 грамм.
Проверочка. Все сходится!
Передние и задние продольные планочки делаются из 3 мм бальзы с пазами для точной установки нервюр. Точная разметка - половина успеха 😃
Поработали “лазером” - и собираем. Прикол в том, что оно собирается и сходится! 😃
вопрос немного не в тему, где покупали угольные планки для усиления лонжерона? можно в личку. А то на хоббисити нету того что нужно в хобби для вас тоже не очень как с требуемым ассортиментом так и с ценой.