Металка - свободнолетающая модель

Марков_Николай

А вы внесите предложение органезаторам соревнований сославшись на наш и зарубежный опыт!
Данные модели таймерами не оборудованны. У нас подобные таймера не продаются, приходится либо самому делать, либо заказывать в Англии. Самому сделать мне слабо, я в отрыве от авиамодельных клубов, никакого станочного парка нет, всё делаю “на коленке”.
Кстати хвостовая балка куплена в ближайшем рыболовном магазине. У них этих хлыстиков на удочки целый пучок, можно выбрать и по длине и по диаметру. Стоит 100 руб, я подумал, что лучше мне сделать не удасться и закупил несколько штук.
Вы наверно будете смеяться, но я никогда ничего не строил из потолочки, для меня это как-то дико…, Может попробовать?

CrazyElk

Николай а можно чуть чуть поподробнее расказать требуемые ТТХ таймера для такой модели. Вес, точность дискретизации времени, число каналов управления, усилие

WBR CrazyElk

P.S. В голове бродят странные мысли возможно от незнания специфики дикие. На тему таймер “из подручных” материалов без станочного парка.
Что то в разрезе - 1s LiPo 60ma - 2 г. + aTiny sot23 < 1г. + sub micro servo - 1.5 г. = округляя 5 грамм - таймер на один канал. Праздного любопытства ради хотелось бы оценить насколко эта прикидка коррелирует с реальностью.

LUX

старый добрый запрещенный сейчас у свободнолетчиков фитиль - вот такой таймер я ставил лет 15 -20 назад на свои металки. Пришлось, так как были улеты моделей в потоке. Фитиль удерживает грузик в носике, при перегорании нити грузик повисает по цт и модель приземляется.

Taboo

Таймера для свободнолетающих металок можно разделить на пять классов.

  1. Модель без таймера.
    На всех моделях присутствует “бабочка”. Крутка в одну сторону, РН в другую. Модель взлетает с одной спиралью, после взлета меняет направления спирали. И хозяин молится, чтобы модель не засосало в поток.
  2. Можно использовать фитиль, но я давно такого не видел.
  3. Таймер основанный на трении. Маленькая спиралька крутит зажатую втулочку с крючком. На нем сбрасывающаяся леска, либо на стабилизатор, либо на крыло, либо на грузик. Точность ±15 секунд, но в потоке не улетит. Весит 0.1 - 0.2 грамма.
  4. Хитрая система перебалансировки с грузиками для запуска. Как правило, очень капризная и проше правильно кинуть, чем ее городить.
  5. Электронная. Как таймер на минуту ставить нерентабельно. А управлять стартом по времени еще хуже, чем система с перебалансировкой. Очень сильно зависит от силы и углов броска, силы ветра и наличия потока. Все угадать практически невозможно. На сколько я знаю, все, кто попробовал - отказались.

Проще использовать новую фичу - бросок за крыло.

Марков_Николай

Упс! У меня планера без таймера взлетают и планируют с одним виражом-левым. Обычно я молюсь чтобы модель засосало в поток, до тех пор когда она не улетает на пару километров. 😃)
К сожаленью ничего не могу ответить по электронным таймерам , у нас их почти не используют. Но если 1 канал=1 команда=5грамм, то это очень жирно, проще использовать таймер на вязком трении, что многие и делают. Весят они очень мало, недостатки- только 1 команда и вязкость сильно зависит от температуры воздуха.
В основном-же ведущие спортсмены используют МЕХАНИЧЕСКИЙ таймер классического исполнения, 3-х командный, либо самодельный, либо покупной, примерно вот такой: home.swipnet.se/mfk_slandan/hkg/mini3.htm
Вес желательно до 5 грамм. Дискретизация времени на взлёте ± 0,3 сек. Детермализатор я думаю ± 5-10 сек.
Запуск за крыло у нас не используется, ввиду ограниченности правилами размаха крыла (450 мм).

Taboo

У нас потихоньку начали кидать за крыло и 450мм. Попробуйте, понравится.

Марков_Николай:

Упс! У меня планера без таймера взлетают и планируют с одним виражом-левым.

Ну это, извините, классика когда модель взлетает с одним, а планирует с другим. Эффективность крутки и киля разная на разных скоростях. На большой скорости (во время броска) больше влияет крутка, а на малой (во время полета) - киль. Кидаешь правой рукой с креном в 45градусов. Модель поднимается с правым виражом. В верхней точке модель с темже креном почти останавливается. За счет V она выправляется и уходит в левую спираль.

Марков_Николай
Taboo:

Ну это, извините, классика когда модель взлетает с одним, а планирует с другим. Эффективность крутки и киля разная на разных скоростях. На большой скорости (во время броска) больше влияет крутка, а на малой (во время полета) - киль. Кидаешь правой рукой с креном в 45градусов. Модель поднимается с правым виражом. В верхней точке модель с темже креном почти останавливается. За счет V она выправляется и уходит в левую спираль.

Я попробую и доложу вам что получилось.
Сейчас я бросаю вообще без крена, строго против ветра. Взлет меня устраивает (около15 метров), но в верхней точке, модель оказывается хвостом к ветру и теряет часть высоты.

Taboo:

У нас потихоньку начали кидать за крыло и 450мм. Попробуйте, понравится.

Наверно на это дело нужен гиганский киль.

LUX

15 метров? Мало очень. У меня, помнится, было 20 метров после выхода на планирование. Через 5 этажку с коньковой крышей влегкую перелетал 😉 на Новый год под шафе шоу во дворе устраивал . … Занастальгировал…Завтра бальзу почикаю на пару металок 450 мм 😉

Марков_Николай

Хилый я наверное 😃 ! Не могу загрузить видео своих стартов прямо здесь, но коллеги, если кто зарегистрирован “В контакте” , там есть моя группа посвящённая данным моделям. Вот ссылка:
vkontakte.ru/club14105216
Там видео, фото, обсуждение соревнований и пр…

LUX:

Занастальгировал…Завтра бальзу почикаю на пару металок 450 мм 😉

Ну вот! Заразили:)!

CrazyElk

Taboo cпасибо стало еще непонятнее в деталях но в общем и целом требования понятны. и бессмысленность сбора электронного аналога в первом приближении тоже.

1,2,3 - как понимаю это прсто система принудительной посадки (если делать на электронике достаточно таймера и актуатора)
4-грузики пружинки … за счет сил инерции и/или по времени меняющие параметры на взлете. Электронный аналог потребует ДУС-ов много много возни с математикой и не на atiny - короче интересен тем кому интереснее электроника. Возможно какой то смысл в этом может быть в плане более высокой чем у механики надежности и параметризуемости но это явно не проект выходного дня и прикидовать надо тщательнее.
5 - тоже вроде понятно. одного времени как параметра для оптимизации взлета явно не достаточно. тоесть возвращаемся на пункт 4.

Ну и понятно что при цене 20$ покупного собирать некий аналог электронный за теже деньги с тем же весом смыла не много. Можно конечно убрать серво (как самую дорогую) ставить актуаторы или фантазировать о нихромовых проволочках пережигающих нитки и т.д. и тп. но теряется смысл сборки из уже готовых стандартных компонент с минимальными трудозатратами.

Спасибо всем за разьяснения.

WBR CrazyElk

MailoFF

Вот мои модели из потолочки,которые получилось сделать за короткий срок времени… На носу обоих крючки,чтобы можно было запустить с резинки. Крыло склеено,чтоб самолет шел на вираж и далеко не улетал, при этом он летит плавно и без срывов (особенно большой) Немного не аккуратно обтянуто,конечно…


Taboo
CrazyElk:

достаточно таймера и актуатора

С актуатором (если мы думаем об одном и том же) тоже не все так просто. При старте действуют сумашедшие перегрузки и у слабого, легкого актуатора могут быть ложные срабатывания. 😃

Марков_Николай

Кстати, о птичках: 16 октября будет проводится чемпионат Москвы по метательным свободнолетающим планерам. Сбор участников в 10-00 на проходной аэродрома в Тушино. Кто заинтересовался может посмотреть или принять участие.

Ещё о птичках: я тренеруюсь и летаю здесь : rcopen.com/forum/f22/topic100189
Если кто хочет совместно потренероваться, или устроить мини соревнования милости прошу.

Aleksey_Gorelikov
CrazyElk:

Что то в разрезе - 1s LiPo 60ma - 2 г. + aTiny sot23 < 1г. + sub micro servo - 1.5 г. = округляя 5 грамм - таймер на один канал.

А что мешает сервой вращать диск с прорезью, а крючки для тяг сделать механическими? Ну будут те же 6 грамм на … (20?) комманд. Вес тот же, точность выше.

MailoFF

Спасибо 😃 Интрересно будет поглядеть

Марков_Николай

Получил посылку от Вудхауза! 6 недель и 2 дня из Норфолка в Московскую область. 😎

.

MailoFF

Малехонек 😃 Раньше для А1 использовали,но они были чуток больше)

cergey63

Начали с детьми строить металки из потолочки,размахом 450 мм.
Хотелось бы, подробнее узнать у специолистов ответы на следующие вопросы:
1.угол установки крыла и стабелизатора.
2.установку стабелизатора относительно крыла.
3.крутки.
4.траекторию правильного полёта(взлёт,планирование)
5.методику броска

Марков_Николай

Я не считаю себя специалистом, но позволю себе несколько коментариев, на основании личного опыта.

  1. Если профиль крыла плоский снизу +1,5 град, стабилизатор 0 град. Если профиль крыла вогнутый 0град, стабилизатор -0,5 град. Но рекомендую сделать установку стабилизатора регулируемой. Это позволяет поиграть с центровкой, под погоду…
  2. Если имеется ввиду перекос стабилизатора относительно крыла в горизонтальной плоскости, для достижения виража, то я так делаю и вам рекомендую сделать.
  3. Крутки: по моему- это шаманство и для начала я стараюсь чтобы их вообще не было, далее по взлёту и полёту.
    4,5) Как я летаю: Бросок “копьём”, то есть средний и большой пальцы на пилоне, указательный на крыле или специальном “когте”, без крена, или с небольшим креном в сторону виража полёта. Угол возвышения к горизонту зависит от силы ветра: чем сильнее ветер, тем меньше угол. Запуск осуществляется строго против ветра. Бросок лучше делать на выдохе.
    Модель взлетает по спирали и в верхней точке взлёта оказывается уже хвостом к ветру, далее продолжает полёт с заданным виражом. У меня взлёт и полёт проходят с одним виражом-левым.
    Пробовал при помощи круток взлетать и летать в разные стороны, т.е. взлёт-левый вираж, полёт-правый, и наоборот: мне не понравилось-при изменении курса теряется высота.

cergey63

Спасибо .
Всё понятно.
Мне понравился “ногть”,первый раз встречаю.Это гораздо удобней чем за крыло.
А есть ли смысл в вогнутом профиле?

Марков_Николай

Я считаю, что да, смысл есть. Практика показывает: небольшая вогнутость ( 1-2 мм) увеличивает время полёта и чувствительность к потокам больше, чем проигрыш в высоте старта. Большую вогнутость не пробовал, но планирую попробовать. А ведь можно еще и крылья складные сделать…

Кстати фото стабилизатора вверху- как коментарий о крутках. Первоначально он был ровный, а таким кривым как сейчас сделан специально.

MailoFF
Марков_Николай:

А ведь можно еще и крылья складные сделать…

Это интересно, конечно… Ракетопланы летают не очень у нас, но может металка будет лучше 😃 Надо пробовать

cergey63

Хотелось бы подробней про кривой стабелизатор.
Какой наклон относительно крыла и куда?
Гнутая задняя кромка ,это наверное ,чтобы при взлёте не зарывался в небо с дальнейшим изменением центровки.
Наверное многим хотелось бы узнать подробнее про этап регулировки.
Класс металок очень интересен и его нужно развивать.
Покидав свой опытный образец понял ,что самолётик неплохо летит,но при броске частенько зависает на вертикале и срочно пришлось усиливать детям фюзеляжи,не выдерживает удар о трибуны. Стадион не очень большой как оказалось.С крылом из потолочки в два слоя получился 33 гр.