Не симметричный профиль на стабилизатор

AIRDAN

Добрый день.
Вот смотрю на металках ставят не симметричные профили на стабилизатор, а на больших планерах (F3X) не встречал.
С чем это связанно?
Вроде большие планера тоже центруют таким образом, что б стаб нес полезную нагрузку… И в этом случае выгоднее применить более несущий профиль, чем симметричный…

olgol

Это относится не только металкам. Тут дело скорее в том, используется цельноповоротный стабилизатор, или фиксированный стаб с рулем высоты (РВ).

Во всех случаях и на всех режимах горизонтального полета нагрузка на стабилизатор близка к нулю, либо пренебрежимо мала. Далее, сопротивление симметричного и несимметричного профиля одинаковой толщины и назначения примерно одинаково (до цифр второго порядка) при околонулевом Су.

На металках с фиксированным стабом и подвижным РВ используют выпуклый профиль следуя “наставлениям” Марка Дрелы. Выгода такого профиля проявляется только в режиме полета в спирали малого радиуса, когда поток как-бы изогнут по дуге, и РВ отклонен вверх. Из-за сильно непрямого обтекания самолета поток возле стабилизатора направлен немного вверх. При этом РВ отогнут вверх, но подъёмная сила стабилизатора около нуля. Сопротивление выпуклого профиля (НТ22) при этом меньше, чем сопротивление симметричного профиля (НТ08). См. рисунки. У НТ22 сопротивление около 0.024, у НТ08 около 0.031.

Эта разница в сопротивлении на самом деле тоже пренебрежимо мала в масштабах сопротивления всего планера, т.к. сопротивление ГО есть очень малый процент от всего сопротивления.

Вот сообщение самого мастера по этому поводу: www.rcgroups.com/forums/showpost.php?p=2956106&pos…

AIRDAN

Более чем исчерпывающий ответ.
Огромное спасибо.