Расчет сервопривода
Нашел на форуме одну програмку, по общему (обезличенному) расчету усилия рулевой поверхности. Элероны получается вроде нормально (2.5 кг/см2), а стабилизатор - под 8 кг/см2?
Ого, какая большая разница, а можно узнать детали расчетов?
Я посчитал у себя для 4-метрового планера достаточными 2-кг машинки на V-хвост. Но у моей модели инерция по этой оси меньше, чем инерция крыла. Так что возможно это зависит от модели, если говорить в контексте инерции? Ведь если лопаты руля меньше лопат элеронов при прочих равных, то по какой причине там появляется большая нагрузка?
Кто больше?
Давайте говорит языком формул.
Есть, к примеру, такой расчет.
Еще раз все пересчитал более внимательно. forum.modelka.com.ua/index.php?app=core&module=att…
Вот такая “обезличенная” программа, не привязанная к конкретной рулевой поверхности. Правда не учитывает ни веса ни нагрузки.
Чтобы сделать расчет я принял некоторые допущения и не уверен, что сделал правильно?
Цельноповоротный стабилизатор. САХ 110мм, минус 25% (ось вращения), получается ширина рулевой поверхности 70мм???
Максимальное отклонение рулевой повехности (стабилизатора) 30 градусов?
Максимальное отклонение сервы 45 градусов?
Длина поверхности 750мм.
Максимальная скорость 108 км/час
В этом случае получается момент, по этой программе, 3кг см.
Элероны считал по другой программе: rcopen.com/files/4e17fed599707300771335fa Здесь все просто, без вопросов, получается 1,5 кг см
Но, если по этой же программе посчитать закрылки, то при отклонении 30 градусов усилие будет 3кг см, а при отклонении 60 градусов - уже более 6 кг см. Хотя наверное на скорости 100км/час полностью выпускать закрылки не будешь. Отклонение более 60 градусов программа не предусматривает.
К чему считать 30-ти градусное отклонение, если далеко не каждый профиль имеет критический угол атаки 10 градусов. Возьмите XFLR5, загрузите туда исследуемые профили, создайте флаперон, продуйте, посмотрите эффективность. Очень полезно иногда знать предельные возможности конкретного профиля.😉 Таким же образом можно и планер в целом “продуть”.
Как ни странно будет звучать, но усилия на хвостовых машинках намного выше, чем на элеронных.
Ведь им нужно ворочать всю массу планера вокруг ЦТ на достаточном большом плече.
Как то противоречиво Владимир высказался.
1- ничего машинкам не нужно ворочать. Они лишь отклоняют поверхность руля, относительно потока. И им глубоко все равно, чего там дальше происходит. Достаточно просто считать сопротивление отклоненного руля.
2- “на достаточно большом плече” Ну так это ж только упрощает им жизнь, а, Владимир? Вон, известный грек говорил что через рычаг может Землю перевернуть…
Имхо, при цельноповоротном стабе достаточно самой слабой машинки. Цент давления у симметричного профиля практически не гуляет по хорде. Другое дело, при ударе об кусты этим стабом, машинка может если не сдохнуть , то приобрести люфт, что плохо. Но речь только об ударах…
Имхо, при цельноповоротном стабе достаточно самой слабой машинки.
Даже комментировать не буду…
Интересно было бы увидеть маневр планера с отклонением руля высоты на 30 градусов на скорости 108 км/ч.
Хорошо отвечать на вопрос вопросом. Тем не менее при отклонении ЦПГО на 10 град. а сервопривода на 20 град. Усилие составит около 1 кг/см.
Рекомендация производителя Супры: в хвосте HP-DS09-AMD (2-2.4 kg/cm), элероны HP-DS095-FMD (4-4.5kg/cm). Закрылки еще более мощные.
Вывод: Самое нагруженное место-закрылки при их полном отклонении. Но двойной, тройной запас по мощности не помешает и там и там.
По опыту на двухметровом планере, у меня на РВ стоит 4-х граммовая машинка с усилием в 0,5 кГ, и ещё усилие передаётся через пружинку (моя доработка вот тут описывал rcopen.com/blogs/16135/10078 ). Теперь с таким же усилием, но с металлическими шестернями и цыфру ставлю на планер 3200.
Теперь с таким же усилием, но с металлическими шестернями и цыфру ставлю на планер 3200.
Вот вот в том- то и дело, что в остатке HS-5055MG (цифра,9.5г, 1.3 кг/см) 2 шт. и HP-DS095-FMD (цифра,18.3г,4.0кг) 4 шт. И вопрос куда 1.3 кг ставить на элероны или на хвост.
А планер 3.36м, 75дм2, 2.5кг
Наверно никуда. Надо заказывать еще сервы.
Собственно сложилось впечатление: что в больших планерах на хвост устанавливают сервомашинки с меньшим усилием
На больших планерах с ЦПГО на РУС по каналу тангажа обычно ставят загружатели. Считайте подъёмную силу на ГО , как на крыле и ось вращения на 20% САХ. Скорость выбираете по усмотрению. Учитывайте, что ЦПГО не должно выходить на закритические углы. Для расчёта шарнирного момента обычного калькулятора достаточно.
www.rcdesign.ru/articles/radio/servo_intro#eztoc88…
Я перешёл от теоретических рассуждений к практическим исследованиям и купил Е-логгер. Что я вижу, анализируя потребляемую мощность. В основном полёте на управление, изменения потребления тока почти не различимы, т.е. там усилия минимальны. И посмотрите последние 20 секунд полёта, перед посадкой, когда начинаешь работать флапперонами. Вот это реальная нагрузка. Поэтому я на своём планере на элероны и закрылок ставлю сервы с усилием 4,6 кГ.
последние 20 секунд полёта
Вертикальная ось - что показывает? Какие единицы измерения?
Мощьность в Ваттах.
А можно еще вопросы уже по поводу подключения.
При инсталяции оборудования на планере имею: Ходовую батарею 3S, электродвигатель, ESC, внешний ВЕС, приемник и шесть РМ.
На Cупре при подключении приемника к ESC вынимал из разьема плюсовой (красный) провод и подключал разьем с оставшимися минусовой (черный) и сигнальный (белый) провода к приемнику, а питание приемника + и - шло от внешнего ВЕС и через приемник получали питание все РМ.
А вопрос в том: возможно ли подключить питание приемника от встроенного в ESC ВЕС, а все рулевые машинки запитать отдельно от внешнего ВЕС?
Возможно это повысит надежность системы. Да и будет проще, так как в целях экономии я уже пустил по одному проводу + и - в крыло и хвост ( всего 4 провода вместо 12)
По-моему, это как раз снизит надежность. При отказе любой батареи или рега - краш. У меня разок сгорел регулятор, сел только на отдельном акке для борта со своим BEC.
по моему, ради надежности было бы можно в параллель поставить батарею маленьких аккумуляторов. Вплоть до никель-кадмия. Они и “пики” потребления обеспечат. Формат ААА ампер 8-10 вполне выдает. 4 ААА = грамм 40.
4 ААА = грамм 40.
сегодня только взвешивал - 55 грамм после сборки.
я точно помню, 11 грамм весил 300мАч никель-кадмиевый ААА. И он же и выдавал 10 ампер без проблем.
300мАч никель-кадмиевый ААА
Сорри, у меня просто борт 1Ач ААА NiMh, один акк весит 13 грамм + сборка, +скотч, +провод и разъем, еще липучка 😃
Рубята, разговор идёт о спортивном планере где каждый грамм считается. Вы тут ща насоветуете…
Евгений Николаевич, всё у вас правильно стоит и подключено. При желании-возможности поменяйте серву на “потолще” на стабилизатор и пробуйте больше летать на нём, а не заниматься усовершенствованиями.