Строю ретропланер с размахом 2,38 метра
Уважаемые Коллеги,
Сейчас к летнему сезону 2012 года строю ретропланер, воодушевившись планерами на сайте www.retroplane.net.
Выкладываю фотографии крыла в процессе строительства. Крылья почти готовы, осталось убрать подтеки от клея, сточить заднею кромку крыла на ус, ошкурить и т.п. Крало – профиль Clark-Y,хорда 200 мм, 10% - толщина крыла.
Планирую построить наподобие www.retroplane.net/doppelraabmaquet/page1.htm
Но, мне нужна ваша помощь/советы, а именно:
-
На представленной по ссылке модели планера нагрузка на крыло 41 гр/кв дц при размахе крыла 2,55 м. Меня смущает такая большая нагрузка на крыло для модели планера (по разным источникам должна быть в районе 12-25 гр/кв дц). Какая должна быть у меня в таком случае?
-
Так как суммарная площадь горизонтального оперения – крыло 46,0+стабилизатор 12,0=58 кв. дц., то я полагаю, что нагрузкана крыло должна быть в районе 22-23 гр/кв. дц с учетом веса электроники и сервомашинок.
-
У меня вес одной консоли крыла в том виде как на фотографии 170 грамм с учетом обшивки думаю, что она будет в районе 180-185 гр. Тогда общий вес крыла будет 360 грамм. Не много ли это?
-
Как сформировать носик крыла? Наклеить 1 мм бальзу или закрыть переднею кромку крыла потолочкой – наверно это неправильно. Но, бальзы 1 мм у меня пока нет в наличии – живу на Сахалине – а магазин у нас один, где можно это купить. Выписать по почте– месяц ждать.
- Чем лучше закрыть крыло - пленкой, папиросной бумагой?
- На крыле не планирую ставить элероны. Все управление – горизонтальный руль и руль высоты. Достаточно ли будет в части управления для медленных полетов.
-
Угол крыла V=8 градусов.
Николай
Каким образом нагрузка на крыло связана с площадью горизонтального оперения?
Выписать по почте– месяц ждать.
Судя по прогнозу, на Сахалине сейчас зимущая зима, все равно не полетаете ведь? Через месяц и закрыли бы, последним этапом.
1 40г/дм действительно великовато для такого размера - шустро будет летать 😃
2 Неужели стаб 12дм ? По фото меньше получается…
5 Бумага выглядит копийнее (да и летать, возможно, с ней лучше будет). Но папироссную использовать нельзя - до первого приземления… Нужна микалентная или длиноволокнистая.
6 Проверьте реальные площади стаба и киля. Посчитайте коэфиициенты. Если у модели не модифицировались по сравнению с оригиналом размеры киля и стаба (на копиях часто увеличивают их размеры), то могут быть проблемы с устойчивостью и управляемостью.
Каким образом нагрузка на крыло связана с площадью горизонтального оперения?
Судя по прогнозу, на Сахалине сейчас зимущая зима, все равно не полетаете ведь? Через месяц и закрыли бы, последним этапом.
А что я что-то не так написал. Пример связи нагрузки на крыло - вес модель 1300 гр, суммарная площадь горизонтального оперения включая стабилизатор 58 кв. дц., тогда имеем 22,4 гр/кв. дц.
Просто меня нагрузка на крыло в представленном примере смущает, это какой прочности крыло должно быть, чтобы 41 гр на кв. дц выдержать. И скорость полета в таком случае тоже должна быть большой, чтобы подъемная сила возникала.
Как-то это все не бъет с нагрузками других типов планеров.
Пример связи нагрузки на крыло - вес модель 1300 гр, суммарная площадь горизонтального оперения включая стабилизатор 58 кв. дц., тогда имеем 22,4 гр/кв. дц.
У вас несущий стабилизатор?
1 40г/дм действительно великовато для такого размера - шустро будет летать 😃
2 Неужели стаб 12дм ? По фото меньше получается…
5 Бумага выглядит копийнее (да и летать, возможно, с ней лучше будет). Но папироссную использовать нельзя - до первого приземления… Нужна микалентная или длиноволокнистая.
6 Проверьте реальные площади стаба и киля. Посчитайте коэфиициенты. Если у модели не модифицировались по сравнению с оригиналом размеры киля и стаба (на копиях часто увеличивают их размеры), то могут быть проблемы с устойчивостью и управляемостью.
Я не полную копию делаю, я взял как основной прототип - концепцию. Площадь стаба я взял как 27,5% площади крыла +/- 5% = 12 кв. дц. Наверно ближе будет где-то 10 кв. дц. Киля в районе 18 кв. дц, что составляет 4% от площади крыла.
У вас несущий стабилизатор?
Несущий = это значит будет иметь подъемную силу. Если так, что я планирую его сделать также профильным. Не пластинчатым.
Я не полную копию делаю, я взял как основной прототип - концепцию.
В любом случае лучше просчитать устойчивость. В первом приближении это совсем не сложные расчеты. Площадь киля на нагрузку на крыло не влияет. Площадь стабилизатора можно суммировать только в том случае, если он несущий, т.е. имеет профиль.
Я бы не заморачивался с несущим стабом. Посчитал бы площадь из Кст=0.4-0.5. А площадь киля - немного больше полуплощади стаба…
Расчет нагрузки. Если при этой площади крыла уложиться в 1 кг (что реально), то получится более-менее нормальная нагрузка для моделей такого размера - 20-25г/дм. Если вес крыла получится 400г, то вес всего остального должен получиться не больше 300г. Тогда на борт останется еще 300г, что сильно много (4Акк АА весят около 200г; можно применить 4Акк ААА - около 50г). Главное - хвост не перетяжелите, чтобы нос не догружать…
- На представленной по ссылке модели планера нагрузка на крыло 41 гр/кв дц при размахе крыла 2,55 м. Меня смущает такая большая нагрузка на крыло для модели планера
Делайте, не заморачивайнормально летать будет с такой нагрузкой. У меня двухметровый с нагрузкой 40 летает нормально, а 2,5 ещё лучше будет летать.
Если при этой площади крыла уложиться в 1 кг (что реально), то получится более-менее нормальная нагрузка для моделей такого размера - 20-25г/дм.
Кроме стоять на полочке, этот планер ещё и летать должен.
- На представленной по ссылке модели планера нагрузка на крыло 41 гр/кв дц при размахе крыла 2,55 м. Меня смущает такая большая нагрузка на крыло для модели планера
Делайте, не заморачивайтесь всякой ерундой. Нормально летать будет с такой нагрузкой. У меня двухметровый с нагрузкой 40 хорошо летает. С меньшей нагрузкой ветром сдувать будет, сопротивление у копии большое.
Спасибо всем за комменты по нагрузке. Значит я направильном пути. Планирую уложиться в 1300 грамм включая электронику. Тогда нагрузка будет в районе 23-25 гр/кв. дц. Если меньше получиться то хорошо. Но, пока запроектирована такая нагрузка.
Продолжение строительства.
После доводки крыла и ошкуривания и покрытия всего набора крыла тонким слоем жидкой эпоксидкой (наверно, с “дуру” сделал, так как по образованию судостроитель и хочеться все прочно сделать и водостойким, а 30 грамм дало прироста веса). Но крыло получилось очень прочным и влагоустойчивым.
Получилось:
Левая и правая консоль крыла - 200 гр и 204 гр соответственно, итого 404 гр.
Горизонтальный руль 43 гр.
Вертикальный руль 16 гр.
В сумме 436 гр.
Наверно ещё носик консолий крыла надо будет сформировать, т.е. 1 мм полоску бальзы наклеить. Вес наверно грамм на 10 увеличится.
Если исходить из нагрузки на крыло в районе 25-30 гр/кв. дц, то получаем Sкр=46,5 кв. дц, Sстаб=6,6 кв. дц: Итого 53 кв. дм.
Вес модели должен быть в районе 1330 гр - 1590 гр.
Почему я взял за основу удельную нагрузку 25-30 гр на крыло, так как у всех представленных моделях на сайте RETROPLANE.net нагрузка на крыло гораздо больше и начинается с 38 гр. дц до 50 гр. дц.
Нагрузка действительно на крыло. Стабилизатор учитывать не стоит. Он-же несет нагрузку не постоянно, а иногда, а еще иногда он работает и в другую сторону (он же “стабилизатор”).
Мое мнение в этих планерах нагрузка на крыло не главное. При очень маленькой нагрузке у вас резко сокращается полетные возможности по погоде.
Нагрузка действительно на крыло. Стабилизатор учитывать не стоит. Он-же несет нагрузку не постоянно, а иногда, а еще иногда он работает и в другую сторону (он же “стабилизатор”).
Мое мнение в этих планерах нагрузка на крыло не главное. При очень маленькой нагрузке у вас резко сокращается полетные возможности по погоде.
Евгений Николаевич,
Спасибо за дельный совет. Учту в расчетах. Но, всё же нагрузка в пределах 30 гр на кв дц это будем нормально? А то может камнем будет летать.
У планеров нагрузка на крыло- это аналог мотора у самолетов. При малой нагрузке на крыло невозможно летать даже в средний ветер. Спортивные планера “научились” обходить это правило за счет очень малого лобового сопротивления- тонкий профиль крыла+ тончайший фюзеляж .
Самоделкам- копиям такой расклад ну никак не светит. Потому единственный вариант бороться с ветром- это увеличение нагрузки на крыло.
30гр\дм2 - это скорее, минимум, при котором можно летать. А по факту, бывает на копиях и куда как больше.
у меня один из первых самодельных планеров был 2 метровый с профилем Clark Y. С нагрузкой 26гр\дм2 почти не летел. Противно было смотреть 😃 А вот после загрузки до 31гр\дм2 его стало не узнать. И с ветром боролся и в термики вкручивался… Ну просто ожил.
Юрий, спасибо за ответ.
А то я все переживаю за культуру веса планера. Хочу сделать прочным и легким. А то что с малой нагрузкой на крыло, так я это заметил на паре своих планеров, которые я сделал из потолочки с размахом от 2 до 2,4 метра. Вес их каждого не превышает 650 грамм. Так, что при ветре уже 3 м/с их несло ветром сильно. Т.е. против ветра почти не возможно их удержать.