F3F Freedom

Udjin

Трехметровый стеклянный планер для полетов на склонах.
Поставщик Трифонов Сергей.

Профиль крыла MG-006 модифицированный до7%;
площадь крыла 51дм.*2;
Полетный Вес-2402 грамм;
Нагрузка на крыло 47,09;
Возможно размещение балласта в фюзеляже .до 1000грм.
Есть возможность загрузки в крыле до 1000грм.
Оперение V-образное. V крыла - имеется. Механизация - элероны, закрылки.
Ограничений по погодным условиям - никаких. Все в руках пилота.

Сервы.
РВ-РН: 2 х Futaba 3156
Закрылки - 2 х Hyperion DS095-FMD
Элероны - 2 х Hyperion DS09-AMD

Борт - 4 элемента Никель-металл-гидрид. 2200 mah.
Приемник - 8-ми канальный клон Футабы.

ЦТ - 75 мм от передней кромки. Макс комфортный ЦТ - 78 мм от передней кромки.

Сборка.

РВ-РН сервы крепятся в дюралюминиевом ложементе.
Зазоры после монтажа качалок и тяг со стенками фюзеляжа - микронные. Посадка ложемента в спец пазы. Все очень плотно и надежно.

Изначально установленные качалки были в последствии заменены на более массивные.

Родные футабьи мне показались шибко хлипкими. Поставил от каких-то безродный китайских, но из качественного, вязкого пластика.

Из загашника извлечен ворох сервушек.

Нагрузки полетные и посадочные ломают слабосильных китайцев на счет раз. Посему на начинке не экономлю, в разумных пределах, конечно.

Ложементы под сервы в консолях снабжены площадками и стеклотекстолита.
Принимаю волевое решение использовать комбинированный вариант крепления серв. Клей + шурупы.
Шурупы больше для позиционирования и удержания серв на месте, пока клей не встанет.

Серву обматываю скотчем, поверх суровой ниткой.
Площадку немного зашкуриваю, для пущей адгезии.

Вымеряю ход рулевых поверхностей, отмеряю тяги, все перепроверяю и прикручиваю-приклеиваю.

И еще и еще и еще раз.

Ставлю сервоудлинители (покупным веры мало, делаю их сам), сращиваю, все протягиваю.
Еще одна проверка, финальная и на клеевые точки ставлю крышки сервоотсеков.

Сервоудлинители ваяю из стандартного АВГ, МГТФ тут и нафик не нужен. Не тот случай.
Оконечиваю папами из каких-то старых разъемов, выдранных из старых мультиплексоров, распиленных в пополам. Техника цифро-аналогавая, злата-серебра не жалели во времена развитого социализма, так что качественный контакт гарантирован.

Ответная часть - мамы из ответных частей тех-же “связных” разъемов.

Ложементы под разъемы приходится сооружать расшабривая штатные пазы под сервопроводку.
Все делается с расчетом на небольшие люфты. Дабы не мучится при сращивании, и обеспечить живучесть при нештатном разборе 😃

Вся пайка прячется под кембрики, контакты внутри фюзеляжа выгибаются максимально вверх, дабы не мешать тягам РВ и РН.
Разъем в гнездо. Вуаля!

Потребный балласт был тщательно вымерян, из расчета комфортной нормальной центровки.
Получилось 305 грамм.
Заготовил 315 грамм свинцовых грузил. Сделал цементную формочку и отлил.

Часть свинца при плавлении окислилась, часть - расплескалась микрокаплями.
Но на выходе - практически попал в вес.

Планер сращиваю в нечто цельное, и аквариум ставится на огонь на балансировку-центровку.

Вот, собственно, и вся сборка.

Настройка.

Все как обычно 😃
Сильно индивидуально, но зажимать расходы на горе = планер вогнать мордой в салат в землю.
В обязательном порядке предусматриваю тормоза.
И в обязательном (на тумблерах): двойные расходы + синфазное управление закрылками (чутка помене расходы) и элеронами (чутка поболя). На всякий случай.
А случаи бывают всякие.
Камбер на слайдер. Ну, эт стандартно.

Облет.

Как и всякий начинающий пилот, я суеверен.
Суеверия свои холю, нежу и лелею, и получаю от того несказанный кайф.
В смысле - стеб над окружающими проглатывается ими совершенно безболезненно. Поскольку и они пилоты, и так же стебаются в ответку, при облетах своих птиц.
Так что ни видео ни фотографий с облета нет.
А птиц … а что птиц?
Птица летит.
Во первых - размерчик.
Во вторых - правильная нагрузка на крыло, под погоду.
В третьих - погода. Восточный ветер, 5-7 метров секунду. -7 по цельсию.
Рулится хорошо. В штопор срываться не склонен. Если собирается штопорнуть, то предупреждает заранее, и нужно уводить его в вираж аль разогнать чутка.
Разворот делает “на пятке”.
Склонен к набору высоты при всех поверхностях в нолики.
При разгибании задней кромки летит ощутимо легче.
Теперьча, после облета, предстоит его чутка смазать. Тонким слоем. 😃
Видео, как грится, с меня причитается, со следующих полетушек.

NIV
Udjin:

Сервы. РВ-РН: 2 х Futaba 3156 Закрылки - 2 х Hyperion DS095-FMD Элероны - 2 х Hyperion DS09-AMD

С учётом загрузки балластом, сервы элеронов могут оказаться недостаточно надёжными. Всё таки планер для горы должен быть с запасом. ИМХО

Udjin

Посмотрю, конечно, как оно пойдет. Вялость по элеронам почувствуется сразу на скорости. В случае необходимости поставлю и на элероны 095-е.

Евгений_Николаевич

Именно DS09-AMD кажутся слабоватыми для такого планера. Хотя отлетал на Супре лето, вопросов не было. Установлены в киле - РН, РВ. Но это другое.

Udjin

Считал на макс скорость 200 км/час … усилия хватает (24,56 Ncm расчетные).
Но прислушаюсь к мнениям, конечно. Прослежу.

meyzersmitd

Добрый день Евгений. Что значит “При разгибании задней кромки летит ощутимо легче.” Вопрос-применяеться ли микс "элероны-закрылки “как “элерон” по всей длине крыла и микс"элероны-закрылки (в низ)—руль высоты (в верх)” при полёте на скорость .

Udjin

Добрый!
> Вопрос-применяеться ли микс "элероны-закрылки “как “элерон” по всей длине крыла
Да.
> микс"элероны-закрылки (в низ)—руль высоты (в верх)” при полёте на скорость .
Нет.
В будущем. Обязательно. Отстройка такого планера займет некоторое время. Летаю-то, в одного. Из источников доп информации - только форумы и реальность.

meyzersmitd

Вопрос-что значит “При разгибании задней кромки летит ощутимо легче.” Я летаю на аналогичных планерах в классе F-3-F . В крыле установлены Futaba S-3150 mg ,хвостовые Futaba S-3156 mg . Очень интересно посмотреть “Видео, как грится, с меня причитается, со следующих полетушек”. forum.modelka.com.ua/index.php?showtopic=39818

8 days later
Udjin

Обещанное коротенькое видео. Качество не фонтан.
Пара проходов и посадка планера.

meyzersmitd
Udjin:

Обещанное коротенькое видео. Качество не фонтан.
Пара проходов и посадка планера.

posadka_freedom.wmv

Евгений спасибо за видео,такой вопрос:как стоит руль высоты? в нейтрале?

Udjin

РВ идеально в нейтрали.
При проходах чуть-чуть давлю к земле.
Повороты на видео - без махалки.

Udjin

“Махалка” - сиречь микшер “элероны(закрылки) - руль высоты”.
Его покуда не задействовал.

Serg_T

Посмотрел видео, обзавидовался!
но поаккуратнее с разворотами по ветру!

meyzersmitd
Serg_T:

Посмотрел видео, обзавидовался!
но поаккуратнее с разворотами по ветру!

Я тоже!!!.Наверное ветер был небольшой и скорость нормальная-прбивает “турбуляцию”.

Udjin

Ветер 7-8, порывы до 9. Дул от солнца - по косой, градусов под 50-60 к нормали.
В таком стиле можно пилотировать на этом конкретном склоне примерно до 12 м/с. При больших скоростях ветра начинается легкий экстрим, вплоть до выноса за гребень. Но на границе и самая скорость!
Самый сильный ветер, в который летал - 22 м/с, стоял под углом, иначе сдувало. Вот это полный отрыв башки. Правда на консолях наборных пленка трещинами пошла. Но оно того стоило 😃

PS
Да, прежде всего держать скорость. Потерял скорость - упал. Или пошел далеко-далеко ножками. А склон - крууутоой … через ноги очень быстро доходит правило - держи скорость!

Udjin

Мне понравилась их первая часть, в штормовой ветер как летали. Много почерпнул по технике.

😃

Нужно как нить тренировку будет заснять. Поставлю камеру путевую на треноге, в сторонке и отлетаю базу.
Повороты на склон, оно конечно, не спортивно, в смысле результата, но как красиво и как кайфово …

Brecket

[QUOTE=Udjin;3194995Повороты на склон, оно конечно, не спортивно, в смысле результата, но как красиво и как кайфово …[/QUOTE]

😃 Повороты на склон не только не спортивно, но и опасно. Один из постулатов слопа - [B"]поворот от склона"[/B]!
А вообще - классно! Успехов!

Udjin

Нет незыблемых постулатов, Андрей. Все от обстановки. Я так мыслю. Смотреть рельеф. Где и как тянет. И все будет хорошо.
Главное, - держать скорость. Я уже второй год летаю периодически поворачивая на склон, а периодически, от склона, в одном и том же месте. Смотреть надо … по обстановке. Что делать буду. Как ветер, какая скорость, что хочу, собсно, получить.
Уронить модель можно успешно поворачивая и на склон и от склона, не cуть важно. Ошибся с высотой, закинуло за хребет, и … 😃
Ну а те, кому важно летать правильно, по постулатам, то да.
Строго от склона. И про ротор можно забыть. В этом случае.

Евгений_Николаевич
Udjin:

Нужно как нить тренировку будет заснять. Поставлю камеру путевую на треноге, в сторонке и отлетаю базу. Повороты на склон, оно конечно, не спортивно, в смысле результата, но как красиво и как кайфово …

Бесполезно. Пробовал несколько раз. Но есть выход - GoPro - на шапочку (на лоб): куда смотришь - то и снято, а смотришь всегда на модель. Тем более что расстояние небольшое. Все будет очень хорошо видно. Я уже пару месяцев как приобрел “независиость” от наличия оператора.