Композитная самоделка 360см.
Вообще то противоречия нет. Из применяемых, для фюзеляжа, материалов: уголь и стекло, лучше на сжатие работает именно уголь. Похоже на растяжение он работает еще лучше. А разрушаются эти материалы по разному. Уголь разрушается сразу, более хрупок. Поэтому и применяют эти материалы в комплексе: каждый решает свою задачу.
до не давнего времени было вроде бы так:
“Углепластики — полимерный композиционный материал из переплетенных нитей углеродного волокна, расположенных в матрице из полимерных (например, эпоксидных) смол.
Углеродные волокна в этой комбинации несут нагрузки на разрыв, а полимерное связующее делают изделие упругим на сжатие.”
Уголь разрушается сразу, более хрупок.
никогда такого не видел.
Сильно зависит от формы детали и нагрузки на нее, а так же циклов нагружения.
Продолжу рукоблудие 😃
Изготовление матрицы на фюзеляж.
Вообще то это уже вторая матрица , в создании которой принимает участие эта мастер-модель. Первую в общем то пришлось выкинуть. Я там допустил стратегическую ошибку- применил в качестве материала для матрицы не самую лучшую полиэфирную смолу. В итоге, за полгода матрица дала такую усадку и такое изменение формы, что это уже было мало похоже на фюзеляж:) Хотя, по началу все было ровненько и красиво. Правда, есть мнение, что столь огромная усадка получилась от избытка отвердителя- может быть, не спорю. Но по факту, я зарекся пользовать полиэфирку, с эпоксидками таких проблем нету вообще. Матрицы лежат годами, и ничего им не делается. К тому же, опытные люди мне говорили, что в плане усадки самая лучшая полиэфирная смола все равно хуже самой плохой эпоксидной. Да и вонь от полиэфирки столь ядреная, что дома на балконе ей играться- очень стремное занятие.
Итак, попытка номер два. На этот раз матрица будет из эпоксидки.
Процесс изготовления болвана могу описать лишь на словах, так как сделал его уже давненько. В общем, на стальную трубу были надеты и приклеены такие себе “блинчики” из жесткого пенопласта. Вроде шашлыка. Затем этот пакет был обточен в токарном станке. Затем- обклеен стеклотканью. Ну и пилон - уже вручную изготовлен и приклеен. Плюс много шпаклевки ушло на доводку и “зализы” пилона. Потом последовательно несколько раз шпаклевка \ грунтовка \ зашкуривание. Шкурить , кстати, гораздо удобнее с водой, кто не знает. Ну и в итоге- получился уже более менее ровный и гладкий болван, готовый под выклейку матрицы.
В качестве разделительной плоскости взял пластину ламината для пола. Лучше было бы взять лист ДСП, но в магазин ехать было лень, а эта пластина уже была. На пластине обозначил примерные контуры болвана:
Лобзиком выпилил этот контур:
Для удобства последующей работы на пластину прилепил силиконом вот такие вот “ножки”. Некошерно, понимаю 😃
Затем начинаем установку болвана. Линия раздела матрицы должна быть ровно по линии симметрии фюзеляжа. Контроль высоты выступания “шампура”:
Вот примерно так это выглядит:
Концы “шампура” фиксирую силиконом. Чтобы потом не сдвинуть случайно.
Ну и немножко фиксирую площадку пилона. Болван намазан разделителем- потом силикон очень легко снимется.
обычно из чистого угля не делают, обязательно стеклоткань слоями. да и уголек разрушается несколько по своему
Похоже спор ради спора, но фразы порой, загадочные.
Классиа. Только картон надо щатильнее к болвану подгонять иначе угол ровный трудно получить. Трудно будет ровно срезать и крошится будет. Успеха.
Да, конечно. Классика и есть:).
Продолжаю отчет.
На болван наклеивается малярный скотч, просто чтобы потом меньше было работы по чистке болвана от пластилина. Скотч клеится где то в +1 мм выше уровня пластины.
Дальше берем 20 кубовый шприц и пластилин. Напихиваем шприц пластилином, разогреваем в горячей воде, и заполняем щель между доской и болваном.
Затем металлической линейкой соскребаем лишнее. За счет доски-направляющей получается вполне себе прямой угол. Чего мы и добивались.
пластелином проще но его разедает гелькаот проверено лучше автошпаклевкой
Интересная мысль. Не пробовал. Но шпаклевка- она быстрая, важно успеть. А тут- и чай попить можно 😃
Да, я кажется забыл указать- сам болван покрыт в 3 слоя восковым разделителем изначально. То есть, еще до “вклеивания” в доску.
еще очень хорошо для этого дела подойдет холодная сварка что в колбасках идет можно самую дешевую а разделитель это обязательно
Еще несколько фоток:
Благодаря малярному скотчу, запачкали мы всего то очень узкую полосочку на болване. Скотч сняли. Кладем линейку на доску, протираем нижний пояс болвана от легких следов пластилина.
По моему, получилось довольно чистенько:
После чего, осталось натереть разделителем саму доску и начинать укладку стеклоткани и смолы.
Тема класс! С нетерпением жду продолжения!
Автору огромное спасибо за столь подробный фото отчёт!
Уже давно хочу попробовать свои силы в композитах, но никак не мог найти подробную информацию, буду с вас брать пример.
Спасибо за добрые слова. Но не могу не заметить- ну очень много в сети на эту тему. Да и в ютубе тоже. Вот только сегодня пересматривал сайтик один
С автошпаклевкой акуратней, она на полиэфирной основе, прихватывает собака. А пластелин или воск в большом количестве мешают гельгоуту застыть, они жирные. Предпочтительнее точная подгонка отбортовки и лишнии операции отпадут. Но это дело вкусов и привычек.
Первый слой- без стеклоткани. Это не фирменный матричный гель, хоть и похож:) Это смола+ кабосил+ тонер от лазерного принтера. Хуже, конечно, но что было…
Подождал часик, пока этой слой немного загустел, потом начал ложить стеклоткань. Сначала пару слоей тонкой, потом потолще, еще потолще…
И под конец- один слой не слишком толстой:
Теперь надо сутки ждать.
А какую функцию несёт этот чёрненький слой?
Именно черный цвет- помогает более контрастно видеть пузырьки воздуха при выклейке корок. Ну а раз лучше видно- то и меньше их будет в итоге на корках фюзеляжа. Фирменный гель, кроме того, очень твердый- что позволяет без особого износа матрицы клеить сотни и сотни выклеек. Но мне это в общем не надо. Вряд ли больше десятка понадобится 😃 Кроме того, в фирменном геле есть добавки, уменьшающие образование пузырьков воздуха при перемешивании. У меня вместо этого была выдержка в вакууме готовой смеси- насколько это помогло, увидим. Не факт, что очень помогло.
Ну и в целом, где то миллиметровый слой гелькоута нужен для того, чтобы стеклоткань непосредственно на поверхность матрицы не выходила. Чтобы не появилась ее структура на выклейке.
А я предпочитаю наоборот белый гель. В условиях плохой освещенности на нем все видно. О вкусах сприть не будем.
Кстати, если практиковать окраску детали в матрице, довольно таки все равно, какого цвета гель 😃 Думаю, главное свойсво геля- густота ( нестекаемость) и отсутствие пузырьков воздуха.
Ну и в целом, где то миллиметровый слой гелькоута нужен для того, чтобы стеклоткань непосредственно на поверхность матрицы не выходила. Чтобы не появилась ее структура на выклейке.
Быть может этого 1мм слоя гелькоута и маловато будет?
Пизирки особо любят собираться на углах, обращать внимание стоит при нанесении.
а верхний слой из чего будет? я на свою матрицу смесь смолы с песком. несколько слоев.
я предпочитаю наоборот белый гель. В условиях плохой освещенности на нем все видно.
я такой юзаю но белым по белому были промахи
Верхнего слоя наверное не будет. Там миллиметров 5 уже есть, наверное так и оставлю.
Дело в том, что вряд ли я буду давлением корки давить. Хотя кто знает…