Дредноут 2
Андрей, у нас все ветра в мае закончились, больше 2 м/с не было за все лето.
а унас почти каждый день дует.
Евгений проясните момент. Куда выжимается лишняя смола? Выклейка находится между формой и кишкой. Давление ее сожмет, выдут воздушные пузыри, но смоле деватся некуда. Наши судомоделисты на выклейку ложили перфарированный целофан, на него впитывающую прокладку и при обжатии лишняя смола через перфорацию удалялась и впитывалась в эту прокладку. Получалось очень качественно. Видемо в вашем случае смолы надо ложить точно и по минимуму.
Смола лишняя выжимается между половинками формы, и весьма успешно.
Для наивысшего качества дополнительно фрезеруется или канавка в форме, вокруг границы, или при изготовлении форм сие предусматривается (укладка трубки из силикона вокруг мастер-модели).
Если вести очень точную и выверенную закладку, предварительно отжав излишки смолы под вакуумом, а затем склеивать половинки, то вес падает “катастрофически”
😃)
Так сверхлегкий фюзеляж моего планера весит всего 108 грамм, в то время как типовой-серийный 140.
Но, доп время и доп затраты. Порой оно того стоит …
Да, еще важный момент.
Раздувочный мешок должен быть чуть короче мастер модели (мм) для резины, точно повторять мм для полиэтилена, быть короче примерно в два раза для латекса.
Силикон мне не понравился, и я ничего не могу за него сказать, хотя знаю, что используют.
Если не выполнить сие условие, то появятся “карманы”-складки, в которых скопится смола.
Это может быть удобно, если карман в пределах доступа шлиф-инструмента. Пара минут и минус пять грамм … а может оказаться и в неприступном месте … тогда сложнее.
Порядок раздувки и обжатия болтами также важен …
Я давлю до полукилограмма, стянув форму болтами на “три счелчка” шкалы усилия на шуруповерте …
Жду пол часа, добиваю до килограмма … жму на пять счелчков, потом добиваю до полутура - двух (и даже трёх, если мешок из резины и формы держат) и обжимаю “со всей пролетарской дури” …
Единожды давил до шести килограмм. Но там было нужно …
Жень, а отжаться в половинках в стандартные памперсы вакуумом со временем “до отлипа” , а потом сложить все с мешком внутри, слегка освежив смолку на припусках?
Делал, я написал. Очень легко выходит, но долго. Если есть весовой запас, то полтора килограмма стабильных неплохо отжимают излишки.
Я даже делал закладку неприлипайки-жертвенной сразу с мешком.
Не понравилось. Тяжко выковыривать и мешок и неприлипайку … пришлось вышлифовывать балку потом изнутри … от неприлипайки 😃)
А отжимать тряпку и потом упихивать быстрее? В условиях серии - реально дольше. При единичном изготовлении - в общем пофик. С утра заложил, вечером как раз 24-х часовой отвердитель становится на отлип.
На основании всех, ранее изученных, материалов, учебников, инструкций форума, а так же пред идущей дискуссией продолжу свои упражнения.
Для начала отформовал фонарь: стекло 25, уголь 2*200, стекло*25.
plus.google.com/u/0/photos/…/5909347884507584242?p…
Сделал отверстия и фанерные прокладки на краях матрицы для винтовых зажимов.
plus.google.com/u/0/photos/…/5909347923066706818?p…
Затем, через две недели отдыха матрицы, дважды натер (все тем же самодельным) восковым разделителем и располировал.
plus.google.com/u/0/photos/…/5909347958880754370?p…
А потом еще нанес кисточкой слой ПВА. После высыхания ПВА (через час) попытался замаскировать края матрицы малярным скотчем, но заметил что скотч можно снять только вместе с разделителем. Убрал скотч, подмазав поврежденные места. Далее по совету Udjin, в саду, компрессором, нанес сначала полтора слоя 2К белой акриловой эмали, на другой день слой белого 2К акрилового грунта. И уже на следующий день пошел процесс закладки материалов в матрицу будущего фюзеляжа. Пришлось с помощью паяльника сварить из полиэтилена раздувочный мешок, по совету Евгения 1:1 и купить в аптеке систему для внутривенных инъекций - для надувания мешка.
Сам процесс, к сожалению снимать не представилось возможным.
Состав ламината: стекло 1*25, уголь 1*160, (еще уголь в носу 100мм от моторамы и ровинг по краю пилона), стекло 200, стекло 2*80.
Вес тряпок 80г, вес квадратного метра тряпок 545г.
Смолы смешано две порции 43 и 32 г, остаток 5 г. Значит истрачено смолы 70г.
Смолу вакуумировал. Подрезать ткань пришлось в трех местах - по краям пилона и в районе моторамы.
Попытался укладывать в обе матрицы, но вышло так что одна уже была готова, а вторая - еще наполовину.
Поэтому, готовую половинку временно поместил в вакуумный мешок. Когда доделал вторую половинку, то достал первую, а вторую - в мешок.
На первой половинке обрезал край ламината по одной стороне точно по матрице, а на второй стороне оставил выпуск около 10мм.
Затем то же самое проделал и на второй половинке. Таким образом что в районе каждого шва оказалось по одному выпуску ламината.
Далее в одну половинку поместил раздувочный мешок таким образом, чтобы шов матриц не совпал со швом раздувочного мешка.
Соединил матрицы с небольшим сдвигом, чтобы выпуски ламината не подвернулись наружу. Закрутил винты. Присоединил импровизированный штуцер к соску мешка и привязал нитками, как детский воздушный шарик.
Надул мешок. Сколько кг/см2 можно надуть легкими?
plus.google.com/u/0/photos/…/5909348014786455362?p…
Процесс закладки занял три часа времени.
Потом всю эту конструкцию поместил в вакуумный мешок на 4 часа.
Периодически включая вакуумный насос и надувая раздувочный мешок. Кстати ролик, на системе для внутривенных инъекций надежно перекрывает кислород:P.
plus.google.com/u/0/photos/…/5909348137389572866?p…
Наутро вытащил из вакуумного мешка и поместил в черный мусорный пакет и на подоконник, на солнце на два дня. Сегодня достал, и вытащил почти готовый фюзеляж.
plus.google.com/u/0/photos/…/5909348051925593922?p…
plus.google.com/u/0/photos/…/5909348157519142866?p… получился более менее плотный, за исключением одного места (от пилона до хвостовой балки 7 сантиметров). Хорошо доступное место, почистил дремелем и приклеил полоски 2*200.
Вес неготового фюзеляжа составил 136г.
А теперь вопрос:
А почему наши очень компетентные товарищи рекомендуют совсем другой состав ламината для моделей копий реактивных самолетов (2*50, херекс 1,2 или бальза и опять 1*50)? Это получается 250г/м2 материала. Вдвое меньше чем сделал я и все равно гораздо меньше, чем рекомендовал Евгений. Только за счет того что есть средний слой (сэндвич), вроде по русски бутерброд?
Бронебойный фюз выйдет, Евгений Николаевич …
Ну да ладно, следующая закладка будет легче 😉)
И по фонарику.
Достаточно стекло 25 - уголь любой, один слой, стекло 25.
По периметру кинуть тоненький ровинг. Расщепив 24К на три части … и эту треть и бросить.
Да, Евгений вроде ничего, не производит впечатления перетяжеленной части планера. Если вспомнить что планер все таки крупный 75дм2 и 2,5кг.
А вот фонарик - да можно деревяшки строгать - бронебойный.
Надо думать как бы сделать чтобы удобно защелкивался как корпус сотового телефона, или как фонарь у Супры.
Сфотаю свой, покажу … очень просто и достаточно налёжно.
А почему наши очень компетентные товарищи рекомендуют
Евгений Николаевич, ты сам и ответил на вопрос. Обшивка в случае тобой описанном - сэндвич.
Обещанное.
Держит хорошо.
Язычки легко отгибаются на 90 градусов не ломаясь.
Материал - один слой углетряпки 80 + стекло 20.
Смола - дешманская корейская 118-я.
Отличие от штырьков повдоль - больше площадь клеевого шва. А по скольку язычки сделаны из обрезков фонарика, то они имеют некий профиль. И достаточно жесткие.
Последние замечания по изготовлению фюзеляжа.
При формовке была допущена ошибка, я забыл на шов положить валик из каши. В результате половинки ламината хоть и склеились, но по причине толстой накладки (вся толщина одной корки накладывается на всю толщину второй), именно снаружи получился неровный шов.
Пришлось, шлифовать, шпаклевать, грунтовать, красить.
Фланец для крепления крыла - выклеен на центроплане из стекло ламината (полностью повторяет поверхность крыла).
Моторный шпангоут - из стеклотекстолита 1.5мм с дополнительными отверстиями для охлаждения.
Окончательный вес готового фюзеляжа 146г. Оборудование устанавливается в носовой люк, а приемник с разъемом для крыльевых рулевых машинок в проем, расположенный под центропланом.
Хвостовая балка - из старых запасов, покупал две.
Полетаю пока в такой полу новой конфигурации.
Похоже, в дальнейшем, развитие пойдет в сторону модернизации оперения.
Хотя может быть все будет совсем по другому.
С уважением Е.Н.

