Всё... но только про F5B (ходки, круиз, ВМГ)

dENISCA

Чтобы не искать по форуму и всему интернету, буду сюда постить изменения правил, модели планеров, силовые установки, доп. оборудование, мировые рекорды, документацию к стартам.

----------------------------------------------------------------------------------------

Правила
(выдержка из правил ФАСР с корректировкой текущих изменений FAI)

5.5.4. КЛАСС F5В, ПЛАНЕРЫ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ.
5.5.4.1. Общие положения. Это соревнование для радиоуправляемых планеров электрическими двигателями, которое включает выполнение двух упражнений:
“А” Дальность;
“В” Продолжительность и точность приземления.
Эти два упражнения выполняются непрерывно в одном полете. В соревнованиях должно быть выполнено минимум три полёта, если проведено более трех - наихудший не учитывается.
Минимальный вес без батареи модели - 1000г. (с 2008 г.)
Минимальная площадь несущих поверхностей - 26.66 дм.кв.
Нагрузка на несущие поверхности модели не должна превышать 75 г/дм.кв.
Источник питания силового двигателя максимум 10 последовательных элементов LiPo, параллельное соединение аккумуляторов запрещено. (с 2011 г.)
Масса источника питания (сборки аккумулятора) ограничена весом минимум 450 гр. - максимум 600 гр. (с 2008 г.)
Потребляемая мощность двигателя ограничена энергией в 1750 Вт/мин. электронным устройством (лимиттером), позволяющим принудительно выключать двигатель.

Вес источника питания и число входящих в него элементов может быть проверено немедленно после завершения полетов.

5.5.4.2 Разметка базы и её организация.
Две условных вертикальных плоскости расположенных на расстоянии 150 м. определяют плоскости поворотов и называются базами А и В. Линия безопасности - линия перпендикулярная к линиям А и В, Линии безопасности бесконечна. Визирные устройства, используемые, чтобы обнаружить пересечение моделью базы А и В помещены на расстоянии 5 м. от линии безопасности,
Для посадки моделей организатор соревнований должен определить три концентрических круга диаметром 30, 20 и 10 м. размещенных на поле, с учетом максимальной безопасности от столкновения с летящими в группе моделями или совершающими посадку.

5.5.4.3. Определение победителя.
а) Общий результат полета определяется сложением результата выполнения упражнения “А” и упражнения “В” для каждого спортсмена;
б) Если на соревновании осуществлено более двух полетов каждым спортсменом, меньший результат за полет спортсмена будет отброшен, а другие сложены - это будет результат выступления спортсмена, который и определит его позицию в заключительной классификации,
в) При равенстве результатов у спортсменов, победитель определяется дополнительным полетом, выполняя упражнение - дальность.

5.5.4.4. Запуск: модели.
а) Перед запуском модели пилот должен показаться его судье - хронометристу, как он управляет двигателем на модели с помощью передатчика (включено, выключено, реверсирование);
б) Запуск модели производится вне базы на расстоянии не более 10 м. от визирного устройства база А;
в) Модель выпускается или бросается в полет непосредственно из рук пилота или его помощника, без помощи со стороны. Модель не должна выпускаться с высоты большей, чем высота, до которой может дотянуться человек стоящий на земле.

5.5.4.5. Упражнение “А” на дальность полета.
а) Это упражнение должно быть выполнено в течение 200 секунд с момента, когда модель с работающим двигателем выпускается из рук, время выпуска модели отмечается одним из судей - хронометристов.
б) Это упражнение выполняется не менее чем двумя наборами высоты при работающем двигателе, но не более чем десятью. Пилот решает сам, сколько времени он должен затратить на каждый набор высоты (работу двигателя) и сколько на совершение планирующего полета.
в)После остановки двигателя модель в планирующем полете в первый раз пересекает базу А в сторону базы В, судьями начинается отсчет проходов. Модель должна сделать как можно больше проходов о базы А до базы В и обратно.
г) При включении двигателя счет проходов останавливается, тоже происходит по истечении 200 секунд, либо одиннадцатом (с момента старта) включении двигателя.
д) Судьи сообщают пилоту о пересечении базы А, и для информации о пересечении базы В, используются сигнальные флаги (или звуковые сигналы) Отсутствие сигнала будет означать, что модель не смогла правильно пересечь базу. Приборы, используемые для контроля пересечения условных вертикальных плоскостей базы А и В должны обеспечивать параллельность плоскостей.
е) В течение полета в данном упражнении модель должна летать вне зоны безопасности. Если какая либо часть модели окажется на запрещенной стороне линии безопасности упражнение дальности и продолжительности (в данном туре) оценивается в 0 (ноль) очков.
ж) Пилот и его помощник должен оставаться у базы А, пока не будет завершено упражнение дальность, и никто кроме судьи не может оставаться у базы В для подачи сигналов о факте пролета модели через плоскость базы В.
з) На каждый законченный проход начисляется 10 очков. Если модель не смогла сделать оконченный проход, то за каждое включение двигателя в зоне между базой А и В из результата упражнения вычитается 30 очков.
к) Когда заканчивается 200 секунд начинает отсчет времени упражнения “продолжительность (“В”)”.
л)Судья хронометрист обязан, по требованию пилота, сообщать текущее время полета, а последние 10 секунд –посекундно.

5.5.4.6. Продолжительность полета и точность приземления (упражнение “В”).
а) Это упражнение должно быть выполнено в течениие 600 секунд с момента окончания 200 секунд упражнения на дальность (см. п.5,5.4.5 ).
б) Пилот сам решает сколько раз, и на какое время он будет включать свой двигатель.
в) Судья - хронометрист включает свой секундомер каждый раз, когда включается двигатель. Время планирования заканчивается, когда модель останавливается после приземления. Пилот должен объявлять включение и выключение двигателя судье-хронометристу словами “ВКЛЮЧАЮ” и “ВЫКЛЮЧАЮ”. Время работы двигателя суммируется и вычитается из общего времени планирования (за каждую полную секунду одно очко).
г) За каждую полную секунду безмоторного полета начисляется одно очко.
д) За каждую полную секунду по истечении 600 секунд от результата вычитается одно очко.
е) Дополнительные очки начисляются за посадку, когда модель останавливается в круге 30 метров, то начисляется 10 очков, остановка в круге 20 метров - 20 очков, а остановка в круге 10 метров - 30 очков. Расстояние измеряется из центра круга до носа модели.
ж) Никакие дополнительные очки не начисляются, если приземление происходит по истечении 630 секунд после начала упражнения «продолжительность».
з) На каждый законченный проход начисляется 10 очков. Если модель не смогла сделать оконченный проход, то за каждое включение двигателя в зоне между базой А и В из результата упражнения вычитается 30 очков.
и) Результат каждого спортсмена по окончанию тура нормализуется по формуле:

Р = 1000 * результат_спортсмена / лучший_результат_тура

л)Судья хронометрист обязан, по требованию пилота, сообщать текущее время полета, а последние 10 секунд –посекундно.

5.5.4.7. Место для полетов.
Соревнования должны проходить на равниной местности и с возможно низкой вероятностью возможности парения в динамических потоках.

soar
dENISCA:

5.5.4.7. Место для полетов. Соревнования должны проходить на равниной местности и с возможно низкой вероятностью возможности парения в термических?! потоках.

Подразумевалось, в динамических, надо полагать? ))))

dENISCA

Ммм… а динамы на равнине вроде нет.

soar
dENISCA:

Ммм… а динамы на равнине вроде нет.

В этом и есть смысл пункта - проводить соревнования на равнине, чтобы исключить полеты в динаме. Это прописано в требованиях ко всем классам планеров в кодексе ФАИ. Исключая F3F, разумеется…) Как можно исключить парение в термиках, если это одно из основных упражнений и задач в любом планерном классе? Опять же, см. исключение)
Регламентировано даже максимальные превышение рельефа поля, (5 метров, если память не подводит), а так же расстояние до близлежащих холмов, которые можно использовать для полетов в динаме. На практике организаторы частенько грешат требованием, а ФАИ закрывает глаза. Пану Бартовскому (главному по планерам), наверно в кайф ездить за счет ФАИ в более живописные места, чем равнины…)))

lyoha
михаил76:

а по правилам f5B-7 есть что-нибудь?

Смотри в теме про F5J

dENISCA
soar:

В этом и есть смысл пункта - проводить соревнования на равнине, чтобы исключить полеты в динаме.

А понял ))) сначала думал что Вы не правильно прочитали, а потом понял что Я )))
Исправлю.

михаил76:

а по правилам f5B-7 есть что-нибудь?

Будет.

Добавляю русскоязычную картинку разметки поля:

dENISCA

5.В7.8. КЛАСС F5B/7 – РАДИОУПРАВЛЯЕМЫЕ ПЛАНЕРЫ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ МОТОРАМИ

5.В7.8.1. Общие положения.

Это соревнование для радиоуправляемых моделей планеров с электрическим двигателем, которое включает выполнение упражнения: продолжительности и точности приземления. В соревнованиях должно быть выполнено минимум четыре полета, если проведено более четырех - наихудший не учитывается.

5.В7.8.2.Спортсмен может использовать на соревнованиях две модели. При этом возможна замена части на модели в течение соревнования, при условии, что измененная в результате этого модель соответствует правилам. Каждый спортсмен (пилот) должен эксплуатировать свое радиооборудование лично. Каждому пилоту разрешается иметь два помощника.

5.В7.8.3. Общие характеристики моделей.

Максимальная несущая поверхность…………………………………………………………150 дм2

Максимальный вес………………………………………………………………………………5 кг

Нагрузка на несущие поверхности………………………………………………… от 12 до 75 г/ дм2

Источник питания силового двигателя максимум 3 последовательных элементов LiPo, параллельное соединение аккумуляторов запрещено. Масса батареи не ограничена.

5.B7.8.3.Определение официального полета.

В начале дня соревнований после прибытия спортсменов на старт должно быть дано время для зарядки аккумуляторов, не менее 30 минут. В течение пяти минут после объявления начала старта, спортсмен имеет - право на две попытки (начало старта может быть объявлено только после сдачи передатчиков предыдущей группой) попыткой считается, когда модель выпущена из рук спортсмена или его помощника. После первой попытки в данном туре не допускается брать другую модель. Судья - хронометрист обнуляет результат полета после взятой попытки. Пилот может получить разрешение на использование дополнительных попыток только при условии если:

а) Пилот, что должно быть доказано, не может выполнить полет, по какой либо внешней причине;
b) Ошибки в работе судей или судейского оборудования.

В указанных случаях, полет может быть повторен в любое время, решение о котором принимает руководитель соревнования.

5.B7.8.4. Место для полетов.

Соревнования должны проходить на равнинной местности с возможно низкой вероятностью возможности парения в динамических потоках. Для посадки моделей организатор соревнования должен определить три концентрических круга диаметром 30, 20 и 10 метров, размещенных на поле с учетом максимальной безопасности от столкновения с летящими в группе моделями или совершающими посадку.

5.B7.8.5. Определение победителя.

Общий результат полета определяется сложением результата выполнения упражнения продолжительности и упражнения точности посадки для каждого спортсмена. Если в соревновании осуществлено более четырех полетов спортсменом, меньший результат за полет спортсмена будет отброшен, а другие сложены - это будет результат выступления спортсмена, который и определит позицию в заключительной классификации.

При равенстве результатов у спортсменов, победитель определяется дополнительным полетом, если полет по какой либо причине не может быть выполнен, то учитываются результаты отброшенных туров данных спортсменов.

5.B7.8.6. Запуск модели.

Перед запуском модели пилот должен показать судье - хронометристу, как он управляет двигателем на модели с помощью передатчика (включено - выключено).

Модель выпускается или бросается в полет непосредственно из рук пилота или его помощника, без помощи со стороны модель не должна выпускаться с высоты большей, чем высота - до которой может дотянуться человек стоящий на земле.

5.D7.8.7. Продолжительность полета и точность приземления.

Это упражнение должно быть завершено в течение 300 секунд с момента выпуска модели из рук пилота или помощника.

Электрический двигатель на модели включается при взлете и время его работы ограничено 90 секундами (не более).

За каждую полную секунду полета начисляется одно очко.

За каждую полную секунду по истечении 300 секунд от результата вычитается одно очко.

Дополнительные очки начисляются за посадку: когда модель остановилась в круге диаметром 30 метров, начисляется 10 очков, в круге 20 метров - 20 очков, в круге 10 метров - 30 очков. Расстояние измеряется от центра круга до носа модели.

Никакие дополнительные очки не начисляются, если приземление происходит по истечении 330 секунд после cтapтa модели.

Электрический двигатель в течение всего полета не может быть включен повторно.
В случае второго и более включений двигателя результат полета аннулируется.

Примечание:
1. Время работы двигателя включено в 300 сек (5 мин) рабочего времени, поэтому выключать двигатель раньше (45 сек) не имеет большого смысла. В итоге на планирование остается 3 мин и 30сек.
2. Количество посадочных кругов обычно равно количеству судей хрономитристов.
3. Измерение посадки начинается после полной остановки модели от носа до центра круга. Т.е. качение, скольжение по траве, кочкам и другим предметам – допустимое явление, и время движения по поверхности включено в результат.
4. Под требования подпадает любая модель от пенолёта до компетишен версии.

михаил76

Теперь такой вопрос: а в Москве проводятся соревнования по f-5B и F-5B 7 ?
Если да, тог как часто и где бывают территориально?

sasha2

Че-то этот ф5б7 - совсем халява какая-то. Неужто кто-то умудряется не слетать 3,5 минуты с высоты, набранной за 1,5 и не попасть в 10 метров?

михаил76
sasha2:

совсем халява какая-то

Вот! Собственно я тоже хотел эту тему поднять. В чём, собственно, сложность данного класса? Продержаться в воздухе с выключенным мотором 3 с половиной минуты можно даже на “Изике” базовой комплектации. Ну и посадить его, если не в 10, то в 20 метрах уж точно смогут многие.
А разрешение лететь на включённом моторе 90 (!) секунд. (а это точно не опечатка?) Наоборот даже делают нежелательным использование в этом классе мощных моторов.
У меня на вполне бюджетном хотлайнере стоит вполне бюджетный аутраннер. И то, модель при запуске уходит в точку секунд за 15-20. И что с ней дальше делать, если мотор не выключать?
А безмоторный полёт, я, к примеру, не обладая навыками спортсмена всё на том же бюджетном хотлайнере спокойно планирую минут 5-6 (засекал не раз).
И сажаю его в пределах 10 метров вполне уверенно.
И что получается в итоге: я уже могу расчитывать на максимальный результат в данном классе? Как-то странно.

taim
михаил76:

Теперь такой вопрос: а в Москве проводятся соревнования по f-5B и F-5B 7 ?

Класс F-5B\7 был разработан Маэстро С.Д. СОБАКИНЫМ и сейчас не актуален. Мною достигнута договоренность с разработчиком и вдохновителем F-5B при согласовании с ФАС России об использовании зарегистрированного класса F-5B\7 в новой редакции F-5B\7(F5J c применением более современных элементов питания)

Udjin

За клавиатурами все асы …
На поле может всё оказаться и по другому 😃)
Так что, коллеги, не говорите гоп, пока не слетаете на соревнованиях, а то конфуз может выйти.

Отстраненно.
По моему опыту F5B7, когда выходят в группе несколько сильных спортсменов с серьезными планерами, вот тогда и начинается самое весеьле.
И разбитые планера, и сломанные лонжероны …
На самом деле, класс очень веселый. И полон неожиданностей.
Особенно, если моторное время 4-5 секунд у лучшего в группе 😃)

Udjin
dENISCA:

Примечание: 1. Время работы двигателя включено в 300 сек (5 мин) рабочего времени, поэтому выключать двигатель раньше (45 сек) не имеет большого смысла. В итоге на планирование остается 3 мин и 30сек.

Дэн, а вот теперь в примечании замени этот пункт на
“время работы двигателя вычитается из полётного времени”.
И будет вам интрига 😃)

dENISCA
sasha2:

Че-то этот ф5б7 - совсем халява какая-то. Неужто кто-то умудряется не слетать 3,5 минуты с высоты, набранной за 1,5 и не попасть в 10 метров?

Этот класс создавался для привлечения новых пилотов, которые боятся соперничать с крутой техникой. Т.е. цель увеличить количество пилотов.
Этот класс далеко не мертв как кажется, на нем летают полно спортсменов по всей России. Нынче в Тюмени участвовали дети 8 лет со спортсменами из сборной команды России!

Сложность в том, чтобы в 5-00 попасть в круг. На практике жадность и стремление победить приводит к следующим результатам:

  1. порыв ветра и модель не попала даже в 30м круг
  2. 5-00 и пол крыла нет ))))

Если мне не изменяет память, то в Тюмени никто из сборной не попал в тройку.
Мне этот класс нравится для разогрева, на нем подстраиваю модель и пристреливаюсь. А потом начинает колбас с ходками и парением 10мин.

Этот класс предназначен для отработки посадки.

Udjin:

Дэн, а вот теперь в примечании замени этот пункт на “время работы двигателя вычитается из полётного времени”. И будет вам интрига 😃)

Тоды будет F5B без ходок и со сварочниками.

lyoha

Почему? Необязательно даже на маломощном моторе тошнить до конца отведенного моторного времени. Пульнул за 10 секунд и летай на здоровье.
Гораздо неправильнее:

dENISCA:

класс нравится для разогрева, на нем подстраиваю модель и пристреливаюсь.

И 7 банок никеля это отнюдь не 3 банки лития по напряжению, а скорее чуть меньше 2-х. Прописывается в правилах батарейка в 2 банки и почти все автоматом уравниваются в правах.

dENISCA
lyoha:

Прописывается в правилах батарейка в 2 банки и почти все автоматом уравниваются в правах.

И начинается опять тема "Истерический бой глазами планеристов " ^^.

lyoha:

Пульнул за 10 секунд и летай на здоровье.

Так то оно так, но можно купить моторчик в 3 раза дешевле и за 1,5мин затошнить на туже высоту. У кого денег нет, тот не в обиде – это главное.

михаил76
Udjin:

коллеги, не говорите гоп, пока не слетаете на соревнованиях,

В то-то и дело, что попробовать слетать есть немалое желание.
Почему и спросил: а проводятся ли соревнования по F5B-7 в Москве или ближайших к ней пригородах?
Всё-таки до Тюмени расстояние немалое. А в Москву, к примеру я бы приехал с удовольствием.

Если Уважаемый Анатолий Прудников пишет, что данный класс сейчас не актуален. Значит ли это, что F-5B\7(F5J может стать его своеобразной заменой?
А с другой стороны ведь и в самом деле класс должен быть достаточно популярен прежде всего из за его доступности. Если следовать из правил, то
участвовать на нём можно практически на всём, что способно летать и имеет электромотор. Хоть на “Изистаре” хоть на “Графите”. Ну а если так,
то неужели данный класс может стать неактуальным?