Подбор планера для парения в слабых термиках

Евгений_Николаевич

Если делать панели крыла в размерениях Супры, вес до 2 кг. и вариант электро, то стеклоткань 200 г/м2 (около 0,2 мм) - многовато. Скорее по 2 слоя 60 г/м2 и возможно по одному слою на консолях. Оперение, я делал, используя стекло 49 г/м2. Но лонжерон должен быть.
Все делаю смолой, другой клей не применял. Но все с вакуумом. Думаю, если не разовое мероприятие, то нужно осваивать и вакуумную технологию.

Vodjik
Sereganike:

Вот только еще не понял зачем три двухполочных лонжерона?
Здесь лонжерон двух-полочный один

У трех двухполочных удельная жесткость на изгиб выше чем у одного двухполочного, так как материал работает при меньших усилиях сжатию и растяжению . К тому же удобно делаются соединения частей крыла. Пеналы гнутся из баночного дюраля, соеденители набирются из плоского дюраля. Три соеденителя хорошо удерживают от вращения и поскольку они плоские хорошо работают при аварийных посадках, крыло выдегивается , а они гнутся.
А тяжеловато получилось возможно по многим причинам - бумага , клей, окраска та же труба не лучший вариант на изгибе и др…

Sereganike

Благодарю за ответ. Конструкция действительно интересная.
Что же касается того планера - то он слишком тяжелым получился т.к. легких материалов не нашел - где болты М5, на заднем штыре проволока 5мм сталь, гаргрот не облегчен. Моментов много. Консоли вчера взвесил - 495гр консоль с двумя мини-серво. Труба - от лыжной палки.
Честно говоря таким крылом можно дрова ломать. Прочность избыточна. И на кручение в том числе - впечатление такое, что из единого куска дерева сделана. Бумага сильно на крутку работает. Как то крылом хорошо приложил, труба погнулась - так еле в тисках обратно выгнул. Плоскости разъехались немного. Вообще соединение на трубе и стяжка резинкой наиболее краше-устойчиво на мой взгляд.

Пока облюбовал вариант с пенным ядром и оклейкой бальзой 1мм на смоле. У поляков получилось, должно и у меня получится. Лонжерон будет обязательно, включая уши - к нему проще пенал крепить.
Перед оклейкой ядра готовим карманы для серво, вклеиваем бальзовую рейку там где будут отрезаться элероны и закрылки.
Как сделать консоли более менее понятно. Вопрос как их соединять.
Если брать крыло Супры - то получаем центроплан с небольшой V-образностью и разъемные уши, тоже под углом.
Вот как и на чем уши крепить? Уголь не предлагать 😃
Вижу два варианта:

  • алюминиевые трубки, диаметр 6, 8, 10мм. 8мм наверное оптимально будет. Пенал - из стеклоткани со стороны ушей, с другой - трубка вклеена в центроплан.
  • дюралевый штырь, в виде пластины. Высота - максимальная высота между полками лонжерона. Пенал представляют собой сами лонжероны + боковины из фруктовой фанеры + обмотка нитками сверху.
    Со стороны центроплана штырь также можно вклеить.

Более доступный для меня - вариант с трубками.

Прошу прощения что столько вопросов. Но видимо пока все не буду представлять в голове, делать не начну.
P.S. И еще вопрос: обычные минисерво влезут в крыло, или надо покупать специальные планерные?

Евгений_Николаевич

Пару советов.
Прямоугольное сечение соединительных штырей выгоднее, при прочих равных, можно подобрать квадрат.
В центроплан - на закрылки подойдут, а вот на элероны, в консоли хорошо входят сервы для крыльев 9 мм.

Еще одна информация. Зимой летаю на маленьких планерах - быстрее сборка. Для полетов зимой на большом планере, сейчас пытаюсь делать вариант крыла из двух консолей, с единственным центральным соединительным штырем. Поперечное V что то около 3 градусов.

Sereganike

Про сборку - как понимаю. Пока вытащишь, соберешь. Зимой не комфортно.
У меня такое крыло было:

Размах 1.6м. Обучил жену держаться в воздухе, потом подарил товарищу. Сейчас уже 3-го человека летать учит 😃
Тока скучное - летает само. В круг поставил, и можно аппаратуру выключать 😃
Зато собирать быстро. В машину кинул, лежит. Время есть в полях - достал, полетал.

Евгений_Николаевич

Да,чтобы сборка была быстрее. Летаю в кожаных перчатках, а собирать - руки мерзнут, не комфортно. Ну и чтобы зимние полеты были полноценные. Люблю большие планера

Vodjik
Sereganike:

дюралевый штырь, в виде пластины.

Предпочтительней. По нулевой линии можно сделать облегчающие сверления. Штыри лучше не вклеивать, Их приходится подбирать по условиям полета. Не забыть о фиксации, а то поплывет геометрия.
Весьма желательно прикинуть нагрузку на крыло. В слабых термиках успешнее летают легкие планеры с нагрузкой 19- 21 г на дм.кв. В мотопланерах, особенно больших, это вполне достижимо.

Добавлю о сервах. В хоббийных планерах можно чуток поступиться аэродинамическим качеством используя более толстые профили (например Е387) добавляющие к тому же прочность крыла. В тонком крыле можно использовать не одну а две сервы. Элерон секционируют. Использую.

29 days later
Sereganike

Ну вот, пилотажка на лето готова, теперь можно и для души что-нибудь сделать.
Делать буду Супру, размах 3.4м.
Появился у меня уже почти готовый фюзеляж - прислал Евгений Богомолов (Letun007) из Латвии, за что ему огромное спасибо. Качество изготовления как у покупного - мне до таких технологий пока далеко.
Итак, фюзеляж и балка есть.
Бальза куплена.
Технология изготовления: ядро из пены обклеенное бальзой 1мм на Регенте (аналог PUR-а).
Вопрос возник с лонжероном. Угля нет и не будет. Из стеклотканей есть только 200гр/м2 и 30гр/м2.

Так вот, начитавшись на форумах сообщений о том что при выходе из термика высота очень быстро превращается в скорость 😃 и модели разваливаются в воздухе, решил сделать лонжерон и в ушах тоже, несмотря на работающую обшивку.

Посоветовался с отцом. Он конструктор, строитель, испытатель и пилот нескольких самодельных СЛА, поэтому его мнению доверяю, и прошу отнестись с пониманием.
Отец предложил несколько неожиданных для меня решений. Выношу их на обсуждение.
Так вот, приведу следующие выкладки:

Посчитал в упрощенном виде корневое сечение деревянного лонжерона, получилось очень солидно: верхняя полка из сосны сечением примерно 260 мм2, нижняя 180 мм2. Представляешь такой лонжерон? Брал перегрузку 6 при коэффициенте безопасности 1,5, что в сумме дает 9 ед. перегрузки до разрушения.

Сечения ужасают (особенно в корне). Предлагаю делать полки лонжерона из однонаправленного стеклопластика. В толстых бронированных оптокабелях есть стеклопластиковые стержни круглого сечения, я видел диаметры 3 и 4мм(от меня: для меня достать их не проблема). После протирки ацетоном и прошкуривания для лучшей адгезии клея - хорошая заготовка для полок. Ими и набирать необходимые сечения, у корня - по несколько стержней, далее - пару, далее - 1. Между ними в виде стенки что то потверже, а может и пенопласт тот выдержит. Короче, как в оригинальной технологии с углём.

Примерные потребные сечения полок лонжерона из однонаправленного СТП по консоли. Корневое сечение: консоль 1,7м, - 30 мм2 Х 2полки
на 0, 4м от корня - 18 мм2 Х 2 полки, на 0,8м от корня - 8 мм2 Х 2 полки, на 1,1м от корня - 3 мм2 Х 2 полки, дальше к концу консолей сечения соответственно на уменьшение.

Посмотрел фото. Действительно, между полками этот же ПС (на вид), просто после зашкуривания он стал тёмным. Но, что очень важно (и почему я считал, что там ПС плотнее) - после приклейки полок весь лонжерон вокруг обклеивается тонкой стеклотканью, что и образует рабочие стенки (а ПС - только держит эти стенки).

С полосами всё получается довольно аккуратно и ровно. Есть еще идея. У меня есть хоккейные клюшки, там ручки из однонаправленного СТП, толщ. около 2мм стенка. Если распустить алмазным отрезным кругом на пиле, можно нарезать в размер, а вот по толщине, видимо, сгонять на глаз (от меня: или делать их утончающимися по ширине к законцовке консоли) Думаю, с такими заготовками будет работать удобнее.

Интересует ваше мнение.

Это при вводных:

  1. часть
    длина: 800мм
    Корневая хорда: 250мм AG40d (-2) максимальная толщина профиля: 19мм
    концевая хорда: 225мм AG41d (-2) максимальная толщина профиля: 17мм

  2. часть
    длина: 600мм
    Корневая хорда: 225мм AG41d (-2) максимальная толщина профиля: 17мм
    концевая хорда: 160мм AG42d (-2) максимальная толщина профиля: 11мм

  3. часть
    длина: 302мм
    Корневая хорда: 160мм AG42d (-2)
    концевая хорда: 98мм AG43d (-2)
    крутка законцовки: -0,5град

P.S. Оказывается идея со СТП стержнями оказывается не новой, в моделях их применяли на электро-бойцовках и вот еще накопал немного про них: rc-aviation.ru/…/466-2011-01-20-08-28-20

Lazy

Смотрю профиль:Ярославль.
Читаю сообщения. Понимаю, что человек пишет из деревни Нижняя Сальда, что в Сибири.

Уже столько раз постройка лёгких планеров обсуждалась…И лонжероны. И профили. И фюзеляжи. И всё-всё-всё.

10-15 лет назад, что вобщем то не так давно, успешно и массово строились лёгкие парители только из сосны и бальзы. 2-3-4 метра. И успешно летали.

GSL
Lazy:

Смотрю профиль:Ярославль.
Читаю сообщения. Понимаю, что человек пишет из деревни Нижняя Сальда, что в Сибири.

Дядя Вова, зря сельчан обижаете. Главным предприятием деревни Нижняя Салда является НИИМАШ, где занимаются разработкой и изготовлением двигателей малой тяги для космоса. Так что уровню образования сельчан могут позавидовать жители многих городов.

VVS2
Sereganike:

примерно 260 мм2, нижняя 180 мм2.

Такое впечатление что в этих расчетах вся масса ЛА сосредоточена в центре, на фюзеляже.
Но модель не несет значительной полезной нагрузки и масса фюзеляжа может быть меньше либо равна массе крыла, отсюда пропорции усилий на полки совсем не такие как в СЛА.
Сосна нормально справляется и перегрузки больше 6 нет нужды. А профили AG40-AG43 это наверное лучшее что можно предложить из популярного.

Sereganike

Благодарю за ответ. Действительно профили понравились. Массу модели предполагаю до 2кг. А так да, считали на большую перегрузку и двух-полочный лонжерон.
Заинтересовала идея со стеклопластиковыми прутками - они же однонаправленные, по весу и прочности немного уступают углю.
Лопасть изготовленная с их применением в качестве лонжерона:

Иходя из предполагаемых сечений СТП можно изготовить следующий лонжерон:
Диаметр СТП прутка - 4мм.:

Получается полки лонжерона - из 3 прутков, склееных между собой смолой, и обмотанные капроновой нитью.
Склеиваем прутки в стапеле, с уже заданным углом V.
Далее из двух полок собираем уже лонжерон. Вопрос в том - из чего выполнить полку лонжерона. Варианты - из бальзы, или того же пенопласта, или какие другие.
После того как полка вклеена, обматываем все это дело стеклотканью на смоле.
Как такой вариант?
P.S. Летать мне есть на чем, поэтому можно и поэкспериментировать.

VVS2

Стенка лучше дерево. Либо по центру вообще сосна, и лишь на ушах пена.
Я на пенорезных крыльях вставлял сосновые перемычки между полками через каждые 3 см, до 35% размаха, дальше оставлял пену… но это от размера модели зависит. И от ленивости того кто делает)

самоделкин
Sereganike:

Как такой вариант?

Я думаю ОЧЕНЬ перетяжелите.Крепко то получится,но какой ценой.у меня в подобном крыле лонжероны сделаны из бальзы 10 мм на которую сверху и снизу приклеены полоски углепластика 0,6 мм.В ушах из 6 мм так же с углём.Мотопланер размах 3300 мм,площадь 70 дм\кв,вес 2300 гр.Летаю 2 сезона.И он у меня со стеклопластиковой обшивкой.А вы, как я понял. собираетесь ещё бальзой обклеивать.Лучше тогда купите однонаправленного угля или ровинга и “пустить” его под обшивку.Высоту сбрасываю в режиме “баттерфляй” + РВ вниз,и планер в пикировании сливает высоту со скоростью 10 м/с.Можно и быстрее нужно только отклонение сделать пропорциональное.

Lazy
GSL:

Дядя Вова, зря сельчан обижаете.

Ну простите, больше не буду. 😃
Возвращаясь к теме.
Вопрос постройки лонжеронов обсуждался не единожды.
И уголь ( и прочее мега-супер-композитное ) вовсе не обязательно.

Udjin

Стенка - справится обычная пена. Чтобы лонжерон не потерял устойчивость в результате работы касательных нагрузок и нагрузок на изгиб, его можно промотать по всей длине кевларом.
Если кевлара нет - то рыбацкой плетенкой.
Чулок из стекла, натянутый на лонжерон - очень хорошая идея.
Стекло … если беретесь делать полки из стекла, то используйте ровинг.
Если стеклоровинга нет, то надергайте прядей из толстого стекла, вот вам и ровинг.
Будет и легче, нежели стеклопруток, и технологичней.

Sereganike

Ровинг есть - как раз пряди надерганные из толстого стекла. Отец предлагал этот вариант, но я пока отказался. Со стеклом, да и вообще со стеклопластиком в качестве несущего элемента не работал ни разу. Дерево как то ближе пока.

Что то я видать слишком запарился с лонжероном…
Кто-нибудь может подсказать что используют в качестве лонжерона в центроплане словены, здесь: forum.modelarji.com/viewtopic.php?f=46&t=22374&sid…
И какой он формы? Возможно расширяется к корню, как сделан угол V, что в центре центроплана.
Как я понимаю - в центре центроплана лонжерон должен быть завязан на силовую нервюру, в которой будут отверстия для крепления крыла к фюзеляжу.

Как ни странно, ухо они делали без лонжерона.

Евгений_Николаевич

Есть такой простейший калькулятор (calc wing). Давно брал на этом форуме. Вставить не получается.
По вашим параметрам, при запасе 1.5 перегрузке 7, полки из сосны корень 5*20 мм, конец 2*5 мм.
Согласен, что стеклопластиковые трубки - переупрочнение и нерациональное расположение материала.
Если использовать бальзовую обшивку, как вы планируте, мне кажется полки лонжерона из пары полосок стеклоткани (200 г/м2) сверху и снизу на сердечник будет достаточно. Кстати продается в магазинах с противопожарным инвентарем (что то по 40 р/м2).

Sereganike

Благодарю за обе программы. Изучал несколько дней и программу и немного сопромат. В итоге получил в корне 5*25, но это под перегрузку до 9. К кончикам центроплана - 10*3мм. Теперь задумался чем соединять центроплан и уши. Высота профиля в месте стыка - 17мм.
Казалось бы - довольно большая высота. Но если учесть что полки лонжерона будут толщиной 3мм, то на штырь и пенал к нему остается всего: 11мм. А если учесть что пенал будет обязательно обматываться нитками (рыболовная плетенка), то 1мм на нее оставить надо. В общем - на пенал под штырь - 10мм в итоге.
Как и из чего делать пенал и штырь?
По идее правильный вариант штыря - это переклей из дюралевых пластин и фанеры с уже заданным углом V. Высота штыря - 8мм. Пеналы из стеклоткани, толщина стенки 1мм.

Но дюраля нет, где его достать уже всю голову сломал. Везде попадается обычный алюминий.
Зато есть трубка стальная, диаметром 10мм и со стенкой 2мм, длиной 500мм. Проверял под нагрузкой - 20-25 кг вполне держит.
Хочется ее использовать.
Сижу думаю как ее впихнуть в центроплан и ушко. Есть мысль ее изогнуть под требуемым углом и вклеить в ухо таким образом, чтобы место перегиба тоже оказалось в ухе - тут потребуется немного подрезать верхнюю полку лонжерона с торца уха.
В таком случае - в центроплане нужно делать пенал под нее, а это по 1мм на стенку пенала. Итого 12мм толщиной пенал, надо как то умудрится засунуть между полок лонжерона.
Вообщем головоломка та еще.

Вообще из-за очень небольшой относительной высоты профиля и цельноповоротного ГО, Супра на мой взгляд новичка, довольна сложна в постройке без применения композитов.
ГО я буду делать попроще, со стабилизатором и рулем высоты, из бальзовых реек толщиной 5мм.
Поэтому и планер вроде как, вовсе не Супра получается.
Вот думаю может поискать попроще планер? Размах от 3.2 до 3.4.
Фюзеляж есть, бальза куплена, серво планерные едут. Отступать поздно.

Евгений_Николаевич
Sereganike:

Супра на мой взгляд новичка, довольна сложна в постройке без применения композитов.

Сергей, а почему вы так однозначно решили?

Последовательно находите решение ваших вопросов: Полки лонжерона - из сосны, если в местах расположения соединительного штыря стенки выполнить из реек, то получится коробчатое сечение лонжерона, если это место перемотать нитью - то получается карман для штыря и вы не теряете дополнительно строительной высоты штыря.

Скажем штырек будет сечением 11*20 мм. его можно склеить из текстолита обклеив им соответствующий брусочек (щепочку) скажем сечением 7*16 мм, если использовать текстолит 2 мм.
lh6.googleusercontent.com/…/IMG_0714.JPG
lh5.googleusercontent.com/…/DSC00244.JPG

Еще по поводу цельноповоротного стабилизатора - это очень удобно, не надо задаваться вопросом какой угол между крылом и стабилизатором (угол деградации) выставлять, все само собой установится по время первоначальных настроек.