Подбор планера для парения в слабых термиках
Смотрю профиль:Ярославль.
Читаю сообщения. Понимаю, что человек пишет из деревни Нижняя Сальда, что в Сибири.
Уже столько раз постройка лёгких планеров обсуждалась…И лонжероны. И профили. И фюзеляжи. И всё-всё-всё.
10-15 лет назад, что вобщем то не так давно, успешно и массово строились лёгкие парители только из сосны и бальзы. 2-3-4 метра. И успешно летали.
Смотрю профиль:Ярославль.
Читаю сообщения. Понимаю, что человек пишет из деревни Нижняя Сальда, что в Сибири.
Дядя Вова, зря сельчан обижаете. Главным предприятием деревни Нижняя Салда является НИИМАШ, где занимаются разработкой и изготовлением двигателей малой тяги для космоса. Так что уровню образования сельчан могут позавидовать жители многих городов.
примерно 260 мм2, нижняя 180 мм2.
Такое впечатление что в этих расчетах вся масса ЛА сосредоточена в центре, на фюзеляже.
Но модель не несет значительной полезной нагрузки и масса фюзеляжа может быть меньше либо равна массе крыла, отсюда пропорции усилий на полки совсем не такие как в СЛА.
Сосна нормально справляется и перегрузки больше 6 нет нужды. А профили AG40-AG43 это наверное лучшее что можно предложить из популярного.
Благодарю за ответ. Действительно профили понравились. Массу модели предполагаю до 2кг. А так да, считали на большую перегрузку и двух-полочный лонжерон.
Заинтересовала идея со стеклопластиковыми прутками - они же однонаправленные, по весу и прочности немного уступают углю.
Лопасть изготовленная с их применением в качестве лонжерона:
Иходя из предполагаемых сечений СТП можно изготовить следующий лонжерон:
Диаметр СТП прутка - 4мм.:
Получается полки лонжерона - из 3 прутков, склееных между собой смолой, и обмотанные капроновой нитью.
Склеиваем прутки в стапеле, с уже заданным углом V.
Далее из двух полок собираем уже лонжерон. Вопрос в том - из чего выполнить полку лонжерона. Варианты - из бальзы, или того же пенопласта, или какие другие.
После того как полка вклеена, обматываем все это дело стеклотканью на смоле.
Как такой вариант?
P.S. Летать мне есть на чем, поэтому можно и поэкспериментировать.
Стенка лучше дерево. Либо по центру вообще сосна, и лишь на ушах пена.
Я на пенорезных крыльях вставлял сосновые перемычки между полками через каждые 3 см, до 35% размаха, дальше оставлял пену… но это от размера модели зависит. И от ленивости того кто делает)
Как такой вариант?
Я думаю ОЧЕНЬ перетяжелите.Крепко то получится,но какой ценой.у меня в подобном крыле лонжероны сделаны из бальзы 10 мм на которую сверху и снизу приклеены полоски углепластика 0,6 мм.В ушах из 6 мм так же с углём.Мотопланер размах 3300 мм,площадь 70 дм\кв,вес 2300 гр.Летаю 2 сезона.И он у меня со стеклопластиковой обшивкой.А вы, как я понял. собираетесь ещё бальзой обклеивать.Лучше тогда купите однонаправленного угля или ровинга и “пустить” его под обшивку.Высоту сбрасываю в режиме “баттерфляй” + РВ вниз,и планер в пикировании сливает высоту со скоростью 10 м/с.Можно и быстрее нужно только отклонение сделать пропорциональное.
Дядя Вова, зря сельчан обижаете.
Ну простите, больше не буду. 😃
Возвращаясь к теме.
Вопрос постройки лонжеронов обсуждался не единожды.
И уголь ( и прочее мега-супер-композитное ) вовсе не обязательно.
Стенка - справится обычная пена. Чтобы лонжерон не потерял устойчивость в результате работы касательных нагрузок и нагрузок на изгиб, его можно промотать по всей длине кевларом.
Если кевлара нет - то рыбацкой плетенкой.
Чулок из стекла, натянутый на лонжерон - очень хорошая идея.
Стекло … если беретесь делать полки из стекла, то используйте ровинг.
Если стеклоровинга нет, то надергайте прядей из толстого стекла, вот вам и ровинг.
Будет и легче, нежели стеклопруток, и технологичней.
Ровинг есть - как раз пряди надерганные из толстого стекла. Отец предлагал этот вариант, но я пока отказался. Со стеклом, да и вообще со стеклопластиком в качестве несущего элемента не работал ни разу. Дерево как то ближе пока.
Что то я видать слишком запарился с лонжероном…
Кто-нибудь может подсказать что используют в качестве лонжерона в центроплане словены, здесь: forum.modelarji.com/viewtopic.php?f=46&t=22374&sid…
И какой он формы? Возможно расширяется к корню, как сделан угол V, что в центре центроплана.
Как я понимаю - в центре центроплана лонжерон должен быть завязан на силовую нервюру, в которой будут отверстия для крепления крыла к фюзеляжу.
Как ни странно, ухо они делали без лонжерона.
В ушах с нагрузками справляется обшивка.
Скачайте вот этот файл, и тщательно его изучите.
rcopen.com/files/50cc679e99707300771f32e4
Сильно поможет.
Есть такой простейший калькулятор (calc wing). Давно брал на этом форуме. Вставить не получается.
По вашим параметрам, при запасе 1.5 перегрузке 7, полки из сосны корень 5*20 мм, конец 2*5 мм.
Согласен, что стеклопластиковые трубки - переупрочнение и нерациональное расположение материала.
Если использовать бальзовую обшивку, как вы планируте, мне кажется полки лонжерона из пары полосок стеклоткани (200 г/м2) сверху и снизу на сердечник будет достаточно. Кстати продается в магазинах с противопожарным инвентарем (что то по 40 р/м2).
Благодарю за обе программы. Изучал несколько дней и программу и немного сопромат. В итоге получил в корне 5*25, но это под перегрузку до 9. К кончикам центроплана - 10*3мм. Теперь задумался чем соединять центроплан и уши. Высота профиля в месте стыка - 17мм.
Казалось бы - довольно большая высота. Но если учесть что полки лонжерона будут толщиной 3мм, то на штырь и пенал к нему остается всего: 11мм. А если учесть что пенал будет обязательно обматываться нитками (рыболовная плетенка), то 1мм на нее оставить надо. В общем - на пенал под штырь - 10мм в итоге.
Как и из чего делать пенал и штырь?
По идее правильный вариант штыря - это переклей из дюралевых пластин и фанеры с уже заданным углом V. Высота штыря - 8мм. Пеналы из стеклоткани, толщина стенки 1мм.
Но дюраля нет, где его достать уже всю голову сломал. Везде попадается обычный алюминий.
Зато есть трубка стальная, диаметром 10мм и со стенкой 2мм, длиной 500мм. Проверял под нагрузкой - 20-25 кг вполне держит.
Хочется ее использовать.
Сижу думаю как ее впихнуть в центроплан и ушко. Есть мысль ее изогнуть под требуемым углом и вклеить в ухо таким образом, чтобы место перегиба тоже оказалось в ухе - тут потребуется немного подрезать верхнюю полку лонжерона с торца уха.
В таком случае - в центроплане нужно делать пенал под нее, а это по 1мм на стенку пенала. Итого 12мм толщиной пенал, надо как то умудрится засунуть между полок лонжерона.
Вообщем головоломка та еще.
Вообще из-за очень небольшой относительной высоты профиля и цельноповоротного ГО, Супра на мой взгляд новичка, довольна сложна в постройке без применения композитов.
ГО я буду делать попроще, со стабилизатором и рулем высоты, из бальзовых реек толщиной 5мм.
Поэтому и планер вроде как, вовсе не Супра получается.
Вот думаю может поискать попроще планер? Размах от 3.2 до 3.4.
Фюзеляж есть, бальза куплена, серво планерные едут. Отступать поздно.
Супра на мой взгляд новичка, довольна сложна в постройке без применения композитов.
Сергей, а почему вы так однозначно решили?
Последовательно находите решение ваших вопросов: Полки лонжерона - из сосны, если в местах расположения соединительного штыря стенки выполнить из реек, то получится коробчатое сечение лонжерона, если это место перемотать нитью - то получается карман для штыря и вы не теряете дополнительно строительной высоты штыря.
Скажем штырек будет сечением 11*20 мм. его можно склеить из текстолита обклеив им соответствующий брусочек (щепочку) скажем сечением 7*16 мм, если использовать текстолит 2 мм.
lh6.googleusercontent.com/…/IMG_0714.JPG
lh5.googleusercontent.com/…/DSC00244.JPG
Еще по поводу цельноповоротного стабилизатора - это очень удобно, не надо задаваться вопросом какой угол между крылом и стабилизатором (угол деградации) выставлять, все само собой установится по время первоначальных настроек.
Евгений, очень беспокоит вопрос - каким образом вы обеспечивали минимизацию люфта штырь-пенал? Квадратные штыри привлекают меня, но пока ничего мудрее бумаги с клеем на алюминиевой трубке придумать не могу. Обеспечить отсутствие люфтов в квадратном пенале вообще не знаю как. Махать крылышками на скорости как то совсем не хочется…( Пилить ручками так точно не получится, подматывать скотчем вообще не вариант.
Трубка при том же диаметре вдвое сливает квадратному сечению по прочности.
Евгений, благодарю за ваш совет. Я не совсем отказался от Супры - если в голову затея попала, то все - никак не уходит.
Вариант с пеналом из реек очень хороший. Смущает только - не разобьет ли со временем его? Может быть чтобы сосна не смялась, внутри сделать внутренний пенал из одного-двух слоев стеклоткани 30гр/м2?
Получается:
-изготовить штырь, по нему выклеить пенал 2-слоя стеклоткани 30гр/м2 (стенка будет около 0.2-0.3мм). А потом собирать короб как вы предложили, а внутрь - этот пенал.
В любом случае спасибо, теперь вижу куда копать. Текстолит вполне доступен.
Ну чтобы закончить проектные работы с лонжероном:
В центре как в таких случаях лучше задать V?
Вижу пока следующий вариант:
- Изгибаем полки лонжерона (отпариваем и сушим в изогнутом состоянии, или гнем над плиткой), придавая им необходимый угол.
- Стенки лонжерона до 200мм от корня выполняем из сосны, расположенной вдоль лонжерона.
- В корне стенки лонжерона подкрепляем двумя слоями текстолита 2мм.
- Обматываем все кевларовой нитью на смоле
Имеем почти готовый лонжерон. Теперь надо его как то крепить к фюзеляжу. На супре как я понял крыло крепится двумя болтами через поперечную пластину (фанера + текстолит?), связанную с лонжероном:
Вот как здесь у Виктора:
Как ее лучше закрепить чтобы не ослабить в этом самом нагруженном месте лонжерон?
Конусный штырь решит проблему люфтов насовсем.
Крепить можно и прямо сквозь лонжерон/соединительный штырь.
И нет необходимости ослаблять полки или штырь сверлением.
Их (что полки, что штырь, если консоли разъемные по центру) можно отформовать с закладным пистоном или люверсом или обоймой … как не назови, обводя материал вкруг этой обоймы/закладной.
Да. …
Важно.
Применение квадратных-прямоугольных в сечении штырей потянет за собой одну проблемку.
Называется она “ножницы” (за счет неточности установки пеналов вы получите различные установочные углы консолей).
Решается высокой культурой сборки, качественным стапелем, или опять же тонкой подгонкой конусного штыря к пеналам при полном сборе крыла.
Не осилю… останусь на трубках:)
Сергей надо представить как работает лонжерон.
Если очень грубо - это балка на двух опорах. На восприятие внешних нагрузок работают полки (чем больше площадь полки и дальше она расположена от оси - тем большую нагрузку понесет лонжерон). Стенка - же призвана обеспечить это расстояние от полки до оси, стенка сжимается полками, которые под действием нагрузки стараются сблизиться.
В схеме лонжерона Супры нет никакого ослабления. Поперечный крепежный элемент с успехом выполняет роль стенки в этом, самом нагруженном, месте крыла (он не позволяет сблизится полкам лонжерона).
Если вы посмотрели фото по ссылке про соединительный штырь, то там деревянный вкладыш только в центре и заглушки по концам.
Планер 2 + кг отлетал 2-3 сезона, сейчас на реконструкции.
Коробчатые элементы лонжерона перемотать ниткой забыл, но ни разу не ломалось.
Вадим, геометрия карманов чисто по изготовлению.
Если штырь входит слишком свободно, то можно покрыть чуть - чуть эпоксидкой, если после этого не входит, то можно слегка под шлифовать наждачкой.
П.С. Мне жалко делать круглые штыри, только прямоугольные. Конусные тоже боюсь делать, кажется что появляется усилие направленное на снятие консоли со штыря
IMHO изначально ошибка в выборе прототипа для повторения.
Вы ищете планер для слабых потоков, а строить намерены весьма сложный спортивный снаряд, со всеми вытекающими последствиями.
Наборное крыло из сосны и бальзы, с 10-12% профилем.
Простейший фюзеляж коробкой.
Больше ничего не надо.
И да. Появляется некая уверенность, что будет построено и полетит.
Не. Строить супру это благородное желание. Была уже тут супра из потолочки:) Для слабых термиков пойдет, если гонять, то сложится конечно. Но если чутка притопить чтобы только ветер пробить, вроде летало исправно у автора ORK. Не знаю как были соблюдены профили, но желание летать, вместо висения на месте против ветра, по моему достойное начинание.
В топку профили 12% имхо. Ну если это не совсем учебный аппарат. Совсем учебных, вариантов тонна и размахом поменьше, и конструкцией подешевле.
Так же в топку планера без закрылков. Пусть будет сделано не гладко, зато с этой крайне важной фенечкой. Пусть оно даже получится тяжелым и не очень опрятным, оно найдет свою погоду.
В любом случае это благородное начинание, совсем самозабвенно гнаться за качеством не надо, надо делать как это возможно сейчас и летать летать… много летать. Лучше построить много планеров среднего качества чем не построить один планер недосигаемой планки качества.
Пропорции и размеры на это влияют не так сильно, он может быть только внешне похож на супру, но он уже будет в воздухе…
Как пример технологичности при невысокой цене материалов от автора Вадим Ру
…com.ua/…/61821-По-следам-небесного-лиса-FOX-часть…
Чтобы не вводить в заблуждение: ORK делает планеры по классической позитивной технологии (с пенопластовым сердечником).
А вот в приведенном вами примере с форума моделка, планер делается из заводских заготовок КИТа. Очень похоже на продукцию компании Мультиплекс. И материал этот EPP или Элапор, только - только начали в виде эксперимента производить в России.
А вообще, если выбирать чисто классическую, деревянную технологию, то я бы воспользовался советом дяди Вовы (см. пост выше) и еще посмотрел бы тему “Мой Первый Планер” или хочу быть ГУРУ!