Triumph
Давайте от себя ещё добавлю: планер вырос из SuperGee II Дрелы. Немного пересчитан.
По сути: старая, добрая классика со своими достоинствами и недостатками.
Основные технические характеристики:
- размах крыла 1495мм
- длина планера 1138мм
- площадь крыла 22 Дмх2
- площадь стабилизатора 2,32 Дмх2
- площадь киля 2.0 Дмх2
- полетный вес 250-270гр.
- рекомендуемая центровка 69-75мм.
- профиля крыла AG455-46-47
- профиль киля Zone Verical
- профиль стабилизатора Zone-Horizontal.
Как то плохо получается. Планер есть, а ветки по нему нет.
Полностью согласен с Александром.
Самолёт более чем достоин для пристольного изучения и освещения. На мой чисто субъективный взгляд- это лучшая реплика на классику от Дрелы. Заброс высокий, управляемость -прощает косяки начинающих (заканчивающих) пилотов
воздушная скорость на уровне. Сергею пожелание- изменить дизайн хвостового оперения. Общие впечатления- респект и уважуха.
Попробую описать свой процесс сборки Триумфа. Старожилам «этого дела» думаю не очень интересно будет читать мою писанину, а вот новичкам может - будет полезно. Эту информацию не стоит воспринимать как четкое руководство к действию. Предыстория, почему мой выбор пал на «Триумф». Так уж получилось, что в моем городе нет метальщиков и я заинтересовавшись металками начал расспрашивать наших моделистов кто что слышал. В итоге, к моей большой радости и удивлению, мне подарили разбитую классику (Super Gee II), валявшуюся на балконе уж несколько лет – со словами «восстановишь, будешь летать!».
Начал читать форум и спрашивать знакомых и незнакомых планеристов, что к чему с чего начать… В общем опустим это - Супер Джи восстановил, облетал и захотелось попробовать что то на уровень выше.
Поскольку планер был производства Сергея Садикова – решил попробовать его новый продукт Триумф.
Связался с Сергеем через этот форум, заказал. Пока планер делался, у меня было много времени подготовиться как по материалам, так и по сбору информации.
Итак, приехала моя посылка. Отмечу, что короб был прочный и упаковка достаточно жесткая, все детали были в чехольчиках из пенофола.
Комплектация:
- фюзеляж
- крыло
- киль
- стабилизатор
- фурнитура (крюк, комплект винтов м4, м3, пилон под стабилизатор, кабанчики)
- боуден-2шт (фторопласт диам. 1х0,7) х сталь (диам. 0,5)
Начал я сборку с самого простого - сервоприводов (в крылья Dymond 60, в фюз Dymond D 47). Оговорюсь, почему выбрал столь недешевые сервы - у меня были уже на старом планере. 60ки я “удачно” криворуко попалил, а 47 шестеренка на одной сломалась, другая целая. Я прикупил к 47 ремкомплект - восстановил, а 60ки пришлось новые заказывать из штатов (дошли меньше чем за месяц). Почему Dymond, во первых: они себя хорошо зарекомендовали как точные и высоковольтные (7.4v) - можно подключать напрямую. Во вторых: у них нейлоновый мягкий редуктор - для супер спортсменов не очень хорошо (дескать происходит рысканье при забросе, чем мешает совершить высокий заброс) ну для меня само то, т.к. при ударах гнется и не ломается. Они так же считаются “рекомендованными” для большинства металок из за своих размеров, веса и надежности.
Обрезал “ушки” они тут ни к чему. Так же обрезал кусок на днище сервы, что бы провод мог нормально гнуться. Обклеил бумажным скотчем, после обмотал кевларовой нитью. - Зачем это делается? Достать проще из крыла в случае неисправности и хорошо клеятся, серво рамки не рассматриваем т.к. лишний вес.
Дальше занялся каналами для тяг и проводов, “карманами” для сервоприводов. От производителя довольно четкие канальчики ну не на всю толщину крыла - то есть серва входит как раз по высоте, а вот качалка торчит (под это дело и лючки специальные есть (фото выше) - ну я решил попробовать пойти другим путем и утопить сервы вместе с качалками в крыло “западлецо”. Сделал прорези под кабанчики.
На следующем этапе вклеил кабанчики для элеронов. Пилон под стабилизатор. Клеил на эпоксидку. После закрепил кевларовой нитью в 4 витка.
Подрезал нейлоновые винты для крепления стаба, гнезда с “потаем” поэтому решил заморочится.
В клеил тяги боудены (трубки). Решил установить внутри. Процесс довольно сложный, но интересный. Технология такая - в фюзеляже делаем надрезы, для “выхода” трубки. Сама трубочка внешняя часть (пластик 2 мм * 1.0 мм, 3 г), внутри карбоновый стержень D=0.9 мм, 1 г (или проволока стальная 0.5 -0.6 - 0.7) трубочку необходимо проклеить по всей протяженности внутри фюзеляжа, для этого вставляем проволоку (была 0.5) в трубку и все это размещаем в фюзеляже. Прижать трубку к стенке фюза неодимовыми магнитами (10х10х2 «почему они?» - посильнее будут обычных, но очень хрупкие так что аккуратнее). После пролить по капельке циакрином или же в моем случае космофеном. Капать до того момента, пока клей не начнет капать на выходе из трубки фюзеляжа. Подложить на выходе тряпку. Подождать пока засохнет (тут кто то использует “ускорители” для циакрина) я просто подождал пока всё застынет.
Продолжим… Вклеил кабанчики в стабилизатор и киль. Киль так же усилил (от производителя идет неплохое усиление жесткое из карбоновой полоски) но зная свои посадки, решил перестраховаться - многие скажут «ну вот, такую красоту испортил» - по мне так лучше сразу укрепить, что бы сохранить профиль… Стеклоткань с бочков + 1см полоска на нос (2 слоя внахлест) + лобик кевларовая нить. Выглядит жестко, но получилось довольно прочно и после шлифовки гладкое покрытие. Стыки, после шлифовки - практически пальцем не ощущаются - “как бы только нарисованы” (в общем результатом доволен) вес киля с кабанчиком - 8г. Так же изготовил площадку в фюзеляж под сервы.
Подготовил отверстия и каналы под провода… Крыло съемное, поэтому нужно сделать, что бы всё четко совпадало.
На этом этапе обложался я по полной… Был в магазине, увидел краску люминесцентную, черт дернул купить - решил, что будет здорово киль покрасить. Покрасил - краска оказалась очень тяжелая и полупрозрачная (на пробнике нечего, а вот на киле хреново вышло) да и веса добавил весил 8г - а щас 10г (пробовал краску счищать ну сами понимаете… В общем расстроился я … Ну нечего не поделаешь, сам виноват, буду с ободранным хвостом летать((
Так же вклеил разъем крыло - фюз на эпоксидку 5 минутку. Результатом доволен, сложное место в сборке. Проверил все ок - синего дымка нет, машинки работают! Схема общепринятая или правильнее будет сказать схема Виктора Фрунзе - с носа (- + s s)
В продолжение - вклеил киль (решил все же укрепленный ставить). Пришла так же посылка с новым килем (про запас) и крюком “Т” образным - решил крюк поставить. Держится вроде крепко. По поводу вклейки крюка – делаем надрезы на законцовке, потом вытаскиваем наполнитель кусочком проволоки. Без фанатизма – крюк должен ровно входить без пустот. Заливаем эпоксидку, вставляем крюк, излишки убираем тряпкой. Если все таки облажались и чувствуете что пустоты после затвердевания остались, советую набрать в шприц эпоксидки, проколоть обшивку и заполнить пустоты, если же эпоксидка густая - налить в стакан кипятка и подержать там шприц.
Снова вернулся к сервам - изготовил тяги, наконечники, крышки. Сервы установил на эпоксидку (5 минутку) продел тяги, приклеил лючки космофеном – «почему на клей?»… Он при желании нормально отстает, стоит только надавить в середину и поддеть ножом… Лучше чем скотч лепить, т.к. скотч отклеивается и собирает по краям всякий сор. Подключил, проверил всё Оk.
Тут меня снова постигла неудача. Накрылась серва Dymond D 47 (старенькие) - прямо перед вклеиванием в пилон, решил проверить - ноль не держит… Почесал репу, делать нечего - лишних 28 баксов нету. Разобрал - шестерни новые я ставил, из ремкомплекта, так что на них не грешил. В электронике я ноль полный, особенно когда детали на плате 1х2мм – в общем, не будем углубляться. Если у кого то будут подобные проблемы с D 47 (Подергивание сервы после касания стика, залипание с отклонением порядка 6-8 градусов) лечение - разобрать, там есть маленькое колечко нейлоновое, порядка 4 мм - в нем вложено еще одно метал. загнутое, двойное (устанавливать под углом 45град) - его посильнее загнуть, что бы потуже был контакт с платой и протереть кольцо и черное кольцо, на плате спиртом - все детали очень маленькие, так что запоминайте последовательность. После данной процедуры, все стало работать как часы. Почистил контакты так же на второй сервухе.
Черному планерочку - черные болтики…
С площадкой не стал мочится, хотя и жесткости она бы добавила “на носу”
Места “выхода” трубок боудена - укрепил стеклотканью… Вопрос спорный: «нужно или лишний вес в хвосте?» - карбон вдоль очень хрупкий - поэтому перестраховался.
тяги - карбон +кевларовая нить и проволока
Осталось догрузить нос (порядка 18 -20г по предварительным подсчетам) и настроить. Жду погоду… пока вес (+ акк и приемник) 268г
Пожелания производителю – укрепить киль, нижнюю часть. Сделать подложку под места вклейки кабанчиков на киле и стабилизаторе, т.к. мягкие материалы – если не аккуратно работать, можно получить деформацию и отслоение обшивки. Сделать «Т» образный крюк, что то среднее между крюком, который у меня есть и снайповским, т.к. по мне мелковат. Так же сделать глубже резьбовые гнезда под крепление крыла, нейлоновые болты побоялся ставить – маленькое очень сцепление, в отличие от «классики».
Пожелания новичкам – все выше перечисленное это просто рекомендации, прочитайте перед сборкой статьи «Электроника F3K», «Новая металка VF», «Тяги управления для металки» и всяческие сборки планеров разных моделей. Не стесняйтесь спрашивать.
Огромное спасибо Сергею Садикову, Алексею Дятлову, Владимиру Помогаеву и Вячеславу Мk за то что терпели мои расспросы и на многие мои вопросы дали полные ответы.
Умница! Так держать! Спасибо за подробный рассказ. А как старый восстановил… Молодца!
Со следующим планером качество сборки еще лучше будет.
Успешного облета - отчет напишите.
Позвольте несколько комментариев:
- Упаковка у Сергея - выше всяких похвал, действительно, что-то повредить на почте просто нереально.
- Киль я бы не усиливал стеклом. Пока новый в этом нет необходимости, а вот если сломается можно и усилить при ремонте. Лишние 2 грамма на хвосте дают 10 грамм в носу. Аккуратнее в руку ловите.
- Крюк можно еще ниткой свм обернуть для прочности
- Кабанчики элеронов можно больше углубить в элероны
- Тяги на хвост я бы сделал стальными (Сергей вроде в комплекте кладет).
Покажите, как размещаете приемник и бортовое питание.
Основные технические характеристики:
Вот все бы изготовители писали это в первых постах, а то пока все не прочитаешь, ничего не найдешь.
Спасибо.
Пожелания производителю – укрепить киль, нижнюю часть.
А у меня в 98% случаев страдает ЗК руля направления, поэтому усиливать для меня бесполезно ))))))
По поводу киля. Да, он самое слабое место планера. А связано с тем, что к нему предъявляются взаимоисключающие требования. С точки зрения аэродинамики, он должен быть “лопатой” с тонким профилем. По конструкции должен быть крепким и легким. Техническими средствами это нерешаемо, только организационными: т.е. сажать планер в руку. Сегодняшние кили это уже четвертый вариант. И похоже не последний. 😵 Но кардинально усилить киль не получится.
Теперь по вопросам Евгения:
– Пожелания производителю – укрепить киль, нижнюю часть.
Уже написал выше - бессмысленно. Жескости не добавит, вес увеличит.
– Сделать подложку под места вклейки кабанчиков на киле и стабилизаторе
В стабилизаторе есть штатно, в новых килях уже таки да…
–Сделать «Т» образный крюк, что то среднее между крюком, который у меня есть и снайповским, т.к. по мне мелковат.
Разработан и нарисован давно, для нормального изготовления нужен четырехкоординатный станок. Тем не менее, в ближайших планах есть.
–Так же сделать глубже резьбовые гнезда под крепление крыла, нейлоновые болты побоялся ставить – маленькое очень сцепление, в отличие от «классики».
Штатно, крыло крепится стальными винтами. Хотя можно и пластиковыми. Крыло держится на конусах и нагрузка на винты незначительная. Сделать резьбу глубже нельзя, резьбовые втулки имеют длину и вторым концом приклеены к телу фюзеля.
Еще один узел с неустоявшейся конструкцией - пилон стабилизатора. В перспективе, там будут резьбовые втулки, как на крыле.
И большое спасибо за столь лестные отзывы о планере. 😃
Вот все бы изготовители писали это в первых постах, а то пока все не прочитаешь, ничего не найдешь
Угу, 100500. Наглядно чувствуется в теме про “mein kampf” “мой планер”
Кардинальное решение - сделать как на длругих форумах, например 4pda.ru, там первое сообщение темы приклевается в начале и повторяется на всех страницах. Более того, создатель темы может редактировать эту первую запись и дополнять её материалами, “вновь вскрывшимися обстоятельствами”, как-то ссылки на записи с чертежами.фото так и прямое включение инфы.
Тогда глядя на первую запись, можно быстро найти, то что нужно.
Но это же неспортивно и подавляет чувство уважения к коллегам.😌
Александр, вы просили показать размещение
Вчера совершил облет своего «Триумфа», что могу сказать… Было опасение, вдруг я что то плохо собрал, склеил или какие то элементы попросту отвалятся на забросе, всё меня настораживало и крюк, и тяги, и нейлоновые болты, и даже приемник (на котором на днях, пришлось перепаивать антенну). Но все прошло замечательно. Не буду утомлять вас лирикой и перейдем непосредственно к планеру. В управлении прост, летает замечательно. Первый бросок «с руки» триммировать не пришлось, летит ровно – развернулся и поймал в руку. Загрузка носа 22г., это около 70-75. Погода была нормальная хоть, и накрапывал дождик, ветер 3-4 м/с порывами, иногда и вовсе стихал. Второй раз метнул за крюк в пол силы – поведение адекватное, предсказуемое. После швырнул «на всю» - интересно звучит карбон, посвистывает как хлыст, жесткость порадовала, заброс выше, чем на моей старой классике, сколько в метрах не скажу – альтиметром пока не обзавелся. Режимы не настраивал, поэтому в момент броска приходилось немного поправлять стиком, что бы шел прямо на горку. Небольшие мои огрехи только в момент выпуска крюка – то правее, то левее забрасывал – к крюку нужно немного привыкнуть. Потом приноровился. По ощущениям очень легкий, даже непривычно «перышко» закидывать. Подвисает, чувствует малейшие порывы ветра, петли и смазанные бочки крутит – в общем, интересный аппарат и летать на нем мне очень понравилось. Не хочу, что бы мой пост воспринимался как «хвалебный» или рекламный. Читающий это, наверное, как и я когда то, стоит перед выбором «что взять?» - планер действительно очень замечательный вышел. Меня как любителя, полностью устроил, но мое знакомство с ним только началось, по возможности буду выкладывать фото и делится своими впечатлениями.
* Сереж, специально для тебя, постараюсь сделать сравнение с твоей классикой. Сложно сравнивать т.к. классика миллион раз чиненая и повидавшая многое, в том числе 3 хозяев. После ремонтов набрала веса, да и жесткие тяги в ней добавили. (310г) Конечно сложно сравнивать новое и «повидавшее», но я попробую. Итак, из за жёсткости крылышко триумфа заметно приятнее ведет себя в воздухе. Киль, подумал что большеват, но мои сомнения развеялись с бросками – стабилизация происходит значительно быстрее, рысканье меньше, да и развороты блинчиком мне показались комфортнее. Несимметричные профили киля и стаба не заметил большой разницы - честно говоря, внимание не обратил. Хотя на днях все думал и гадал, зачем да почему и в чем будет разница. Фюзеляж – понравилась форма и пилон под крыло – закрытая от ветра, нежели на классике 2 трубки. В общем, всё в планере понравилось, добавить не знаю что – пожалуй цвета, опробовать всякие технологии покраски, что бы можно было выбрать всё что захочется (полоски, надписи, верх-низ) К техническим характеристикам у меня вопросов нет. Еще раз спасибо за планерок!
Евгений, поздравляю с облетом. Спасибо за фотографии.
Как планируете организовать крепление балласта?
Для сокращения груза в носу можно немного сдвинуть акб и машинки вперед + это даст возможность что-то придумать с креплением балласта. В текущем варианте между фюзеляжем и машинками груз будет тяжело пихать.
По центровке рекомендую попробовать 72 мм от передней кромке - мне очень понравилось.
По поводу балласта - изготовить пластину (может быть из текстолита, или просто проволоку стальную с грузами рыболовными “оливки” приплюснуть) По удобству размещения - учту, посмотрим как станет. Центровку 72 попробую, спасибо.
изготовить пластину (может быть из текстолита
Именно так и делал, но должно быть удобно быстро снимать/вставлять груз. В варианте с пластиной приходилось снимать крыло, чтобы не повредить разъем в крыле. А это неудобно. Перехожу на балластную камеру.
Давайте от себя ещё добавлю:
Сергей, поделитесь пожалуйста оптимальными настройками (расходы, режимы и т.д.). Думаю всем будет полезно.
Сергей, поделитесь пожалуйста оптимальными настройками (расходы, режимы и т.д.). Думаю всем будет полезно.
Женя уже выложил. Это копия Дреловских настроек для SGII. Очень замечательно подходят к “Триумфу”.
(Я на них летал, когда было на чем. Сейчас стою в очереди на свой планер, но всё время кто-то норовит залезть вперед. 😂. К Воронежу исправлюсь. 😛)
А если серьезно, то с режимами немного сложнее, это более индивидуальная вещь.
У меня их было всего два: нормальный (элерон в 0), и термик (элерон -3градуса). На первой части ручки газа изгиб крыла до -6градусов, дальше - тормоз. Работает во всех режимах кроме старта. На старте крыло прямое, компенсация киля и РВ для ровного высокого старта. Вот и всё.
Торсионы рекомендую делать из стали 0,4 мм - кажется вторая гитарная струна. Трубочки под них из иголки от шприца 20 кубиков, посмотрите тему про БУМ. С машинками на оперение обращайтесь поаккуратнее, очень нежные корпуса и них, так вроде центр держат номально и усилие для оперения достаточное, повторно извлечь после вклейки очень тяжело - можно разломать корпус.
повторно извлечь после вклейки очень тяжело - можно разломать корпус.
Если Вы про “мои” машинки, то и фиг с ними, стоят не дорого, и при надобности просто меняются 😃
Добрый вечер. Решил поделится своей неудачей. Дело было так, отлетав целый день решил сделать крайний вылет – заброс …. Металка как ушла вверх, так же и ровненько спикировала вниз (настроена с немного передней центровкой, так что самопроизвольного выхода из пикирования не было) и воткнулась морковкой, я в недоумении что же случилось. Стою, думаю “ну всё там точно труха и собирать нечего” – подошел…Так ляпнулась громко. Поломки косметические больше – поврежден фюзеляж, переломана и вся в трещинах верхняя половинка, нос соответственно согнулся в 4 местах (по площадке серв), ну и тяги само собой. В остальном всё цело.
Причина обидная – на днях при одевании термоусадки перегрел приемник, отвалилась антенна. Я понятное дело припаял – как оказалось не надежно, на крайнем забросе отошла – неприятность еще заключается в том, что она когда «отваливается» берет сигнал в радиусе метров 3-4. То есть я шел на заброс, проверил рули – закинул и потерял управление. Вот такая вот неприятность, бахнул новый планер из за приемника за 300р.
Погоревал я и занялся починкой. Обмотал полоской стеклоткани фюзеляж. Расслоилась и разбилась только верхняя половинка (если рассматривать весь фюзеляж, то ровно верхняя часть, за пилоном крепления крыла). Думаю, шов в фюзеляже укреплен еще и из за трубок, которые вклеены внутри, без них может быть и переломал бы пополам. Так же укрепил и выровнил нос стеклотканью,наложив “шины”, зажав прищепками заломы. Тяги пришлось менять на стальную проволоку 0,5 т.к. трубки тоже немного деформировались внутри и 0,9 уголь просто «заедал». Карбоновые тяги само собой отлетели, чем может быть продлили жизнь сервам.
Сегодня облетал все отлично. Такая вот нехорошая история.
Так что могу заверить, что планерок оказался очень крепким! – морковка была знатная…
Евгений, поздравляю с успешным ремонтом. Гуру говорят, что после ремонтов самолет всегда лучше летит:)