Догрузка планера F3J Supra Pro

Андрей_уфимец
Vodjik:

Если на затягивание потрачена та же энергия то при прочих равных условиях планер подымется ниже. Закон сохранения энергии.

Я академий не проходил, но когда я подгружаю Супру, она выстреливает у меня выше.))

Vodjik
Андрей_уфимец:

она выстреливает у меня выше.))

Во первых визуальная оценка набранной высоты вряд ли может претендовать на абсолютную достоверность. Во вторых наличие эффекта выстреливания вполне может быть объяснено умелым использованием энергии ветра на запасание ее в растянувшемся леере с последующим превращением ее в скорость, в кинетическую энергию, которую затем опять же за счет умелого пилотирования можно превратиь в высоту, то есть в потенциальную энергию, затрачиваемую затем на полет.
Так что скорее всего здесь просто совпадение установки груза с появлением дополнительного источника энергии - ветра.

Андрей_уфимец
Vodjik:

Во первых визуальная оценка набранной высоты вряд ли может претендовать на абсолютную достоверность. Во вторых наличие эффекта выстреливания вполне может быть объяснено умелым использованием энергии ветра на запасание ее в растянувшемся леере с последующим превращением ее в скорость, в кинетическую энергию, которую затем опять же за счет умелого пилотирования можно превратиь в высоту, то есть в потенциальную энергию, затрачиваемую затем на полет.
Так что скорее всего здесь просто совпадение установки груза с появлением дополнительного источника энергии - ветра.

Ну так то да, когда грузишь, то ветер всегда больше, поэтому и грузишь, надо будет повнимательнее приглядеться)).

Шынгыс
Serg_T:

Шынгыс привет.
А с какой целью будешь грузить?
Если для скорости - то это оправдано.
По моим ощущениям на ветропроницаемость вес планера влияет в последнюю очередь! Важнее размах крыла и профиль (но на это мы не можем повлиять)
На выходных летали на Супрах в динаме при скорости ветра 17-20 км/час.
Я без загрузки, товарищ с загрузкой. Мне показалось, разницы нет!
но это только моё мнение!

Добрый день!
Недавно у нас прошел чемпионат Казахстана, в Алмате. Там в один день пошли тренироваться, ветер был достаточно сильный, по ощущениям метров 8-9, взлетел хорошо, вытянул леер…выстрел был хороший НО!
После того как вышел в горизонт планер просто полетел назад хвостом, и это было не какое то ощущени
А реально он не смог пробивать ветер. Скоростной режим не особо помог. Грузы только сделал, но применить не смог… Так как ни разу не ставил
Пришлось в срочном порядке посадить планер, что оказалось не легким делом…кидало его из стороны в сторону
Опыта полетов на супре не так много, поэтому интересуюсь, кто как летает…читал даже что люди без догрузки редко летают( конечно же в ветер) даже при не большом ветре догружаю соответственным балластом

volkov

Супра очень хорошо летит в ветер.
Я начинаю грузить при ветре 5 - догружаю до 1800 гр примерно.
При ветре 10-12 гружу до 2200 примерно.
Ну и есть промежуточная загрузка.
ЦТ при этом я не меняю
Ветер лучше мерять не ощущениями а по приборчику - рекомендую обзавестись есть очень недорогие.

Очень хорошая статья по использованию балласта в f3j была в rc soaring digest magazine 1-2 года назад.

Шынгыс
volkov:

Супра очень хорошо летит в ветер.
Я начинаю грузить при ветре 5 - догружаю до 1800 гр примерно.
При ветре 10-12 гружу до 2200 примерно.
Ну и есть промежуточная загрузка.
ЦТ при этом я не меняю
Ветер лучше мерять не ощущениями а по приборчику - рекомендую обзавестись есть очень недорогие.

Очень хорошая статья по использованию балласта в f3j была в rc soaring digest magazine 1-2 года назад.

Спасибо!
А какой полетный вес у Вашей супры без балласта?

Vodjik

Вообще то скорость полета каждого конкретного планера и вертикальную и горизонтальную можно довольно точно определить по кривым если таковые изготовитель определил. В первую очередь эти скорости зависят от двух управляемых факторов - нагрузки на крыло (вес деленый на площядь), увеличивающей энергетические возможности преодоления встречного сопротивления, и угла атаки, увеличивающего встречное сопротивление. Ну а если кривых нет то можно ориентироваться на аналоги или подбирать грузы самому опытным путем.
Замечание о полезности измерения скорости ветра весьма поддерживаю. Надо только не збывать ее увеличивать для используемой высоты полета от поверхности земли. В полтора раза обычно. Кстати вполне приличный анемометр делал когда то из тенисного шарика тонкой нитки и кусочка картона. Углы отклонения расчитывал по известным формулам из аэродинамики и зная вес шарика.

NIV
Шынгыс:

Добрый день!
Недавно у нас прошел чемпионат Казахстана, в Алмате. Там в один день пошли тренироваться, ветер был достаточно сильный, по ощущениям метров 8-9, взлетел хорошо, вытянул леер…выстрел был хороший НО!
После того как вышел в горизонт планер просто полетел назад хвостом, и это было не какое то ощущени
А реально он не смог пробивать ветер. Скоростной режим не особо помог. Грузы только сделал, но применить не смог… Так как ни разу не ставил
Пришлось в срочном порядке посадить планер, что оказалось не легким делом…кидало его из стороны в сторону
Опыта полетов на супре не так много, поэтому интересуюсь, кто как летает…читал даже что люди без догрузки редко летают( конечно же в ветер) даже при не большом ветре догружаю соответственным балластом

Добрый день!
Вы описываете поведения Супры с передней центровкой. Двигайте центровку назад и триммируйте по полёту. Ветер сильнее-центровка заднее +балласт! Ветер тише-центровка передней! Лепите на киль монеты 5, 10 руб. пока не подберёте нужную Вам центровку. Подсказали спортсмены Украины, которые регулярно летают на соревнованиях. Моя Супра-электро 2000г.,спокойно летаю от 0м/с до 6м/с. Раньше летал с весом 1850г-было некомфортно.
Удачи!

SergeyFM

не сочтите за грубость… я считал всегда что нужно наоборот - на ветер более переднюю центровку, на штиль -заднюю. По крайней мере свою металку так настраивал.

Шынгыс
NIV:

Добрый день!
Вы описываете поведения Супры с передней центровкой. Двигайте центровку назад и триммируйте по полёту. Ветер сильнее-центровка заднее +балласт! Ветер тише-центровка передней! Лепите на киль монеты 5, 10 руб. пока не подберёте нужную Вам центровку. Подсказали спортсмены Украины, которые регулярно летают на соревнованиях. Моя Супра-электро 2000г.,спокойно летаю от 0м/с до 6м/с. Раньше летал с весом 1850г-было некомфортно.
Удачи!

Я бы не сказал что у меня самолет с передней центровкой. 103мм от кромки
я получил планер без питания,поставил свое ЛиФе и вышла центровка в пределах 103 мм. Почитал что в основном в пределах 102-105 летают.Пока что я не совсем комфортно чувствую себя в полете с такой центровкой,хочу немного вперед двинуть,посмотреть как самолет будет лететь.Самолет по своему не обычный, заметно отличается от Графита поэтому буду экспериментировать) Спасибо за подсказки,буду учитывать это!

Шынгыс
shil:

Полётные тесты делали? Описание: www.charlesriverrc.org/…/CGMarkDrela.htm

У меня налет на супре от силы 30 полетов, пока никаких полетных тестов не делал. То о чем говорится в статье,мне об этом говорили и читал сам.

sydneyf3j
SergeyFM:

я считал всегда что нужно наоборот - на ветер более переднюю центровку, на штиль -заднюю.

При задней центровке в ветер деградацию уменьшают, угол атаки, собственно, меньше. Меньше сопротивление, пробивает ветер лучше. В штиль летают с передней, компенсируют стабом, опять же. Модель становится очень устойчивой, просто не надо мешать лететь. Меньше дергаем рулями - дольше летим) 😁

SergeyFM

а разве не наоборот? в ветер более передняя - модель становится устойчивее, менее реагирует на все завихрения. С задней она будет дергаться как ужаленная электротоком…

ладно - попробую перенастроить и полетать…

NIV
Шынгыс:

Я бы не сказал что у меня самолет с передней центровкой. 103мм от кромки
я получил планер без питания,поставил свое ЛиФе и вышла центровка в пределах 103 мм. Почитал что в основном в пределах 102-105 летают.Пока что я не совсем комфортно чувствую себя в полете с такой центровкой,хочу немного вперед двинуть,посмотреть как самолет будет лететь.Самолет по своему не обычный, заметно отличается от Графита поэтому буду экспериментировать) Спасибо за подсказки,буду учитывать это!

Центровка правильная. Какие штыри на ушах? При ветре можно прямые поставить. Средние штыри универсальные. Штыри с самым большим углом на штиль. Планер лёгкий у Вас, но задом лететь не должен при 9 м/с.
Я тоже пересел с планера типа графита и долго не мог разобраться с настройками Супры. Графит нужно гонять на скорости, а супру надо завешивать и гнуть профиль. Для себя сделал вывод-не летать на прямом профиле 1-2мм загиб обязателен даже при баллистическом полёте. Когда отстроите планер он полетит сам, будете просто смотреть с передатчиком в руках.😁

Шынгыс
NIV:

Центровка правильная. Какие штыри на ушах? При ветре можно прямые поставить. Средние штыри универсальные. Штыри с самым большим углом на штиль. Планер лёгкий у Вас, но задом лететь не должен при 9 м/с.
Я тоже пересел с планера типа графита и долго не мог разобраться с настройками Супры. Графит нужно гонять на скорости, а супру надо завешивать и гнуть профиль. Для себя сделал вывод-не летать на прямом профиле 1-2мм загиб обязателен даже при баллистическом полёте. Когда отстроите планер он полетит сам, будете просто смотреть с передатчиком в руках.😁

У меня штыри 2,5 градуса) обычный режим идет 2 градуса плюс еще загибать до 5-6 градусов могу, как посоветовали в Екатеринбурге)
Не сомневаюсь что когда настрою самолет он будет лететь сам))))))))

sydneyf3j
SergeyFM:

а разве не наоборот?

Ну …почему не наоборот, я попытался простыми словами теорию объяснить) И на практике у меня тоже так получается. Разумеется, лучше попробовать самому, так доходчивей всегда. Вот тут есть полезная информация, хотя главную суть я уже сказал www.moneysmith.net/Soaring/soaring8.html

sydneyf3j

В статье много полезного, но если предметно о центровке и ее влиянии, то:

“A plane with a large static margin is more stable and controllable. What’s wrong with having the CG too far forward then? The extra stability comes at a price - less performance. When the CG far forward of the center of lift (CL), the moment (CG-CL) is offset by the elevator. In essence, the elevator is trimmed slightly upwards to keep nose up and offset the moment caused by the CG forward of the CL. The elevator therefore creates drag, hurting the performance of the sailplane.

olgol

www.charlesriverrc.org/…/CGMarkDrela.htm

Another myth is that the glider’s performance (L/D, sink rate, penetration, whatever) is strongly affected by CG position. It just ain’t so. You might see the L/D change by only a few percent after a drastic CG change, assuming the elevator trim and/or decalage are readjusted correctly. The big effect is on handling and pitch behavior, which is far more important than a few percent in sink rate when flying in active air.

Ниже уже от меня лично 😃
Распространенное мнение (высказываемое даже в учебниках), что передняя центровка “градус крадет” (ухудшает качество) - это миф, по крайней мере, на планерах. Сила на ГО околонулевая, и варьируется от скорости (Су) выше или ниже нуля. Но значение силы на ГО чрезвычайно мало. Заметить влияние увеличения околонулевой силы до чуть большего околонулевого значения на качество планера невозможно. Мы замечаем влияние центровки на поведение планера по тангажу. Все остальное - личные впечатления и ощущения. Но никак не изменение качества. Если замерить качество с разной центровкой, разницу не увидеть. Кто хочет поспорить, нужно будет показать замеры или хотя бы расчеты 😃 иначе не убедить.
Если центровка очень передняя настолько, что реально сила на ГО должна быть значительной (направленной вниз), тогда будет какой-то эффект на качество. Но даже при этом, этот эффект выражается в процентах, и заметить его будет трудно. На планерах нормальной схемы без “дефектов” проектирования сила на ГО близка к нулю.

ViktorF

Пришел ветер - двигай центровку назад, а то с передней такая деградация(?!), что планер тормозится и теряет в качестве от приподнятого на пару градусов руля высоты. 😃
Нонсенс на нонсенсе. 😃

17 days later
Sergey_BSB

Мне лично кажется что проблема в том что большинство не знает возможностей своего планера — ни профиля, ни режимов работы крыла, ни поляры. А отсюда и проблемы.

По поводу балласта. Берем аналог — большой настоящий планер и смотрим его поляру. С увеличением нагрузки на крыло производитель пишет о увеличении качества на 1-2 еденицы , улучшении поляры(она становится более пологой на высоких скоростях), т.е. снижение планера (вертикальная скорость) при высоких горизонтальных скоростях становится заметно меньше.
Для тех, кто дружит с формулами, легко будет связать ---- площади , нагрузки, углы атаки, режимы, профиля …
Расплата за это — увеличивается собственная минимальная вертикальная скорость снижения и увеличивается радиус спирали при обработке потоков .

Т.е. балласт ( в большом планеризме, мой опыт) используется для увеличения скорости полета как на переходе, так и по маршруту. В т.ч. и для "проницаемости " в сильный ветер , потому что как раз чтобы пробить ветер нужно планер разогнать, а как мы знаем выше, с балластом мы будем на этих скоростях снижаться заметно меньше.
Вторая проблема, с собственным снижением и большим радиусом спирали . Основная задача — компенсация повышенной скорости снижения путем использования более сильного ядра потока и здесь есть нюанс — чтобы в него вписаться , надо заузить спираль и соответственно создать бОльший крен чем обычно, что опять же ещё увеличит скорость снижения …
Поэтому приходится сливать балласт(опять же в больших планерах так) и добиваться оптимальных значений. В F3 компромиссом станет ветер и потоки.

По поводу центровки .
Надеюсь всем и так ясно что значения центровок , которые очень близки к крайним, будут неудачным выбором.
Далее, совершенно согласен с тем , что все говорят про личный выбор, пристрастия и стиль полетов. И поэтому выбор центровки надо планировать из этих соображений. Потому, как ошибки в пилотировании или не комфортное пилотирование с “идеальной” центровкой приведут к бОльшим потерям, чем красивый и грамотный полет с неподходящей центровкой.
И это очень-очень важно!

Извините, отступлю немного.
Мой личный опыт полетов на больших планерах.
Летал раньше очень много с передней центровкой — планер как утюг, все четко , линейно. Потоки обрабатывал с большими кренами и перегрузкой, по ощущениям стоит в них не шелохнувшись (предсказуемо и если честно, то очень комфортно), особенно в болтанку, когда планер её практически не замечает.
Съездил, на ЧЕ. Там мне объяснили что я теряю в скороподъемности в потоке ( и так много так теряю 😃 )
В общем отличие такое — планер с задней центровкой стал более мягким , скорости (горизонтальные) в потоке упали , крены уменьшились ( уже большие стали не нужны), скороподъемность в потоке увеличилась, а собственное снижение (крен то в потоке уменьшил) стало меньше.

Отличие в пилотировании с задней центровкой ---- меньше крены и перегрузки, планер более мягкий ( или не такой четкий, монолитный особенно в болтанку) по сравнению с передней центровкой, на переходах выигрыш-проигрыш на глаз не определим ( качество на столько высокое что это сделать для меня пока нереально) 😃
Ещё хотелось бы упомянуть такой момент — при передней центровке, когда в потоке пытаешься заузить спираль или сбросить скорость попадаешь в подсрыв. Я думаю понятна причина 😃
Кстати, по спору с какой центровкой легче управлять в сильный ветер (наверное правильнее указать в сильную болтанку) — с передней. 😃

Лично мой вывод, возможно он неправильный.

Качество и центровка — зависимость есть, как набросали выше про сопротивления поверхностей и т.д. и т.п. , НО! совершенно незначительно.
Реальная проблема в “качестве”, которое мы не используем ---- летая на режиме, где профиль-крыло-стаб - рули-… работают не на все 100%.
Поэтому и здесь надо вернуться к поляре и к зависимости подъемной силы от угла атаки крыла !!!

Что выбрал я ---- что-то среднее между нормальной центровкой и предельно задней, т.к. чем дальше приближаюсь к предельной задней центровке, то не вижу улучшения , а скорее уже идет деградация.
И эта деградация не только в плане каких-то характеристик, но и в плане субъективного восприятия полета – что-то не так летит или не так управляется …

Извиняюсь за много букв, просто надо понимать что это норма — смесь субъективного(личные пристрастия) и объективного (планер, модель)
Поэтому смело напишу — при переходе на заднюю центровку “качество растет” , пускай оно большей частью относительное.

😃)))))))))