Вдумчивым планеристам

Taboo

А, можно, для особо одаренных, еще раз рассказать, что входит в состав оборудования и сколько весит бортовая часть.

vovic
MUH:

Уважаемый vovic !
Очень хочется комментариев по каждому участку.

Пожалуйста.
Взлет с небольшим динамостартом. Небольшим, потому что лебедка у меня не F3B-шная, а только 0,8 кВт.
Затем нахожу термик. Хороший, но “синий”, т.е. не увенчанный облаком. Идет выпаривание с удержанием центра потока. На треке четко виден скос потока по ветру. Точное удержание позволяет делать вариометр, в т.ч. на очень большом удалении. Достигнув предела дальности по видимости, разворачиваю планер в свою сторону под нарождающееся облако. На траверзе включаю режим Скорость. Потом выпариваю над собой. То что в потоке меняется неоднократно направление виража - указывает на недостаточные навыки пилотирования - пока мой общий налет не достиг даже 200 часов.Если посмотреть диаграмму бортового вариометра в графиках, то хорошо видно раскачку планера по тангажу. Есть у меня еще такой грех. Но я тренеруюсь.
Потом с наветренной стороны стала надвигаться слоистая дымка на уровне 500 - 900 метров. После непродолжительной борьбы за видимость - планер исчезает. Ухожу на скоростной спуск контролируя скорость снижения по вариометру. Если спускаться медленно не видя планер - можно его вообще не увидеть, ибо за 400 метров снижения он может улететь за километры.
Затем на высоте около 400 метров планер нахожу, кстати, совсем не там, где искал. На снижении для улучшения видимости делается несколько петель. Потом идет легкое барражирование в поисках новых потоков и успооения нервов. Вот и все.
В заключение хочу отметить, что объективный контроль полета выявляет массу недостатков в пилотировании. Но не стоит расстраиваться. Надо просто больше летать - мастерство придет.

Taboo:

А, можно, для особо одаренных, еще раз рассказать, что входит в состав оборудования и сколько весит бортовая часть.

Планер Графит, full Carbon, изготовлен новый обтекатель носа в матрицах, снятых с оригинального. Пришлось делать это потому, что родной колпак сделан с углем, что исключает размещение под ним спутниковой антенны. Новый колпак сделан из стекла с кевларом.
Приемник 149DP от футабы, в крыльях - 4 HS85MG, в фюзе - 2 S3001 батарея 4 NiMH 1650 mah. Вариометр Picolario tolk, размещен под крылом, а не в носу по соображениям электромагнитной совместимости с системой навигации. (попытка на Сопрано разместить все в носу привеле к забитию сигнала спутников гармониками вариометра) Весит вариометр 18 грамм. Логгер Дитриха Майснера (слегка модифицирован мною) упакован в термоусадку вместе с модулем GPS приемника. Вместе с проводами сей девайс весит 35 грамм (без проводов - 25 грамм). Активная спутниковая антенна размещена в носу под колпаком, весит 50 грамм. Ее можно вдвое облегчить, убрав литое магнитное основание, но я не стал, потому что в носу для балансировки все равно осталось примерно 80 грамм свинца. Логгер вместе с GPS приемником и активной антенной потребляет 85 mA в стационарном режиме. Для связи с ноутбуком в носу под колпаком размещен четырехконтактный разьем. Сделан шнур (2 метра) со схемкой преобразования уровня для совместимости с любым СОМ-портом компьютера. Скорость обмена информацией 19200 бод.
Вот и все.

edwards:

Если не супер влом сними такую поляру.

Пока в планах другие заморочки, нет времени. Купил DS18S20 и ставлю ее на планер для записи температуры воздуха в потоке при центрировании и выпаривании. Это мне пока интереснее. Инерционность датчика не должна быть большой, поскольку девайс весит всего 0,2 грамма.

На многие вопросы по железу в ЛС отвечу здесь.
Логгер выполнен по схеме Дитриха Майснера, версия 2.5, версия зашивки PIC16F876A 2.9. Приемник GPS от u-blox - TIM-LA, включенный на 19200 бод NMEA с частотой обновления 1 Гц. Пробовал включать 4 Гц - оказалось, что мне это не надо. Стоит бэк-ап литиевая батарейка CR1220 для питания таймера реального времени и “горячего” рестарта GPS. Флеш поставил на пол-мегабита просто потому, что мегабитную микросхему не нашел где купить. Зашивку пришлось модифицировать в части скорости UART и способа определения режима работы. GPS приемник имеет отдельный выключатель питания и за полетный день не выключается вообще. Активная антенна тоже от u-blox, с урезанным кабелем до 20 см и разьемом SMA. Габариты Логгера с GPS 39х27х10, активной антенны 40х38х8.
В дальнейших планах прикручивание датчика температуры для исследования восходящих потоков и пристройка датчика скорости на трубке Пито. Микросхемы датчиков уже куплены - надо работать. 😃

vikar

Всем привет!

Володя, Молодец!
Очень интересный материальчик.
В последнее время мало интересного появляется на форуме.
Спасибо за то что делишся впечатлениями!!!
У тебя уже получилась целая летающая лаборатория. 😃

С Ув.

Sergei_Riga
vovic:

в крыльях - 4 HS85MG, в фюзе - 2 S3001 батарея 4 NiMH 1650 mah.

Я тоже буду брать Графит2 - вопрос почему в фюзе - S3001 , а не HS85MG

MaximKit

Владимир, примите мое глубочайшее уважение, очень интересно! 😃 Самому захотелось поставить такую систему на борт планера. Жаль вот только знаний в электронике у меня никаких. Ну да может Вы себе со временем новую, еще более хорошую систему поставить надумаете, а эту продавать будете 😒

Спасибо, еще раз!

vovic
Sergei_Riga:

Я тоже буду брать Графит2 - вопрос почему в фюзе - S3001 , а не HS85MG

Потому что жаба была очень сильной, душила зверски. Два года назад:)
Сейчас я ее победил .
В Термик XL ставлю на элероны HS5125MG, на закрылки HS5245MG, в хвост HS5125MG и на руль только HS85MG.

mivaol

Все выше изложенное интересно вот только, очень интересен для меня был момент описания полета в синем термике, по-моему это проблема не столько пилота сколько техники- приведу пример мой планер с нагрузкой в 37г/м пролетает даже не почуяв маленкие потоки в то время как планер с весом 1800 размахом 3500мм и формованным крылом (не смягкой обшивой кстати Снейк) ну просто колбасит в таких потоках, хотя сказаное верно в безветренную погоду от 0-3м/с ветра, но проблема в определении локальных потоков отпадает(В безветрие).
Остальное очень очень интересно!! 😃

vovic
mivaol:

по-моему это проблема не столько пилота сколько техники-

Это похоже на самообман. Понятно, что на легком планере легче выпаривать термик, чем на тяжелом. Он проще центрируется - но только в слабый ветер или штиль. Тяжелый планер тоже можно держать в потоке безукоризненно - но это требует лучших навыков пилотирования, скоординированной работы пилота обеими руками, поскольку держать в вираже невысокую скорость планера тяжелого без раскачивания по тангажу гораздо труднее. Но можно! Надо просто уметь.
Зато тяжелый планер более всепогоден, что по весне у нас очень важно - штиля не бывает вообще.
На приведенном треке, кстати, синий термик был до высоты 500 метров шнурообразный - очень узкий. А вот выше - там он значительно шире.

Марат

Володя привет!

Ты своей крутизной - убил у всех желание задавать вопросы 😛

А если серьёзно - то действительно круто 😃

vovic

Вот еще пару полетов. 3105 - в пятницу вечером. Был редкостный в это время года мертвый штиль. Полет был после работы с 20-00 до 21-00, термики абсолютно дохлые и еле заметные. Только терпенье позволило вылетать час полета. Посмотрите на тактику выпаривания - тут не спирали и не галсы - сплошная импровизация. Летал с применением зверского репеллента - иначе сьели бы.
3405 - воскресенье днем. Тактика выпаривания сильно отличается. Термики были “синие” и редкие, но мощные. Ветер дул 5-7 метров в секунду, так что репеллент не потребовался - всех комаров просто сдуло.

Кстати, не всем такие полеты интересны. В пятницу вечером один из пилотов на поле спросил меня - “А нафига в небе торчать по часу? Я за это время на торике четыре раза взлетел и сел - кучу кайфа поймал.”
Так что - кому что нравится …

3105.zip

MUH

Спасибо!
Очень интересно!

3105

  • Как выглядело небо? Сверху сплошная белая пелена или голубизна? А может это после дождя?
  • особенно хороши участки где высота не росла но и не падала. Как настроен планер на этих участках, регулируется кривизна профиля или триммерами?

3405
Производилась ли догрузка для сильного ветра и сколько?
После виражей и набора с 290 по 460 секунду режим “скорость” или всякие разные?
(А воздушную скорость-то GPS и не показывает, теперь понятно зачем вам датчик воздушной скорости 😃 )

Мик

А я вот всё жду, когда кто- нибудь сваяет коммерческую версию телеметрии. Чтобы говорило и писало по нашенски, и купить можно было без проблем, с поддержкой, наращиванием возможностей.
На определённом этапе развития уже хочется знать, что происходит на борту и за его пределами. Многие проблемы и глюки можно было-бы решать.
Ведь очень нужная весчь.

vovic
MUH:

3105

  • Как выглядело небо? Сверху сплошная белая пелена или голубизна? А может это после дождя?
  • особенно хороши участки где высота не росла но и не падала. Как настроен планер на этих участках, регулируется кривизна профиля или триммерами?

В начале полета это были вечерние мертвые(лохматыми обрывками) облака, которые к концу полета разошлись в дымку.
На этапе выпаривания кривизна профиля увеличивается опусканием задней кромки закрылков и элеронов на 0 - 3 мм. Для этого на восьмой канал выведена ручка А (у меня Футаба 9САР) микшированная на четыре канала серв в крыле. Пол-оборота вправо - 3мм кромка вниз , влево - 3мм кромка элеронов и закрылков вверх. Регулируется в термике в зависимости от его мощности.

MUH:

Производилась ли догрузка для сильного ветра и сколько?
После виражей и набора с 290 по 460 секунду режим “скорость” или всякие разные?
(А воздушную скорость-то GPS и не показывает, теперь понятно зачем вам датчик воздушной скорости 😃 )

Нет. Графит и так достаточно тяжел в версии full Carbon. До скоростей ветра в 12-14 метров в секунду летает без догрузки. И то в такой ветер летаю токо в динаме на склонах. А при большем ветре я не рискую - страшновато.

Скорость на прогонах там включалась.

Воздушную скорость GPS показывает, но грубо. Ведь оценка скорости ведется только за секунду - путь слишком мал, поэтому велика погрешность определения координат. Трубка Пито дает более адекватные значения. Но пока нет времени - ее надо встраивать в крыло - а это тот еще гемор!

Мик:

А я вот всё жду, когда кто- нибудь сваяет коммерческую версию телеметрии.

Это вряд ли. Судя по интересу моделистов к этому делу - спроса не будет на такие девайсы. Не так много пилотов, желающих анализировать свои полеты. По крайней мере - в России.
Абсолютно довлеет такой подход - “Думаю я на работе, а здесь я отдыхаю”. 😃

toxa
vovic:

Так вот, я эту проблему решил. Бортовой самописец изготовлен и отлажен. Софт для визуализации данных и анализа параметров взят у немцев:
www.sprut.de/electronic/soft/skyplot.htm

Это… А что-то этой проги даже по-английски нет. 😦 Может переведем? За одно и на русский…

vovic
toxa:

Это… А что-то этой проги даже по-английски нет. 😦 Может переведем? За одно и на русский…

А оно надо кому? Перевести проблем нет, по крайней мере мануалы к программам можно перевести на русский легко.
Вот только для кого?

toxa
vovic:

А оно надо кому?

Это я и спрашиваю. Интерфейс перевести проблем нет.

Мик

Меня чесно сказать интересовал вариометр. Чтобы вещал по нашенски.

toxa
Мик:

Чтобы вещал по нашенски.

То есть гудел с разной тональностью по-русски? 😃 Если вы про этот: www.thommys.com то вроде есть две версии: английская и немецкая. Русифицировать сам девайс, скорее всего, возможно только через производителя. Которому это врядли нужно. 😦

toreo
Мик:

А я вот всё жду, когда кто- нибудь сваяет коммерческую версию телеметрии. Чтобы говорило и писало по нашенски, и купить можно было без проблем, с поддержкой, наращиванием возможностей.
На определённом этапе развития уже хочется знать, что происходит на борту и за его пределами. Многие проблемы и глюки можно было-бы решать.
Ведь очень нужная весчь.

по-моему что-то очень похожее уже продается за разумные деньги - Wireless Soaring Data System (Sailplanes)
www.espritmodel.com/accesories_meters.html

vovic

Вот еще один, в общем то обычный почти часовой полет вчера, после работы.
Планер Сопрано - 1,4 кг - легкий. Ветер 1-3 метра в секунду.
Термики были очень невыразительные - скороподьемность совсем невелика - но летать можно.

Запись примечательна тем, что в графиках можно открыть параметр Zusatz2. Если подгрузить из того же архива файл начальных установок параметров, то указанный параметр дает температуру воздуха в градусах Цельсия по бортовому термометру. Микросхема цифрового термометра DS18S20 в корпусе ТО-92 установлена за 30 мм до передней кромки центроплана и обеспечивает точность измерения пол-градуса.
Постоянная времени цифрового преобразования 750 мс.
Интересно рассматривать график температуры совместно с графиком высоты (AD0) в индивидуальных масштабах. Налицо банальная связь температуры воздуха с высотой - обратно пропорциональная.
А вот термики на температуру не влияют никак - можете убедиться сами. По крайней мере в таких слабых термиках идентификация потока по температуре вряд ли возможна.
Резкое падение температуры на старте - это разогретый на солнце датчик (в отсутствие обдува воздухом) приходит в термобаланс с окружающим воздухом. В дальнейшем, до посадки, солнце не оказывает заметного влияния на показания термометра.
Можно также посмотреть в опции Flugweg изменения показаний термометра в разных точках траектории.

0506.zip

buerger

vovik,
я понял, ты Жак Кусто небесного пространства 😃
weiter so.