Вдумчивым планеристам
по-моему это проблема не столько пилота сколько техники-
Это похоже на самообман. Понятно, что на легком планере легче выпаривать термик, чем на тяжелом. Он проще центрируется - но только в слабый ветер или штиль. Тяжелый планер тоже можно держать в потоке безукоризненно - но это требует лучших навыков пилотирования, скоординированной работы пилота обеими руками, поскольку держать в вираже невысокую скорость планера тяжелого без раскачивания по тангажу гораздо труднее. Но можно! Надо просто уметь.
Зато тяжелый планер более всепогоден, что по весне у нас очень важно - штиля не бывает вообще.
На приведенном треке, кстати, синий термик был до высоты 500 метров шнурообразный - очень узкий. А вот выше - там он значительно шире.
Володя привет!
Ты своей крутизной - убил у всех желание задавать вопросы 😛
А если серьёзно - то действительно круто 😃
Вот еще пару полетов. 3105 - в пятницу вечером. Был редкостный в это время года мертвый штиль. Полет был после работы с 20-00 до 21-00, термики абсолютно дохлые и еле заметные. Только терпенье позволило вылетать час полета. Посмотрите на тактику выпаривания - тут не спирали и не галсы - сплошная импровизация. Летал с применением зверского репеллента - иначе сьели бы.
3405 - воскресенье днем. Тактика выпаривания сильно отличается. Термики были “синие” и редкие, но мощные. Ветер дул 5-7 метров в секунду, так что репеллент не потребовался - всех комаров просто сдуло.
Кстати, не всем такие полеты интересны. В пятницу вечером один из пилотов на поле спросил меня - “А нафига в небе торчать по часу? Я за это время на торике четыре раза взлетел и сел - кучу кайфа поймал.”
Так что - кому что нравится …
Спасибо!
Очень интересно!
3105
- Как выглядело небо? Сверху сплошная белая пелена или голубизна? А может это после дождя?
- особенно хороши участки где высота не росла но и не падала. Как настроен планер на этих участках, регулируется кривизна профиля или триммерами?
3405
Производилась ли догрузка для сильного ветра и сколько?
После виражей и набора с 290 по 460 секунду режим “скорость” или всякие разные?
(А воздушную скорость-то GPS и не показывает, теперь понятно зачем вам датчик воздушной скорости 😃 )
А я вот всё жду, когда кто- нибудь сваяет коммерческую версию телеметрии. Чтобы говорило и писало по нашенски, и купить можно было без проблем, с поддержкой, наращиванием возможностей.
На определённом этапе развития уже хочется знать, что происходит на борту и за его пределами. Многие проблемы и глюки можно было-бы решать.
Ведь очень нужная весчь.
3105
- Как выглядело небо? Сверху сплошная белая пелена или голубизна? А может это после дождя?
- особенно хороши участки где высота не росла но и не падала. Как настроен планер на этих участках, регулируется кривизна профиля или триммерами?
В начале полета это были вечерние мертвые(лохматыми обрывками) облака, которые к концу полета разошлись в дымку.
На этапе выпаривания кривизна профиля увеличивается опусканием задней кромки закрылков и элеронов на 0 - 3 мм. Для этого на восьмой канал выведена ручка А (у меня Футаба 9САР) микшированная на четыре канала серв в крыле. Пол-оборота вправо - 3мм кромка вниз , влево - 3мм кромка элеронов и закрылков вверх. Регулируется в термике в зависимости от его мощности.
Производилась ли догрузка для сильного ветра и сколько?
После виражей и набора с 290 по 460 секунду режим “скорость” или всякие разные?
(А воздушную скорость-то GPS и не показывает, теперь понятно зачем вам датчик воздушной скорости 😃 )
Нет. Графит и так достаточно тяжел в версии full Carbon. До скоростей ветра в 12-14 метров в секунду летает без догрузки. И то в такой ветер летаю токо в динаме на склонах. А при большем ветре я не рискую - страшновато.
Скорость на прогонах там включалась.
Воздушную скорость GPS показывает, но грубо. Ведь оценка скорости ведется только за секунду - путь слишком мал, поэтому велика погрешность определения координат. Трубка Пито дает более адекватные значения. Но пока нет времени - ее надо встраивать в крыло - а это тот еще гемор!
А я вот всё жду, когда кто- нибудь сваяет коммерческую версию телеметрии.
Это вряд ли. Судя по интересу моделистов к этому делу - спроса не будет на такие девайсы. Не так много пилотов, желающих анализировать свои полеты. По крайней мере - в России.
Абсолютно довлеет такой подход - “Думаю я на работе, а здесь я отдыхаю”. 😃
Так вот, я эту проблему решил. Бортовой самописец изготовлен и отлажен. Софт для визуализации данных и анализа параметров взят у немцев:
www.sprut.de/electronic/soft/skyplot.htm
Это… А что-то этой проги даже по-английски нет. 😦 Может переведем? За одно и на русский…
Это… А что-то этой проги даже по-английски нет. 😦 Может переведем? За одно и на русский…
А оно надо кому? Перевести проблем нет, по крайней мере мануалы к программам можно перевести на русский легко.
Вот только для кого?
А оно надо кому?
Это я и спрашиваю. Интерфейс перевести проблем нет.
Меня чесно сказать интересовал вариометр. Чтобы вещал по нашенски.
Чтобы вещал по нашенски.
То есть гудел с разной тональностью по-русски? 😃 Если вы про этот: www.thommys.com то вроде есть две версии: английская и немецкая. Русифицировать сам девайс, скорее всего, возможно только через производителя. Которому это врядли нужно. 😦
А я вот всё жду, когда кто- нибудь сваяет коммерческую версию телеметрии. Чтобы говорило и писало по нашенски, и купить можно было без проблем, с поддержкой, наращиванием возможностей.
На определённом этапе развития уже хочется знать, что происходит на борту и за его пределами. Многие проблемы и глюки можно было-бы решать.
Ведь очень нужная весчь.
по-моему что-то очень похожее уже продается за разумные деньги - Wireless Soaring Data System (Sailplanes)
www.espritmodel.com/accesories_meters.html
Вот еще один, в общем то обычный почти часовой полет вчера, после работы.
Планер Сопрано - 1,4 кг - легкий. Ветер 1-3 метра в секунду.
Термики были очень невыразительные - скороподьемность совсем невелика - но летать можно.
Запись примечательна тем, что в графиках можно открыть параметр Zusatz2. Если подгрузить из того же архива файл начальных установок параметров, то указанный параметр дает температуру воздуха в градусах Цельсия по бортовому термометру. Микросхема цифрового термометра DS18S20 в корпусе ТО-92 установлена за 30 мм до передней кромки центроплана и обеспечивает точность измерения пол-градуса.
Постоянная времени цифрового преобразования 750 мс.
Интересно рассматривать график температуры совместно с графиком высоты (AD0) в индивидуальных масштабах. Налицо банальная связь температуры воздуха с высотой - обратно пропорциональная.
А вот термики на температуру не влияют никак - можете убедиться сами. По крайней мере в таких слабых термиках идентификация потока по температуре вряд ли возможна.
Резкое падение температуры на старте - это разогретый на солнце датчик (в отсутствие обдува воздухом) приходит в термобаланс с окружающим воздухом. В дальнейшем, до посадки, солнце не оказывает заметного влияния на показания термометра.
Можно также посмотреть в опции Flugweg изменения показаний термометра в разных точках траектории.
vovik,
я понял, ты Жак Кусто небесного пространства 😃
weiter so.
Вчера была превосходная погода для полетов в термиках. Удалось полетать с термометром далеко и высоко.
Можно посмотреть пару полетов. Планер - Сопрано. Оказывается и наборное крыло легко разгоняется до 150 км в час. Правда, наборное из угле-кевлара. 😃
В конце полета 0706 сделал около десятка петель. В узкой петле GPS-приемник не успевает терять спутники.
Неспешно поизучав Datasheet на DS18S20 я понял свою ошибку в интерпретации показаний термометра. Так вот, цифра, которую выдает микросхема - это градусы Цельсия, удвоенные. Ошибку в параметрах исправил.
Оказывается, на километровой высоте довольно холодно. А термики, даже сильные, температурой точно не обнаружишь.
Хочется поподробнее распросить о работе GPS приемника. Как проявляет себя в полете, выдерживает свои технические характеристики (на разной высоте, при увеличении скорости…). О некоторых модулях пишут, что им подойдет простая антена в виде куска провода, возможно ли такое или в полетных режимах стоит сразу отбросить такую мысль.
PS. Сам его пока не использовал, интересует опыт в “боевых условиях”.
Хочется поподробнее распросить о работе GPS приемника. Как проявляет себя в полете, выдерживает свои технические характеристики (на разной высоте, при увеличении скорости…). О некоторых модулях пишут, что им подойдет простая антена в виде куска провода, возможно ли такое или в полетных режимах стоит сразу отбросить такую мысль.
Работает замечательно. В момент статра с лебедки, особенно на юг, часто дает один ошибочный отсчет за секунду. Связано с очень большим ускорением в момент старта (7-8 g)и задиранием носа под вертикаль. Моя антенна имеет диаграмму направленности в виде кардиоиды. Конечно, лучше бы поставить спиральную изотропную антенну, - но я такую в продаже не нашел. Иногда, при затяжной петле в момент перевернутого полета тоже бывает потеря спутников на один-два отсчета. Все эти погрешности записи полета поправляется в Exel’е вручную.
Ограничения по высоте для моего модуля GPS установлены в 18 километров. Планера так высоко не летают. 😃 Скорость в пределах до 250 км в час тоже не влияет. Быстрее я пока свои планера не разгонял. Для бОльших скоростей нужен специальный планер с цельным, неразборным угольным крылом. Специально для DS. Тогда можно будет пробовать и до 350 км в час. Но это для меня только в следующем году возможно будет.
Активная фирменная антенна с встроенным малошумящим предусилителем стоит дешевле, чем одна сервомашинка в крыле планера. Смысл тратить время на суррогатные антенны? К тому же, на моем планере стоят три антенны на диапазоны 40, 433 и 1500 МГц, и из них одна излучающая. С суррогатной антенной проблемы электромагнитной совместимости бортового оборудования гарантированы. С учетом того, что сигнал спутника на 10-12 дБ и так ниже уровня шумового фона.
Приведу еще пару вчерашних полетов, - вдруг кому-то это будет интересно…
Планер Сопрано, ветер - 2-3 метра в секунду.
Полет 1006 интересен тем, что на шестой минуте я включил бортовой термик-компьютер и сняв предатчик, поставил его на землю. Затем, в течение 10 минут с интересом наблюдал, как эта железяка сама находит термики и выпаривает в них. За 10 минут автомат отработал четыре потока и набрал 350 метров высоты. На 15 минуте я включил ручное управление и вернул планер поближе к себе.
Это первые, пробные полеты автоматики. Еще предстоит учить тупую железяку летать.
Полет 1106 начинался, когда грозовой фронт подошел вплотную к летному полю. Уже на взлете полыхнула молния так, что руки дрогнули и планер сошел с леера на малой высоте. На барограмме видно два всплеска - на 334 и 858 секундах полета. Это не глюк самописца - это два удара грома. Второй был настолько близок и устрашающ, что я почти сразу сел.
Термик автомат перед полетом был расстроен так, чтобы не покидать поток, даже когда он иссяк - погода резко менялась. На 7 минуте полета я понял, что надо сматываться. Включил автономный полет, положил передатчик на землю и пошел сматывать леер на лебедку. Минут 5 планер летал сам, а я смог спокойно убрать лебедку в машину.
Обратите внимание на виде сверху на траекторию полета, насколько одинаковые петли рисует в спирали термик-автомат! Вручную так ровно держать центр термика не получится.
Володя, можно пару слов по подробнее о вашем бортовом термик-компьютере
Володя, можно пару слов по подробнее о вашем бортовом термик-компьютере
Здесь подробное описание:
hem.passagen.se/skj/engelska/rcclb.htm
Если надумаете делать, - я сделал подробный перевод Инструкции по сборке и Руководства по эксплуатации термик-компьютера на русский язык. Насколько мне известно - подобных вещей больше нет.
Принципы работы бортового компьютера хорошо описаны в специальной главе - Термик-компьютер в книге Маркуса Лишке - Thermikbuch feur Modellflieger. Собственно Стефан и разрабатывал сей девайс по мотивам публикации.
Кстати, эта книга стала вроде Библии для планеристов Германии. Рекомендую.
Володь, при всём уважении, прошу не совращать людей!
Все эти вариометры и гпсы от лукавого, и собственно от полёта только отвлекают.
Эти электронные прибамбасы, нужны для любителей электронных прибамбасов, а не полётов.
Я за “чистый” полёт. В облачных потоках с вариометром летать по моему просто не интересно, а у земли и без вариометра всё видно.
Зачем нужен гпс, я просто не догоняю. Что такого полезного можно узнать из этих треков, чего не видно глазами?
Собственно польза видится одна - повыпендриваться перед народом как далеко и высоко летал.
Впрочем, если вставляют не полёты, а возня с электроникой, то - вперёд. Можно заняться разработкой софта для автопилота, да и вообще эта тема басконечная. Только к полётам она имеет малое отношение, по моему.
Всем удачи!