Вдумчивым планеристам
Меня чесно сказать интересовал вариометр. Чтобы вещал по нашенски.
Чтобы вещал по нашенски.
То есть гудел с разной тональностью по-русски? 😃 Если вы про этот: www.thommys.com то вроде есть две версии: английская и немецкая. Русифицировать сам девайс, скорее всего, возможно только через производителя. Которому это врядли нужно. 😦
А я вот всё жду, когда кто- нибудь сваяет коммерческую версию телеметрии. Чтобы говорило и писало по нашенски, и купить можно было без проблем, с поддержкой, наращиванием возможностей.
На определённом этапе развития уже хочется знать, что происходит на борту и за его пределами. Многие проблемы и глюки можно было-бы решать.
Ведь очень нужная весчь.
по-моему что-то очень похожее уже продается за разумные деньги - Wireless Soaring Data System (Sailplanes)
www.espritmodel.com/accesories_meters.html
Вот еще один, в общем то обычный почти часовой полет вчера, после работы.
Планер Сопрано - 1,4 кг - легкий. Ветер 1-3 метра в секунду.
Термики были очень невыразительные - скороподьемность совсем невелика - но летать можно.
Запись примечательна тем, что в графиках можно открыть параметр Zusatz2. Если подгрузить из того же архива файл начальных установок параметров, то указанный параметр дает температуру воздуха в градусах Цельсия по бортовому термометру. Микросхема цифрового термометра DS18S20 в корпусе ТО-92 установлена за 30 мм до передней кромки центроплана и обеспечивает точность измерения пол-градуса.
Постоянная времени цифрового преобразования 750 мс.
Интересно рассматривать график температуры совместно с графиком высоты (AD0) в индивидуальных масштабах. Налицо банальная связь температуры воздуха с высотой - обратно пропорциональная.
А вот термики на температуру не влияют никак - можете убедиться сами. По крайней мере в таких слабых термиках идентификация потока по температуре вряд ли возможна.
Резкое падение температуры на старте - это разогретый на солнце датчик (в отсутствие обдува воздухом) приходит в термобаланс с окружающим воздухом. В дальнейшем, до посадки, солнце не оказывает заметного влияния на показания термометра.
Можно также посмотреть в опции Flugweg изменения показаний термометра в разных точках траектории.
vovik,
я понял, ты Жак Кусто небесного пространства 😃
weiter so.
Вчера была превосходная погода для полетов в термиках. Удалось полетать с термометром далеко и высоко.
Можно посмотреть пару полетов. Планер - Сопрано. Оказывается и наборное крыло легко разгоняется до 150 км в час. Правда, наборное из угле-кевлара. 😃
В конце полета 0706 сделал около десятка петель. В узкой петле GPS-приемник не успевает терять спутники.
Неспешно поизучав Datasheet на DS18S20 я понял свою ошибку в интерпретации показаний термометра. Так вот, цифра, которую выдает микросхема - это градусы Цельсия, удвоенные. Ошибку в параметрах исправил.
Оказывается, на километровой высоте довольно холодно. А термики, даже сильные, температурой точно не обнаружишь.
Хочется поподробнее распросить о работе GPS приемника. Как проявляет себя в полете, выдерживает свои технические характеристики (на разной высоте, при увеличении скорости…). О некоторых модулях пишут, что им подойдет простая антена в виде куска провода, возможно ли такое или в полетных режимах стоит сразу отбросить такую мысль.
PS. Сам его пока не использовал, интересует опыт в “боевых условиях”.
Хочется поподробнее распросить о работе GPS приемника. Как проявляет себя в полете, выдерживает свои технические характеристики (на разной высоте, при увеличении скорости…). О некоторых модулях пишут, что им подойдет простая антена в виде куска провода, возможно ли такое или в полетных режимах стоит сразу отбросить такую мысль.
Работает замечательно. В момент статра с лебедки, особенно на юг, часто дает один ошибочный отсчет за секунду. Связано с очень большим ускорением в момент старта (7-8 g)и задиранием носа под вертикаль. Моя антенна имеет диаграмму направленности в виде кардиоиды. Конечно, лучше бы поставить спиральную изотропную антенну, - но я такую в продаже не нашел. Иногда, при затяжной петле в момент перевернутого полета тоже бывает потеря спутников на один-два отсчета. Все эти погрешности записи полета поправляется в Exel’е вручную.
Ограничения по высоте для моего модуля GPS установлены в 18 километров. Планера так высоко не летают. 😃 Скорость в пределах до 250 км в час тоже не влияет. Быстрее я пока свои планера не разгонял. Для бОльших скоростей нужен специальный планер с цельным, неразборным угольным крылом. Специально для DS. Тогда можно будет пробовать и до 350 км в час. Но это для меня только в следующем году возможно будет.
Активная фирменная антенна с встроенным малошумящим предусилителем стоит дешевле, чем одна сервомашинка в крыле планера. Смысл тратить время на суррогатные антенны? К тому же, на моем планере стоят три антенны на диапазоны 40, 433 и 1500 МГц, и из них одна излучающая. С суррогатной антенной проблемы электромагнитной совместимости бортового оборудования гарантированы. С учетом того, что сигнал спутника на 10-12 дБ и так ниже уровня шумового фона.
Приведу еще пару вчерашних полетов, - вдруг кому-то это будет интересно…
Планер Сопрано, ветер - 2-3 метра в секунду.
Полет 1006 интересен тем, что на шестой минуте я включил бортовой термик-компьютер и сняв предатчик, поставил его на землю. Затем, в течение 10 минут с интересом наблюдал, как эта железяка сама находит термики и выпаривает в них. За 10 минут автомат отработал четыре потока и набрал 350 метров высоты. На 15 минуте я включил ручное управление и вернул планер поближе к себе.
Это первые, пробные полеты автоматики. Еще предстоит учить тупую железяку летать.
Полет 1106 начинался, когда грозовой фронт подошел вплотную к летному полю. Уже на взлете полыхнула молния так, что руки дрогнули и планер сошел с леера на малой высоте. На барограмме видно два всплеска - на 334 и 858 секундах полета. Это не глюк самописца - это два удара грома. Второй был настолько близок и устрашающ, что я почти сразу сел.
Термик автомат перед полетом был расстроен так, чтобы не покидать поток, даже когда он иссяк - погода резко менялась. На 7 минуте полета я понял, что надо сматываться. Включил автономный полет, положил передатчик на землю и пошел сматывать леер на лебедку. Минут 5 планер летал сам, а я смог спокойно убрать лебедку в машину.
Обратите внимание на виде сверху на траекторию полета, насколько одинаковые петли рисует в спирали термик-автомат! Вручную так ровно держать центр термика не получится.
Володя, можно пару слов по подробнее о вашем бортовом термик-компьютере
Володя, можно пару слов по подробнее о вашем бортовом термик-компьютере
Здесь подробное описание:
hem.passagen.se/skj/engelska/rcclb.htm
Если надумаете делать, - я сделал подробный перевод Инструкции по сборке и Руководства по эксплуатации термик-компьютера на русский язык. Насколько мне известно - подобных вещей больше нет.
Принципы работы бортового компьютера хорошо описаны в специальной главе - Термик-компьютер в книге Маркуса Лишке - Thermikbuch feur Modellflieger. Собственно Стефан и разрабатывал сей девайс по мотивам публикации.
Кстати, эта книга стала вроде Библии для планеристов Германии. Рекомендую.
Володь, при всём уважении, прошу не совращать людей!
Все эти вариометры и гпсы от лукавого, и собственно от полёта только отвлекают.
Эти электронные прибамбасы, нужны для любителей электронных прибамбасов, а не полётов.
Я за “чистый” полёт. В облачных потоках с вариометром летать по моему просто не интересно, а у земли и без вариометра всё видно.
Зачем нужен гпс, я просто не догоняю. Что такого полезного можно узнать из этих треков, чего не видно глазами?
Собственно польза видится одна - повыпендриваться перед народом как далеко и высоко летал.
Впрочем, если вставляют не полёты, а возня с электроникой, то - вперёд. Можно заняться разработкой софта для автопилота, да и вообще эта тема басконечная. Только к полётам она имеет малое отношение, по моему.
Всем удачи!
Возможно Вы правы, я только учусь и не смогу сказать как лучше. Однако, сподвигло меня на это именно мечта из детства научить планер летать высоко, далеко и немножко самостоятельно.
Интересно ведь запулить планерок на 2 - 3 км вверх 😃 и посмотреть как оно там в вышине. Или скажем отправить его в перелет на сотню километров (из города в город), такой подвиг не одной модельке с ДВС не под силу 😃
Принципы работы бортового компьютера хорошо описаны в специальной главе - Термик-компьютер в книге Маркуса Лишке - Thermikbuch feur Modellflieger. Собственно Стефан и разрабатывал сей девайс по мотивам публикации.
Кстати, эта книга стала вроде Библии для планеристов Германии. Рекомендую.
[/quote]
Володя за ссылку спасибо огромное, как обстоят дела с прошивкой контроллера ? Вы покупали кит или прошитый контроллер . Возможно ли где-то поиметь исходник или hex. Если вопрос с прошивкой решаем то обязательно буду собирать ,а так cейчас пока 400 баксов не осилю-хоббей много на все не хватает.
Володя за ссылку спасибо огромное, как обстоят дела с прошивкой контроллера ? Вы покупали кит или прошитый контроллер . Возможно ли где-то поиметь исходник или hex.
Я брал две платы и прошитый проц. Остальное заказывал через Питерскую Elfa - филиал шведского дистрибьютора.
Поиметь зашивки можно только самому написав софт. 😦
Володь, при всём уважении, прошу не совращать людей!
Все эти вариометры и гпсы от лукавого, и собственно от полёта только отвлекают.
Эти электронные прибамбасы, нужны для любителей электронных прибамбасов, а не полётов.
Я за “чистый” полёт. В облачных потоках с вариометром летать по моему просто не интересно, а у земли и без вариометра всё видно.
А приезжайте в гости. Полетаем вместе. Там видно будет, нужны прибамбасы, или нет. 😃
Тут все дело в жизненном опыте. Я в вашем возрасте тоже полагал, что переключать скорости в машине - не труд и не любил автоматы. Теперь я два года езжу на Хонде с бесступенчатым вариатором. И мне смешно вспоминать свое собственное прежнее мнение. 😎
Размышление вслух…
В связи с небольшим ремонтом Сопрано снял с фюза всю начинку и пользуясь случаем взвесил все. И понял, почему так важно планер деать как можно легче. Вот развесовка начинки:
1 Аккумулятор 1650 MH - 113г.
2. Приемник - 35г.
3. Логгер - 40г.
4, GPS-антенна - 42г.
5. Термик-компьютер - 64г.
6. 3хHS85MG - 67г.
7. Два выключателя с кабелями - 21г.
8. Вариометр - 18г.
9. Свинец для балансировки - 100г.
Итого - 500 грамм - ОГО!
При всем при том, что фюз со стабильником вместе весит 400 грамм, а крыло в сборе - 600 грамм.
Все вместе получается аж 1,5 кг.- не такая уж легкая птичка.
Володь, вопрос такой. Не пробовал ли ты маршрутные полёты по классу F3H со всей этой начинкой на борту?
В чистом виде Кросс-кантри, это один планер-несколько пилотов. У меня здесь летать в команде не с кем. Один я.
Скоро отпуск. Есть в планах, и средства навигации готовы, сделать беспосадочный пролет по маршруту на 20 - 30 км вдоль тамбовской трассы в режиме один планер, один пилот. Пока планер летит в автономе по навигатору - я на машине переезжаю из одной точки в другую. Потом, стоя на месте беру управление на себя, набираю в потоке высоты и пускаю планер дальше по маршруту в автономе до следующей точки.
Также буду пробовать GPS-гонки по треугольнику, еще не квалифицированные FAI, но весьма популярные в Европе. Гоняться буду сам с собою. 😦
Про результаты расскажу позже.
Ясно. Мне этот класс очень интересен. Но останавливает, во-первых, отсутствие пилотов, с кем летать по маршруту наперегонки, во-вторых - там нужно много народу в помощь. Плюс соответствующий планер и вариометр как минимум. Посмотрим, что у тебя выйдет 😃
Плюс соответствующий планер и вариометр как минимум.
На F3J-шных планерах можно очень интересно гоняться по маршруту. А вот с кем? Это проблема.
У вас там в столицах все же попроще с этим. Хотя толпами планера вокруг Москвы тоже не летают. 😦
Что до Москвы, здесь планеристов - по пальцам пересчитать. Одной руки причем. Посмотрим на прогресс. Может, через пару-тройку лет получше станет.