Вдумчивым планеристам
Что до Москвы, здесь планеристов - по пальцам пересчитать. Одной руки причем. Посмотрим на прогресс. Может, через пару-тройку лет получше станет.
Вчера был добротный такой ветер 8 - 10 м в секунду.
Я решил поехать в Сторожевое, подинамить.
Сторожевое - это деревенька в 70 км на юг от Воронежа на берегу Дона. Крутой берег(градусов 60) и перепад высот в 90 метров без подлеска сделал это место излюбленным у парапланеристов при северном и восточном ветрах. Вид с высокого правого берега на левобережье внизу - изумительный.
Легким толчком руки Графит безо всяких приспособлений отправляется в полет. За что я люблю динаму - не надо с леером колготиться. Старт в 11-00. Перемежая динамо-потоки с термиками набираем приличную высоту. По мере прохождения облаков - таких низких, свинцовых, под которыми как лифтом тянет вверх, периодически перехожу к акробатике. Бочки Графит делает такие вальяжные, размашистые, а петли - может и большие, а может и быстрые. Отлично смотрится боевой разворот. Штопор прямой - красивый, ибо центровку задрал далеко назад. Обратный штопор выходит плохо.
К двенадцати подъехали парапланеристы. Полетал с ними рядом. Рисковые ребята.
Ветер насквозь пронизывал одежду и я спрятался за копной накошенного тут же местными мужиками сена. Как оно пахнет!
Периодически забираюсь на полукилометровую высоту - но панически оттуда бегу, потому как нижняя кромка облаков где то на 400 метрах над точкой старта. После обеда пару туч попугали каплями, но дождь так и не пошел. После 14-00 ветер стал усиливаться, и я уже начал побаиваться, как сажать то? Надо сказать, условия для посадки там не очень. При таком ветре после гребня склона катяться буруны воздуха диаметром 20-40 метров довольно далеко и колбасит планер на посадке не по-детски. К 15-00 пошел вниз аккумулятор передатчика на полтора амперчаса емкостью, металлгидрид. С нервами, ибо как глаза устали, посадил планер в начале четвертого. Таймер передатчика зафиксировал время полета - 4 часа 10 минут. Так долго без посадки я еще не летал. О втором взлете (в кармане запасной аккумулятор) не было и мысли - так устали глаза. Да и ноги тоже, ибо только последний час полета я сидел на сене, - все равно в холку вступило. Не помогали и периодические разминания свободной рукой. После посадки первым делом что? - правильно, отлить. 😃
Всем планеристом очень рекомендую полетать в таком духе. За четыре часа полета сживаешся душой с небом и мысленно забывашь про землю. Просто замечательно! 😃
Всем планеристом очень рекомендую полетать в таком духе. За четыре часа полета сживаешся душой с небом и мысленно забывашь про землю. Просто замечательно! 😃
Эх, Владимир, да Вы душу мне просто на части рвете своими рассказами!
Поздравляю! Вы настоящий фанат с которых надо брать пример! 😃
А мне просто плакать хочется: в субботу пять запусков и максимальный всего полчаса в небе. 😦
Высоченное давление(почти в центре антициклона), ветер до 4-5мс, в небе ни облачка, хоть плачь.
Поделитесь наблюдениями, пожалуйста, в высокое давление можно термика поймать?
Вообще то это мне странно читать. Я в Питере бывал раз десять, в т.ч. в белые ночи и у меня сложилось впечатление, что там ветер дует всегда, а часто и с дождем. Наверное, просто попадалась такая погода.
Термики есть всегда, даже ночью. Только они все разные и по разному ведут себя. Надо знать где когда какие потоки искать.
Научить всему этому может вариометр. Через сезон он становится просто шестым органом чувств и полет без него становится неинтересным, ну, как езда на машине с закрытыми глазами на месте пассажира.
Рекомендую.
Кстати, так долго летать нужны качественные очки. У меня дешевый Хамелеон, поэтому глаза болят даже сегодня.
Да, такая погода редкость, но имеет место быть. Запускаю модель территориально немного северовосточнее Питера.
Насчет вариометра я с Вами совершенно согласен - полезнейшая вещь, но… кажется у томмис какие-то проблемы. Я уже закидал их письмами со слезными мольбами продать вариометр. Получил в пятницу письмо(на мой третий запрос!): “send me your shippingadress,
I will sent you proforma invoice including our bankdata as a pdf,
so you can transfer the money.”
Послал им адрес свой и все - ни слуху ни духу. Ничерта не понимаю, что это с ними. Может их обидел какой хакер из России?
Владимир, не подскажете, а как вы собираетесь пустить планер в автономку?
То есть у Вас еще и “мозг” собран, который собирает и объединяет все данные от всех имеющихся девайсов и дает команды машинкам? Что это? Как оно программировано?
ООООчень интересно!
Владимир, не подскажете, а как вы собираетесь пустить планер в автономку?
То есть у Вас еще и “мозг” собран, который собирает и объединяет все данные от всех имеющихся девайсов и дает команды машинкам? Что это? Как оно программировано?
Пока у меня два вида автономки:
1 - выпаривание и поиск потоков
2 - полет по многоточечному маршруту.
Про первый вариант я выше писал. В нем планер перемещается непредсказуемым образом, но с набором высоты.
Для второго варианта сделан следующий девайс:
rcpilot.sourceforge.net/modules/rcap/index.php
Изготовлен очень близко к оригиналу, только в софте исправлена ошибка разработчика. Схема тоже слегка модифицирована для повышения надежности автономки. Ну и, конечно, печатную плату я не делал, а собрал по радиолюбительским методам. Работает хорошо. Перед полетом в навигатор вручную заносятся точки маршрута. В автономе он последовательно проходит по точкам. Естественно, поскольку это безмоторный планер, - периодически надо брать управление на себя чтобы набрать высоты в потоках.
Объединять эти шняги общей стратегией - не планирую.
Результаты полетов обнародую позже.
Насчет вариометра я с Вами совершенно согласен - полезнейшая вещь, но… кажется у томмис какие-то проблемы. Я уже закидал их письмами со слезными мольбами продать вариометр. Получил в пятницу письмо(на мой третий запрос!): “send me your shippingadress,
I will sent you proforma invoice including our bankdata as a pdf,
so you can transfer the money.”
Попробуйте www.wstech.de - получил без задержки, правда, у нас евросоюз…
Да, такая погода редкость, но имеет место быть. Запускаю модель территориально немного северовосточнее Питера.
Насчет вариометра я с Вами совершенно согласен - полезнейшая вещь, но… кажется у томмис какие-то проблемы. Я уже закидал их письмами со слезными мольбами продать вариометр. Получил в пятницу письмо(на мой третий запрос!): “send me your shippingadress,
I will sent you proforma invoice including our bankdata as a pdf,
so you can transfer the money.”
Послал им адрес свой и все - ни слуху ни духу. Ничерта не понимаю, что это с ними. Может их обидел какой хакер из России?
Вообще то Томми не типичный немец. У него велика доля российской необязательности. 😃
Его можно часто найти в он-лайне на вот этом форуме, или отписать письмишко в личных, он там часто появляется:
www.rc-network.de/forum/
Кстати, у него есть в продаже полностью компазитный шестиметровый DG800 - мечта …
Вообще то Томми не типичный немец. У него велика доля российской необязательности. 😃
Спасибо, любезнейшие!
Вчера списался наконец с Томми.
Согласен - “российская необязательность” чуйствуецца. 😃)
Но, вроде все Ок, получил счет, сегодня оплачу и буду дрожать две недели в ожидании.
Вообще то Томми не типичный немец. У него велика доля российской необязательности. 😃
Его можно часто найти в он-лайне на вот этом форуме, или отписать письмишко в личных, он там часто появляется:
www.rc-network.de/forum/
Кстати, у него есть в продаже полностью компазитный шестиметровый DG800 - мечта …
Владимир, подскажите, как я понимаю вариометр идет в комплекте с мини приемником или это радиостанция, на 433мгц как я понял. Вот у меня есть Yeasu 7200 мобильный вариант на 430мгц-450мгц (простаивает без дела), наверно возможно и раскрыть на больший диапазон, попадает ли в эту сетку частота передатчика вариометра, я это все к тому чтоб не брать приемник.
Кстати Владимир, можно попробовать послушать ваш вариометр у нас в Туле (есть возможность), если конечно дадите частоту передатчика, хотя может и не получиться, на днях жаркие дни возможность увеличивается.
Кстати Владимир, можно попробовать послушать ваш вариометр у нас в Туле (есть возможность), если конечно дадите частоту передатчика, хотя может и не получиться, на днях жаркие дни возможность увеличивается.
Вариометр использует частотный спектр на вторичной основе. Это такая законодательная шняга, которая есть в Европе и действует по России. Можно использовать частоту бесплатно и без регистрации, при условии, что работает в выделенном диапазоне частот и передающая мощность не превышает 10 мВт. Поэтому услышать вариометр даже на 50 км не получиться - сигнал будет глубоко под шумами эфира.
По желанию заказчика Томми комплектует вариометр LPD (лоу повер девайс) радиостанцией. Если есть другой приемник диапазона 433 МГц, берущий узкополосную ЧМ - можно с’экономить кучу денег.
Вариометр использует частотный спектр на вторичной основе. Это такая законодательная шняга, которая есть в Европе и действует по России. Можно использовать частоту бесплатно и без регистрации, при условии, что работает в выделенном диапазоне частот и передающая мощность не превышает 10 мВт. Поэтому услышать вариометр даже на 50 км не получиться - сигнал будет глубоко под шумами эфира.
По желанию заказчика Томми комплектует вариометр LPD (лоу повер девайс) радиостанцией. Если есть другой приемник диапазона 433 МГц, берущий узкополосную ЧМ - можно с’экономить кучу денег.
Значит я так понял реально использовать другой приемник (у меня Yaesu FT7200 это FM трансивер 50вт) диапазон как раз этот (разрешение есть), к нему есть пакетный модем Кантроник 1200бод, может тоже когда сгодится.
По вариометру через личку вам напишу.
Значит я так понял реально использовать другой приемник (у меня Yaesu FT7200 это FM трансивер 50вт) диапазон как раз этот (разрешение есть),
Тут нюанс… Пилот то ходит по полю во время полета. Значит приемник телеметрии должен быть на нем. С таким трансивером это врят ли возможно. Хотя сигнал он примет без вопросов.
Пара треков для интересующихся полетами в октябре.
Погода вчера менялась стремительно. Штиль стоял целый день. Поэтому полеты на Сопрано. С утра кромка облачности стояла на уровне 200 метров. Планер с леера попадал сразу в облачность. Термиков не было вообще часов до 11. В 11 был взлет с треком 0210. Появильсь термики, вначале крайне дохлые. Можете сами убедиться, как в нулях приходилось долго и упорно бороться. 38 минут полета изо всех сил. Планер чуть тяжелее Сопрано в такой ситуации просто сел бы минут через 7 - 8. Кромка облачности в начале полета была в 250 метрах, а к концу полета поднялась до 400. В начале, помимо набора высоты стояла задача не потерять планер. На треке видно, как приходилось бросать поток и уходить в сторону - это я сбегал из под облака на участки с синим небом.
Следующий полет (трек 0310) уже был совсем в других условиях. Вышло солнышко, и термики появились мощные и частые. Взлет был в 12-30. С леера - сразу в поток и наверх. Отработано за час с лишним почти десяток потоков. К концу полета облачность поднялась до 550 метров - поэтому выше не летал. Обратите внимание на несколько провалов до нуля на барограмме полета. Это глюки батареи питания с раздолбанным разъемом. Вариометр исправно докладывал об этих глюках. Но они были кратковременные, и я счел возможным летать дальше. Вечером дома заменил разьем батареи на новый. Самолет бы в такой ситуации у земли мог бы разлететься в щепки.
Обстановка позволяла летать и дальше, но на поле приехали самолетчики с кварцем на мою частоту, пришлось, полетав еще минут двадцать, сесть. Как потом оказалось - напрасно. Они взялись дружно мочить свой бипланчик о землю-матушку с полетами продолжительностью в несколько секунд. Эх… 😕
У нас похожая погода. С утра штиль, инверсия и туман, после полудня облачность поднимается, инверсия рассасывается и местами голубое небо. А сегодня дождь.
У вас, на юге, горааздо веселее!
<Планер с леера попадал сразу в облачность. >
Как же вы им рулите в облаках?
Сразу пикируете чтобы выйти из облака?
<Планер с леера попадал сразу в облачность. >
Как же вы им рулите в облаках?
Сразу пикируете чтобы выйти из облака?
Когда планер идет в дымке - прекращаю набирать высоту. Если дымка уплотняется и планер исчезает - запоминаю куда он летел и ручку от себя. Важно, чтобы планер был тщательно оттримирован и продолжал лететь прямо. Кромка облака не ровная. Очень скоро планер мелькнет в ожидаемом месте. Хотя эта игра довольно нервная. 😃
<Можете сами убедиться, как в нулях приходилось долго и упорно бороться. >
Ага, с 1700 сек. на высоте 70-100 м. почти 10 минут! Впечатляет.
0310 - особенно понравился участок 1540-1906 сек. спуск с 315 м. на 211 м. и подъем в два приема сначала на 272 метра, а когда термик выдохся осмысленный переход (почему он такой, что там было?) и набор до 323 м. Просто можно вырезать и вставлять в учебник!!! (Кстати, не задумываетесь?) 😉
Как удается так быстро центровать поток? На треке не видно изменений спирали для подбора оптимального положения в потоке.
Просто можно вырезать и вставлять в учебник!!! (Кстати, не задумываетесь?) 😉
Как удается так быстро центровать поток? На треке не видно изменений спирали для подбора оптимального положения в потоке.
Судя по количеству скачиваний - учебник мало кому нужен. Сайт вообще равнодушен к знаниям по моделизму, а издавать бумажную книжку - для 50 российских планеристов? 😦
Поток центрируется по вариометру - поэтому сразу. Это здесь на форуме мне доказывали что эта штука бесполезная. Я летаю уже два года - в кайф.
На треке 0310 в последние две минуты быстрый спуск. Если вглядется детально ( с масштабированием), на нем можно разглядеть с полдюжины петель перед посадкой и скоростной пролет над полосой - это я выделывался перед самолетчиками - все равно посадка принудительная - очень ребятам нетерпелось замочить свой бипланчик. 😃
Скоростной пролет (по немецки durchzug) на Сопрано выглядит бледновато - слишком легкий планер. А вот durchzug с Thermik XL - просто дыхание перехватывает. 😃
Это здесь на форуме мне доказывали что эта штука бесполезная. Я летаю уже два года - в кайф.
А повторить или совершить подобный полет без вариометра? Как? Получится?
А повторить или совершить подобный полет без вариометра? Как? Получится?
Это как оценивать хорошее вино не откупоривая бутылки. 😁
Я даже пробовать не хочу.
Кайф то не от того, что планер так летит, а от того, как я чувствую его полет и веду его.
Слушать музыку и играть ее самому на инструменте (если умеешь) - это два разных уровня духовного наслаждения.