Stark Pro
Есть несколько небольших обновлений.
- Длина балки и центровка.
Стандартная балка. Изначально расчетная длина балки - 480 мм. При этой длине планер летит очень устойчиво, пробивает ветер хорошо и имеет хорошую высоту взлета. При этой балке центровка должна быть 62-64 мм. В принципе в эту центровку попадаешь легко без дополнительного догруза свинцом в нос.
Укороченная балка. Я, как и Сергей и Олег, пробовал балку длиной всего 440. Цель использования короткой балки - получить более плотные спирали. При этой балке спиралит планер просто потрясно, крутится вокруг законцовки и обрабатывает всё самое мелкое. Но как по мне, есть несколько недостатков. Один - требуется более передняя центровка(т.к. урезали плечо стаба). Центровка должна быть 55 мм плюс-минус 2 мм. Второй недостаток - планер становится критичным к изменению ветра и при усилении ветра его приходится активно триммировать. В целом ветропроницаемость с короткой балкой падает. Происходит это потому что планер приходится держать на ручке и соответственно потери в рулении приводят к потерям высоты на возврате. Вариант с короткой балкой просто идеален для тихой погоды и под ветер до 3м/с. Дальше я бы летал на стандартной.
Удлиненная балка. Есть у меня планер с балкой 500 мм. Он, по сравнению со стандартной, ещё более устойчив. Я этот планер держу под ветер больше 8 м/с и сильный турбулент. Центровка 64-66. Взлёт, даже при моём слабом забросе в ветер переваливает за 70 метров. Из особенностей - требует очень мало догруза. Пока что при самом сильном ветре, что я вообще считаю пригодным для полетов, я грузил только 70 гр и чувствовал себя совершенно комфортно. Минусом конечно является худшая управляемость Но, как показывает практика, плоские спирали вокруг законцовки в ветер больше 7 метров да ещё и с порывами не очень то и нужны. Нужно лететь стабильно, что эта длина балки позволяет с лихвой.
Итак, как итог имеем:
Стандартная балка 480. Центровка 62. Ветер до 3-4 м/с
Короткая балка 440-460. Центровка 55. Универсально под любой ветер
Длинная балка 500. Центровка 64. Ветер от 7 м/с и выше
Теперь немного по сборке.
Вклейка киля. Балка должна входить в киль минимум на 25 мм. Тогда всё будет держать железно и не будет отваливаться.
Приклейка пилона. Пилон сделан цельным, без выреза. Именно так его стоит клеить. Это позволит сохранить установочный угол стабилизатора и не думать правильно ли он встал или нет. После приклейки стачиваем заднюю часть пилона и туда элегантно проходит кабанчик стабилизатора.
Почти никто не заметил, что я вчера по запарке ошибку написал. Исправляю.
Итак, как итог имеем:
Стандартная балка 480. Центровка 62.Универсально под любой ветер
Короткая балка 440-460. Центровка 55. Ветер до 3-4 м/с
Длинная балка 500. Центровка 64. Ветер от 7 м/с и выше
Вот так правильно будет.
Почти никто не заметил
Заметили, а может ты умышленно … 😃
Приклейка пилона. Пилон сделан цельным, без выреза. Именно так его стоит клеить. Это позволит сохранить установочный угол стабилизатора и не думать правильно ли он встал или нет. После приклейки стачиваем заднюю часть пилона и туда элегантно проходит кабанчик стабилизатора.
Очень грамотное решение.
По итогам Солнечногорска появились соображения. У меня легкая версия с балкой 440, обычная - 480. С утра, на восходе, полетал на легком самолете. Результаты неплохие, иногда даже трешку вылетывал. Но к третьему туру уже переключился на стандарт, и лёгкий самолет взял только под вечер, когда утихло. Вывод для себя сделал такой, что лично мне короткая балка покатит только в утренний мертвяк. Больно уж вёрткий самолет, и если в воздухе движуха, то мне некомфортно. Ну и расходы триммера большие опять же. Касательно радиусов спиралей - стандарт у меня может спиралить практически вертикально без потери скорости и высоты. Так что укороченная балка мне не сильно пока актуальна.
Если говорить о самолете, что называется, в аабще, то лично мне он даёт чувство уверенности в своих силах. Потому что, летя в туре, мне не надо думать о самолете и о режимах. Я думаю исключительно о стратегии и тактике. И главное, я абсолютно уверен, что в любом, даже самом кислом пузыре я смогу подняться и улететь. Это вот, конечно, штука очень ценная.
Ещё вот что заметил по особенностям самолета. Раньше я практиковал такую штуку: если перед посадкой ручку тормоза сунуть на половину хода, то можно провисеть еще секунду-две, если очень надо. На новом самолете эта фича не работает, если так сделать, то моментом осыпаешься. Полагаю, из-за тонкого профиля.
Хочу поделиться опытом полетов в горах. Летал на Stark Pro, поэтому расскажу это всё в этой ветке.
В недавней поездке на финал КР по F3J посчастливилось побывать в удивительном месте - урочище Джилы-Су, что находится в Приэльбрусье у самого подножья Эльбруса. Первый раз поехал туда “на разведку”. Место оказалось удивительным как по своей красоте, так и по географии. К моему огромному удивлению я обнаружил там два просторных плато на высоте 2600 и 2800 м. Первое носит название Поляна Эммануэля( в честь генерала Эммануэля, руководившего первой удачной экспедицией на Эльбрус) Второе - немецкий аэродром ( в самом начале Великой Отечественной это плато использовали немцы для высадки в Приэльбрусье)
Так вот два этих огромных плато защищены со всех сторон горными грядами, что позволяет летать там без особых опасений по ветру. Погода способствовала, поэтому я решил вернуться туда в ближайшие пару дней и полетать на металке.
Надо сказать, что мне сильно помогло то, что у меня было с собой много горнолыжного снаряжения: термобельё, одежда, перчатки и тп. Рюкзак, с креплением сноуборда был быстро приспособлен для переноски крыльев и фюзеляжей металок. Радио полезло туда же. Ещё поместился термос с чаем и перекус и конечно одежда. Вообще, без нормальной одежды мне б пришлось там туго. Когда выезжал из Кисловодска, то термометр показывал +24, в Джилы-Су температура была всего +16, а в теневой стороне некоторых хребтов, где приходилось идти было всего +8 и лежал снег.
Вернувшись второй раз в Джилы-Су, я проложил маршрут до Немецкого аэродрома. Хотелось потетать именно там, потому что по картам место очень интересное и рядом в 200-300 метрах уже начинается ледник. Длина маршрута до конечной точки составила 8 км с перепадом высот 1200 метров. Идти достаточно долго и с непривычки утомительно. Нехватка кислорода тоже сказывается. Добрался только через 2.5 часа.По пути пару раз останавливался и отдыхал. Сердце на некоторых подьемах чуть не выпрыгивало из груди.
Покрутить панораму и полюбоваться видом можно вот тут
Летать на Немецком аэродроме оказалось очень сложно и не комфортно и это даже при условии что стоял полный штиль и ветер начинал дуть только под уходящие потоки.
Вообще, конечно, летать на высоте 2800 метров над уровнем моря - это не то же самое, что на равнине. Разреженный воздух делает полёты очень скоротечными, взлёты низкими и не даёт права на ошибку. Средний взлёт, судя по высотомеру, составил всего 30-35 метров. Среднее время полёта 40-50 секунд. Завершить полёты на Немецком аэродроме пришлось после того, как планер, прибитый нисходящим потоком, просто таки провалился вниз по ущелью. Мысленно я уже распрощался с ним, потому что достать его оттуда не представлялось возможным, но мне повезло и своевременно пришедший термик, позволил выкарабкаться до высоты плато и довести до него планер.
После этого решил не рисковать и спуститься на Поляну Эммануэля.
И вот тут началось самое приятное. Во-первых увеличилась высота взлета. Планер начал взлетать на 40-45 метров и летал уже больше минуты. Само плато пошире и летать на нём комфортнее. К тому же можно пользоваться динамой от русла реки и соседних скал. Вот тут я наслаждался полётами по полной почти полтора часа.
Из особенностей полётов выявил следующее:
- улетать без потока далеко нельзя - можешь не вернуться даже при полном отсутствии ветра.
- загибаться без потока тоже нельзя. Планер начинает заметно парашютировать и терять высоту
- постоянно надо держать приличную скорость полёта.
- улетать далеко, даже в сильном потоке нельзя. При возвращении из потока горный рельеф делает воздух невероятно непредсказуемым
В общем отлетал там почти два часа и испытал кучу невероятных эмоций.
На обратном пути, так как время ещё оставалось, совершил восхождение на гору Сирх в рамках подготовки себя к предстоящему сноубордическому сезону. Возвращался обратно, когда уже смеркалось, а над Эльбрусом взошёл молодой месяц. В общей сложности намотал за тот день ногами около 20 километров с перепадом высот около 2 км, что для неподготовленного человека оказалось почти на пределе.
Фоточки полётов прилагаются
P.S. Пост посвящён Борису Синскому. Он спросит: Помнишь ли ты про горные планера? И я отвечу : конечно же помню 😉
Средний взлёт, судя по высотомеру, составил всего 30-35 метров.
Среднее время полёта 40-50 секунд.
Завершить полёты на Немецком аэродроме пришлось после того, как планер,
прибитый нисходящим потоком, просто таки провалился вниз по ущелью.
Теперь стало понятно почему у нас “дома” планера так не высоко взлетают и такое маленькое время… А на “западе” летится дольше!
А какая у вас дома высота?
А какая у вас дома высота?
Средняя, 700 м.
Как на вершине канатки в Геленджике. Даже дышится так же, не как внизу.
Разреженный воздух делает полёты очень скоротечными, взлёты низкими
ВОт это мне очень интересно. Должно быть как бы наоборот. Разряженный воздух, меньше лобовое сопротивление, заброс должен быть выше. У кого какое мнение на этот счет.
Сил меньше на заброс ввиду разряженной атмосферы. ))))))
А во вторых, подъёмная сила на крыле меньше.
А во вторых, подъёмная сила на крыле меньше.
В прошлом году был спор по поводу дает ли прирост высоты подъемная сила крыла или нет. По рассказу Ломовцева, получается что дает. Но меня все же гложат смутные сомнения. Не могу объяснить это ни теоретически ни практически.
Хочу поделиться опытом полетов в горах.
Вставлю свои 5 копеек из старенького… Это Домбай 14-й год…
На часах высота кидал и выше метров на 50 где уже пошёл снег и ниже на одну очередь канатки( думаю метров на 400 ниже… фото заброса по фазам)
Более низкого взлёта не заметил, ветра не было особо а был вертикальный бриз я бы так его назвал… Тащило так что капец, по этому вкладываться я перестал сразу и так сразу улетало в космос и можно было летать в потоке непрерывно сколько хочешь причём это не динама была а именно вертикальный бриз на границе заснеженной котловинки и склона прогретого солнцем крутизной 50-60 градусов и длиной больше километра
Основная проблема у меня была как потом выяснилось в АКБ в котором периодически проподал контакт между банками и я дважды чудом не потерял самолёт… Когда поменял и успокоился испытывал проблемы только с посадкой на каменную россыпь покрытую снегом в руку поймать почти невозможно, на границе обрыва турбулит и планер просто носится как угорелый в разряженном воздухе… Медленно летать не получается вообще… Планер был Б3…
Максим уже везде успел 😃))
Вообще, я тут анализировал свои полёты на высоте и пришёл к выводу, что низкий заброс был по большей части из-за моей усталости. Всё же пешком 10 км и по горной местности…
Думаю, при хорошей физической форме, планер должен взлетать так же. Большого различия, как оно было у меня, не должно быть. А вот летает действительно быстрее и высоту сливает тоже.
Для тех кому не охота в гору лезть отмечу что и вы можете почувствовать разницу между 3000м и уровнем моря просто полетав в хороший мороз (-25) и хорошую жару (+35) соотношение плотности примерно то же самое как на уровне моря и 3000м. Разницы очень чувствуется… Ниже статейка, почитайте на досуге… Там есть табличка и график из которых видно что разница примерно одинакова… 22-25% Только от условий уровень моря и +35 зимой в -25 плотность идёт вверх и летать афигенно комфортно, а в горах при той же температуре на высоте в районе 3000м плотность на столько же уменьшается и летать на столько же дискомфортно… Зимой в морозище вам как бы дарят четверть площади крыла а в горах отнимают… Вот такая физическая основа эксперимента…
В догонку, кстати кто не хочет лезть в гору может ощутить на себе что такое высота 2-2,5 т.м. просто совершив перелёт в самолёте именно такой высоте соответствует давление в кабине самолёта на эшелоне… Причём чем выше будет лететь самолёт тем “выше” будет в кабине… Физической нехватки 20-ти % кислорода в каждом вздохе сидя в кресле не почувствуешь, но можно упасть и отжаться до своего предела в проходе…))))) Тогда вы почувствуете что чувствовал Дмитрий когда пёр в гору 10 км с перепадом больше 1км!!!
А вот летает действительно быстрее и высоту сливает тоже.
C этим полностью соглашусь. Лет эдак 25 назад мне довелось поучаствовать на соревнованиях по воздушному бою в Кисловодске. Замечу что до этого мне не приходилось летать на таких высотах ( не знаю сколько там высота, думаю 1000-1500м). Пошли на подлеты, взлетел, мотор воет а скорости вообще нет. Почесал репу, взял зажигалку, погрел винты, погнул малость и о чудо самолетик то полетел. Да вот буквально вчера пошол подлетнуть под вечер перед закатом. Погода дрянь, ветерок приличный, низкая облачность, плюс пять и того и гляди дождик брызнет. Метнул гадюку и налетал 2 минуты, метнул еще раз, налетал 2,30. Удивительно, летом еле еле 1,40 нашкребал. Так что все правильно, плотность воздуха сильно влияет на продолжительность полета.
Ну вот и наступило межсезонье, можно не торопясь в кайф пособирать планера!
Время пришло для Stark pro, фото двух поколений Stark-ов.
На сборке Stark pro:
Вес - Крыло 110 грамм, очень жёсткое! Фюзеляж 35 грамм. Стабилизатор/руль поворота 7/6 грамм. Фурнитура 10 грамм.
Сервоприводы будут KST X08.
Сборка будет не спешной, постараюсь собрать идеально. Планер будет с баластной камерой.
Да, и самое интересное))) крыло без рисунка, это не спроста! Там будет индивидуальная графика, с этим чуть попозже.
Облетал. Очень понравился самолетко. Толком не оттримированный, на втором забросе (45м) летал почти две минуты в холод и ветер. Очень послушный, легко пробивает ветер. Центровка 55, вес 257, балласт в нос - 25 грамм.
Центровка 55,
55= о/о процентов?