F3K ни слова про разряды, заявки, лицензии и допуски...
Надоело слушать дрязги, буду здесь писать не про конструкции планеров, не про соревнования вообще, а про технику и тактику полётов на метательных планерах, Как правильно взлетать, обрабатывать потоки, возвращаться в зону, летать и не тараниться, то что интересно буду сохранять у себя в дневнике вот тут…
rcopen.com/blogs/8967/22781
Так как в форуме тема неизбежно забъётся флудом, опустится и отомрёт, в дневнике останутся зёрна отделенные от плевел, так что если я чьито дельные мысли сохраню в своём дневнике не обижайтесь пожалуйста.
Сегодня в ночь я уезжаю на соревнования в Зелёну Гуру и по результатам наблюдений выложу здесь свои мысли. Если кому то интересен подобный обмен опытом и мнениями, пожалуйста накидайте сюда вопросы которые вас особенно интересуют, именно по полётам, настройкам и тактике полётов и тренировок, не затрагивая конструкцию и технологию инвентаря F3K.
Максим, это очень здорово, что вы открыли такую тему, а то действительно, кроме грызни в планерах ничего нет.
Посему сразу первый вопрос.
Ситуация такая- вывалился из термика, начинаю его искать. Высота- метров десять, ветер ровный около 3 м/с. Проходя над определенным местом, модель начинает мелко вздрагивать, нервничать. То есть находится в какой- турбуленции. Можно как- то использовать такие места или их нужно скорее пройти? Пока для себя так и не понял.
Слишком мало данных для того чтобы понять что это было, зараждающийся /умирающий поток или просто мелкие турбулентности.
Подход к потоку обычно чуствуется по тому что планер сначала ускоряется, потому что поток сосёт в себя окружающий воздух, а при входе в поток одна из консолей приподнимается чуть раньше чем планер подвспухает, какая консоль вспухла раньше в ту сторону рудер, элеватор от себя и начинаем вставать в спираль именно рудером, а креном и элеватором просто поддерживаем нужный крен, чтобы планер лучше поворачивал и не валился внутрь спирали, и держим необходимый угол атаки тангажём, чтобы планер не пикировал и не вспухал подвисая в спиралях…
Ну а если выкинуло из потока всегда ищим его по ветру, хотя они иногда смещаются и не поветру иногда делятся на рукава, распадаются или просто пузырь кончился за счёт того что ушёл вверх всплыв выше полётной высоты и мы уже ничего не находим…
Каждый поток это как правило вихрь, и вращаться в спирале всегда выгоднее навстречу вращению этого вихря, а оно бывает разное и если слишком выкидывает из потока и невозможно удержаться в эдаком шейкере, бывает очень полезно поменять напрвление спирали, но при этом важно не потерять поток и успешно отценторваться в его ядре…
Вообще чаще всего у новичков да и опытных пилотов отставание от потока а не выкидывание, как неопотному стрелку всегда рекомендуют брать упреждение побольше при стрельбе по движущейся цели, так и новому пилоту F3K я бы посоветовал больше смещаться по ветру чем кажется, для этого не старайтесь привязываться по месту местности, крутите спирали не обращая внимание на смещение планера, и немного растягивайте их при движении по ветру значительнее чем кажется нужно, планер должен по времени лететь одинаково что на ветер что по ветру, а если пилот будет стараться делать спираль ровным кругом, то планер по ветру будет пролетать в воздухе гораздо меньше дистанцию чем против ветра и быстро пропустит поток отстав от него, хватает 2-х 3-х витков чтобы потерять поток если мы передерживаем планер против ветра…
Всегда думал что при потере термика надо идти против ветра. Т.к. восходящий поток не начинается абы откуда и эта точка отрыва теплого воздуха практически неподвижна относительно наземных объектов.
Для понимания представьте, что планер на картинке находится под самым облаком. Затем пускай он потерял поток и его неуклонно сливает к нижней части термика.
Теперь вопрос. Где был термик относительно него? Как по мне, так против ветра надо идти…
И да, как видно из картинки, то сколько сбрасывать по ветру однозначно сказать нельзя, как и говорить что надо одинаковое время лететь по и против.
Против ветра должно быть всегда чуть больше по времени! Не забываем что планер поднимается не со скоростью потока теплого воздуха, а чуть медленнее.
Если поток слабый и скороподъемность почти нулевая, то стоять (крутить) надо на месте, по ветру будет слив. А смещаться только после того как высота пошла в набор.
Под самым облаком ещё оказаться надо. Металки большей частью летают где-то условно на высоте векторов приведенного рисунка. Да и потерять можно уходя от потока не только назад.
Это к примеру. Распадение потока под облаком не рассматривается.
Потерять можно не только назад, это да. Но пока ищешь поток будет потеря высоты 100%, а на меньшей высоте поток будет уже против ветра.
Т.к. восходящий поток не начинается абы откуда и эта точка отрыва теплого воздуха практически неподвижна относительно наземных объектов.
Да это бывает когда есть явные тригеры, да и с ними если ты нашёл поток и поднялся а потом потерял, то возвращаться против ветра можно только в том случае если уже снизился на ту же высоту на которой его нашёл это бывает часто, так и летаешь челноком к крыше какого нить ангара, но ровное поле на соревнованиях совсем не тот случай и потоки там сходят в виде длинных пузырей размером от нескольких меттров до нескольких сотен метров и по продолжительности всплытия до ухода или разрушения от нескольких секунд до нескольких десятков минут… В такой ситуации чаще всего при возврате в точку где нашёл поток, ты уже ни чего не находишь или находишь уже подошедший слив…
Мы вообще летаем не в восходящих потоках о которых пишут в умных книжках, они формируются на высотах в сотни тетров (в первом приближении от 300-т), а мы летаем в приземных турбулентностях и пузырях на высоте толщины стрелки указанной на рисунке…))))))))
Всегда думал что при потере термика надо идти против ветра.
В 90% случаев сразу за хорошим термиком следует хороший нисходняк расположенный точно в указанном направлении… Это прекрасно чувствуется по усилению ветра и холоду спустившемуся сверху который настигает тебя стаящего в поле и управляющего самолётом уверенно набирающим метрах в ста от тебя ниже по ветру… Этот привычный слив даёт тебе понять и подумать когда и как нужно будет бросить термик и возвратиться назад, чтобы продержаться в этом термике подольше и набрать побольше ни вкоем случае нельзя сразу возвращаться назад против ветра, а надо ножками идти за самолётом, часто не одну сотню метров и лишь набрав большущую высоту и вылетав за это время нужные минуты и секунды ты спокойно возвращаешься назад. Я сам это делать не умею прежде всего потому что наши поля часто не позволяют этого сделать физичкски, но пытаюсь тренировать этот приём, так как множество раз наблюдал его в исполнении сильнейших спортсменов на крупных соревнованиях в том числе и в нашей раше…
Ок. Рассматриваем вариант с пузырем.
При возврате в точку нахождения потока по траектории, похожей на траекторию подъема, насколько позволяет это сделать расстояние и качество памяти пилота. Он получает возможность поймать новую “порцию” восходняка. При выпадении из пузыря (именно пузыря) можно его уже не искать, он будет выше, ибо, в отличии от планера, не останавливал своего подъема.
Потерять можно не только назад, это да. Но пока ищешь поток будет потеря высоты 100%, а на меньшей высоте поток будет уже против ветра.
Если имеется чёткий тригер, прогрев , умеренная турбулентность и ветер несильный, согласен. В других условиях непрерывного схода не формируется, и в любом случае это будет, другой, новый поток сорвавшийся с того же тригера, а не потерянный…
Пусть другой, но поток найден = профит
Это очевидно что если мы заметили тригер то всегда имеет смысл проверять его раз за разом проходя на определённой высоте ниже по ветру относительно тригера. Но самое обидное что сработав иногда несколько раз подряд он может потом несколько раз не сработать а ты пытаясь доказать себе его работоспособность, раз за разом отправляясь к нему на поиск напрасно тратищь время и высоту… У меня такое случалось не раз…
Уважаемые коллеги, а вот такая бредовая мысль. Кто- нибудь пытался посмотреть на термик (пузырь) вживую? В смысле того, что это есть более теплый воздух, чем его окружающий. И с современными технологиями может быть есть какие- нибудь инфракрасные спектрометры- термометры-незнаючегометры, обладающие достаточной чувствительностью, чтобы заметить это различие в температуре? Было бы очень интересно понаблюдать, как скапливается и отрывается пузырь, как он потом перемещается… Правда, про такое я никогда не слышал…
Правда, про такое я никогда не слышал…
Как то давно на фото американских соревнований обратил внимаеие на пару треног с приборами . Думаю что это были пирометры. которые вполне определяют температуру воздуха в узком направлении , а уже по углам и базе между ними можно определить расстояние и направление до места с более высокой температурой воздуха. Но видимо метод был трудно реализем , мало достоверен , не представил рыночного интереса и поэтому что то его не слыхать. Хотя с использованием современных средств сбора и обработки данных вполне премлемое устройство вполне возможно.
Кто- нибудь пытался посмотреть на термик (пузырь) вживую?
Не нужны ни какие пирометры, шмирометры… Хоть один раз съездите на любые крупные соревнования с числом пилотов в группе 15+, лучше в Европпу, там и народу собирается под сотню человек, и люди не стремается далеко уходить с потоком и делает это массово… Там эти термики прекрасно визуализируются кучей мётел успешно “всплывающих” в спиралях вместе с термиком который они дружно обрабатывают, так дружно что не затараниться это отдельная проблема.
А от подымаемой массы термики не сдыхают?
Шутки шутками , но приходится завидовать…
А от подымаемой массы термики не сдыхают?
Я как то тоже об этом призадумался, но если сравнить массу “всплывающего” воздуха, в первом приближени даже миниатюрный пузырь 10мх10мх20м=2000метров в кубе, это всплывающая масса воздуха величиной более 2-х тонн, думаю ни как не отреагирует на массу метлы и даже сотни металок общей массой 25 кило примерно…))) (что примерно 1% от массы пузыря)
Уважаемые коллеги, еще вопрос. Ситуация- высоты нет ну совсем, остался метр. Нужно дотянуть до себя. При этом развернуться, например, на 90 градусов. Если абсолютно такие же условия, но на высоте двух метров, то как бы, штатный режим и потеря высоты штатная (ну чуть- чуть). А если на метре, то сразу же сыплюсь катастрофически. Это из-за приземного слоя? По прямой модель идет вообще высоту не теряя, но стоит дать маленький крен- сразу на земле.
Извините, может задаю идиотские вопросы, но хочется понять…