Летающее крыло, металка.

flysnake
Brandvik:

Вот не пойму я всеравно, почему положитьльная крутка на КОС есть хоршо? Обьяснити пожалуйсто. Какая разница какая стреловидность? Важно получить срыв потока в центре крыла раньше чем на законцовке!!!(не важно, геометрическая крутка или аэродинамическая) При положительной крутрке оно при любой стреловидности он начнется на законцовке. (при одинаковом профиле) Где смысл?

У бесхвосток в этом случае больше заботятся не о срыве потока (в смысле штопорения), а о устойчивостью по тангажу. Как совершенно правильно написал Lazy, у бесхвостки с прямым крылом это достигается ярко выраженными S- образными профилями; у крыла прямой стреловидности - тем, что концы крыла находятся сзади относительно центра крыла (так же, как на классическом самолете стабилизатор относительно крыла) и отрицательная крутка “работает” так же как в “классике” работает стабилизатор, имеющий отрицательный установочный угол относительно крыла…
Отрицательная стреловидность по работе аналогична “утке”, а у нее установочный угол стабилизатора должен быть больше, чем крыла… Это, очент упрощенное объяснение (на практике все сложнее)
НО. При таких стреловидностях, как на представленных моделях, можно не морочить голову и не делать никакой крутки - это фактически “прямое крыло” и S достигается тем, что в рабочем режиме рули высоты слегка задраны вверх.
По поводу эффектов V образности от прямой и обратной стреловидности. V образность выправляет крен из-за того, что при скольжении (движение “боком к потоку”, практически - немного наискосок), получаются разные углы атаки на левой и правой консоли (для наглядности проще представить, что модель летит просто боком). Если “такие же” (полет “боком”) эксперименты мысленно провести с стреловидными крыльями, то получится похожий эффект (только там одно крыло развернетя вдоль потока, а другое - поперек, а поперек потока, хордой вдоль, крыло создает бОльшую подъемную силу).

О АКК от ТЕЛЕФОНОВ - хороший вариант, правда, они в 1.5-2 раза тяжелее Акк от “крон”, зато и Омы у них меньше. Для справки - 4 “боченка от кроны” весят 16г, четыре “пальчика от кроны” весят 21г. Естественно, я пишу о тех, которые у меня…

MxM
akirill:

Похоже, но не очень. При весе 170 грамм и динаме 4 метра, мне кажется, должна стоять против ветра 😃
Пришлось самостоятельно добавить высоту запуска 2 метра и скрость запуска 4.
Норовит завалиться на нос при полете.

спасибо что ответили 😃 а то никто ничего не пишет, как модельки, только качают 😃

вобщем понятно.ну не летал я на таком еще 😦 не знаю как должно быть…
вот сделаю буду крутить параметры после.

P.S. А какая горка рядом есть?

нуу… крылатский овраг. правда там ветер какой то странный 😵

Lazy
flysnake:

Это, очент упрощенное объяснение (на практике все сложнее)

Не стоит проводить здесь аналогий. Все совершенно иначе выглядит.
Самое главное в любой крылатой модели - положения ЦТ относительно ЦД. То есть - продольная устойчивость и её запас. Механика стабильности бесхвостки опирается на перемещении ЦД крыла НАЗАД при увеличении угла атаки и ВПЕРЁД при его уменьшении. При неподвижном ЦТ это даст пикирующий момент при увеличении угла атаки и кабрирующий при уменьшении. Вот и всё искусство.

Cherkashin
Lazy:

Дядя Валера, не заворачивай людям головы… 😕

  1. В той книжке, на которую ты ссылаешься, речь идёт о свободнолетающих планерах F1A. Но никак не о радиоуправляемых. В той-же книжке, ближе к концу, очень подробно описан механизм самостабилизации бесхвостки по тангажу и крену.
  2. Волнообразный полёт наблюдал только на одном единственном своём крыле. Одном из 9-ти построенных. Получилась неудачная комбинация профилей и круток. Все остальные летали на брошенных ручках совершенно ровно. Не нужно переносить свой опыт на все бесхвостки. Zagi всякие летают совершенно ровно.
  3. КОС или КПС - хвост от этого не появился. И механизмы стабилизации остаются по прежнему те-же.
  4. Положительная крутка по определению ухудшает поведение крыла на малых скоростях и нарушает всё те-же механизмы стабилизации.

Ню - ню А какая нафиг разница…??? На свободнолетающих планерах F1A тож управление ставят… для ограничения времени полёта.
И ваще С Вами как в том анекдоте … “Дяде Гоги можна а мне нельзя??? А у дяди Гоги двоек по арифметике нет”. Склонность к волнообразному полёту есть у ВСЕХ крыльев - у одних больше у других меньше… но это недостаток всех ЛК. Ну Вам конечно с бугра виднее, только вот бугры то разные бывают… Я в полёте ни одного Вашего крыла не видел 😜 сколько из 9 летало??? Мож Вы на остальных не успели просто заметить волнообразный полёт… 😊
А крутка не только для устойчивости - она ещё и задаёт распределение подьёмной силы по крылу…

Lazy
Cherkashin:

Склонность к волнообразному полёту есть у ВСЕХ крыльев - у одних больше у других меньше… но это недостаток всех ЛК.

А сумеете коллега объяснить сей механизм? И ссылки на теорию такого поведения - что и как и почему происходит?

А крутка не только для устойчивости - она ещё и задаёт распределение подьёмной силы по крылу…

Только вот с плохим распределением летать можно…А с отсутствием устойчивости - нет 😁

flysnake
Lazy:

А сумеете коллега объяснить сей механизм? И ссылки на теорию такого поведения - что и как и почему происходит?

Если очень коротко - у ЛК намного меньше демфирующий момент по тангажу, чем у “классической компоновки”. Или надо написать уравнение колебаний в дифференциальном виде? Но это получится несколько страниц с иллюстрациями (если не писать подробно).
По поводу положений ЦТ и ЦД - то, что Вы сказали по этому поводу - касается ЛА любой компоновки (первые слова, которые читаешь в учебнике, когда доходишь до раздела, рассматривающего устойчивость и управляемость).

ПРАКТИЧЕСКОЕ.
1 Если элевоны будете крепить скотчем, то очень желательно делать это на НИЖНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ. При любом другом креплении - больше внимания обратить ей же.
2 Если элевоны профилированы, то желательно сделать нижнюю поверхность элевонов выпуклой; 2-4% от “хорды” (ширины)элевона.

Lazy
flysnake:

Если очень коротко - у ЛК намного меньше демфирующий момент по тангажу, чем у “классической компоновки”.

И это тоже, но не только 😃
Есть такая штучка у профиля - См. Обычно подаётся какая-то величина в таблицах профилей, вот только не указывается - для какого Re это значение. А ведь См - не константа 😃 Для стреловидных крыльев изменение См так болезненно, как для прямых бесхвосток - всё-же демпфирующий момент поболе будет. Поэтому и различают профили для прямых бесхвосток и для бесхвосток со стреловидными крыльями. И если взять профиль и употребить его не по назначению - получим именно такое гарцевание по воздуху. 😃 Разгон-кабрирование-потеря скорости-кивок-пикирование-разгон… 😃 И так далее 😃
Ну и кроме того, запас статической устойчивости у прямых бесхвосток намного ниже, чем у стреловидных, что тоже не без значения 😃
Вот вам примеры:
HS522 - для стреловидных
JWL065 - для прямых бесхвосток.
Прямая - это +\- 5 градусов по передней кромке 😃

flysnake
Lazy:

И это тоже, но не только 😃
Есть такая штучка у профиля - См…

Вы грамотно и хорошо описали еще одну из причин. Я бы мог еще кое-что добавить…
Но перейду к практике. Дело в том, что пару лет назад я сделал “микробесхвостку” (размах 65см, полная длина без носика - около 40см. Нагрузка на крыло - около 7г/дм^2.)
То есть минимальная полетная скорость - 3,5м/сек. Проект в целом я могу назвать ошибкой.
Сделал я ее из потолочки, профиль (страшно подумать) - “изогнутая пластина” (правда, совсем “непростая”). Описанных Вами проблем не было при скорости ветра до 8м/с. Летал при порывистом ветре с порывами до 12м/с. Вот тут и начинался экстрим…
ВАЖНО. ПРАКТИЧЕСКОЕ и теоретическое.
НЕЗАВИСИМО от выбраной схемы, профилей, круток и так далее, НА СКОРОСТИ, БОЛЬШЕЙ, ЧЕМ некоторая (назовем ее КРИТИЧЕСКОЙ) ЛЮБАЯ БЕСХВОСТКА СТАНОИТСЯ СТАТИЧЕСКИ НЕУСТОЙЧИВОЙ по ТАНГАЖУ (ее начинает “колбасить” по тангажу). Единственное исключение - симметричный профиль, но и он гарантии не дает.
ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ БОРЬБЫ С ЭТИМ - СМЕЩЕНИЕ ВПЕРЕД ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ (на расстояния, которые ухудшат ее “летные свойства” на “обычных скоростях”).
СЛЕДСТВИЕ. При сильном ветре балласт вкладывается не по ЦТ, а ближе к носу. Естественно, придется по новому ее триммировать.

Cherkashin
flysnake:

НЕЗАВИСИМО от выбраной схемы, профилей, круток и так далее, НА СКОРОСТИ, БОЛЬШЕЙ, ЧЕМ некоторая (назовем ее КРИТИЧЕСКОЙ) ЛЮБАЯ БЕСХВОСТКА СТАНОИТСЯ СТАТИЧЕСКИ НЕУСТОЙЧИВОЙ по ТАНГАЖУ (ее начинает “колбасить” по тангажу). Единственное исключение - симметричный профиль, но и он гарантии не дает.

Пять баллов!!! И ещё одно у бесхвосток малы плечи управления по курсу и тангажу. Моменты инерции естественно тоже посему они более чувствительны к возмущающим воздействиям. В болтанку полёт на ЛК ещё тот экстрим.!! А вот S - образные профили увеличивают балансировочные потери ( но правда на крыльях с малой стреловидностью от них не уйти никуда ). Если бы бесхвостки были такими пушистыми все самолёты имели такую схему… чего пока не наблюдается 😦 . Из-за балансировочных потерь какая скотина их придумала??? даже с установленной системой стабилизации на гироскопах по тангажу и крену ЛК проигрывает класике в чистую… 😦. Выигрыш достигнутый отсутствием ГО и фюзеляжа просто ими съедается 😦 .
Тяжело мне писать на эту тему. ЛК моё увлечение и переделал я их большое количество! И книжки умные читал и делал модели класической компоновки, чтоб было с чем сравнить. ЛК проигрывает по всем лётным характеристикам. Но иногда есть требования например транспортировка, простота изготовления тут уж бесхвостка даёт ощутимую фору. Но я не собираюсь их бросать тем более сейчас не 30-е годы за взгляды расходящиеся с общепринятыми не расстреливают 😛 Ну рази что на форуме обсерут… голуби всякие пальцем показывать не буду… ну да мы не гордые - почистимся и опять за своё 😜

Lazy
Cherkashin:

ЛК моё увлечение и переделал я их большое количество! И книжки умные читал и делал модели класической компоновки, чтоб было с чем сравнить.

Ну так поделись своим бесценным опытом, просвяти тёмные массы 😜

Cherkashin
Lazy:

Ну так поделись своим бесценным опытом, просвяти тёмные массы 😜

А я что делаю??? В меру своих сил и опыта. Хотя мне конечно до Вас далеко… Чем больше я работаю с ЛК тем меньше о них знаю 😦 . Но учусь, стараюсь, слушаю старших… прям весь в ушах 😜
А “Mirage 2000” случайно не Ваша разработка стыренная в своё время злобными агентами мирового империализьма ??? А то по Вашим высказываниям Вы один только в авиации разбираетесь… 😂

flysnake
Cherkashin:

Пять баллов!!! И ещё одно у бесхвосток малы плечи управления по курсу и тангажу. Моменты инерции естественно тоже посему они более чувствительны к возмущающим воздействиям. В болтанку полёт на ЛК ещё тот экстрим.!! А вот S - образные профили увеличивают балансировочные потери ( но правда на крыльях с малой стреловидностью от них не уйти никуда ). …

Мне очень понравилось все, что написано (и дальше тоже, но экономлю место). Полностью согласен. Испытал все эти удовольствия и “в детстве”, когда делал простенькие “крылышки” и на RC “крыле”… Это не значит, что я не буду больше делать “крылышек” - просто сейчас хочется чего-то “поспокойнее”.
Я продолжу о балласте и скорости. “Теоретическое обоснование”, так сказать…
Имеем “крыло”, нормально сбалансированное для полета со скоростью 4-5м/с (нечто похожее описывается здесь). Хотим летать при ветре 5м/с с порывами до 12… Допустим, хотим сбалансировать на 8м/с (вместо 4м/с).
Вариант 1. Самый очевидный - балласт в ЦТ. Считаем… Становится грустно, балласт должен весит в три раза больше, чем модель (Скорость увеличилась в 2 раза, подъемная сила - в четыре).
Вариант 2. Тоже очевидный. “крылья” хорошо “разгоняются” просто отдачей ручки от “себя”. Двигаем триммера… И ВЛИПАЕМ В НЕПРИЯТНОСТИ. Профиль то у нас S-образный (крутки стреловидных можно “пересчитать” в S и наоборот; хотя, боюсь, что меня сейчас “понесут по кочкам”). А что такое “ручка от себя” на “крыле”? - УМЕНЬШЕНИЕ S. Вот и “схлопотали” совсем другой, неустойчивый профиль.
3 Решение - груз поближе к носу. При этом на малых (нормальных) скоростях придется брать ручку на себя, сильно ухудшая летные качества модели, но зато “при новых условиях” (8м/с) у нас останется хоть какое-то S.
Не буду больше “запугивать”. От того “крылышка”, со всеми его недостатками, я получил массу новых впечатленй и не жалею, что попробовал полетать на “крыле”. Что и всем советую. Кому-то понравится, кому-то нет. Более опытным, чем я планеристам, попробовавшим управлять моим “крылышком”, это понравилось соверщенно новыми ощущениями…

Cherkashin

Вот я тут провел эксперимент с профилем у которого обтекание на всех полётных режимах ТУРБУЛЕНТНОЕ - первые впечатления - понравилось… rcopen.com бум летать 😃

flysnake
Cherkashin:

Вот я тут провел эксперимент с профилем у которого обтекание на всех полётных режимах ТУРБУЛЕНТНОЕ - первые впечатления - понравилось…

А как получено турбулентное обтекание? Или имеется ввиду только моторный режим?

Brandvik

Всем привет! Облетал сегодня птичку на горке. Ветер был 5-7м/с , с порывами до 10м/с, а может и больше. Пушинку пришлось догружать, навешивал до +100гр свинца 310 гр полетного веса, 17.5 гр/дм² Держится в воздухе замечательно. Проблем с управлением не замечено. Ветром не сдувало, но и продвигаться вперед было порою не легко. И всетаки, мелкие самики не летают 😦 Да они держатся в воздухе, да можно крутить петельки и все такое. Но в них нет скорости, нет той динамики что в болших моделях, нет той инерции 😦 . Вывод, для маленьких самиков нужна хорошая термо-динама со слабым ветром, что бы полетать быстро и данамично. Но это только в горах. Или термики на равнине со слабым ветром, благодаря малой нагрузке на крыло 7-10гр/дм², что бы полетать медленно и печально. 😋 А так, покрутиться вокруг себя, то очень даже ничего 😃 .

Cherkashin
flysnake:

А как получено турбулентное обтекание? Или имеется ввиду только моторный режим?

Очень просто… В нижней части крыла сделана ступенька - её-ж видно на модели ( в блоге моделька выложена) вот она и делает… получается что на концах крыла во всём диапазоне летных скоростей и углов получается турбулентное обтекание… Качество оно мож и пониже - зато срывов нет…
Модельке полегчало заметно…Вот только удлинение побольше надо сделать и профиль распространить на всё крыло… ну я в этом направлении работаю… Чё нового получу выложу естественно - зажимать не собираюсь… 😇 Режимы полёта и моторный и планирование… Причём в моторном режиме ещё куда ни шло а вот на планировании проблемы возникали… Сыпятся модельки маленькие…

Brandvik:

И всетаки, мелкие самики не летают 😦 Да они держатся в воздухе, да можно крутить петельки и все такое. Но в них нет скорости, нет той динамики что в болших моделях, нет той инерции 😦 .

Как это не печально а это факт и никуда от него не деться… 😦 Я вот тож пришёл к такому-же выводу… Хороший устойчивый полет при размахе до 900мм. При 600 - полёт превращается в борьбу…
при 400… про планирование можно и не вспоминать. ( Это касается полётов при скорости ветра более 6м/с.) В штиль летает всё!!!

blacksun

Вот решил сосканить книжку Яцека Капковского, про бесхвостки класса F1A, и не знаю, стоит или не стоит ее здесь выкладывать. Действительно теория F1A немного отличается от теории для радиокированих. F1A предназначены для полета на одном (расчетном) режиме, а радюхи …

А на счет отрицательной крутки крыльев с обратной стреловидностью.
Да, для F1A целесообразно крутить на положительные углы, так как это добавит устойчивости и подъемной силы. Но для радюх …….

На мой взгляд, отношение ”летное качество” / ”устойчивость”, для бесхвостки – есть величина постоянная. Поэтому, увеличивая летные качества, мы неизбежно снизим устойчивость. И наоборот, увеличив устойчивость, мы неизбежно потеряем в качестве. Поэтому задача сводиться к поиску оптимального отношения летные качества / устойчивость.

Крутка крыла радюхи, с обратной стреловидностью, на отрицательные углы, ”оттянет” срыв потока на концах крыльев, но при этом снизит устойчивость. Эту потерю устойчивости придется компенсировать отклонением вверх элевонов (для образования более S образного профиля), что повлечет ухудшение летных характеристик. Поэтому, думаю, крылья бесхвостых радюх с обратной стреловидностью лучше или вообще не крутить, ну а если крутить, то всетаки на отрицательные углы, но не сильно.

Дык выкладывать книжку???

Cherkashin
blacksun:

Крутка крыла радюхи, с обратной стреловидностью, на отрицательные углы, ”оттянет” срыв потока на концах крыльев, но при этом снизит устойчивость. Эту потерю устойчивости придется компенсировать отклонением вверх элевонов (для образования более S образного профиля), что повлечет ухудшение летных характеристик. Поэтому, думаю, крылья бесхвостых радюх с обратной стреловидностью лучше или вообще не крутить, ну а если крутить, то всетаки на отрицательные углы, но не сильно.
Дык выкладывать книжку???

Я уже пробовал КОС без крутки… Полный рот земли… Потом попробовал закрутить но равномерно не получилось… Но меня это пока не останавливает…
А книгу Выложите обязательно!!!

blacksun

А у нас на форуме нет файлообменника, чтоб народу по топикам не лазить в поисках выложенных файлов???

ДАК
Cherkashin:

Я уже пробовал КОС без крутки… Полный рот земли… Потом попробовал закрутить но равномерно не получилось… Но меня это пока не останавливает…
А книгу Выложите обязательно!!!

Смог добраться до своего компа…
Я делал КОС без крутки- летал нормальною. Я говорил с ОЧЕНЬ СЕРЬЁЗНЫМИ практиками аэродинамиками- ответ про крутку меня несколько обескуражил: на тех скоростях что летают модели да и СЛАшные самолёты и при тех весах, при скоростях выполнения фигур, особенно если не надо добиваться максимальной похожести поведения в воздухе модели и выполнения собственно фигур- крутка - скорее понты, да, когда модель очень ужата- то тогда о крутке ещё можно говорить, а так…
Сейчас соберу прототип АЛУЛЫ из потолочки без крутки.
ДА, по своему опыту могу сказать, что тут ГОРАЗДО ВАЖНЕЕ применить более покладистый профиль со стабильными характеристиками в широком диапазоне скоростей. Ну к примеру NACA 4415. Я пробовал его на крыле с КОСом- летало весьма комфортно. Сейчас попробую сделать два крыла: одно с профилем… пока не придумал, второе с 4415 или что-то около этого и посмотрим…
Каждому типу модели- своё применение. Про АЛУЛУ очень здорово сказал Brandvik. См. выше.

Brandvik

Крутка крыла радюхи, с обратной стреловидностью, на отрицательные углы, ”оттянет” срыв потока на концах крыльев, но при этом снизит устойчивость.

А не уточните в коком канале снизится устойчивость? Судя по

Эту потерю устойчивости придется компенсировать отклонением вверх элевонов (для образования более S образного профиля),

в канале тангажа. Я же ратую за устойчивость к ШТОПОРЕНЮ при потере скорости. Может я чего не так понимаю?
Тут вокруг таки споры и дебаты идут что прям страшно писать 😃
Объяснить может кто нить какое влияние оказывает положительная крутка в КОС и на какой канал, крен, тангаж, курс? (потерю скорости не рассматриваем)