А вам СЛАБО? Или как построить металку в общаге.....:)
Отжимаю шпателем, через полиэтилен или напямки, по материалу, с фанатизмом. На грани смещения материала. Тогда чуть лучше.
По моим наблюдениям воздух выходит из материала, если он недостаточно был предварительно пропитан. Из смолы непосредственно, если она не вакуумирована.
Эффективные способы борьбы с пузырями
- тщательная пропитка материала перед отжимом лишней смолы. Достигается раскатыванием смолы шпателем. Долго, нудно, с фанатизмом.
- предварительное нанесение тонкого слоя смолы на майлар, и дать ей чутка “подвялиться”
- использование тонкого стекла, декорашки, самым первым, верхним слоем.
Ну и мой личный способ - использование углекаши верхним слоем.
Т.е. каша сделана на базе смолы, аэросила и угольной фибры, которую готовлю сам в кофемолке из однонаправленного эллура.
Покраска в матрицах, или покраска майларов, достаточно эффективна для целей маскирования мелких пузырей. Но в случае непроклея - не поможет. Будут “хлопуны”, раковины.
Обратите внимание, что очень малое количество моделей могут похвастаться чисто-карбоновой обшивкой. Те производители, кто овладел технологией - демонстрируют красоту карбона, не нагоняя лишнего веса.
Те, кто не освоили - демонстрируют чудеса окраски.
Сегодня, при очередной закладке в прозрачные формы, уделил время углубленному исследованию вопроса “пузыреобразования”.
Исходные данные:
- формы покрыты 2К лаком, суточная сушка.
- смола вакуумирована.
- смола L, часовой отвердитель.
- аккумулятор смолы - декорашка стекло 18 г/м2.
- Формы стабилизатора. То бишь маленькие. 100Х360
Формы покрыты смолой в смеси с аэросилом, выдержаны около часа.
Уложен слой декорашки-стекла, прикатан.
Контроль с обратной стороны - всё красиво, пузырьков нет.
Уложил на сухую слой 80-го угля.
Прикатал. Прикатывал минут пять/форма, сперва тычками кисти, потом шпателем.
Все вроде как хорошо, контроль с обратной стороны показал полное отсутствие пузырей. Смолы даже излишек, кой где на ламинате смола выступает.
Убираю излишек смолы. Салфетки, валик.
Контроль по обратной стороне - пузырей нет.
Закладываю пуансон, обжимаю руками … и вот он, первый мелкий пузырь, размером меньше миллиметра. Просто вкрапление. В одном месте …
Прижимаю руками еще сильнее - и в том месте где был пузырь, появилась сетка пузырей, покрывшая площадь с копеечную монету.
Убираю пансон. Прикатываю фанатично еще разок. Довожу шпатель до границы формы, естественно.
Пуансон на место. Давлю … еще давлю … ещё сильней давлю … и ещё один пузырь. Меньше размером и на площадь большую уже не расползался.
Убрал пуансон и еще раз прикатал.
С третьей попытки всё получилось хорошо.
Вывод.
Воздух прячется в ламинате.
И, когда дается давление, оный воздух выдавливается из ламината.
Поскольку пуансон не склонен к тому чтобы проводить воздух, он выдавливается в более поддатливую среду - в пространство между ламинатом и собственно матрицей, и там мы его и видим.
Как бороться.
1, и основное - пропитка материала. Фанатично, долго.
2. обеспечить выход воздуха в сторону пуансона - полиэтилен с дрындочками, аль сетка, + жертвенный слой проводимый для воздуха, по которому воздух убежит (вакуум технология).
3. отказаться и от вакуума и от прижима. Фанатично раскатать, убрать лишнюю смолу отжимом и пусть смола встаёт так как есть. Минус - лишний вес. Плюс - нет пузырей.
Естественно, сие верно для случая неокрашенного ламината. Если технология предусматривает окраску в матрице. Не важно, позитив или негатив, то все эти телодвижения не нужны.
Интересный опыт. Но имею и свое мнение:
- избавиться от пузырьков в ламинате нереально. Особенно. если таки бороться за вес и отжимать стекло\уголь после пропитки. Чудес не бывает,- если ты из массы ламината выгнал смолу, туда зайдет воздух. 😃
- что же до пузырьков на поверхности изделия- то тут рулит предварительно намазанный\напыленный и подотверженный слой краски-лака.
И вообще, смею напомнить- мы делаем летающие модели, а не эстетическую отделку всяких там айфонов и мобилок. Исходя из чего, пузырьки в полете не мешают ничуть. А вес экономят. Про трудозатраты даже молчу…
В итоге, мое мнение- научиться их не замечать… а сэкономленное время\деньги потратить на бензин\полеты…
Чудес не бывает,- если ты из массы ламината выгнал смолу, туда зайдет воздух.
Немного не так.
Если из массы ламината выгнать и воздух и лишнюю смолу, там автоматически образуется вакуум, и воздух не зайдет. Именно потому, что ламинат будет обжат воздухом. Пружинить в смоченном ламинате нечему 😃
Нужно просто осваивать технологии … и не оставлять воздуха, не привносить его, например неправильной укладкой или неправильным обжимом.
Пружинить в смоченном ламинате нечему 😃
А разве сам ламинат, после сжатия, не “приподнимается” засасывая воздух? Я то именно об этом. Это ж уголь-стекло. Как ему не пружинить?
Вся масса ламината мне видится, подобно мочалке из поролона. Которая безусловно разжимается, после валика. Ну и сосет воздух. Не в вакууме ж строим…
Собственно, с точки зрения прочности, это только в плюс. Объемная конструкция прочнее цельной при том же весе. Потому мне и кажется, что бороться с этим, имея целью полеты, не так уж и нужно.
Посмотрите фотки “Супры” от первоиздателя- там пузырьков ого-го.
По моему, это просто не проблема.
( Евгений, я вполне согласен, что мой уровень пониже Вашего в этом деле. Вы меня обгоняете на процесс! 😃 Я- пока “позитивщик”… ) Однако, все равно хочу спорить:)
Собственно, контрольный вопрос: При том, что “пузырьков” нету, какое соотношение получается по весу смола\ ламинат. Ведь напыление лака, “декорашка” Ваша- это все вес! Да и труд. Прочности с 18 граммового стекла- почти нисколько, а вес в купе со смолой растет…
Вот я переделал кучу стабилизаторов, примерно Супровского габарита… У Гаврилко- 26-30 грамм без проблем. У меня по началу- 46-50. И только после радикального снижения количества смолы ( пузырьков- до беса) вышел на вес 40 грамм. На прочности это никак не отразилось, пузырьки в полете не видны…
> А разве сам ламинат, после сжатия, не “приподнимается” засасывая воздух?
Замеров не делал, но имхо - нет. Если материал тонкий, или нормально смачивается и укладывается, то с чего ему подниматься?
Это ить не проволочная дерюга 250-я из непонятной “бочки”, покрытая парафином …
И, Юра, я о том писал ране. Полностью композитный ПРОЗРАЧНЫХ моделей на рынке минимум.
Сложно, долго и как следствие - дорого.
Но для себя, любимшего, можно и расстараться, если “закусило” 😃)
Хороший и эффективный способ отстроиться от пузырьков вовсе - угольная каша первым слоем. Оставляет благородную черноту угля, полностью промачивается смолой, без пузырей.
Или однонаправленный уголь. Он идеально смачивается. Ровинги прекрасно смачиваются …
Руки дойдут, спробую инфузию. Может статься, что инфузия покузявей выйдет, чем обычная технология, по негативу.
Кстати, да. Инфузия может оказаться проще и результативней…
Ну или старая добрая сборка объекта вручную, на орбите Земли . Мажь не хочу, пузырей не будет… 😃
Я лишь к тому, что на полет это не влияет…
Ну или старая добрая сборка объекта вручную, на орбите Земли
😃))
заманчиво, чорт побери …
Если обратить внимание на крупные фотографии, то у Андрея похоже, проблема в порядке пропитывания ламината и укладки в ваккумный мешок.
Ваккумный насос высасывает, в первую очередь, воздух из воздухопроводящего слоя и далее из ламината. А в результате сдавливания панели атмосферным давлением из ламината выдавливается и часть смолы.
Не должно оставаться таких обширных скоплений воздушных пузырей.
Еще возможная причина - процесс полимеризации пошел раньше, чем весь воздух был выкачан. Или смола уже потеряла свою текучесть.
Собственно, контрольный вопрос: При том, что “пузырьков” нету, какое соотношение получается по весу смола\ ламинат. Ведь напыление лака, “декорашка” Ваша- это все вес! Да и труд. Прочности с 18 граммового стекла- почти нисколько, а вес в купе со смолой растет… Вот я переделал кучу стабилизаторов, примерно Супровского габарита… У Гаврилко- 26-30 грамм без проблем. У меня по началу- 46-50. И только после радикального снижения количества смолы ( пузырьков- до беса) вышел на вес 40 грамм. На прочности это никак не отразилось, пузырьки в полете не видны…
Стаб весит сейчас 42 грамма.
После обрезания-склеивания еще не взвешивал.
Я сейчас не вспомню конкретные цифры, сколько каждый элемент весит.
Но буду закладывать очередной, сделаю весовую сводку, опишу в дневнике.
Дядьки! Что такое инфузия?
Дядьки! Что такое инфузия?
То есть, идея сборки крыла на орбите Земли Вас не удивила? 😃
Инфузия- это надо крылышко с наложенной стеклотканью положить в герметичный мешок и откачать оттуда весь воздух. А затем, по трубочке туда подать смолу. Собственно, смола сама зайдет из за разницы давлений. То есть, по сути это весь процесс пропитки в среде вакуума. Процесс непростой, есть куча нюансов. На ютубе много примеров…
Стаб весит сейчас 42 грамма.
После обрезания-склеивания еще не взвешивал.
Интересно узнать конечный вес. И площадь стаба.
Потихоньку доделываю новое крыло. 😃 Полный обзор после доделки 😃
Элероны выполнены наборными+диагональные нервюры. Передняя кромка элерона сечением 4мм. впереди высота 4 мм на конце 2. Задняя кромка толщиной 2 мм, на конце порядка 1. Проблема - элерону не хватает жесткости на изгиб… 😦 Что можно сделать уже на готовом элероне, не добавляя много весу? 😃
Что можно сделать уже на готовом элероне, не добавляя много весу?
Если он еще не зашит, то профрезеровать (сточить) диагональные нервюры и торцануть их углеровигом, или кевларовой нитью.
Если он еще не зашит, то профрезеровать (сточить) диагональные нервюры и торцануть их углеровигом, или кевларовой нитью.
А вместо кевлара - СВМ пойдет на Ларите?
А вместо кевлара - СВМ пойдет
Это одно и тоже. Буржуйский бренд - кевлар. Наш бренд - СВМ. А по сути арамид.
Что можно сделать уже на готовом элероне, не добавляя много весу?
Зашить жесткой обшивкой. Или по старой методе: длинноволокнистая бумага+ эмалит. В пару слоев. Это жестче пленки.
Это одно и тоже. Буржуйский бренд - кевлар. Наш бренд - СВМ. А по сути арамид.
Да, названия те-же, и суть та же, только по прочности в композитных выклейках намного хуже. 😦
Зашить жесткой обшивкой. Или по старой методе: длинноволокнистая бумага+ эмалит. В пару слоев. Это жестче пленки.
зашивать бальзой накладно…Стачивать 1 мм нервюр, потом покрывать бальзой…😵 Бумаги и эмалита уже нету. Щас только пленкой пользуюсь… Пока тока идея за углеровинг…Вот думаю, сколько я на нем наберу весу. Оправдается ли этот вес жесткостью тоже непонятно.😃
Не оправдается. Бальса впитает очень много смолы. Ровно все и аккуратно тоже - без опыта так сразу не получиться. Почему бальзой то зашивать накладно? Это дешевле смолы и кевлара и кучи времени. Хотя бы на одно высыхание.
Другой вариант - вырезить их из пенопласта. Но придется тоже чем то покрывать/усиливать/армировать.
Не оправдается. Бальса впитает очень много смолы. Ровно все и аккуратно тоже - без опыта так сразу не получиться. Почему бальзой то зашивать накладно? Это дешевле смолы и кевлара и кучи времени. Хотя бы на одно высыхание.
Другой вариант - вырезить их из пенопласта. Но придется тоже чем то покрывать/усиливать/армировать.
Бальза на циакрине. Смола и карбон в наличии. Пенопласт?😵 Зачем на бальзовой металке пенопласт?😁
Кроме как микалентной (длинноволокнистой) бумагой с эмалитом (хватит и один слой), ничего на ум не приходит. Это обычная практика в 70 годах.
Даже на форуме, недавно встречал, еще широко пользуются этой технологией, например свободники? А если обратиться в барахолку?
Не уверен, но возможно поможет: сплошная зашивка корневой секции элерона.
Для данного случая - грамм пять, на консоль. Да и смола там не нужна. Можно просто на циакрине углеровинг накатать. Причем, разделив его на несколько прядей …
Циакрин хорошо накатывается через полиэтилен. Жиденький, чтобы подольше вставал и дал время прикатать ровинг.
Свм, кстати, может быть даже предпочтительней. С этим материалом чуть проще работать.
Подскажите, как лучше всего и проще склеить половинки фюзеляжа?
Продолжу сообщение #268. Как обещал сам себе, собрал два аппарата. Как говориться- найдите три внешних отличия 😉
Масса левого 288 грамм, правого- 282 грамма (взлётный вес).
Осталось настроить, облетать, и получать удовольствие.
Правда когда это произойдёт- не знаю, у нас тут с неба снег с дождём, под ногами снег с водой- буду ждать…
Подскажите, как лучше всего и проще склеить половинки фюзеляжа?
Я скреплял по наруже вдоль шва узким скотчем, затем изнутри ларит, кисточка, полоски 48го стекла в два слоя.