Большие и маленькие планера или конструктивный обмен опытом.

Taboo

Отлично!
Очень хорошо, что кто-то начал писать. А то уже скучно стало.
Просьба к автору писать за раз не так много. Трудно обсуждать весь текст.
И да. Моделью управляешь “Без привычных приборов и жопы, чувствующей перегрузку”.
И ощущения совсем другие. Также как “Практические советы” я бы дал ровно противоположные. 😃
Почему? Потому что условия принципиально другие.
Во первых. Во всех умных книжках написано, что потоки начинаются с высоты 200 - 300м. А то в чём мы летаем это нечто другое с другими характеристиками.
Во вторых. Управление идёт не изнутри планера, а с земли. И скорость ощущается не относительно воздуха, как на большом планере, а относительно земли. И как следствие при спирали кажется, что модель против ветра летит медленно, а по ветру быстро. И все начинающие без исключения притормаживают по ветру и ускоряются против ветра. И совет куда протягивать в спирали будет ровно противоположный Вашему. 😃 И если “вдруг” поток кончился, с очень большой вероятностью он будет дальше по ветру. 😎

Volkov_Igor

Разумно 😃

Постараюсь тогда следующую часть коротенько.

При полетах на длиннокрылом планере (все что больше учебных 17.5 м) довольно много времени занимает выработка привычки соразмерно работать РН. Порой студенты категорически не подключают ноги и летают со скольжением. Для синхронизации ручки и ног, я сажаю их к камину отрабатывать упражнение “веник” и шевелить ногами соразмерно ручке.

Почему возникает скольжение? Удивительно, но за два курса в Пахомово и Орле мне так и не объяснили простейшую физику процесса.

При работе элеронами на значительном плече длинные крылья планера возникает разница подъемных сил, а соответственно и сопротивлений, разворачивающих нос планера в противоположную от крена сторону. При работе элеронами всегда возникает скольжение, которое можно и нужно компенсировать рулем направления. Работа же только РН так же вызывает скольжение.

При входе в спираль, планер пытается опустить нос и разогнаться (спираль 45 градусов, перегрузка 1.44). Приходится брать ручку чуть на себя. И против крена, так как внутренние медленное крыло и внешнее быстрое создают разную подъемную силу и пытаются увеличить крен планера.
Этот эффект уходит, если дать развиться небольшому скольжению со стороны медленной консоли. Скольжение компенсирует разницу в подъемной силе и позволяет летать на минимально возможной скорости, создавая внутреннему медленному крылу более комфортный режим работы.

Читая про настройку моделей, я увидел замечательную возможность микширования каналов, когда работа элеронами заставляв работать и РН. Мне кажется это очень разумным решением, так как точно подобрав взаимное соответствие движений можно исключить жрущее энергию скольжение, работая одной ручкой. Не знаю как его увидеть на модели, но на большом планере нитка на фонаре ярко показывает студенту на ошибку с ногами.

Вторая понравившаяся вещь - дифференциальные элероны. Если задать правильную разницу в отклонениях вверх и вниз, можно уменьшить разницу в сопротивлении консолей и степень работы РН для компенсации скольжения.

Интересно количественные характеристики. Какую степень микширования Элеронов и РН и диференциальность элеронов разницу обычно настраивают?

Что не понятно - читал советы загонять модель в спираль только РН, лишь иногда добавляя элероны. Для меня это дикость. Почему? Зачем? У нас ввод ручкой, креном. Роль РН вторична.

Albert
Volkov_Igor:

Разумно 😃
Что не понятно - читал советы загонять модель в спираль только РН, лишь иногда добавляя элероны.

Почему? Зачем? У нас ввод ручкой, креном.

Согласен. При пролете пузыря слишком мало времени на развороты “блинчиком”.
На высоте в “размазанном” слабом подъеме можно и РН. В общем, по ситуации.

Относительно отличий модели от большого - тут еще дефицит времени и другие числа.
Набор 5-10 см/с на небольшой высоте - большое счастье, а обнаружить его непросто из-за движения в спирали. Приходится ждать, “интегрировать”. Ну и можно “дождаться”: 20 с в “нисходняке” могут свести шансы на удачный полет к нулю.

Taboo
Volkov_Igor:

Разумно

И это всё обсуждение?
Если у Вас цель рассказать о тонкостях управления больших планеров, то я с удовольствием послушаю.
Но если Вы хотите ответов, то как-то реагируйте на коментарии.

Вот ответы на многие Ваши вопросы:
rcopen.com/forum/f37/topic511806/8

Volkov_Igor
Taboo:

И это всё обсуждение?
Если у Вас цель рассказать о тонкостях управления больших планеров, то я с удовольствием послушаю.
Но если Вы хотите ответов, то как-то реагируйте на коментарии.

Вот ответы на многие Ваши вопросы:
rcopen.com/forum/f37/topic511806/8

Извините, если обидел.
Я имел ввиду про описанный вами визуальную особенность восприятия скорости модели. Если пилот неосознанно тормозит планер по ветру и разгоняет против, то да, протяжка вполне возможно понадобится в противоположную сторону. Слово “разумно” на мой взгляд отражало этот нюанс восприятия. Я про него даже не подумал.

Вышепредложенную тему читал. Она вызвала больше вопросов чем ответов. Поэтому и описываю другой опыт, чтобы понять в чем разница.
По протяжкам - понятно.

По встречающимся советам загонять планер в спираль одним РН - абсолютно непонятно.

Albert
Volkov_Igor:

По встречающимся советам загонять планер в спираль одним РН - абсолютно непонятно.

Нужно учитывать тип модели и углы V установки консолей. Иногда реакция по крену при даче РН сильно выражена.

karmann
Albert:

Иногда реакция по крену при даче РН сильно выражена.

и надо отыгрывать элеронами в обратную сторону

inoi

Игорь у меня к вам вопрос. Как правило выходя из термика попадаешь в зону нисходящего потока, как понять где это зона нисходящего потока тоньше? Или хотя-бы где меньше минусов этого нисходящего потока? Просто у моделей скорость не столь большая и быстро прошить нисходняк не получается. Если в термике наберёшь 600м то пока выйдешь из сопутствующего нисходящего потока уже можно потерять -200 метров, обидно терять высоту. Пробовал выходить против ветра и по ветру так и так высота сливается и большой разнице не заметил. Хотя бывает бездумно выйдешь 10 секунд минусов и вырываешься в спокойную атмосферу. Как понять с какой стороны эта зона минусов минимальна?

Taboo
inoi:

Или хотя-бы где меньше минусов этого нисходящего потока?

Для моделистов-планеристов самое оптимальное возвращаться не прямо на себя, а через какую-нибудь сторону.
И тут самое интересное! Через какую?
Во время полёта в потоке вы должны следить за силой и направлением приземного воздуха. Если ветер меняет направление, то за вашим потоком идёт следующий. И вы должны почувствовать и запомнить с какой стороны он идёт. И если вы неправильно выберете сторону, вы попадаете вначале в низходняк от своего потока, а затем в низходняк от следующего.

Volkov_Igor:

При работе элеронами всегда возникает скольжение, которое можно и нужно компенсировать рулем направления. Работа же только РН так же вызывает скольжение.

По встречающимся советам загонять планер в спираль одним РН - абсолютно непонятно.

Все, кто советует работать одним РН или одними элеронами - ЛОХИ! Точка.

Однако всегда есть нюансы.
Надо понимать, что при управлении моделью совершается больше ошибок, чем сидя внутри настоящего планера.
Второе, у земли воздух очень рваный. И важнее оказаться в нужном месте как можно быстрей, пусть и с неправильным манёвром и небольшой потерей высоты/скорости, чем медленно и красиво делать правильный вираж. НО это не значит, что надо управлять не правильно.
Очень распространённая ситуация. Модель висит практически на закритических углах против ветра. И “вдруг” пилот понимает, что модель поднимается и он давно внутри термика. Надо крутить. Что будет, если “висящую” модель накренить? Она свалится. Этого многие не понимают. И вместо того, чтобы разогнать модель, начинают придумывать всякую фигню. Например поворачивать одним РН. Модель модель начинает скользить, опускает нос и разгоняется. Но это не правильно. И так делают, насколько я знаю, только начинающие. Я начинающим советую повернуть вначале в одну сторону градусов на 30-45, а потом начинать делать разворот/спираль в противоположную сторону. При таком манёвре модель разгонится сама.
Второй случай: Вечер, штиль. Потоков нет. Возможно, где-то есть небольшая подушка. Летишь, как правило, с загнутым профилем. Считается, что руля элеронами только портишь профиль. И народ любит подруливать одним РН. Модель сама летит как ей нравиться, а чтобы она не улетала из “зоны” подруливаешь РН. Буквально поглаживаешь ручку. С другой стороны я не вижу большой разницы, если гладить ручку элеронов. 😃

Volkov_Igor
Taboo:

Я начинающим советую повернуть вначале в одну сторону градусов на 30-45, а потом начинать делать разворот/спираль в противоположную сторону. При таком манёвре модель разгонится сама.

Сергей, спасибо. По Рулить элеронами и РН согласен категорически. Идея с вечерним молоком тоже понятна.

Про 30-45 градусов не совсем понятно. Мы делаем иногда змейку перед спиралью, когда есть ощущение что ты почти в центре потока, отворачиваешь в сторону противоположную спирали, щупаешь и уходишь на вираж. Разгонять же противоположным разворотом перед вводом в спираль не пробовал, обычно просто ручкой, хотя на модельке видимо по другому.

Почему просто не опустить нос и после этого закрутить?

inoi:

Игорь у меня к вам вопрос. Как правило выходя из термика попадаешь в зону нисходящего потока, как понять где это зона нисходящего потока тоньше? Или хотя-бы где меньше минусов этого нисходящего потока? Просто у моделей скорость не столь большая и быстро прошить нисходняк не получается. Если в термике наберёшь 600м то пока выйдешь из сопутствующего нисходящего потока уже можно потерять -200 метров, обидно терять высоту. Пробовал выходить против ветра и по ветру так и так высота сливается и большой разнице не заметил. Хотя бывает бездумно выйдешь 10 секунд минусов и вырываешься в спокойную атмосферу. Как понять с какой стороны эта зона минусов минимальна?

Сергей правильно написал, что уходить нужно в сторону. Как правило, при ветре потоки и нисходящи группируются в ленты, облачные дороги. И это цепочка сильных потоков и сильных нисходняков. Выгоднее бывает выйти сбоку и потом вернуться на линию против ветра в ожидании следующего пузыря. Выход вбок имеет и негатив. Иногда восходящие ядра идут одно за другим против ветра и можно прыгать по ним. Ожидаешь нисходят, а там следующее ядро. Но заигравшись, можно схватить минус, который сводит на нет весь выигрыш.
Мне тем и нравятся полеты на планерах, потому что это Магия!

inoi
Volkov_Igor:

Выгоднее бывает выйти сбоку и потом вернуться на линию против ветра в ожидании следующего пузыря.

Сергей, Игорь спасибо мысль понял. Буду пробовать.