Last Down XXL V3 от Staufenbiel: восстановление после аварии.
Изготовлен небольшой стапель для склейки. Из-за огромного количества мелких разломов (в том числе и под краской), приходится сначала все мелкие фрагменты склеивать циакрином.
Однако этого недостаточно: многих фрагментов просто не хватает, есть большие дыры, поэтому склеить стабильно клеем не получится - все держится на мелких остатках фюзеляжа. Поэтому стапель для обеспечения параллельности стабилизаторов и крыльев.
Может придётся проводить склейку изнутри в несколько этапов, пока не уверен, что доберусь до всех разломов на стапеле.
в несколько этапов
Какое увлекательное это хобби, наверное.
Вроде склеился, но нужна доводка.
Склеился ровно: крылья и стабилизатор параллельны, фюзеляж ровный. Рядом на фото целый фюзеляж для сравнения.
Теперь о проблемах: вероятно, я недостаточно надул шарик (боялся лопнет, или фюзеляж в месте разлома разорвёт), потому что по краям стеклоткань провисла как паутина в старых домах (см. первое фото). Пока не знаю, как её изнутри обточить/обрезать - попробую залесть туда инструментом и насколько возможно убрать излишки. Все-таки не хочется возить с собой лишний вес.
Клеить стеклоткань на места разломов буду в том числе и снаружи, один слой изнутри 80 г кажется мне недосточным.
Сейчас вес фюзеляжа 442 г против 455 г до склейки (чуть сточил краску).
А вообще вы разобрались из чего сделан фюзеляж? Просто корочка или “сэндвич”?
Судя по картинкам фюзеляж сделан из “полусухой” стеклоткани и толстого-толстого слоя гелькоута. Гелькоут как яичная скорлупа держит форму и придаёт жёсткость, и трескается также легко.
Kyosho тоже умеет делать такие фюзеляжи.(Тяжёлые и слабые.)
В своё время “намудохался” с ремонтами таких игрушек. Следующая поломка в месте окончания заплатки и т.д. пока не выкинешь в ведро.
Но для получения навыков ремонта самое то.
Судя по картинкам фюзеляж сделан из “полусухой” стеклоткани и толстого-толстого слоя гелькоута
Иногда кажется, что это не стеклоткань, а ХБ марля.😵
Добрый день.
Если изнутри удалось хоть что то приклеить - это уже хорошо.
Если удасться убрать неприклеенные волокна - отлично.
Теперь надо снять хотябы краску снаружи, выровнять (возможно придестя заполнить утраченные участки), грубо отшлифовать и наклеить стекло снаружи.
Можно слегка прижать, если обмотать резиновым бинтом Мартенса (в аптеках), но появятся спиральные гребни, которые придется сошлифовать.
Если же поверхность можно развернуть на плоскость (есть такие участки), то хорошо прижать кусочком тонкого пластика (ПЭТ или от прозрачных папок), и прибинтовать все тем же бинтом.
В этом случае получается поверхность не требующая шлифовки.
Раз это такая конструция (все держится на гелькоуте), то накладывать много ткани снаружи то же нет смысла.
А чтобы не видно было структуры ткани, внешний слой ткани не более 50 или 80 г/м2.
Если удасться убрать неприклеенные волокна - отлично.
Теперь надо снять хотябы краску снаружи, выровнять
В общем так: два разa пытался приклеить изнутри колечко стеклоткани с шариком и два раза ни фига не вышло. Может у меня руки кривые, не знаю: но пришлось что можно содрать, а что нельзя сошлифовать. Единственный плюс - на остатках внутренней склейки фюзеляж держится в правильном положении «намертво».
Дальше начал действовать методом «Plätzli‘s“, который вычитал на немецких сайтах: шлифовка снаружи до тонкого слоя, затем выложить место разлома множеством мелких кусочков стеклоткани (размером 2х2 см примерно) в несколько слоев. Преимущество метода в том, что мелкие кусочки не вызывают «горбов», как большие.
Зачистил место склейки от краски/шпаклёвки:
Обезжирил, нарезал множество кусочком стеклоткани 80 г/кв. м:
Наложил множество кусочков на место разлома в разных направлениях волокон. Затем на это все сверху положил большой опоясывающий кусок стеклоткани 25 г/кв.м. И вот здесь сделал ошибку:
Посмотрел в одном из видео, как один человек обматывал туго место склейки подарочной лентой, которая потом легко разматывалась. Так и сделал:
Высохло, а вот сходить лента не хочет никак (хотя под ней стеклоткань сидит красиво и ровно): въелась в ткань мёртво. Кроме того, в местах дыр образовались провалы-неровности, на которые придётся класть большой слой шпаклёвки, не хотелось бы. Придётся видимо сошлифовывать и снова повторить ещё слой стеклоткани сверху мелкими кусочками.
Все-таки надо было бы сделать «слепок» с целого фюзеляжа, чтобы он «держал форму», шарика внутри было явно недостаточно. В четверг снова продолжу, пока нужно уехать на пару дней. По ощущениям, фюзеляж склеен крепко, прочность на кручение и излом достаточная, можно в принципе уже лететь. Только другие места разломов надо заклеить:
Некоторые места в результате шлифовки протерлись до мелких дыр: т.е., рядом все нормально, а в одном месте маленькая сквозная дырочка образовалась. Вероятно, не очень удачно склеились разломаные куски фюзежляжа (чуть под углом).
В этих местах пришлось ещё раз положить слой стеклоткани внутри и снаружи, заполнив небольшую полость эпоксидом и стеклотканью. Также были проклеены изнутри подозрительно тонкие места вокруг моторамы: при максимуме оборотов, нагрузка там ещё та. Всё это конечно отражается на весе фюза, но уж как есть: истратил я на эту проклейку 7 г эпоскида и стеклоткань.
Шлифовки в последние дни было много. Шлифовка производится следующим способом:
- Стеклоткань после склейки шлифуется 120-180 наждаком до как можно более гладкого состояния.
- Затем поверхность выравнивается слой за слоем шпаклевкой и шлифуется тем же наждаком, завершается шлифовка 280-м номером.
- Остаётся ровная гладкая поверхность шпаклёвки со множеством мелких пор и неровностей. Для этого применяется автомобильная аэрозольная шпаклевка, которая кладётся поверх в 5-10 тонких слоёв. После шлифовка 280-400 наждаком, осмотр на предмет отсуствия пор, при необходимости опять «задувка»-шлифовка. В завершении работаю 600-м (поверхность нежная как девушка, блестит как полированная).
На завершающем этапе:
- Снятие верхнего тонкого слоя краски (по возможности до гелькота), так чтобы поверхность стала матовой.
- Нанесение грунта-шпаклевки с последующей шлифовкой (т.е., скорее полировкой) 600-800 наждаком.
- Нанесение 2-компонентной краски.
Пока ума не приложу, что делать с кабиной: там ещё конь не валялся как видно на фото, надо точно вывести кантик кабины, шлифовка бруском не получится, т.к. поверхность неровная, а полукруглая. Пока не знаю, как буду там работать.
Вес фюзеляжа на сегодня: 470 г (455 г – изначальный вес разломанного фюзеляжа до начала работ).
Добрый день.
Иногда шлифовал шуруповертом, дремелем, иногда оборачивая наждачку вокруг сменного лезвия от ножа.
Если не на продажу. То это не особенно важно, до следующей аварии, которая рано или лучше поздно, случится.
Самолеты должны умирать в полете, а не на стене, от старости.
Кстати, для покраски мелкой шкуркой шлифовать не надо, а то краска не удержится. Лучше заматировать 400-600.
Все это я уже делал – шлифовка инструментами, вручную, но вывести красивый кант кабины как с завода не получилось. Все равно есть мелкие неровности, поверхность не равномерная, так как раньше сделать не удалось, особенно переход возле фюзеляжа (там узкая канавка), ни один инструмент не сделает чисто, наждак тоже грубоват для такой работы.
Единственная идея – это сделать слепок окантовки кабины с целого фюзеляжа (гипсовый, например). Затем выложить гипсовую форму стеклотканью, дать затвердеть (может под прессом) снять полученную форму и отшлифовать. Затем безжалостно срезать эту окантовку с разломанного фюзеляжа и аккуратно вклеить эту форму. Но тут тоже вопрос – соответствует ли форма с эталонного фюзеляжа форме на разломанном? Ведь после склейки форма фюзеляжа могла чуть измениться (пусть и минимально).
Пока больше склоняюсь к тому, что овчинка выделки не стоит, оставлю так. Несколько раз примерял кабину – форма подходит, сидит нормально. А то, что под кабиной, по крайней мере не видно.
В общем, “начинку” планера закончил, крылья присобачил: готовы лететь. Мотор ревет и тянет. Крылья взял от нового планера, старые крылья пока не восстановлены.
Жду, пока откроется наш аэродром, чтобы исптытать птичку в деле. Принимаю пожелания успешных испытаний 😃 .
Если кому тема ещё интересна - вчера восстановленый планер совершил первый полет. Впечатление было несколько смазано неприятным ветром, особенно уcилившемся на высоте, из-за которого планер постоянно “танцевал” в воздухе, крылья гнулись (я все боялся, что восстановленый фюзеляж не выдержит перегрузок). По причине сильного внутреннего волнения пришлось трижды зайти на посадку - первый раз перед самой землей началась такая продольная раскачка, что не рискнул сесть и ушёл, второй раз попробовал без закрылок (думаю, все равно сильный ветер), пролетел почти всю полосу и снова ушёл, на третий раз выпустил закрылки на максимум с ними сел.
Посадка была не из лучших, но без происшествий: облёт признан успешным. Спасибо всем, кто принимал участие в теме, после почти 8 лет планер был восстановлен и совершил свой первый успешный цикл взлет-посадка. Дальше нужно немного изменить настройки передатчика и можно облётывать дальше. А там, глядишь, и крылья родные восстановлю.
нынче тоже не терпелось сезон открыть, в жопе засвебило и в поле , а там ветерок совсем не тот что в городе, но с грехом пополам но охотку сбил ,теперь до сухого поля.