Раскачка по тангажу. Это нормально?

крыло_ру

Планер самодельный 3 м имеет тенденцию к раскачке по тангажу в неспокойной атмосфере.
Планер без элеронов. РВ, РН и закрылок.
Приходится гасить раскачку. На малой высоте это сделать можно, но на большой высоте это не реально.
Собственно, вопрос. Это нормальное поведение для такого планера?

Артур.

Albert

Наблюдал подобное у новичков, пытавшихся летать на больших планерах (и у себя). Может, просто освоиться с управлением специфичного класса моделей?
Кстати, от раскачки помогает перевод в вираж.

крыло_ру

Ну… Я конечно далеко не профи… но и не так, чтобы совсем новичёк.
Конкретно на этой модели летаю 1 мес. довольно интенсивно (почти каждый день).

Может, просто освоиться с управлением специфичного класса моделей

Так на малой высоте без проблем. Но когда высота баааалбшая, точно управлять тяжело - видно плохо.
Кстати, в порядке эксперимента сегодня поставил крыло с меньшим V. Раскачиваться перестал почти!
Но с таким V летать не комфортно.

Я почему спрашиваю…модели сам делаю, поэтому надо понять, в чём ошибки, и учесть их в будущем.

Артур.

malikh_d_a
крыло_ру:

Планер самодельный 3 м имеет тенденцию к раскачке по тангажу в неспокойной атмосфере.
Планер без элеронов. РВ, РН и закрылок.
Приходится гасить раскачку. На малой высоте это сделать можно, но на большой высоте это не реально.
Собственно, вопрос. Это нормальное поведение для такого планера?
Артур.

Для не спокойной атмосферы (у вас ведь легкий наборный планер 3м) лучше сдвинуть центровку вперед. Насколько - это надо подобрать экспериментально по отсутствию прогрессирующих колебаний по тангажу. Еще можно догрузить немного по центру тяжести. Скорость полета возрастет (и снижения правда тоже) но против ветра пойдет легче.

Dendy
malikh_d_a:

Для не спокойной атмосферы (у вас ведь легкий наборный планер 3м) лучше сдвинуть центровку вперед. Насколько - это надо подобрать экспериментально по отсутствию прогрессирующих колебаний по тангажу. Еще можно догрузить немного по центру тяжести. Скорость полета возрастет (и снижения правда тоже) но против ветра пойдет легче.

Раскачка по тангажу может быть следствием и излишне передней центровки (даже в спокойной атмосфере). Для начала попробуйте провести Dive Test (ищется в форуме по этому самому названию). Опытные моделисты могут настроить ц.т. и без него, но на первых порах он очень помогает найти взаимопонимание с моделью.

Для начала найдите “нормальное” положение ц.т. по тесту, затем сдвиньте центровку на 1-3% вперед.

В ветер я бы просто придавил модель триммером РВ немного, а в очень сильный ветер, догрузил бы в ц.т.

крыло_ру

Спасибо ответившим!

А всё же, V крыла в этом деле имеет значение?

Dendy

Если не стабильность по тангажу, то нет