Как летать в термиках на металке?
Про «выпадения».
Я думаю, ответ простой. (принимая во внимание уровень пилота)
Это не термики, а пузыри или вихри. Они просто кончаются и все.
Они просто кончаются и все.
Вот не соглашусь 😃 Я чем дальше летаю, тем больше убеждаюсь - не кончаются они. Если что-то нашёл, в 95% случаев оно включится через минуту-две. Главное - терпеть и не вывалиться. Очень редко бывает так, что рассыпалось и исчезло. Но это на больших планерах. На металках - загадка.
Я тогда еще один вопрос задам: часто ли такой “распад” пузыря наблюдается у других пилотов?
вопрос интересный…я тут 3 года летаю на довольно крупных соревнованиях и до сих пор сам немогу много понять. Мне иногда помогают такие мэтры как Mittlebach, Zach так вот, когда они мне говопят куда лететь,я ничего не понимаю, вообще ничего. туда куда они мне показывают, на мой взгляд ничего нет, но все таки, время вылетываю. Самое сложно в слабый ветер, полет практически без спиралей, что то типа змеек, все летят по принципу: плохой воздух, хороший воздух. Еще заметил если закинуть высоко, то часто планер и без спиралей идет вверх, такое ощущение, что вверху везде прет. Одно могу точно сказать, летать надо почти на гране срыва, как можно медленней
Не успеваю отвечать… 😆
Вечером напишу “поэму”. 😁 нет, лучше оперу. 😉
я к чему написал что летать надо очень медленно и осторожно в пузере, если летать в нем аггресивно, он “лопается” и уходит вверх,а мы падаем или он превращается в “лужу” “хорошего” воздуха, то тут надо курсировать в нем, выискивая лучшие участки
Поэма
Тем кто читает тему, советую еще раз перечитать перед сном статьи Сергеича Как выглядят термики и Как научиться летать без мотора.
Украду фразу из второй статьи.
Попрошу обратить ваше внимание на следующее. Мнения и рекомендации, высказанные мною, субъективны и отражают точку зрения и опыт автора на момент написания материала. Завтра точка зрения может диаметрально поменяться, поскольку автор постоянно учится, познаёт новое и ему свойственны ошибки и заблуждения. Вывод: не принимайте за догмы мои утверждения.
Еще одна фраза. Я придумал критерий умеет ли пилот управлять планером. Делаем тестовый полет в неитральную погоду. Засекаем время парения. Если в любую другую погоду средний полет будет дольше, чем в неитральную, значит вы умеете летать на планерах. Я умею летать далеко не в любую погоду.
Планер поднимается вверх в восходящих потоках. Это понятно всем. Но их природа может быть разной. Для металок, основной полет которых происходит на высотах до 60-ти метров я бы выделил 3 типа.
Динама и микродинама.
Пузыри.
Термики.
Динама и микродинама.
Вот и вопрос: в чём отличие полётов … на малых высотах, если сравнивать большие планера и металки?
Основное отличие, на мой взгляд - поиск динамы и микродинамы.
С динамой все понятно. Это кромка леса, дома, кусты, холмы и т.д. При отсутствии потоков народ, особенно на крупных соревнованиях, откровенно динамит. Хотя надо отметить, что летать в слабой динаме бывает сложней, чем найти термик.
При относительно стабильном ветре есть зоны где всегда чуть-чуть поддерживает, а есть где давит к земле. Причем явных признаков динамы на земле нет, или они далеко. Это может быть вторая или десятая волна. Есть понятие “стоячие волны”. После какого-то количества полетов, в мозгу сформировывается картина воздуха. Если нет явных признаков потока, я лечу в свое любимое место. И там жду у моря погоды. Как раз в таких местах образование пузырей или термиков наиболее вероятны.
Пузыри.
Как выглядят пузыри? Мне нравится сравнение с пузырьками шампанского. Пузырьки идут из одного места тонкой струйкой, ускоряясь и увеличиваясь в размерах. Понаблюдайте за пузырями. Почему они идут именно из этого места? А хрен его знает. Но они идут именно от туда! Так и с воздухом. Если вы поймали пузырь, но он у вас кончился, я бы посоветовал вернуться в туже точку, где вы его поймали. Очень большая вероятность, что вы сможете поймать другой. Заметьте, пузыри в шампанском никогда не поднимаются строго вверх. Их сносит какая-то сила. Лишнее говорить, что воздушные пузыри тоже идут не вертикально, а сносятся ветром. И надо крутиться не на одном месте, а уходить вместе с ветром. Как правило, в пузырях не удается вылетать бесконечно долго, но время полета они увеличивают существенно.
Термики.
Где граница между большим пузырем и термиком я не знаю. Как пишут в умных книжках пузыри с высотой увеличиваются в размерах и сливаются в один столб, который и называют термиком. Если верить книжкам, это происходит на высоте 200-300 метров. Поэтому, если быть точным, все полеты металок происходят в пузырях. Чтобы сделать отличие от второго типа, термиком будем называть пузырь, способный поднять модель на большую высоту.
Специфика металок – малая дальность полета. На F3J планере можно в поисках термика облететь пол поля. На металках надо знать где термик еще до старта. Признаков, которыми я пользуюсь, всего четыре.
Основной помощник это ветер. Когда воздух поднимается вверх, его место должен занять другой. Происходит подсос воздуха со всех сторон. Поэтому, если ветер вдруг стих, то поток прямо перед нами и надо быстрей взлетать. Если вдруг порыв ветра, то это значит термик у нас за спиной. Можно взлетать, но надо уходить сразу по ветру. Хоть это экстремально, но догнать термик вполне реально. Ну и если ветер меняет направление, он сам указывает с какой стороны термик.
Второй помощник это птицы. Но не большие птицы-парители. До них фиг долетишь. А маленькие. Сами они в потоках не летают, но они едят мошек, которых поток поднял с земли.
Третий – модели конкурентов.
Четвертый – интуиция. Чем больше я летаю, тем больше мне что-то в нутрии подсказывает, куда надо лететь.
Еще одна хитрость. Тесты показывают, что максимальная высота старта при траектории примерно 80-85 градусов к горизонту. Т.е. практически вертикально. Я заметил, что многие топ пилоты взлетают под значительно меньшим углом. Все очень просто. Народ ищет потоки уже на взлете!
Хорошо. Термик нашли, что дальше. Дальше его надо центрировать. Надо помнить, что термик на таких высотах, как правило очень узкий, высота маленькая, а рядом нисходняк. Надо попасть в центр термика за пол круга. Как это сделать я не знаю. Если бы я мог отцентрировать все термики, которые нахожу, я бы был чемпионом мира. Надо смотреть по динамике модели. Термик, пока не отцентрирован, так и хочет выпихнуть модель наружу. И вот по этой динамике и можно за очень короткое время понять, где его центр.
Металки, по сравнению с F3J очень верткие и рулить ими приходиться более интенсивно.
Если что-то нашёл, … - терпеть и не вывалиться.
Вот!
Если это не маленький пузырь, а поток то именно так! Терпеть и идти с потоком. Не уходить от него.
Это моя болезнь. Часто я не выдерживаю. Модель поднимается вверх по параболе (чем выше, тем быстрее). Допустим мы поймали термик в точке А. (см. русинок). Траектория подъема – парабола, красная линия – глиссада, опустившись ниже которой можно не вернуться назад. До точки B все хорошо, мы видим что модель поднимается. А вот на отрезке BC происходит визуальный обман. Начинает казаться, что модель вышла из потока. Она опустилась до глиссады и надо поворачивать домой, иначе не долетишь. Я в 70% поворачиваю. А надо просто перетерпеть. Если она в потоке и если не делаешь грубых ошибок, и если не кончится поток 😁 😃 , модель обязательно поднимется. По моим наблюдениям, у топ пилотов примерно каждый 15-20 такой рискованный полет заканчивается нулем в протоколе. Но, народ предпочитает рисковать.
Сергей
Чьорт. Вот это материал! Сергей, продолжайте, пожалуйста 😃
Я в 70% поворачиваю. А надо просто перетерпеть. Если она в потоке и если не делаешь грубых ошибок, и если не кончится поток 😁 😃 , модель обязательно поднимется.
Вот у меня так было. Всадил в хорошую терму и поднялся. И не дошёл 20 метров до зоны, блин 😃
Вот еще несколько вопросов к обсуждению, кстати.
-
Почему в динаме на равнине - около леса, чаще всего - любой планер всегда садится на хвост и требует триммера вниз? Для меня загадка. В горах такого нету.
-
Всегда ли термики наклонены по ветру? Мне кажется, что может быть и обратное.
-
Всегда ли термики двигаются с ветром или они могут ползти поперёк? Если они ползут поперёк, то не потому ли, чтобы слиться друг с другом в экстазе?
Чьорт. Вот это материал! Сергей, продолжайте, пожалуйста 😃
Пока больше нет сил писать Поэм.
В субботу у нас были соревнования. Это я под впечатлением разродился.
Еще один неизведанный момент – вращение термика. В субботу впервые его почувствовал. Две модели летели в потоке. Мы нашли его независимо друг от друга, отцентрировали и летели по одной траектории (не знаю как сказать - линии, спирали). Вместе медленно поднимались. Что-то мне стукнуло в голову изменить направление вращения. (а может я просто ошибся, и так было легче исправить ошибку). Короче, после изменения направления вращения скороподъемность у меня выросла в три раза. И я быстро ушел в облака.
Теперь я понимаю, что я ничего не понимаю.
- Почему в динаме на равнине - около леса, чаще всего - любой планер всегда садится на хвост и требует триммера вниз? Для меня загадка. В горах такого нету.
На мой взгляд ответ простой. Большая турбулентность. Я еще флапероны вверх поднимаю.
Да, со сменой направления спирали есть такая хохма. На металке это проще сделать, чем на большом планере - меньше потери энергии на перекладку.
По поводу направления вращения термика…
Ну понятно, кориолес закручивает их в одну сторону в северном полушарии и в другую в южном.
Он же закручивает воду в раковине, если набрать ее полную, а потом открыть на слив, так вот, если набрать в ванную воду, начнется слив, образуется воронка, потом взять и закрутить воду в противоположную сторону рукой, воронка закрутится в другую сторону, и так и будет вода сливаться, вращаясь в обратную сторону…
Это я к тому веду, что в реальных условиях не все потоки, видимо, крутятся в одну сторону, во время образования на него могло что-то дунуть + рельеф… Короче могут и в обратную сторону вращаться.
Сергей, большое спасибо за статью, всегда полезно узнать как ощущает поток другой человек. И каждый по своему, в чем то ощущения совпадают, что-то отличается. Прочтение книжки дает знания, обсуждение и полеты - опыт.
Интересно, при подходе на металке к хорошему термику, у модели начинается крупная “дрожь”, и по крену и по курсу, модель начинает замедляться. Раньше пугался, не понимал что к чему, влезть не удавалось, выбрасывало… Щас ручку от себя, можно и “спид” врубить, и ты в терме, и в такой, что караул… Причем такие симптомы только когда термик прямо перед тобой, если сбоку - то просто крыло приподнимает.
Кстати, тоже интересно, иногда рядом с термиком есть нисходняк, а иногда я его не ощущаю? Это зависит от того с наверенной или подветренной стороны захожу в термик, или еще что-то?
Кстати, тоже интересно, иногда рядом с термиком есть нисходняк, а иногда я его не ощущаю? Это зависит от того с наверенной или подветренной стороны захожу в термик, или еще что-то?
Я с боков термика, нисходники очень редко замечаю. А вот сзади практически всегда есть.
Поэтому, когда возвращаюсь обратно, чтобы обойти нисходняк., вначале иду под 45 градусов.
И наоборот. Попав в сильный нискодняк долго не мог понять куда из него бежать. Чтобы уйти вперед, надо разогнать модель. С нисходником приходит сильный ветер. Даже резко пикируя, модель не набирает нужной скорости. Высота кончилась, а модель осталась практически на месте. В бок тоже не лучший вариант. Единственный вариант назад по ветру догонять предшествующий нисходнику термик. Нужны крепкие нервы, чтобы отпустить модель далеко по ветру в поисках термика, который ты даже не почувствовал. Но он там есть.
Ты видишь суслика?
И я нет! Но он там есть!
Полеты на планере - сплошной адреналин.
- Почему в динаме на равнине - около леса, чаще всего - любой планер всегда садится на хвост и требует триммера вниз? Для меня загадка. В горах такого нету.
У меня есть небольшой опыт полетов в нормальной динаме (Юца, дельтаплан) и очень большой - в “Московской динаме”. Описанный Вами эффект очень заметен, особенно на мелких моделях. Объяснить я его могу только тем, что в описанной динаме “нормальной динамы” просто нет - она состоит из очень узких слоев (единицы метров), движущихся и по горизонтали и по вертикали с разной скоростью. Может быть, все объясняется иначе - например, тем, что в вихре динамы турбулентный воздух. Кстати, когда в динаме попадаешь в “хороший потоК”, большой по площади и хорошо поднимающий, этого эффекта нет.
…Почему в динаме на равнине - около леса, чаще всего - любой планер всегда садится на хвост и требует триммера вниз? …
…ветер мощный
дует на лесополосу
А я на поле, за ней
Сто гамм свинца в металке
Деревья высокие
После взлета сразу ломлюсь к ним – успеть
Колбасит не по детски
и не по старчески
Но тянет!
Выделяется адреналин,
До макушек сантиметры,
но тянет!
Поворачиваю налево
Деревья в ряд растут,
А справа прогал
Набираю метр,
И еще метр,
И ещё
Разворачиваюсь направо
Прохожу при этом вперёд
И выпадаю из потока
Просаживает сразу
И сильно
Модель за деревьями,
А прозрачных сортов ещё не вывели
А рядом с планером
Автотрасса,
Пост ГАИ
И люди в машинах
Рулю направо,
не видя модели
Вдоль ряда сосен
К прогалу
По интуиции и мельканию между веток
Возвращаюсь,
Пролетая в просвет между деревьями
Ловлю в руку
Недоумеваю,
Когда другие пилоты умудряются на триммеры обращать внимание? 😁
До макушек сантиметры,
Просто любопытно, какое время этого полета?
Недоумеваю,
Когда другие пилоты умудряются на триммеры обращать внимание? 😁
100 грамм свинца уже подразумевают триммер вниз. Я уже не говорю о поведении тяжелой модели в турбулентном воздухе. Так что, все правильно.
…ветер мощный
дует на лесополосу
А я на поле, за ней
Сто гамм свинца в металке
Деревья высокие
… Ловлю в руку
Недоумеваю,
Когда другие пилоты умудряются на триммеры обращать внимание? 😁
😃 😃 Правда, я давно не летаю на динаме от деревьев (надоело модель с них снимать). Но поведение модели при полетах на небольших склонах внутри города очень похоже на описанное Вами. Что же касается триммеров, то я на них “обращаю внимание” или off line (между полетами) или, если обстановка относительно спокойная… Когда потоки рванные и неустойчивые (а таких большинство), то не до триммеров. Кстати, сила ветра (сильный или слабый) и предварительное триммирование вниз при сильном ветре на желание модели опустить хвост в нестабильном динамическом потоке, не влияет… Эффект остается тем же - как только модель начинает таким потоком тянуть вверх, она замедляет скорость (относительно воздуха) и приходится ручкой это компенсировать
Просто любопытно, какое время этого полета?
Немного, около трёх минут, но запомнилось.
Вообще тема очень интересная и важная. Добавляет пищи для размышлений. У нас особо подсказать некому, летаю один, единственно иногда наблюдаю как F1A пузыри обрабатывают. Планер при этом чаще не спиралит, а сначала летит по ветру (обгоняя немного его) затем поворачивает нанадолно против ветра, давая себя догнать потоку и опять довольно быстро летит по ветру. У меня правда так не получается
У свободников на моделях «бабочка». Руль направления в сторону поворота, крутка на крыле в обратную. При этом модель делает достаточно плоскую спираль. В потоках бабочка ведет себя очень интересно. В восходящих потоках более эффективным оказывается руль направления, и модель ввинчивается в термик и сама центрируется. В нисходящих потоках более эффективной оказывается крутка. Правильно отрегулированная модель в нисходнике идет практически по прямой и сама выходит из него.
Я долго над этим думал, не применить ли это на RC планерах. Думал – думал и решил, что это не наш метод. Моделью все же надо управлять.
Вчера немного полетал в Крылатском. Хотел заодно посмотреть велогонку спортсменов-ветеранов, но они или гонялись по другому участку трассы или в другое время. Был на не горнолыжной горке. На горнолыжной видел кого-то, запускающего планер типа торнадо. Без особого успеха. Возможно, при этом направлеиии ветра на горнолыжной горке пожно было бы подинамить на классической металке, а у крыла не хватало качества…
Прикладываю рисунок местности. Направления ветра, который дул, указаны синими стрелками. Нормальная (относительно нормальная) динама на этой горке - справа на рисунке или снизу-справа (и ветре соответствующего направления). На рисунке поместилось приблизительно 2/3 этой горке. Горнолыжная горка находится на расстоянии 0.5км (размер рисунка) от этой снизу по рисунку и отделена еще одной балкой.
Горка имеет высоту метров 10-15 относительно автодороги. БОльшая часть зданий выше вершины горки. Относительно дна балки высота горки - метров 30.
Синими точками показана зона полетов вчера.
Модель я забрасываю на высоту 7-10метров.
Переменная облачность. Нормальной динамы не было. Причина - горка разрезает ветер этих направлений практически не поднимаая его в верх ( лес внизу и здания вдали тоже не способствуют образованию динамы).
Тем не менее несколько раз удавлось прилично подняться. Все удачные полеты проходили по одному сценарию. Ослабление ветра. После заброса модель начинает медленно набирать высоту. Подъем проходит в зоне “возможной динамы” при этом ветре (при ветре того же направления, только сильном, динамы в этой зоне практически нет…). Если выйти из этой зоны, модель резко просаживает вниз. По мере набора высоты зона становится все шире и шире. Поток ровный, вертикальная скорость потока от 0.5м/с до 2м/с.Ветер и наверху (поднимался метров на 50) тоже слабый 0-2.5м/с). В нем попадаются участки (небольшие внутри, какие снаружи - не знаю) с нисходящим потоком приличной скорости. Фактически получается (на высоте) поднимающееся “поле воздуха” размером в несколько футбольных полей, в котором есть небольшие “дырки” (5-15 метров в диаметре).
Завершение этих полетов проходило тоже по одному сценарию. Ловился мощный “нисходняк”, который за несколько секунд опускал модель почти до уровня старта. Повторно “выгрести” наверх не удавалось…
Как такую хрень назвать? “Нисходяще пузыри”?
… Ловился мощный “нисходняк”, который за несколько секунд опускал модель почти до уровня старта. Повторно “выгрести” наверх не удавалось…
Как такую хрень назвать? “Нисходяще пузыри”?
Ну варианта два, либо под горкой стоит турбонасосная станция, которая сосет воздух строго вниз, или где-то в самом неожиданном месте прятался восходящий поток=)