Электроплан для парения в восходящих потоках

TPEHAK

Электроплан для парения в восходящих потоках

Хочу показать, что я собрал за полтора месяца работы. Я вообще-то занимаюсь радиопланерами, с электричками не очень долго работал. Решил построить очередной электропланер. На поприще электолётов, я делал ещё кое-чего – вот одна из моих предыдущих работ rcopen.com/forum/f36/topic66759. Это, тоже электропланер, но ввиду ряда причин, связанных с подбором мотоустановки, он летал не очень удовлетворительно. Тогда я зарёкся построить мотопланер по всем канонам и с хорошей подобающей бортовой начинкой. И вот он, уже почти доделанный. Осталось доделать механизацию, проэмалитить, да обтянуть – всего по мелочи.
Опишу конструкцию:
Параметры: размах -1.5м, размах V-образного оперения – 410мм, длина фюзеляжа – 650 мм. Полётный вес – пока не знаю.
Начинка: Приёмник – Hitek весом 8 гр, сервомашинки – GWS – 3 шт. по 6.5 гр. Трёхбаночный литийполимерный аккумулятор (вес не знаю). Мотор – Pulotage, не помню какой марки ). Регулятор – Pilotage (тоже марку не помню – лень смотреть 😃 )
Фюзеляж. Обычная монококовая конструкция, стеклоткань и компаунд, крашеная сразу в матрицах полиуритановой краской. Я его сделал ещё год назад, одновременно, когда строил предыдущий мотопланер – я тогда параллельно сделал две формы, одну для первой электрички (по схеме высокоплан, под коллекторник с редуктором), другую классической планерной схемы под цилиндрический двигатель. Кстати когда я делал формы для второго мотопланера, я понятия не имел каких размеров двигатели (у меня только был куплен коллекторник для первой электрички) и сделал переднюю часть примерно сообразно красивости – авось влезет %). И вот как выяснилось, недавно купленный безколлекторник от Pilotage аккурат влезает под 30мм внутреннего диаметра переднего шпангоута, повезло так повезло. Кстати, повезло даже найти в Московском E-Fly кок со складным винтом аккурат под этот диаметр и под вал моего двигателя. Я бы и сам сделал кок со ступицами и не стал тратится на дорогую покупку (кок с винтом около 700р однако!!!), но год назад закончил универ в другом городе, где я занимался авиамоделизмом в СКБ, и теперь доступа к станкам не имею – приходится работать дома, и то, на данный момент только по отпускам из армии (сейчас служу срочником) – вот, можете видеть, что во время второго отпуска уже сделал 😃 . Винт, Graupner, углепластиковый, кок со ступицей дюралевые, открытой конструкции для обдува двигателя.
Крыло: разборное. Профиль E-225 (если мне память не изменяет 😃 ). Классическая конструкция – углёвые лонжероны, сечением 4Х1 мм (идут на 3/4 крыла), бальзовые полочки, таврованые нервюры, зашивка лобика и центроплана бальзовым шпоном S1мм, передняя кромка - липа. Разъём крыльев - вклеены углёвые трубочки в центроплан, причём сделано так – одна углёвая трубка диаметром 10мм и длиной 150мм, в неё под углом вклеена другая углёвая трубка длинной 40 мм с внутренним диаметром 5 мм под стальной штырь (штырь общей длиной 80 мм) – таким образом при состыковке консолей крыла, получается заданная V-образность, без всяких изгибов штыря и при вклеенной основной трубке по оси крыла. В основании крыла вклеены крючки из сталистой проволоки диаметром 1 мм для стяжки и фиксации крыльев. Для микросервоприводов в каждом крыле вклеены коробочки с элементами крепления под машинки. Элероны сажаются на скотч после обтяжки крыла. Сами элероны наборные – нервюры, сверху и снизу полностью зашиты бальзой толщиной 1 мм, далее элероны несколько раз покрываются жидким эмалитом со снятием ворса, а потом обклеиваются самоклеящейся плёнкой Oracal. Крыло к фюзеляжу крепится по задней кромке пластиковым винтом вворачиваемым в дюралевый ввёртыш, вклеенный в фюзеляж, по передней кромке крыло фиксируется штырьком, входящим в соответствующее отверстие в фюзеляже.
V-образный стабилизатор: наборной конструкции – нервюры, сосновые лонжероны, полочки, всё это целиком зашито бальзой S0.8 мм. Передняя кромка – липа. Рули высоты по конструкции аналогичны элеронам, только они навешены на стабилизатор с помощью петелек (маленькие, пластиковые, купил в E-Fly). Консоли стабилизатора приклеиваются встык, сверху и снизу по шву обклеиваются полоской стеклоткани шириной 30мм. В центроплан стабилизатора вклеивается дюралевый грибок, в хвост фюзеляжа так же вклеивается грибок, но с нарезаной внутри резьбой (М4), таким образо стабилизатор фиксируется в хвосте фюзеляжа пластиковым винтом - при этом нижняя часть оперения упирается в V-обраный паз в хвостовике фюза.

Ниже выкладываю фото своего электропланера – делать осталось немного. Думаю во время летнего отпуска облетать. Давно мечтал построить планер на электротяге – это вам не просто планер, который затягивать вручную, резинкой или электролебёдкой надо - тут вообще всё просто, возни и помощника не требуется – запустил повыше отключил мотор, и пари сколько душе угодно, красота.

Пишем свои вопросы, комментарии.

TPEHAK
Albert:

Тему - в “Планеры”. Хорошо!

Почему в планеры-то - этож электролёт? 😃

TPEHAK
Albert:

О - нормально. А есть фотки поближе, в деталях?
PS: Ну теперь-то уж тему не перенести, она здесь создана 😦

Albert

Ну мы же ваш обсуждаем. А мой найдете по ключу “Maxi Oriole”.

TPEHAK
Albert:

Ну мы же ваш обсуждаем. А мой найдете по ключу “Maxi Oriole”.

Так это покупной? Ммм. Я предпочитаю сам самолёты строить - то, что продаётся, откровенная халтура. За те же деньги можно столько бальзы понакупить - думаю хватит на самолётов десять 😵 . И эти десять самолётов будут не тем нискосортным товаром, что продаётся, а сделаным самим, такими как вам надо, правильной конструкции и на должном уровне качества. Кстати, от вашего самолёта можно взять фюзеляж и снять по нему матрицы (гораздо менее трудоёмко чем самому стругать - а сделан он симпотично), и клепать по ним корочки и делать самодельные планерки. 😒

Кстати, я предполагаю обтянуть крылья своего электропланера с задней кромки до линии лонжерона самоклеящейся термоусаживаемой плёнкой, а лобик покрыть крашеной в тканевом красителе миколентой, или “французской бумагой”, с эмалитом, так же хочу покрыть и оперение. Миколента имеет в отличии от плёнок шероховаую текстуру - это благоприятно сказывается на лётных качествах лёгких парителей, и помимо всего, отлично смотрится на бальзе, защищает её и т.д. Но вот проблема, старые добрые времена, когда в моделках можно было обзавестись этой бумагой канули в лету, и я понятия не имею где её раздобыть. В хоббийных Московских магазинах такого не сыщешь. Кстати как и эмалита - но, благо, у меня есть заначка со старых времён, однако и она когда-нибудь закончится 😦 . Может, кто знает, где эти вещи сейчас можно раздобыть?

Albert

А если не удастся найти “шероховатую” бумагу - может, выйти из положения, применив окраску. Смешать лак с мелкими опилками (вариант - микросфера), и задуть переднюю часть профиля из аэрографа.

TPEHAK

Это, конечно, вариант. Но у меня нет под рукой аэрографа, компрессора (и покупать всё это дело дорого), а в моделку для этих целей я врядли скоро попаду. И ещё - меня не совсем устраивает покраска крыльев просто на бальзу - цельно зашитые бальзой со стеклотканью или цельно композитные крылья, это понятно, но крылья лёгенького планерка задувать лаком или краской - это как-то не то. В случае если я не найду этой бумаги, думаю оставить как есть, бальза будет только покрита жиденьким эмалитом - это защитит от влаги (не от воды конечно 😃 ), даст бальзе поверхностную прочность, убережёт её от марания. Однако всё же миколенту или “француженку” я хотел бы настоятельно раздобыть.
Кстати есть ещё вариант обтянуть крылья парашютной тканью с эмалитом - это, кстати, последний писк моды у резиномоторщиков и свободнолетающих планеристов. Эта ткань легка, прочна, имеет как раз шероховатую текстуру и специфическое, очень красивое плетение. Когда я ещё трудился в СКБ в Самаре, у нас спортсмены обтягивали ею свои самолёты - мне даже предлагали купить её, но я тогда этим не заинтересовался, а вот сейчас думаю, где её достать?

Abe
TPEHAK:

Кстати есть ещё вариант обтянуть крылья парашютной тканью с эмалитом - это, кстати, последний писк моды у резиномоторщиков и свободнолетающих планеристов. Эта ткань легка, прочна, имеет как раз шероховатую текстуру и специфическое, очень красивое плетение. Когда я ещё трудился в СКБ в Самаре, у нас спортсмены обтягивали ею свои самолёты - мне даже предлагали купить её, но я тогда этим не заинтересовался, а вот сейчас думаю, где её достать?

Я в туристических магазинах “парашюткой” раньше закупался. Правда, совсем для других целей - палатки шил 😃 Ежели в Тольятти таковых нет, попробуйте у вояк…

TPEHAK

Кстати, насколько я знаю, парашютная ткань тоже разная бывает, моделисты, думаю, какую-то конкретную марку используют. Та, что я видел, была похожа на пропитаную лаком бумагу - т.е. тонкая и в меру жёсткая, плетение ткани было похоже на шахматную доску - с клеточками 5Х5 мм, образоваными перпендикулярно направленными волокнами.

Ну что молчите-то - оцените работу 😃. Может какие замечания будут или пожелания.

Sens
TPEHAK:

Ну что молчите-то - оцените работу 😃. Может какие замечания будут или пожелания.

Хороший планерок!!! 😃
Замечаний не будет, пожелание - долгих полетов!!! 😁

pakhomov4
TPEHAK:

Кстати, насколько я знаю, парашютная ткань тоже разная бывает, моделисты, думаю, какую-то конкретную марку используют. Та, что я видел, была похожа на пропитаную лаком бумагу - т.е. тонкая и в меру жёсткая, плетение ткани было похоже на шахматную доску - с клеточками 5Х5 мм, образоваными перпендикулярно направленными волокнами.

Ну что молчите-то - оцените работу 😃. Может какие замечания будут или пожелания.

Только без обид!
Профиль Е225 - ЛАМИНАРНЫЙ, то-есть должен быть идеально чистым по поверхности…
Нет “французской” бумаги - есть “японка”…
Сейчас свободники используют “композит” - термоусадочная плёнка+бумага (если можно так назвать…)
“Парашютная” ткань - скорее всего стеклотекстолит…
Берём обычный лавсан и обтягиваем КОНСТРУКЦИЮ…
😃

TPEHAK

Ну вот я нацелился пока обтягивать самоклеящейся термоусаживаемой плёнкой, у меня она есть какраз, да и купить её можно в любом хоббийном магазине, но только не целиком обтягивать буду - зашитый лобик и оперение хочу миколентой с эмалитом или вот “японкой”, как вы сказали. Только мне интересно - она по своим свойствам похожа на микаленту? - то есть такая же лёгкая, с возможностью покраски тканевым красителем, натягивается при покрытие эмалитом? И где можно купить “японку”?

На счёт профиля: ламинарный 😦 но думаю всё же если на лобике будет небольшой турбулизационный эффект за счёт шероховатой бумаги, лёгенькому самолётику это только на пользу пойдёт, да и потоки он так ловить должен лучше.

Oxfa

Извените, а не скажите где можно почитать про технологию изготовления подобного фюзеляжа =)

ДАК

Отличный планер! Чертежи народу дадите?

Oxfa

И кстати а как крыло крепится к фюзеляжу??

edwards

Классный планер - удачно испытать и летать! И внешность у него красивая, размерчик только маловат, но это чисто мое ХО.

TPEHAK

Фуф, итак попорядку )

  1. Не знаю где можно почитать - но на форуме есть раздел “Технологии” - там много чего найти можно. Конкретно этот фюз делался очень просто, вкратце расскажу:
    Делается чертёж фюза - две проекции - ну это естественно. Далее берутся два прямоугольных бруска липы - каждый по размеру такой, чтобы из него получилась половинка фюзеляжа, рассечённого в вертикальной плоскости. К каждому бруску с одной стороны клеится лист ватмана на ПВА. Потом этими же сторонами бруски клеятся на ПВА друг к другу через ватман. Потом выстругивается болванка фюзеляжа (думаю, все знают, как это делается - разметочка, пила, рубанок, нож, сухарик в руки и впёрёд ваять). Готовая отшкуреная болванка покрывается жиденькой смолой, шкурится, покрывается ещё раз, опять шкурится - и так несколько раз, пока после вышкуривания у вас на поверхности будет смола и не будет дерева. Потом раскалываем две половинки по линии ватмана (теперь поняли зачем это надо было 😃 ) - каждую грунтуем первичной автогрунтовкой - подшкуриваем, чтобы поверхность была совсем без деффектов, а затем задуваем половинки вторичной автогрунтовкой, красим нитрокраской или полиуретановой краской (я полиуританкой задувал) - потом опять шкурим, но уже очень мелкой наждачкой и с водичкой, потом опять красим, потом опять шкурим - и так несколько раз, пока после ошкуривания, поверхность будет без дефектов, а везде будет лежать краска, далее ошкуриваем с водичкой наждачками более мелкой зернистости, доходя до самой нулёвой. Всё - болванки готовы. Берём два листа оргстекла, гладкого ровного и без дефектов (я брал ламинированную пластиком фанеру) - на этом оргстекле будут лежать наши половинки болвана. По периметру болванов на стороне разреза клеим немного пластилина, кладем, болваны на оргстекло, придавливаем, удаляем пластиковым инструментом излишки пластилина. Далее натираем болван “Ваксой”, даём просохнуть, опять натираем , опять и опять и так раз пять (стихи какие-то 😃 ). И вот теперь делаем матрицы. Выкладываем первый слой на болваны и оргстекло - смола смешанная с тальком. подливаем это добро по мере его стекания и застывания 😃 . Потом когда она доотлипа застынет, кладём стеклоткань - первые слои - тонкой, с убирание пузырей - и так слоёв 5. Потом кидаем толстую. А потом бухаем мешковину стеклотканевую. Первые слои тонкого стекла лучше класть тогда, когда предыдущий слой доотлипа застынет (когда это произойдёт, следующий слой ложится, проглаживается рукой, и покрывается смолой). Ждём сутки (лучше двое) сымаем матрицы, обрабатываем по периметру, совмещаем, сверлим одновременно в обоих в периметре отверстия для стяжки и фиксации половинок матрицы - Всё эта часть готова.
    Ну, теперь собссно закладка. Ваксим матрицы. Красим изнутри полиуританкой ( не вздумайте красить периметр 😃 ). Кладём стеклоткань, тонкой… толстой…ждём доотлипазастытости, срезаем по краю излишки, прокладываем по периметру изнутри узенькую полосочку стеклоткани, пропитываем её смолой, совмещаем и стягиваем половинки матрицы, ждёмс сутки. Извлекаем корки, удаляем облой со шва, прорезаем отверстие в фюзе (естественно там, где оно должно быть 😃 ), через него изнутри проклеиваем шов полосочкой стеклоткани со смолой. Всё - фюз готов - далее работы с ним на ваше усмотрение.
    Хочу добавить - под V-образный паз оперения на хвосте, под выемки окон охлаждения на фюзе при закладке корок в матрицы вкладываются дополнительные болваночки-вкладыши (притираются к стенкам матрицы на пластилинчеке).

  2. Крыло спереди (в зоне передней кромки) имеет паз между половинками консолей для пластинки со штырьком - эта пластинка фиксируется между торцами крыльев, а штырьком входит в отверстие под “язычком фюзеляжа”. По задней кромке крыло привинчивается пластмассовым болтом на М4 - болт ввинчивается в дюралевый “грибок” вклеенный в фюз под площадкой для крыла под задней кромкой. Крылья за стальные крючки стягиваются резинкой.

  3. На счёт чертежей. Были только искизы на тетрадных листах 😃. Ну ещё рабочий чертёж крыльев на стапеле да шаблоны нервюр. Когда я проектировал самолёт, я отталкивался от схем и размеров самолётов, публикуемых в журнале “Моделист-конструктор” да ещё у меня на компе есть немного (ну это я уже вроде отсюда где-то брал по ссылкам форумчан). Могу конечно выложить это, чисто габариты узнать - смеяться будите 😃

5 months later
TPEHAK

Ну а уменя потихоньку руки опять дошли до этого самолёта. Уже почти доделан. Оперение и крылья проэмалитил и обтянул, грибки монтажа крыла и оперения вклеил в фюзеляж, спаял электроарматуру в консолях крыла, навесил элероны (на узком скотче), сделал качалки на руль высоты и узел крепления в стабилизаторе. Три дня пыхтел 😁

Осталось сделать тяги, узел монтажа сервопривода в вфюзеляже и крышечки на крыльевые машинки. Собссно совсем немного.

Жалко отпуск скоро заканчивается - опять в эту армию ехать, облетать не успею наверно 😃

TPEHAK

Ну вот, собственно, и законченый самолёт. Аппаратура вставлена, аккумуляторы заряжены - намерен скоро поднять в воздух 😃