Процесс постройки мотопланера, 2.5м

Sanya
cashin:

Возник вопрос: нормально ли для этого использовать круглый сосновый штырек диаметром 3мм?
Какие в это месте бывают нагрузки, не очень представляю.

По-идее 3 мм должно хватить, основную нагрузку несет лонжерон, а тут главное чтоб вклеен был этот штырёк хорошо… а вообще потом еще типа скотча на стык крыла с ухом полоска наклеивается… она тоже не дает уху болтаться…

cashin
Sanya:

По-идее 3 мм должно хватить, основную нагрузку несет лонжерон, а тут главное чтоб вклеен был этот штырёк хорошо… а вообще потом еще типа скотча на стык крыла с ухом полоска наклеивается… она тоже не дает уху болтаться…

Где-то так и думаю, спасибо.

cashin

Появилась проблема, не могу поставить спойлер из-за странного поведения серв (или приемника) при включении.
Создал тему в “аппаратуре”, подскажите, кто зает, пожалуйста, мне на стройку осталось несколько дней.

cashin

Серву перенастроить не удается, но придумал другое решение, механическое.
Спойлер будет просто выдавливаться наружу качалкой без каких-либо шарниров, а возврат - резинкой.
Тогда колебание качалки сверх нужного диапазона не вызовет поломки.

cashin

Продолжение банкета.

Доводка до ума передней части фюзеляжа:

Новый, легкий спойлер, взамен предыдущего, тяжелого:

Сервоприводы консолей крыла и спойлера:

Переднюю бальзовую часть фюзеляжа, может быть,стоит чем-то покрыть, кроме пленки, для твердости и устойчивости к стиранию?

Sanya

Красиво получилось! Еще какие-нибудь наклейки будут для разнообразия?

cashin
Sanya:

Красиво получилось! Еще какие-нибудь наклейки будут для разнообразия?

О да, это непременно 😃 Будет векторная аппликация на крыле, и фюз будет не просто дубинкой. Но я забегаю вперед, сначала надо все-же доделать.

TPEHAK

Да, здоровенная самолётина выходит 😃
Можно поподробнее про плёнку - на ней есть самоклеящейся слой? И чем она отличается от плёнок с термоклейким слоем, продающихся в хоббийных магазинах?

boroda_de

Извините, что влезаю.
Плёнка с клеевым слоем. Поверх него защитный прозрачный.
Плёнка лёгкая и полупрозрачная. Тянется и ложится на углы хорошо. Продаётся в модельных магазинах, но дороже.
обтягивал металку: rcopen.com/forum/f37/topic43893/25

cashin
boroda_de:

Извините, что влезаю.

Да ладно, что вы, форум ведь для того и существует, чтобы влезать. Наоборот, влезайте на здоровье.

TPEHAK
Я не особо разбираюсь в пленках, просто заранее нарыл информацию, что она хорошая, и купил.
Выбор оказался верным: удобная, совершенно легко клеится, переклеивается, равномерно и предсказуемо усаживается.
Самый прикольный этап процесса, на мой взгляд.

Обычно рекомендуют оставлять по краям детали запас пленки по 2.5 см (особенно новичкам). Я таким образом обтянул крыло. При обтяжке оперения уже сделал запас около 5 мм и все получилось четко. Крыло — это, конечно, совсем другой размер, но мне кажется, что 1 см там вполне бы хватило.

Stalker

Красивенький планер) А что с фюзом? тоже обтянул или красить будешь? не будешь усиливать бальзу на носу тонкой стеклотканью чтоб не мялась?

cashin
Stalker:

Красивенький планер) А что с фюзом? тоже обтянул или красить будешь? не будешь усиливать бальзу на носу тонкой стеклотканью чтоб не мялась?

Не сделал запасов стеклоткани, а осталось два дня до отъезда “в поля”. И никогда не работал со стеклотканью, уже и разобраться-то не успею. Эти два дня - на всю оставшуюся сборку. Аврал )
Сделал на днище еще один слой бальзы, выпуклый скругленный, чтобы на этот “бугор” приземляться, промазал снаружи всю нижнюю переднюю часть тайтбондом, и буду покрывать все пленкой.

ostin
Lazy:

Я имел неосторожность написать статью о прочности. 😛 С формулами и картинками.

Извините за оффтоп, но где сиё творение находится?

По теме: красивая тушка получилась!

Lazy

Там где и остальные статьи…Зайдите на сайт с ГЛАВНОЙ страницы.

cashin

Ostin, Lazy

Статью-то я когда-то давно прочел, автору спасибо, но, именно на данном процессе, по теме, это не отразилось.

Кстати, по статье:
Сейчас ради интереса посчитал (модель почти готова) посадочную скорость: примерно 6 м/с.
Кинетическая энергия при этой скорости — 200 Дж.
Масса ориентировочно 1100 г.

cashin
cashin:

на данном процессе

если речь шла о моей деревянной балке 😃

9 days later
cashin

28 июня уехал на дачу, успев все-таки достроить этого орла.
Сегодня вернулся.
Вкратце - успешно 😃

7 дней полетов. Понравилось. Планеры - это клево.

В конструкции выявлены разные особенности, подробнее обо всем чуть позже.

Sergey_S
cashin:

Планеры - это клево.

Гыы, еще один попал 😃 😃 .
Удачных полетов!

cashin

Sergey_S, tumbzik 😃

Фотки окончательных доработок и итоговый вид:
http://www.cashin.ru/sailplane/finaldetails/

По деталям:

Тяга руля высоты — угольный стержень 2мм, зафиксированный трубочками в 3 местах внутри балки. Выходит сзади прямо из кончика балки к центру руля, поэтому изгиб в балке минимальный.

Тяга руля направления — стальная, боуден. Чуть тяжелее угля (9 г), но позволила сделать проще игзиб на выходе из балки у хвоста.

Тяги элеронов идут снизу (от сервы) вверх (к элерону):

На одной из посадок выдернул тягу элерона, пришлось разрезать пленочку для ремонта:

Руль высоты крепится одним винтом, положение фиксируется просто силой трения без дополнительной фиксации. При определенном усилии руль можно провернуть. Это помогало на первых неуверенных посадках: когда цеплялся за что-то рулем (уже не помню, почему) плоскость проворачивалась без поломок:

Тяга на РВ без закорючки Z, закорючка в форме Г. Подобрал для этого толстые скрепки, плотно входят в кабанчики без люфта.

С посадками были траблы. Не сразу сообразил, как вообще нужно правильно его сажать. Подвожу к земле нормально, у земли цапал крылом, и носом в землю. После первого же подобного трюка начисто вылетела мощная передняя пластина с гайкой крепления крыла!

Собрал детальки, заклеил, вроде все окей. Полет, посадка — опять та же фигня! Крыло за кочку, нос в землю, треск, пластина вылетела. И так три раза подряд 😃 После третьего раза уже просто заканчивался запас клея! Кроме этой пластины, каждый раз открывались и другие, менее прочные поперечные перекладины в передней части фюза, и те, на которых установлены сервы.

Тут были две проблемы:
— почему так легко ломается нормально проклеенное крепление,
— почему пилот так криво сажает.

По первому пункту, прочность крепления.

После второго краша нехило усилил крепление уголками из бальзы и линейки:

Посадка, третий краш 😃 Все уголочки аккуратненько разошлись по клеевому шву. К одной стенке приклеены, от второй оторвалось все начисто.

После этого стало ясно, в чем дело.

При лобовом ударе расходятся стенки батарейного люка. Сами стенки прочные будь здоров (сосна треснула только после третьего удара 😃 ), но сверху-то в области батареи не связаны, поэтому в поперечной плоскости гибкие. Так как пластины вклеены внутрь стенок, возникает напряжение на разрыв, клеевые швы разрываются:

Значит, требуется подстраховать это место на разрыв — обмотал снаружи кевларовой ниткой:

Полет, традиционная посадка носом, проверка — все целехонько 😃

Окей, с конструкцией все прояснилось, теперь нужно понять, какого фига вообще получаются такие посадки.
А с этим все оказалось несложно. Просто у земли нужно было не вертеть крыльями, а нос аккуратно поддергивать кверху рулем высоты, всего-то 😃
Проблемы с конструкцией на этом закончились, все работало нормально, посадки легкие, спойлер помогает, полет устойчивый и предсказуемый.

О крыле и балке ни слова, потому что с ними вообще не было никаких проблем, все получилось хорошо, краши оказались пофигу.
Да, кстати, один полет был с недозаряженной батареей передатчика, в результате на 40 минуте вертикальное падение с большой высоты на дерево, все целое кроме нескольких дырок в обшивке и сломанного киля, исправлено за полчаса. Фейлсейф забыл настроить.

Фотки с облета и на земле чуть позже.