Процесс постройки мотопланера, 2.5м
Делаю планер с электромотором.
Раньше не строил.
Перед тем, как начать работу, уже задавал разные вопросы в теме
Постройка мотопланера 2.3м
благодарю всех, кто что-то подсказал.
Отдельный респект Михаилу «Tumbzik» за ответы на туеву хучу вопросов об особенностях строительства, и массу советов.
Фотографии процесса (на гугл-пикасе) с самого начала, на данный момент 199 фоток.
В итоге общие запланированные параметры следующие:
Размах 2.5, вес 1300-1400 г, профиль крыла AG 35-36-37, нагрузка на крыло примерно 28-30 г/дм2.
Лонжерон карбоновый, рассчитан примерно до 12-кратной перегрузки.
Мотор Turnigy 106-граммовый аутраннер,
сервы аналоговые 20-граммовые с металлом, 5 штук: направление, высота, две на элероны, одна на спойлер.
Центральная секция крыла готова (без обтяжки и спойлера),
сейчас делаю консоли. Вырезаны нервюры, делается лонжерон консолей.
Фюзеляж буду делать целиком бальзовый, или добавлю в хвост карбоно-стеклянную трубку, пока не знаю, как лучше.
Погода хорошая, надо побыстрее достраивать и летать.
Дальнейшие комментарии, предложения и советы — приветствуются.
Готовы лонжероны консолей.
Фотографии лонжеронов
Каждый по 750 мм.
Полки + бальза в середине.
Первые 500 мм полки - карбон, затем 250 мм сосна, высота сосновых полок уменьшается от 3 до 1 мм к законцовкам.
Вклеены фанерные боксы для соединительных трубок, такие же, как в центральной секции.
Карбоновая часть смотана кевларом.
Шаг наматывания увеличивается примерно до 10 мм к законцовкам, это нормально?
Сосну, полагаю, ничем сматывать не нужно? Деревянная часть склеена тайтбондом для дерева, уголь приклеен смолой “ларит”.
Консоли крыла — готовы скелеты без элеронов и зашивки бальзой лобика.
По массе получается сэкономить по сравнению с первоначальным прогнозом.
Теперь по плану общая масса 1272 г.
590 г — крыло в сборе,
682 г — фюзеляж.
По частям:
140 г — каждая консоль, 280 — две консоли,
310 г — центральная секция со всем содержимым, включая проводку элеронов и соединительные штыри,
208 г — передняя часть фюза (пустая, дерево) (прогнозируемая)
363 г — электроника в фюзе
111 г — вся хвостовая часть (прогнозируемая)
Площадь крыла — 46.875 дм2,
нагрузка на крыло — 27.136 г/дм2
Кто делал на планере спойлер, подскажите пожалуйста, он реально помогает вообще?
Стоит ли от него отказаться ради выигрыша 50 грамм веса?
Пока общий вес получается, судя по всему, 1250 г.
Он нужен спортсменам (точность посадки), и в случае полетов на ограниченных площадках (на глиссаде мешают деревья и т.п.).
Пару раз применял для сброса высоты, хотя мог бы применить штопор.
и в случае полетов на ограниченных площадках (на глиссаде мешают деревья и т.п.).
Ага, наверное, лучше все-таки сделать.
Крыло:
Фюзеляж: делаю отдельно хвостовую часть, начинающуюся от креплений крыла.
Затем к ней добавится передняя часть.
Фотографии строительства фюзеляжа на гугл-пикасе
Длина хвостовой секции 90 см.
Фюз делается на основе четырех сосновых реек 3х6 мм, проходящих вдоль от носа до хвоста.
Между ними вклеены бальзовые рейки. Сечение фюза пока, таким образом, квадратное.
Я планировал наклеить снаружи по бокам бальзовые пластины, чтобы скруглить углы фюза.
Но это добавит массы грамм 30-50 только на хвосте. Прочности у балки хватает сейчас и без этого.
Теперь вопрос.
В книге Мерзликина есть коэффициенты сопротивления фюзеляжей разного сечения.
Там неразборчивые надписи в самом интересном месте 😵
Кто-нибудь может помочь их расшифровать?
Хотелось бы понять, имеет ли смысл оклеивать раму хвостовой балки бальзой,
чтобы потом ее скруглить для улучшения аэродинамики,
или достаточно обтянуть пленкой и оставить квадратной, но легкой?
Ндя…Этим фюзеляжем можно в бейсбол играть…
Прочности у балки хватает сейчас и без этого.
Теперь вопрос.
или достаточно обтянуть пленкой и оставить квадратной, но легкой?
Я конечно не спец, но имхо скруглить чуть углы и обтянуть. Балка уже сейчас выглядит железобетонно
Ндя…Этим фюзеляжем можно в бейсбол играть…
Зато крепкий 😃 Если что, войдет в грунт на метр!
Дима
Я имел неосторожность написать статью о прочности. 😛 С формулами и картинками.
В книге коэффициенты сопротивления
для круглого сечения = 0,1
для квадратного = 0,15
Это для сечений одинаковой площади, если я правильно понял, поправьте, если не так, пожалуйста.
Имеется квадратное сечение, ширина 50 мм.
Предположим, его можно абстрактно нарастить до круга.
Диаметр круга получится примерно 70 мм.
Что при этом получается с сопротивлением (его частью, зависящей только от формы и площади, без скорости):
Площадь круглого сечения ≈ 3850 мм2
Площадь квадратного сечения = 2500 мм2
Сопротивление круглого = 3850 * 0,1 = 385
Сопротивление квадратного= 2500 * 0,15 = 375
Получается, наращивать уже имеющуюся коробку до круга просто не имеет смысла. Было интересно, имеют ли смысл промежуточные величины, то есть наращивать не до круга, а до среднего между кругом и квадратом (объем бальзы уменьшается в 2.5 раза):
Но это как минимум 30 грамм веса, как я уже говорил…
Насчет стачивания углов прутков - согласен, их надо скруглить, конечно.
А с прочностью-то понятно, что ее уже достаточно, речь только об аэродинамике.
Я бы вам советовал эту телебашню вкопать в огороде…И сделать новый фюзеляж - 4 куска бальзы 1,5 мм, по углам проклеить бальзовым трёхугольником-рейкой 6х6. Сечение сделать прямоугольным, а не квадратным и скруглить углы. Будет весить втрое меньше и иметь более чем достаточную прочность.
Я бы вам советовал эту телебашню вкопать в огороде…И сделать новый фюзеляж - 4 куска бальзы 1,5 мм, по углам проклеить бальзовым трёхугольником-рейкой 6х6. Сечение сделать прямоугольным, а не квадратным и скруглить углы. Будет весить втрое меньше и иметь более чем достаточную прочность.
За совет спасибо, а почему сечение прямоугольным, а не квадратным?
Вес выходит 65 грамм (учитывая обтяжку), и это с фанерными пластинками-креплениями крыла,
то есть она доходит до передней кромки крыла, дальше, чем обычно отдельно хвостовая балка.
Разве это очень тяжелая? Или дело в скруглении углов?
Вес выходит 65 грамм
Угу…Скока надо в нос насовать, что бы эти граммы сбалансировать? Зачем возить за собой балласт?
Угу…Скока надо в нос насовать, что бы эти граммы сбалансировать? Зачем возить за собой балласт?
Нее, у меня все посчитано без догрузки, массы материалов и начинки известны. В носу будет двигло более 100 грамм, рег 40 грамм, батарея 3S. Все сбалансировано, массы, площади, моменты.
В корпусе остается некоторый промежуток для центровки батарейкой, кроме того, что баланс заранее подсчитан.
Если скруглить грани этой раме, общий вес получается менее 1200 грамм, нагрузка на крыло менее 25 г/дм. Много это или мало - я не знаю пока. Летать надо будет и в разных ветрах, и в штиль. Берег Волги. Обнажды гонял в хорошую погоду на пилотажке, в считанные минуты подошел такой штормик, что с поля убегали уже с самолетом под дождем и под хороший ветер.
Ну вам виднее…Хотя на мой разум - колено от удочки более чем хорошо сгодилось бы на балку.
Да фюз просто художество ))) а нащёт удочки поддерживаю … скока времени бы сыкономили.
Ну а прямоугольник то покрепче квадрата будит, при данном приложении нагрузки.