выкройки для дирижабля.

21043

Прив!

вот решил заняться дирижаблестроением.

подскажите плз методики расчета выкроек?

или есть готовые чертежи? было бы здорово.

интересует длина 3-4 м, классическая дирижабельная форма, с гондолкой внизу.
переходной вариант для полетов и в помещениях, и в штиль на улице.

с мелкими моделями из фольгированной пленки от цветов + моторчики и начинка от самолетика за 25 баксов уже наигрался.

вот типа таких:

Zorand
21043:

подскажите плз методики расчета выкроек?

Выкройки строятся элементарно - рисуете вид сбоку, режете вериткальными сечениями, получаете кучу окружностей известного диаметра. Считаете их длины. Самую большую делите на полметра-метр, получаете количество будущих долек. Делите остальные окружности на количество долек - получаете ширины долек в каждом сечении. Вымеряете ниточкой длину образующей на виде сбоку - получаете длину оси симметрии каждой дольки. Меряете расстояния между сечениями на образующей, откладываете на оси дольки, отмечаете ширины. Соединяете плавной линией. Шаблон готов.

Чем больше долек, тем круглее форма, но тем больше швов. Золотая середина.
Можно высчитать все очень точно, если составить форму баллона из простых тел вращения - шары, цилиндры, конусы, эллипсоиды, в конце концов. Тогда необходимость в нитке отпадет. Но конечный результат врядли будет чем-то отличаться в лучшую сторону. По крайней мере внешне. Еще мат.построение помогает точно определить объем, что Вам, кажется, тоже ни к чему.

21043

я так понимаю делается одно лекало, а по нему кроится куча одинаковых полос? для целой стаи дирижаблей.

Zorand
21043:

я так понимаю делается одно лекало, а по нему кроится куча одинаковых полос? для целой стаи дирижаблей.

Ага, вроде того. Просто чтобы не строить выкройку для каждой полосы. На стаю шаблон придется делать из чего-нибудь серьезного, а на один - и из ватмана достточно склеить.

Anton253

Выкладываю расчёты раскроя оболочки по методу Парсеваля(три варианта с различным коэффициентом полноты). Там всё подписано, но если будуть вопросы, отвечу. Для открытия необходим MatCad 11.

________________________1.zip

21043

спасибо!

скачал, но маткада нет… а можешь сохранить для корела или хотя бы автокада? автокад вроде импортируется в корел…

думаю сдать знакомым ребятам из наружной рекламы, чтоб вырезали из акрила или др. платика несколько разных шаблонов режущим плоттером.

Anton253

Во вложенном файле (AutoCad2004) раскрой одного из восьми лепестков оболочки в виде точек, которые Вы сами обведёте( извините, времени нету).
Припуск на шов учтён (30 мм).
Приведённые координаты для оболочки с параметрами:
длина - 4 метра
диаметр в миделе - 1.33
периметр миделя - 8.90
объём - 3.66 м^3
площадь поверхности - 13.56 м^2
коэффициент полноты - 0.66
центр тяжести - 1.80 метра от носа

Вообще советую установить MatCad, потому как сможете посчитать координаты полотна для любых заданных параметров.

_______.zip

21 days later
Виктор40
Anton253:

диаметр в миделе - 1.33
периметр миделя - 8.90

Не понял.
Может, не диаметр, а радиус?
…или (скорее) периметр в 2 раза меньше…

С уважением

PS. Во, блин, уехал в отпуск - и чуть не пропустил самое интересное на форуме. 😁

Anton253
Виктор40:

Не понял.
Может, не диаметр, а радиус?
…или (скорее) периметр в 2 раза меньше…

С уважением

PS. Во, блин, уехал в отпуск - и чуть не пропустил самое интересное на форуме. 😁

Да, действительно неоднозначность
Диаметр миделя - имел ввиду диаметр поперечного сечения (окружность).
Периметр миделя - периметр продолльного сечения (фигура близкая к эллипсу)

21043

спасибо, в программе разобрался - очень удобая.

тут есть возможность заказать “рукав” до 2 м диаметра - может попробую не из лепествой клеить, а из сплошной трубы вырезать клинья и склеивать оставшиеся края.

правда, если минимальная партия будет тонны полторы - то такой способ откладывается…

Anton253
21043:

спасибо, в программе разобрался - очень удобая.

тут есть возможность заказать “рукав” до 2 м диаметра - может попробую не из лепествой клеить, а из сплошной трубы вырезать клинья и склеивать оставшиеся края.

правда, если минимальная партия будет тонны полторы - то такой способ откладывается…

Если клинья вырезать, думаю получится не очень( как минимум складка на самом конце клина), хотя попробовать, наверное, можно.
Если не секрет, что за материя?

21043

увы, пока пленка - ПВХ, ПП или лавсан, узнаю когда возьму в руки, скорее всего ПП.

дирик будет маленьким - метра 2-3 длиной - по крайней мере этот, пока потренируюсь на грядущих выходных - обещали отрезать рукав (т.е. бесшовную трубу) метров 10 от немалого такого рулончика.

кстати, а имеют ли смысл “компьютерные кулеры” в качестве движков для дирижабля такого размера?
предполагаемая схема: гондлоа вниуз, по бокам 2 винта на общей оси, поворачивающейся вверх-вниз, повороты за счет разнотяга движков.

типа такого:

Anton253
21043:

увы, пока пленка - ПВХ, ПП или лавсан, узнаю когда возьму в руки, скорее всего ПП.

дирик будет маленьким - метра 2-3 длиной

кстати, а имеют ли смысл “компьютерные кулеры” в качестве движков для дирижабля такого размера?
предполагаемая схема: гондлоа вниуз, по бокам 2 винта на общей оси, поворачивающейся вверх-вниз, повороты за счет разнотяга движков.

  1. Лавсан, если найдёте, для комнатных моделей самое то.
  2. С длиной 3 метра объём равен около 1,5 м3 (при удлинении 3), а площадь поверхности около 7,5м2. Если считать, что этот объём “поднимает” 1,5 кг веса, а плёнка весит около 100 грамм, то на гондолу и оперние приходится 750 грамм(Кстати говоря, если будете делать поворотные пилоны, как на рисунке, то можно попробовать летать в помещении без оперения). Если сможете уложиться, то Вам повезло. Делать оболочку меньшего объёма по моему мнению неперспективно.
  3. Я кулеры не пробовал, но суммарная потребная тяга для 3-метровой модели около 1,5 Ньютона (на скорости 5 м/с)
21043

думаю купить такой самолет и растерзать.

happyland.lookmy.info/index.php?id=3496&show=4nalb…

он 3-канальный, 2 движка и 3-позиционный актюатор на РВ - нейтральное, верх, низ. Актюатор будет поворачивать ось с движками - в принципе именно серва там не очень и нужна…

вот товарищ уже сделал:

супербюджетно 😃 для первого тренировочного.

прозрачный лавсан нашел, а бывает молочно-белый?

BALAL
21043:

кстати, а имеют ли смысл “компьютерные кулеры” в качестве движков для дирижабля такого размера?

Старинные мелкие компьютерные кулеры с процессоров давали тягу 1 - 1,5 грамм!! Большего размера куллеры, думаю, до 20 грамм в лучшем случае выжмут - предельно мало, полагаю, не стоит их использовать.
Подозреваю, что 2-3вольтовый двигатель от кассетных плееров с винтом от GWS малого диаметра - самое то. Пластиковая канцелярская кнопка, кстати, прекрасная заготовка для переходника двигатель - винт.

21043:

предполагаемая схема: гондлоа вниуз, по бокам 2 винта на общей оси, поворачивающейся вверх-вниз, повороты за счет разнотяга движков.типа такого:

Подходящая схема…

Старая ветка по теме:
rcopen.com/forum/f38/topic10348

И ещё, помнится, одна, по крайней мере, была, как раз управляемость - компоновки изучались.

21043

ну да, поиском прошелся, по дирижаблям еще раньше поиском проходился.

для мелкого хватит и моторчиков с самолета-донора.

у такой схемы есть минус - при резкой работе тягой дирижабль раскачивается, т.е. клюет-задирает нос. особенно мелкие и короткие, судя по видео в ютубе.

кстати видел видео полета дирика с поворотным в 2 плосткостях хвостовым винтом - прикольно.

Anton253
21043:

у такой схемы есть минус - при резкой работе тягой дирижабль раскачивается, т.е. клюет-задирает нос. особенно мелкие и короткие, судя по видео в ютубе.

Вы совершенно верно заметили, для мелких и коротких. Но избежать такой схемы для них вряд ли удастся.
Единственное, что остаётся, это увеличивать площадь оперения ( не менее 1/3 от объёма в степени 2/3).

21043

вот потренировался.

материал - прозрачная пленка “от цветов”. стоит ерунду, ширина 60 см, сколько в рулоне - не знаю, но много.

дирик вышел корявенький - т.к. из 2 частей. сложил 2 листа, от руки нарисовал подобие класической дирижабельной формы, обрезал канцелярским ножом, заварил струнным запайшиком пакетом.

шов конечно аккуратный, но недостаточно крепкий - буду делать шириной 3-4 мм. по идее идеальный инструмент:

www.abbeon.com/store/item.cfm?code=695

но пока сделаю из паяльника что-то типа модельного утюжка. или куплю маленький походный утюжок с тефлоновым напылением.

вес оболочки - 50 грамм, длина полтора метра, диаметр примерно 45 см.
гелием ее надувать не планирую - это была просто тренировка.

сегодня привезу белую матовую пленку, буду пробовать сделать из 4 лепестков длиной метра 3. его и надую.

Anton253
21043:

вот потренировался.

дирик вышел корявенький - т.к. из 2 частей. сложил 2 листа, от руки нарисовал подобие класической дирижабельной формы, обрезал канцелярским ножом, заварил струнным запайшиком пакетом.

сегодня привезу белую матовую пленку, буду пробовать сделать из 4 лепестков длиной метра 3. его и надую.

Вот эти ребята(www.roboclub.ru/project/mobi/…/mobiln_5.html) клеили по такой же технологии.
Прошу обратить внимание - 210 литров!
С удовольствием буду следить за процессом.
Удачи Вам.

21043

американцы делают сейчас нечто похожее.

тоже робот, следует за ИК-буем и тоже с УЗ датчиком высоты, или просто радиоуправляемый.

когда закончат можно сделать летающий по маршруту, обозначенному буями, дирижабль, в супермаркете например.
полностью необслуживаемый комплекс. батарейки зарядить и гелия подкачать раз в день.

21043

принес новой пленки.

белая “жемчужная”, полипропилен, 35 микрон. полупрозрачная - это важно, т.к. хочу сделать внутреннюю подсветку оболочки дирижабля.

немного тянется, рвется хуже, чем лавсан - его только надрежь - и тут же идет стрелка.

сваривается гораздо лучше - струнным запаивателем получается довольно крепкий шов, при попытке разоравть оторвался частично по шву, частично по целой пленке. может роликовый запаиватель и не нужен.

Anton253

Сколько такая весит? Грамм 30-40 ?
У ПП хорошие показатели по газопроницаемости, хотя он и уступает полиэтилентерефталату (в народе - лавсан).

Виктор40
21043:

рвется хуже, чем лавсан - его только надрежь - и тут же идет стрелка.

Нестойкость к разрыву - главный недостаток ПП плёнки; из-за него мы готовы были даже отказаться от ПП как материала для жаропрочного слоя оболочки р/у монгольфьера.
Тем более, что металлизированная ПЭТФ плёнка всего на 3 г/кв.м тяжелее ПП плёнки (нам спонсоры подарили целый рулон ПП плёнки толщиной 15 мкм), не в пример прочнее её и устойчивее к УФ.

Паллиатив - проклеивать ПП плёнку полосками скотча, как бы разлиновывая им ПП плёнку клетками 20х20 см - тогда, по крайней мере, разрыв не идёт дальше ленты скотча.
А то ремонтировать замучаешься.

С уважением

21043

весит меньше “цветочной” (по-моему это лавсан), но и тоньше на ощупь.

сегодня вечером может возьму микрометр и скажу точно.

можно не проклеивать скотчем, а рисовать сеточку из прозрачного этастичного клея, например, по уже надутому дирижаблю. хотя как мне показалось лавсан рвется охотнее.

ПП тоже есть металлизированный и есть прозрачный - прям тут, в 10 минутах езды.
просто у меня друзья на флексо типографии 😃

металлизированный не пойдет - да, газопроницаемость меньше, но я хочу внутреннюю подсветку. поэтому только белый.

каким давлением накачиваете оболочку? а то дирижабль полтора метра длиной на полметра диаметром хлопает прилично - если перекачать 😃 а вот если хлолнет эдак пять на два - будет уже не смешно.

щупал дирижабль 4 но 1,5 м, присланный из штатов - обычная ПВХ, как на надувных игрушках типа бассейнов или кругов. и толщина примерно такая же.
по идее сколнность к разрыву при задире сильно меньше чем у лавсана и ПП - ПВХ вязкий. плюс тянется лучше - при погрешностях выкройки и склейки меньше будет морщин. но тяжелый.

Виктор40

Да без микрометра можно померить.
Удельный вес ПП - примерно 0,92, так что 1 кв.м при толщине 10 мкм должен весить 9,2 г.
Измерить площадь куска ПП и взвесить его можно с большей точностью, чем измерить его толщину.

Давление подкачки определяется тем, какую скорость Вы собираетесь развить.
Обычно речь идёт о сотне-другой паскалей (или, если угодно, о десятке-другом милиметров водяного столба) - от такого давления оболочка рваться не будет.
Но мы, правда, имеем дело с тепловыми, а не газонаполненными моделями.

С уважением