Gyro Cierva C30 HK
Когда рукой поднимаю-опускаю модель в воздухе дома, роторы медленно двигаются в правильном направлении, но один немного резвее другого. Имеет ли смысл смазки капнуть?
Тема, конечно, ушла в оффтоп, но все же вопрос: есть мысль, уже полуреализованная, сделать наклон “пилонов” роторов переменным, управлять одной или даже двумя сервами а-ля элероны (а может даже с возможностью поведения а-ля элевоны - при взлете и посадке). С опусканием наискосок разрезанной внешней части крыла увеличивается угол атаки ротора и сам конец крыла опускается, т.е. эта часть крыла должна подниматься вверх набегающим воздухом, причем активнее, чем если бы это были просто элероны крыла самолета. Вопрос, собственно, в том, как грамотно расположить серву/ы, тяги и кабаны.
P.S. А видео я выложил в ютьюб, сюда, в тело поста вставил только ссылку, а это уже сам движок форума дает картинку оттуда. Монтаж, собсна, занял не более получаса. А снимала дочка на простой фотоаппарат. Они потом с тещей еще неделю над “папой” смеялись. 😃
Сегодня вопреки здавому смыслу рискнул полететь… 😉. Итог - сломанный торсион лопасти.
Проанализировав видеозапись, думаю, что просто недостаточно раскрутили ротор. Материал торсиона - пластина что-то вроде матового оргстекла 1мм, но более элластичный. Если удастся найти - произведем ремонт быстро, если нет - придется ждать новую втулку в сборе с ХС. А вообще, наверное лучше взлетать с колес. А точнее с лыж.
Во-первых, ротор недостаточно раскрутился, видно на видео, но это бы еще полбеды - дораскрутился бы, если бы полетел.
Во-вторых, тяги винта было явно мало (либо тапок газа был не в пол).
В-третьих, под 45 гр. к горизонту не надо их запускать, если, конечно, тяга винта не превосходит в разы вес модельки.
Моя проблема на видео в 33-м посте - похожая: и роторы недостаточно резво крутились, и к тому же винт был (после первой морковки) заменен на тот, что был в запасе - меньшего размера и шага, т.е. тяги тоже явно не хватило. Третья составляющая проблемы - уход моего уродца влево мог бы оказаться некритичным, не будь двух первых проблем.
…есть мысль, уже полуреализованная, сделать наклон “пилонов” роторов переменным…
А ради смеха попробуйте! И хотя для себя я твердо решил, что впреть буду делать автожиры только с самолетным управлением и неуправляемым ротором, все же было бы интересно узнать, что у вас получится.
будете наклонять пилоны - будете иметь смещение ЦТ всего аппарата. С 99% вероятностью опыт окончится потолочными дровами.
Пока ждем запасную втулку, занялся повышением “копийности” аппарата… 😉
В планах установка копийного двигателя. Штатный дюже похабный 😒 (да простит меня ХС)…
А еще по совету вертолетчиков надо заняться балансом лопостей…
… надо заняться балансом лопостей…
Не повредит, но это занятие скорее из серии “когда коту делать нечего…”.😉
А вертолетчикам просто прикольно над нами постебаться, хотя в автожирной теме они …😛
На практике для себя уяснил, что поскольку обороты ротора автожира и вертолета о-о-очень сильно разняться, то по-вертолетному дотошной балансировкой можно себя не утруждать.😒
будете наклонять пилоны - будете иметь смещение ЦТ всего аппарата. С 99% вероятностью опыт окончится потолочными дровами.
По моей теории там будет достаточно пары градусов в каждую сторону, ЦТ будет смещаться незначительно, в отличие от подъемной силы роторов. О результатах экспериментов доложу.
Рапортую об успешном облете автожира! Торсион изготовил из подручных материалов. 😉 И заменил колеса на лыжи. Но главное - посадил в модельку пилота, который и обеспечил успешный полет! 😉
rutube.ru/tracks/3882798.html?v=4b84e279592c18b28d…
Отдельное спасибо коллеге Alexander1963 за поддержку при облете…
Более того! За не менее, чем 2-х минутное видео адекватно-управляемого полёта этой модели(С-30) готов предоставить пилоту приз в 500рэ.
Пилот молодец! А приз в студию! 😎
Пилот то молодец, даже не сомневаюсь, но неужели нельзя было подождать до завтра? Эх…
А приз в студию!
Номер мобильного мне в личку!
Вадиму респект и уважуха! Все условия выполнены. Две минуты, адекватное управление, благополучная посадка. Посадка, правда, еще в силу привычки чисто по-самолетному. Автожир может с высоты парашутировать прямо к ногам.
Вадим, примите мои поздравления с успешным облетом! Летает прекрасно! Скажите, это Ваш первый автожир? Сложно ли привыкнуть к новому аппарату?
С уважением, Станислав
Номер мобильного мне в личку!
… Посадка, правда, еще в силу привычки чисто по-самолетному. Автожир может с высоты парашутировать прямо к ногам.
Первый полет, сами понимаете… ручки-ножки дрожат (особенно после первой неудачи, и с учетом полного отсутствия запчастей…) поэтому летал очень осторожно… Освоим со временем. Винт надо подобрать с большим шагом, центровку поточнее определить и летать… летать… 😃 А насчет приза…
Спасибо за признание моих скромных достижений… 😁 Вот когда посажу прямо к ногам с парашутирования, тогда… А пока не могу принять…
Вадим, примите мои поздравления с успешным облетом! Летает прекрасно! Скажите, это Ваш первый автожир? Сложно ли привыкнуть к новому аппарату?
С уважением, Станислав
Спасибо за поздравления! Автожир первый. Динамика у него похожа на самолетную, но все-таки не самолетная… Это первое впечатление. Но самолетные навыки пригодились… Подходят…
Винт надо подобрать с большим шагом, центровку поточнее определить…
Вадим! Поскольку вы теперь у нас Гуру, прошу кое-что уточнить.
Первое. На моем аппарате угол установки лопастей был -5гр. В мануале этого нет, но цифры были получены путем замера пластинок, подкладываемых под лопасти. Сколько на вашем?
Второе. Какая у аппарата центровка? Поскольку опять же в моем мануале этого не было, делал так. Ротор в нейтраль(у меня 6гр), лопасть вперед, закреплял лентой к фюзу и подвешивал за лопасть на пальце. ЦТ получалось в 40-50мм спереди от оси ротора.
Те аппараты, что мне удалось все же поднять, летают с “нулевой” центровкой, те если подвесить за ость ротора, ротор принимает горизонтальное положение.
Третье. На сколько градусов пришлось тримировать ротор по крену от нейтрали? У аппарата конструктивно заложен левый крен. Я побороть так и не смог.
Четвертое. На сколько мягки пластины подвески лопастей и есть ли ограничитель хода лопасти вверх. Если есть, то на сколько лопасть может подниматься?
- У меня угол установки лопастей - ноль, но сама мачта отклонена назад на 8 град.
- Центровка - в вывешенном состоянии ротор в горизонте, то есть ось аппарата - 8 град. вниз.
- Перед полетом дал триммер в сторону предполагаемого крена на 2 щелчка. Угадал. В полете по крену не тримировал. По тангажу - достаточно много дал от себя.
- Мах лопастей - 10 см. Замерял от нижнего положения до упора вверх. Мягкость, по-моему не имеет особого значения. Главное, чтобы была возможность маха.
Удачи.
А ради смеха попробуйте! И хотя для себя я твердо решил, что впреть буду делать автожиры только с самолетным управлением и неуправляемым ротором, все же было бы интересно узнать, что у вас получится.
Пока сделал вот так, но взлетать пока не пытался. Только не смейтесь на тему компоновки, все это всего лишь эксперимент (а сервы надо было под углом врезать).
Решил заморочиться с двумя сервами, каждая на своем канале, повозился с аппой (dx6i), получилось настроить, как обычные элероны, в противоход работают, все ок, расходы выставил поменьше. А вот как сделать, чтоб переключателем flaps можно было оба элерона опустить - пока не допер.
Эта деталь крепится на мачту, и к ней присоединяются боковые стойки.
попробовал свой, примерно аналогичная авария, торсион и балка в хлам.
лопости целые.
заранее дал цетровку вперед, и триммер вниз, не помогло, пошёл чуть вверх и по дуге влево вниз. надо дейсвительно взлетать с колёс и в ветер.
Торсион изготовил из подручных материалов.
Вот гадаю теперь из чего его делать?
Готов по мере сил оказать содействие. Аппарат интересный, необычный, но “норовистый”. Насчет взлета с шасси - не уверен, что это лучший вариант. Для разбега нужна большая и очень ровная площадка. Разбег - строго против ветра. Чуть отклоняешься от направления разбега - аппарат отрывает одну ногу, крен… лопасть об землю и -1 торсион. 😃 Хороший ветер, кстати, тоже не очень хорошо. Для взлета - да, а на посадке тяжелее… в воздухе очень мотает. На первом моем моторе с винтом 9х3.8 еле-еле тянул (стат. тяга 660 гр.). Теперь поставил мотор помощнее с винтом 9х6 (тяга под 800 гр.). При развороте против ветра - просадка около метра и об землю (еще -1 торсион 😃 ). Может везет, но при авариях больше ничего не ломается. Только лопасть отлетает. Решается заменой торсиона. Изготовление торсионов наладил из пластика от канцелярской папки. Есть такие типа обложки со скоросшивателем. Материал похож, но не прозрачный и чуть мягче. Режется ножницами. Думаю в магазине канцтоваров можно подобрать нужную. И кстати, на ХС завезли запасные втулки.
Судя по рассказу центровка все равно задняя. Либо ротор не раскрутился. У меня в первом полете именно такая картина. Удачи.
P.S. Надеюсь, что вутлку при сборке перевернули? В поставляемом виде не полетит.
втулку не переворачивал, лопости от ветра крутятся против часовой , и я так и не понял зачем её переворачивать, она же симметричная.
Э… вот она, причина-то… 😉 Втулку нужно перевернуть, иначе – не полетит! Вернее полетит, но недолго и в землю. 😉. Сам проходил… Если посмотреть внимательно, ограничители маха лопасти соединяются со втулкой под углом 😃. То есть при движении вверх-вниз, меняется угол атаки лопасти. Для стабильного полета, он должен уменьшаться при ее подъеме, и увеличиваться при опускании. А в поставляемом варианте – все наоборот, что в полете вызывает неуправляемый крен влево… Так ведь было? 😉. Такая втулка – для вращения ротора по часовой стрелке (что невозможно с нашими лопастями). Для полного счастья нужно открутить винт, на котором висит ротор, разобрать втулку и перевернуть торсион, а вместе с ним и ограничители маха, чтобы при вращении против часовой стрелки, вперед двигалась короткая часть ограничителя маха, а не длинная. 😉. Если чего не понятно - телефон в личку.
P.S. Сообщение от производителя о необходимости перевернуть втулку есть в отзывах о модели и о запасной втулке на ХС.