Модели нетрадиционных схем.

ADF

Сергей, вы не совсем правы:

Зинченко:

У класического самолёта ЦТ спереди, ЦД сзади, между ними довольно большое плечё.

Плечо очень маленькое, а если центровка нейтральная (как часто делают у, например, фан-флаев) - вообще нулевое.
Конкретизируя по плечу: даже для передне-центрованого (ЦТ перед ЦД) самолёта классической схематики, если самолет ~метрового размера, плечо (разница между ЦТ и ЦД) составляет лишь пару сантиметров. И если посчитать распределение площади и соотношение с точкой ЦТ для самолёта любой другой схематики, будет наблюдаться таже картина: ведь общие принципы обеспечения стабильности самолета - одинаковы и от схематики не меняются.

Чтобы было флюгирование - ЦТ должен быть существенно впереди относительно ЦД. При флюгировании самолёт не способен самостоятельно поворачивать (или удерживать угол) вдоль данной степени свободы.
И не забывать, что независимо и параллельно рассматриваются как центровка в проекции сверху, так и в проекции сбоку.

Зинченко:

…Желаю Вам применить свои знания на практике, а потом рассказать на форуме.

У меня немалый опыт постройки самолетов нестандартной схематики. Все - по своим собственным чертежам/эскизам, с собственными расчётами (за все время лишь один покупной ероплан в “ангаре” и тот Б\У). Почти все - отлично летали, за вычетом пары неудач (в одном случае боковую площадь неверно просчитал, в другом - была ошибка изготовления). Вот конкретно КОС не припомню, что делал. Но всяких уток и вычурных футуристичных еропланов с “нестандартным” расположением несущих поверхностей - порядочно. Есть ли у меня практический опыт или это не считается?..

Зинченко

Вот ещё одна модель нетрадиционной схемы (жёлтое ЛК). Спросите, что необычного в летающем крыле? Я промолчу, что у него плоско-выпуклый самолётный профиль, нет крутки крыла и прочие безобразия. Необычное в этом ЛК – схема управления по курсу. Поворот производиться подъёмом соответствующего элевона вверх. Противоположный элевон вниз не опускается. Весьма своеобразно ведёт себя в полёте, но мне комфортно. Давал попробовать полетать пилотам, которые на голову выше меня по мастерству – не справляются. Приходилось выключать двигатель и отпускать ручки – садиться само.
П.С. Александр М, а откуда у Вас такие обширные знания по теоретической аэродинамике летательных аппаратов? Практика любая полный зачёт, а я думал что на “голого” теоретика нарвался! Свои экспериментальные модели не просчитываю, даже эскизы не делаю - всеравно будут летать.

плотник_А
ADF:

Чтобы было флюгирование - ЦТ должен быть существенно впереди относительно ЦД.

Вы перепутали центр давления с аэродинамическим фокусом .
ЦД смещается в зависимости от угла атаки в полёте , а также влияет скорость полёта .

Зинченко:

Я промолчу, что у него плоско-выпуклый самолётный профиль, нет крутки крыла и прочие безобразия.

У крыла есть крутка !Даже два вида , аэродинамическая крутка - разные профили в корневой и концевой ( S-профиль ) , геометрическая крутка - за счёт поднятых элевонов меньше угол атаки .
У Вжика тоже профиль плоско-выпуклый , приподнятыми элевонами изменяют на S-профиль , настраивают центровку впереди фокуса , и нормально летает .

Зинченко

Да про крутку я немного соврал, рассказ был не про неё, а про систему управления.

плотник_А
Зинченко:

П.С. Александр М, а откуда у Вас такие обширные знания по теоретической аэродинамике летательных аппаратов? Практика любая полный зачёт, а я думал что на “голого” теоретика нарвался! Свои экспериментальные модели не просчитываю, даже эскизы не делаю - всеравно будут летать.

Я сначала тоже строил модели без всяких расчётов , после первых облётов задавался вопросами , а почему сразу не полетела модель ?
Стал читать про аэродинамику и применять полученные знания ещё при проектирование модели .
Вам тоже советую делать расчеты в процессе проектирования , ещё на этой стадии можно представить как модель будет летать .

Зинченко

Рад что тема ожила. Давайте всё таки отложим теорию и варнёмся к моделям. Кто ещё покажет свои необычные самолёты. А почему ни кто не поругал систему управления с поднятием элевонов?

15 days later
Зинченко

Немного фото КОС в полёте. К сожалению качество не очень, какие есть. Модель по характеру пилотирования напоминает ЛК, но более строгая. В ощем я ей доволен.

dangerousgluck
Зинченко:

систему управления с поднятием элевонов?

зачем её ругать?
ни много ни мало таким образом по крену управлялся (и управляется) airbus a300.

ps. а уж как управление граупнеровской канари доставляло…

Зинченко

Систему управления с поднятием элевонов ругали пилоты (кто пробывал) привыкшие летать на класических самолётах с адекватным поведением. Не знаю как А300 так управляется по крену (по Станиславскому - Не верю!). Моё ЛК при поднятии элевона почти не кренилось, а поворачивало блинчиком. Поднятый элевон работал как аэродтнамический тормоз.

Зинченко

О тандемах личный отрицательный опыт, может кому и пригодиться.
При экстремальном пилотаже на переднее крыло приходиться гораздо большая нагрузка чем на заднее. На моём тандеме оба крыла были абсолютно одинаковые как конструктивно, так и по размерам. Через пару месяцев переднее крыло разорвало в полёте на мелкие куски. Вскрытие показало – лонжерон переднего крыла был весь помят перегрузками, а лонжерон заднего был как новенький абсолютно целый.

Зинченко

Вчера экспериментировал со штопором на КОС. Фигура которую крыло с обратной стреловидностью мягко говоря не любит. Но путём научного тыка удалось научить его делать плоский штопор.
Правда делает он его весьма своеобразно – резкое вращение на 360 гр, торможение и снова резкое вращения (при неизменном положении стиков). Выход тоже своеобразный – надо газ в ноль и отпустить на мгновение ручки. Модель прекратит вращение и как бы остановиться. Дальше берём управление и летим дальше.
Крутил так, крутил и докрутился до малой высоты. Надо выводить, но не хватило силы воли сбросить газ. Сделал всё наоборот. Модель клюнула и метров с 2х сделала качественную морковку.
Думал всё самолётка под списание. Но когда развеялась пыль то КОС стоял целехонький. Проверил и снова на взлёт. Фото внутреннего устройства.

22 days later
авсенев

Привет! Что то запал я на тандем 30-х годов “Pou du cel”. долго собирался, и наконец сделал, пока вчерне, чтобы изучить полёт, центровку итд.
.
В результате - не понравился. Постоянно машет крыльями, и какая то “разболтанность” полёте. Такое впечатление, что задняя центровка, хотя она -30% на переднем крыле и руль высоты оттримирован вверх градусов на 5.

Миниатюры

плотник_А
авсенев:

Постоянно машет крыльями, и какая то “разболтанность” полёте. Такое впечатление, что задняя центровка, хотя она -30% на переднем крыле и руль высоты оттримирован вверх градусов на 5.

Угол установки заднего крыла большой , даже если триммировать РВ вверх , законцовки всё равно с большим углом атаки .
Да и профиль у крыльев не очень хорошо подходит для тандема , сильно двигается ЦД при изменение угла атаки . Разнос крыльев мал , переднее крыло сильно влияет на заднее , ещё запас по центровкам мал из-за малой САХ эквивалентного крыла .
Так уж , дело совсем не в тандеме , а в конструкции копии .

авсенев

Установка обоих крыльев по нулям, как и у прототипа. Единственное отличие - у большого самолёта не было рулей высоты, а изменялся угол атаки переднего крыла. Но я не рискнул на такие эксперименты.

плотник_А

Угол установки переднего крыла на 1,5-2 градуса больше , РВ на заднем крыле правильно - лучше рулить , когда срывается переднее крыло ( на утке и тандеме оно всегда должно срываться первым ) .

7 days later
Зинченко

Всё что написал Александр (сообщение 715) верно, но только в теории. На практике все попытки подобнрых “улудшений” приводили к авариям. Самолёт адекватно летал только в первозданном виде.
Михаил сделайте все настройки как на прототипе. Не бойтесь сделать управляемым переднее крыло. В пилотировании такая модель мало отличается от классической. Если решите сделать переднее крыло подвижным то не экономте на прочности - нагрузки на нём получаються очень большие. О поведении тандомов с РВ спереди тут много писали, в частности я описывал их особенности (сообщение 655 и др). Прочтите может, найдёте что полезное для себя.
Удачных полётов!

плотник_А
Зинченко:

Всё что написал Александр (сообщение 715) верно, но только в теории.

Я не “диванный” теоретик , не мало делал тандемы ( и другие схемы ) . Пишу советы основанные на практике , тем более принимать совет дело личное . И конкретно задам вопрос вам - будет эффективен РВ если на крыле начался срыв потока ?
Фишка РВ на заднем крыле в том , что при срыве переднего крыла , на заднем крыле остается управление ! При срыве модель пикирует и в это время всегда тянешь РВ вверх , заднее крыло всегда получается с меньшим углом атаки , крыло не срывается и рули работают эффективно !
И вообще не играет роли какая это схема , в аэродинамике нет различий .

Mistel

Помню довольно давно натыкался на тему где человек построил тандем пилотажку ДВСную довольно приличных размеров. Цвет - белый с розовым, фюзеляж очень катановский напоминает.
Может кто нибудь поможет найти?