Модель автожира
Про профили уже говорили. См. выше.
Про профили понятно… Про ЦТ проясните таки, пожалуйста.
Кстати по профилю не совсем ясно даже после прочтения топика заново:
SG6042 или все таки NACA 8-H-12? Как бы совсем разные профиля. У первого загиб хвоста вниз, у второго вверх.
Дак что лучше то для моего большого автожира будет?
Про NASA я ничего сказать не могу. Я говорю только про то, что сам использовал, а именно SG6402.
Все известные мне МОДЕЛИ автожиров имели SG6402. Если вам больше нравится NASA, попробуйте. Если пойдет, то поделитесь с мировой общественностью своим опытом и появится еще один профиль для автожиров. 😃
Центр тяжести должен быть на оси ротора
А поперечная(по хорде) центровка лопасти надо понимать 25% САХ? Как то сначал поставил на чертежах 25% центровку, но откуда цифру взял уже не помню.
Да! еще свербит вопрос - везде упоминаются некие грузы на концаз лопастей для предотвращения каких то явлений. Куда их на лопасти модели закладывать и как определить величину?
ЗЫ: отдал металл мастеру для изготовления деталей ротора и головы. На той неделе думаю сделает если с понедельника начнет. Ну и фанеру также порежут наверно для фюза.
Да, примерно 25-30%
Грузы на лопастях нужны в некоторых случаях. Грузы нужны для гашения паразитных колебаний. На однои из моих моделей с двухлопастным ротором с циклическим шагом и жесткой подвеской лопастей я применял грузы.
В вашем случае заморачиваться не стоит 😃
Вобщем поменял проекте профиль на SG - в итоге толщина профиля вышла 10(и относительно и абсолютно в мм), что мне весьма стало удобно делать одну лопасть из одного листа бальзы 10мм толщиной.
Конструкция лопасти позволяет использовать любые сочетания материалов. Основа - это рейка 6х10мм сечением(6 ширина, 10 высота) в качестве лонжерона. Она будет вклеиваться в фанерный комель. Спереди бут как раз бальзовый лобик, а заднюю часть можно применять любую, хоть бальзу, хоть пенопласт. Вобщем есть где поиграться.
Лонжерон либо сосновый, либо буковый, коего у меня теперь просто дофига.
Лопасти начну на следующей неделе, как куплю бальзу нужную и будут готовы фанерные и дюралевые детали.
Такс, почитал электронную книгу(ссылки выше по топику были на первой странице) по истории и теории автожиров. В главе по аэродинамике ротора у автожиров 1:1 лопасти имеют положительный угол установки на роторе. Во всяком случае у Сиервы было именно так.
Почему тогда у моделей отрицательный угол?
Теперь по самим лопастям. Вот рисунок
nailalex.dyndns.org/…/2009-07-05_191938.jpg
Вертикальные линии - это лонжерон. Итак, какой из двух профилей(0° с хордой горизонтально) или третий с нижней стороной горизонтально(почти) считать точкой отсчета?
Я по жизни считал что нулевой - это с горизонтальной хордой(параллельна оси самолета или плоскости вращения ротора в данном случае). Однако если посмотреть профиль с -1.5° то на мой дилетантский глаз он черезчур вниз завален что совсем не коррелирует с той теорией что я прочитал в книжке. Как оно вообще работать будет?
извиняюсь что такие вопросы задаю - не хочется тратить лишний материал для изготовления лишних - неправильных лопастей из-за неясности момента.
Уже много раз говорилось, что аэродинамика МОДЕЛЕЙ и полноразмерных аппаратов несколько отличается.
У МОДЕЛИ автожира угол установки лопастей ОТРИЦАТЕЛ"НЫЙ
[QUOTE=NailMan;1354793]
Почему тогда у моделей отрицательный угол?
QUOTE]
Это связано с числом Рейнольдса у моделей это число меньше. Соответственно и Сх выше при том же Су. Из за этого приходится переводить лопасти на отрицательные углы. Один из вариантов борьбы делать лопасти с несколько большей хордой и повышать обороты. Причем чем меньше модель тем больше должен быть отрицательный угол и больше хорда лопасти.
а что за деревяшка на первой трети хорды?
Как правило на больших лопастях (да в общем то и не на больших то же) переднюю часть делают из твердого дерева или из твердых сортов бальзы. Это придает лопасти прочность, а так же связано с балансировкой (remember 25-30%?).
Задняя часть лопасти изготовляется из более легкои и мягкой бальзы. По такой технологии изготовляются так же и вертолетные лопасти.
Вот здесь видно, что передняя кромка лопасти ротора на одном из моих автожиров сделана из твердого дерева (я так думаю липа). Диаметр ротора был 640 мм
Ну вот еще немного продвинутся в производстве летающей мясорубки - собрал фанерный короб силовой.
С фото 20 до фото 39
nailalex.dyndns.org/hobby/gallery/index.php?spgmGa…
Материал - фанера со стройрынка. Правильная, белая, точно 3мм, а не 3.3 как в прошлый раз и красноватая и тяжелая. Клеил коробку на 30минутку Башенную с микросферой. Вес вышел оной с гайками - 334г, не хватает гаек для крепления мачты - этим завтра займусь. Будет в итоге 350г. Ну а хвостовая балка легенькая выйдет как пить дать.
вопрос - а как будет управляться модель
hobbyport.ru/avia/a_7_3a.htm
если использовать только управление рулями. на прототипе ротор не подвижный, но рулики большие.
вопрос для общего понимания.
Игорь, прочитай вот здесь по теории и по управлению обоими типами управления(самолетный и непосредственный), все очень понятно и даже по стадиям(взлет, полет, посадка)
galsaero.al.ru/zabrov/part2d.htm
На видео ютубном есть много видяшек автожиров с самолетным управлением, к примеру некоторые версии DAG. На форуме RCU есть топик по такому автожиру:
www.rcuniverse.com/forum/m_8703352/tm.htm
Но у него ротор наклоняется только вправо-влево, так что самолетное управление по высоте.
Думаю что элероны делать на крылышках совсем не комильфо будет в наших случаях. Хотя как показано в книге что я указал в начале - управление на малых скоростях там не теряется, благодаря искривлению потока обдуваемого воздуха ротором, но все таки на сверхмалых уже будет наверно недостаточно. Вялое будет.
Если делать копийную моделю(полукопию), я думаю можно сделать наклоняемый ротор по крену, и крылышки. Наклон ротора сделать не 20° как при непосредственном управлении, а градусов до 8-10, и сделать микс с элеронами. На больших(относительно скоростях) элероны будут эффективны, а ротор будет помогать(ну или отключать микс на время быстрого полета), а на малых скоростях(посадка, медленный пролет) ротор бдет основным в управлении по крену, а элероны будут помогать.
Малый угол наклона не сильно будет бросаться в глаза в полете.
Совершенно случайно товарищ Мик, с которым мы работаем вместе как любитель вякого железа(это он навел меня на мастера по изготовлению деталей) поспособствовал получению в руки трех одинаковых штуковин, как нельзя похожих на…осевые узлы автожира. Штуковины эти - оси промежуточных шкивов купюропротяжного механизма от старого ненужного банкомата 😁
Картинко крупней:
nailalex.dyndns.org/hobby/photos/…/P7152214.JPG
Картинко крупней:
nailalex.dyndns.org/hobby/photos/…/P7152215.JPG
Картинко крупней:
nailalex.dyndns.org/hobby/photos/…/P7152216.JPG
Картинко крупней:
nailalex.dyndns.org/hobby/photos/…/P7152217.JPG
Наклон оси к плоскости крепления - 8°! Идеальная деталь!
Снизу вал под корень отрезать, сверху отрезать лишнее, просверлить пару дополнительных отверстий для крепежа - и вот осевой узел готов применению.
Далее, в загашниках родины есть недопеределанный в бип самолетик по мотивам CAP-232. Крылья отец сделал(не обтянул только), а потом забил на него на год.
Фюз длиной метр, мотор электро 3025 пилотаж с тягой под 2.5кг.
Чем не основа автожира-тренера?
Вобщем спешно, за неделю+остаток недели, делаю тренера. Диаметр 1600мм, лопасти с профилем упрощенным, плоско-выпуклым.бальза+сосна. толщина четко ложится в 8мм бальзу коей у меня есть некоторое количество. Голова шарнирная похожая на то что у большого автожира будет, но хаб простейший из пластины стеклотекстолита(гнущийся). крестовина из 16мм дюрали(плита осталась достаточно большая), а вилки карданного шарнира из фанеры. Максимум простоты.
Привод от двух машинок, но в обычной схеме(одна тягает вправо влево и одна вперед-назад+руддер.
Оперение сделаем новое. Вот сосбна и все что придется ваять.
На тренере отработаем полеты, углы установки и центровку, ведь по конфигурации они с большим будут похожи, ну и конструкцию лопастей проработаем.
ЗЫ: что касаемо большого(целевого) автожира - в воскресенье забираю все детали кроме вала мотора раскрутки, это будет попозжее. Все детали хаба, головы будут уже готовы в воскресенье. Вобщем идем семимильными шагами! 😇
Ну тады успехов Вам! Хочется посмотреть на полеты…
Сегодня забрал основную партию деталей - сделано супер! Именно то что я себе представлял и задумывал!
Вес деталей самого ротора правда неутешителен - 570г все в сборе будет исключая сами лопастенки. Вобщем итого будет порядка 1кг на ротор. Однако мне никто не запрещает сделать диаметр не 2170мм, а 2300, или 2400мм. Совсем плевое дело.
Осталось получить шлифованный вал на двигатель раскрутки с доработанной звездочкой с обгонкой, а также саму ось вращения ротора.
Теперь фотки:
С фото 40 до фото 55
nailalex.dyndns.org/hobby/gallery/index.php?spgmGa…
В общем особенная благодарность Дмитрию из СТК “Вертикаль” за помощь в изготовлении деталей!
Круть, наблюдаю, слежу и жду с нетерпением первых полетов!
Очень хорошо что подвернулась возможность сделать тренерок электрический(на основе того узла что описывал выше) - есть на чем отрабатывать изготовление лопастей. Сейчас как раз с отцом шкурим сосново-бальзовые лопасти(ротор там двухлопастной). Возможно на большой автожир буду делать иначе, ибо нужно сделать лопасти с меньшей удельной массой(чтоб вписаться в 1кг на весь ротор).
Шарнир и хаб на тренера уже сделали. По виду шарнир такой же как и у большого, только машинки по другому цепляются к верхней вилке. Ну и материалы иные - крестовина дюлралевая, верхняя и нижняя вилки из фанеры, а хаб сделан из стальной гибкой линейки.
Если успеем к выходным - попробуем облетать.
Так как проект тренера секретный(не хочу сглазить его), то без фот:
Собрали ротор - лопасти готовы, предварительно балансированы динамически, после обтяжки скотчем будет окончательно балансированы.
Собрали сегодня мачту из двух трубок 12мм ляминиевых сплющенных у концов, и двух полос ляминиевых сзади. Вилка с осевым узлом надежно укреплена. надели ротор ща на мачту и покрутили - страх и ужас! реально страшно за яйки при торможении ротора рукой. Ротор выглядит массивно и на линейке-хабе провисает градусов на 8 вниз. при раскрутке легкой рукой лопасти начинают подыматься в горизонт. Пока углы установки лопастей на роторе не делал, все будет настраиваться в субботу.
Фот не будет до облета.