Модель автожира

юзеф

Das ist gut!
По крайней мере начало есть, желание тоже, как видно.
Что же, ждем фото каких-либо узлов и деталей!

Удачи.

NailMan

Собрал таки мачту, завтра варить ее буду:
nailalex.dyndns.org/hobby/gallery/index.php?spgmGa…
Фото 5 - Фото 8

Фото1-4 - это купленные звездочки для предраскрутки. От какого-то электроинструмента.

После сварки, мачта будет бесчеловечно посверлена с целью облегчения, там столько лишнего металла…

NailMan

Сварил сегодня мачту у мастера. Повело конечно немного, но совсем чуть, все таки ляминь - вещь своеобразная.

Вышло просто замечательно! Останется насверлить дырок облегчений и в путь, ну и шлифануть швы убрав излишки.

NailMan

Первый узел самого ротора: проставка-адаптер для большой звездочки привода предраскрутки:
С фото 15 до фото 19
nailalex.dyndns.org/hobby/gallery/index.php?spgmGa…

Выфрезерована на ЧПУ из Д16Т(как и все будущие детали ротора и шарнира). Изделие после фрезера подточилось малька до реалий отлитой(и не обрабатываемой) звездочки от электрорубанка. Последняя напрессовывалась на горячую на проставку-адаптер.
Вес адаптера 6г, вес всего узла 54г. Торчащая с обратной адаптера стороны наплыв будет спиливаться и также будет рассверлено центральное отверстие до 10мм.

Нашел еще железяку для изготовления оси вращения ротора. Он у меня будет специальной формы с уступами. Вобщем ось педали от ВАЗ2108 как никогда подошла.

HARRY
willi_m:

Про профили уже говорили. См. выше.

Про профили понятно… Про ЦТ проясните таки, пожалуйста.

NailMan

Кстати по профилю не совсем ясно даже после прочтения топика заново:
SG6042 или все таки NACA 8-H-12? Как бы совсем разные профиля. У первого загиб хвоста вниз, у второго вверх.

Дак что лучше то для моего большого автожира будет?

willi_m

Про NASA я ничего сказать не могу. Я говорю только про то, что сам использовал, а именно SG6402.
Все известные мне МОДЕЛИ автожиров имели SG6402. Если вам больше нравится NASA, попробуйте. Если пойдет, то поделитесь с мировой общественностью своим опытом и появится еще один профиль для автожиров. 😃
Центр тяжести должен быть на оси ротора

NailMan

А поперечная(по хорде) центровка лопасти надо понимать 25% САХ? Как то сначал поставил на чертежах 25% центровку, но откуда цифру взял уже не помню.

Да! еще свербит вопрос - везде упоминаются некие грузы на концаз лопастей для предотвращения каких то явлений. Куда их на лопасти модели закладывать и как определить величину?

ЗЫ: отдал металл мастеру для изготовления деталей ротора и головы. На той неделе думаю сделает если с понедельника начнет. Ну и фанеру также порежут наверно для фюза.

willi_m

Да, примерно 25-30%
Грузы на лопастях нужны в некоторых случаях. Грузы нужны для гашения паразитных колебаний. На однои из моих моделей с двухлопастным ротором с циклическим шагом и жесткой подвеской лопастей я применял грузы.
В вашем случае заморачиваться не стоит 😃

NailMan

Вобщем поменял проекте профиль на SG - в итоге толщина профиля вышла 10(и относительно и абсолютно в мм), что мне весьма стало удобно делать одну лопасть из одного листа бальзы 10мм толщиной.

Конструкция лопасти позволяет использовать любые сочетания материалов. Основа - это рейка 6х10мм сечением(6 ширина, 10 высота) в качестве лонжерона. Она будет вклеиваться в фанерный комель. Спереди бут как раз бальзовый лобик, а заднюю часть можно применять любую, хоть бальзу, хоть пенопласт. Вобщем есть где поиграться.

Лонжерон либо сосновый, либо буковый, коего у меня теперь просто дофига.

Лопасти начну на следующей неделе, как куплю бальзу нужную и будут готовы фанерные и дюралевые детали.

NailMan

Такс, почитал электронную книгу(ссылки выше по топику были на первой странице) по истории и теории автожиров. В главе по аэродинамике ротора у автожиров 1:1 лопасти имеют положительный угол установки на роторе. Во всяком случае у Сиервы было именно так.

Почему тогда у моделей отрицательный угол?

Теперь по самим лопастям. Вот рисунок
nailalex.dyndns.org/…/2009-07-05_191938.jpg

Вертикальные линии - это лонжерон. Итак, какой из двух профилей(0° с хордой горизонтально) или третий с нижней стороной горизонтально(почти) считать точкой отсчета?

Я по жизни считал что нулевой - это с горизонтальной хордой(параллельна оси самолета или плоскости вращения ротора в данном случае). Однако если посмотреть профиль с -1.5° то на мой дилетантский глаз он черезчур вниз завален что совсем не коррелирует с той теорией что я прочитал в книжке. Как оно вообще работать будет?

извиняюсь что такие вопросы задаю - не хочется тратить лишний материал для изготовления лишних - неправильных лопастей из-за неясности момента.

willi_m

Уже много раз говорилось, что аэродинамика МОДЕЛЕЙ и полноразмерных аппаратов несколько отличается.
У МОДЕЛИ автожира угол установки лопастей ОТРИЦАТЕЛ"НЫЙ

faa-air

[QUOTE=NailMan;1354793]
Почему тогда у моделей отрицательный угол?

QUOTE]
Это связано с числом Рейнольдса у моделей это число меньше. Соответственно и Сх выше при том же Су. Из за этого приходится переводить лопасти на отрицательные углы. Один из вариантов борьбы делать лопасти с несколько большей хордой и повышать обороты. Причем чем меньше модель тем больше должен быть отрицательный угол и больше хорда лопасти.

willi_m

Самые большие лопасти для автожира. Продаются по $36 за 4 штуки.
SG6042

2 3/8” x 36”

NailMan

а что за деревяшка на первой трети хорды?

willi_m

Как правило на больших лопастях (да в общем то и не на больших то же) переднюю часть делают из твердого дерева или из твердых сортов бальзы. Это придает лопасти прочность, а так же связано с балансировкой (remember 25-30%?).
Задняя часть лопасти изготовляется из более легкои и мягкой бальзы. По такой технологии изготовляются так же и вертолетные лопасти.

Вот здесь видно, что передняя кромка лопасти ротора на одном из моих автожиров сделана из твердого дерева (я так думаю липа). Диаметр ротора был 640 мм

NailMan

Ну вот еще немного продвинутся в производстве летающей мясорубки - собрал фанерный короб силовой.

С фото 20 до фото 39
nailalex.dyndns.org/hobby/gallery/index.php?spgmGa…

Материал - фанера со стройрынка. Правильная, белая, точно 3мм, а не 3.3 как в прошлый раз и красноватая и тяжелая. Клеил коробку на 30минутку Башенную с микросферой. Вес вышел оной с гайками - 334г, не хватает гаек для крепления мачты - этим завтра займусь. Будет в итоге 350г. Ну а хвостовая балка легенькая выйдет как пить дать.

pentajazz

вопрос - а как будет управляться модель
hobbyport.ru/avia/a_7_3a.htm
если использовать только управление рулями. на прототипе ротор не подвижный, но рулики большие.
вопрос для общего понимания.

NailMan

Игорь, прочитай вот здесь по теории и по управлению обоими типами управления(самолетный и непосредственный), все очень понятно и даже по стадиям(взлет, полет, посадка)
galsaero.al.ru/zabrov/part2d.htm
На видео ютубном есть много видяшек автожиров с самолетным управлением, к примеру некоторые версии DAG. На форуме RCU есть топик по такому автожиру:
www.rcuniverse.com/forum/m_8703352/tm.htm

Но у него ротор наклоняется только вправо-влево, так что самолетное управление по высоте.

Думаю что элероны делать на крылышках совсем не комильфо будет в наших случаях. Хотя как показано в книге что я указал в начале - управление на малых скоростях там не теряется, благодаря искривлению потока обдуваемого воздуха ротором, но все таки на сверхмалых уже будет наверно недостаточно. Вялое будет.

Если делать копийную моделю(полукопию), я думаю можно сделать наклоняемый ротор по крену, и крылышки. Наклон ротора сделать не 20° как при непосредственном управлении, а градусов до 8-10, и сделать микс с элеронами. На больших(относительно скоростях) элероны будут эффективны, а ротор будет помогать(ну или отключать микс на время быстрого полета), а на малых скоростях(посадка, медленный пролет) ротор бдет основным в управлении по крену, а элероны будут помогать.

Малый угол наклона не сильно будет бросаться в глаза в полете.

NailMan

Совершенно случайно товарищ Мик, с которым мы работаем вместе как любитель вякого железа(это он навел меня на мастера по изготовлению деталей) поспособствовал получению в руки трех одинаковых штуковин, как нельзя похожих на…осевые узлы автожира. Штуковины эти - оси промежуточных шкивов купюропротяжного механизма от старого ненужного банкомата 😁


Картинко крупней:
nailalex.dyndns.org/hobby/photos/…/P7152214.JPG

Картинко крупней:
nailalex.dyndns.org/hobby/photos/…/P7152215.JPG


Картинко крупней:
nailalex.dyndns.org/hobby/photos/…/P7152216.JPG


Картинко крупней:
nailalex.dyndns.org/hobby/photos/…/P7152217.JPG

Наклон оси к плоскости крепления - 8°! Идеальная деталь!

Снизу вал под корень отрезать, сверху отрезать лишнее, просверлить пару дополнительных отверстий для крепежа - и вот осевой узел готов применению.

Далее, в загашниках родины есть недопеределанный в бип самолетик по мотивам CAP-232. Крылья отец сделал(не обтянул только), а потом забил на него на год.
Фюз длиной метр, мотор электро 3025 пилотаж с тягой под 2.5кг.
Чем не основа автожира-тренера?

Вобщем спешно, за неделю+остаток недели, делаю тренера. Диаметр 1600мм, лопасти с профилем упрощенным, плоско-выпуклым.бальза+сосна. толщина четко ложится в 8мм бальзу коей у меня есть некоторое количество. Голова шарнирная похожая на то что у большого автожира будет, но хаб простейший из пластины стеклотекстолита(гнущийся). крестовина из 16мм дюрали(плита осталась достаточно большая), а вилки карданного шарнира из фанеры. Максимум простоты.
Привод от двух машинок, но в обычной схеме(одна тягает вправо влево и одна вперед-назад+руддер.

Оперение сделаем новое. Вот сосбна и все что придется ваять.

На тренере отработаем полеты, углы установки и центровку, ведь по конфигурации они с большим будут похожи, ну и конструкцию лопастей проработаем.

ЗЫ: что касаемо большого(целевого) автожира - в воскресенье забираю все детали кроме вала мотора раскрутки, это будет попозжее. Все детали хаба, головы будут уже готовы в воскресенье. Вобщем идем семимильными шагами! 😇