Дрожание сервомашинок

Вячеслав_Старухин
Pickwick:

… они начинают дергаться просто ни с того ни с сего: стоят, стоят… потом я пошевелю ручками и тут вдруг начали… дрожат, дрожат… дрожат (шуршат), вдруг раз - встали. Попробовал (как описано в вышеприведенных статьях взять руками за машинку и медленно провести ручку от края до края - “провалов” нет, т.е. вращение идет равномерно). Неужели это брак в аппаратуре? И вообще с этим можно жить… ой, простите… летать, я хотел сказать?!

Я уже писал выше, почему это происходит.
И хочу добавить, что ничего страшного в этом нет!!!
Они именно жужжат или шуршат иногда немного, но они же не дергаются !

В полете модель этого просто не заметит.

Pickwick
Вячеслав_Старухин:

Я уже писал выше, почему это происходит.
И хочу добавить, что ничего страшного в этом нет!!!
Они именно жужжат или шуршат иногда немного, но они же не дергаются !

В полете модель этого просто не заметит.

вот именно, что дергаются… мы просто, наверно, с вами о разных вещах говорим. Жужжат они когда, например, удерживают выведенный на максимум элерон. А здесь именно “дергаются” - очень незначительно (на градус, два), но тем не менее визуально это наблюдается!
Ну ладно, а то я по ходу дела тут уже напряг многих.
Буду наблюдать за поведением капризных сервомашинок и дальше; объяснения принял к сведению.
Всем спасибо за обсуждение, советы и предположения!

hcube

Помехи это, помехи. По хорошему, надо оцифровывать сигнал, делать фильтр, и обратно его генерировать. Тогда и дрожать ничего не будет, и при пропадании сигнала что-то можно делать. Но, блин, для этого по сути комп нужен 😉

BALAL
Pickwick:

А здесь именно “дергаются” - очень незначительно (на градус, два), но тем не менее визуально это наблюдается!

Это не много, и следует считать, что это не страшно. Время от времени такой эффект имеет место быть, на одном комплекте аппаратуры чаще, на другом реже, на некоторых, редких, вообще не проявляться…

romychs
hcube

… Но, блин, для этого по сути комп нужен 😉

Да прямо уж комп, микроконтроллера за глаза хватает, спросите у DjAndy. И нечего оцифровывать логические уговни 😃

vovic
romychs:

Да прямо уж комп, микроконтроллера за глаза хватает, спросите у DjAndy. И нечего оцифровывать логические уговни 😃

Мультиплекс уже давно ведет обработку входного канального импульса в сервах. Но они и дороже стоят. В современных цифровых сервах тоже есть обработка входного сигнала, но она не может скомпенсировать, например, плохое питание. Это когда выходное сопротивление аккумулятора полуразряженного великовато для гашения импульсных помех.

romychs

Да, кстати, и батарея то у вас тоже новая. У нее вполне могут быть проблемы с внутренним сопротивлением, кто знает, сколько она хранилась до приобретения и в каком (заряженом/разряженом) состоянии. Рекомендую ее разрядить/зарядить пару раз, даже если проблема не в ней, все равно, так лучше будет.

Львович
Pickwick:

Кстати, может быть и так. Тестирую все это дело на расстоянии сантиметров 30-40 приемника от передатчика (антену у приемника не разматывал), у передатчика - не раздвигал.
А в чем причина?

Привет.
Причин объяснять не буду, а с точки зрения практики - антенну на приёмнике размотать и выдвинуть одно колено антенны - дрожание должно исчезнуть.
С уважением Львович.

nomick

В принципе, всё легко можно списать на аэродромный радар или передатчик тамошний мощный… У меня дома на УКВ-приёмнике (настроенном не на станцию, а на чистый эфир, естественно) периодически были слышны “вжжжики” от военного радара, до которого было километров несколько, зато - прямая видимость. Можно предложить тоже включить приёмник и послушать “шип” эфира, поглядывая при этом на сервы. Приёмник только надо брать как можно хуже качеством… 😃

formula
Pickwick:

…что же получается, это у всех происходит время от времени, или я один такой особенный??! Аппаратура вроде хорошая Futaba 6EXA. Каковы же способы избавления от подобного рода неприятнойстей? А может быть это все-таки радиопомеха (у нас в 5 километрах авиационный испытательный комплекс, со всеми вытекающими последствиями: взлетная полоса, радары и т.д.)? Что-то легкая опаска есть ставить такую аппаратуру на модель… раз она раз в день ни с того ни с сего начинает дергаться…

И по поводу вышеприведенной возможной причины: они начинают дергаться просто ни с того ни с сего: стоят, стоят… потом я пошевелю ручками и тут вдруг начали… дрожат, дрожат… дрожат (шуршат), вдруг раз - встали. Попробовал (как описано в вышеприведенных статьях взять руками за машинку и медленно провести ручку от края до края - “провалов” нет, т.е. вращение идет равномерно). Неужели это брак в аппаратуре? И вообще с этим можно жить… ой, простите… летать, я хотел сказать?!

У меня такая же аппаратура, и тоак же возникают такие явления, но …на модели где стоит Хайтековктий приемник… на приемнике от Футабы…такого явления нет, на GWS приемнике то же возникает самопроизвольное “подегивание”…вывод я сделал… 😉

Вячеслав_Старухин
Pickwick:

вот именно, что дергаются… мы просто, наверно, с вами о разных вещах говорим. Жужжат они когда, например, удерживают выведенный на максимум элерон. А здесь именно “дергаются” - очень незначительно (на градус, два), но тем не менее визуально это наблюдается!

Все наоборот!

Вот когда, как вы пишете, они “жужжат”, удерживая выведенный на максимум элерон, вот это не просто плохой, а очень плохой, точнее недопустимый режим, потому что в этом случае машинка стремится довернуться на заданный угол, а ей это не удается. Портится моторчик и зубчатые колеса, потребляется большой ток, от этого уменьшается напряжение на батарее, батарея может быстро разрядиться.

А вот когда просто незначительные колебания возле заданного положения, то ничего страшного нет. Если вы пальцем их слегка попридержете ( именно слегка ), то это должно исчезнуть, потому что добавится уже механическое демпфирование. И в полете не будет проявляться тоже.

hcube

Я все-таки думаю, что РМ подергиваются от пролезающих помех. А не от автоколебаний вблизи точки отработки и не от неудовлетворенного желания этой самой точки достичь 😉)

Вячеслав_Старухин

Думать вам никто не запрещает.
Но если вы подробно познакомитесь с принципами работы и схемотехникой сервомашинок, то увидите, что сервомашинки - устройства низкочастотные, амплитуда управляющих ими импульсов очень велика и помехам подвержены они не более, чем ваш домашний усилитель низкой частоты.

BALAL
Вячеслав_Старухин:

помехам подвержены они не более, чем ваш домашний усилитель низкой частоты.

В принципе возмозно создание помех машинками (одной конкретной машинкой) и воздействие ими на приёмник, возможно, и по проводам питания (почему же машинки все враз ёрзают?) .

Вячеслав_Старухин
BALAL:

В принципе возмозно создание помех машинками (одной конкретной машинкой) и воздействие ими на приёмник, возможно, и по проводам питания (почему же машинки все враз ёрзают?) .

Да, помехи от мощных машинок к приемнику, конечно же, могут быть при длинных проводах.
Именно поэтому на больших моделях делают развязки по питанию и вч-фильтры на проводах.

Но в этой теме мы обсуждаем именно дрожание машинок, которое иногда появляется, когда они не должны двигаться вовсе.

Я всего лишь утверждаю, что в большинстве случаев это нормальное и неопасное явление, происходящее из самой сути машинки, как системы с неидеальной обратной связью.

Настоящие помехи выглядят совсем по-другому.
Возьмите обычную сетевую дрель, включите ее рядом с антенной приемника и вы увидите, как начнут по-настоящему дергаться машинки.

Что же касается того случая, когда они начинают дрожать все сразу, то это следует объяснять тем, что в этом случае мы видим нестабильность длительности входных импульсов.

( Для тех, кто не пока не знает, объясню на пальцах, что машинки управляются импульсами довольно большой амплитуды, в несколько вольт. В секунду приходит около 50 импульсов длительностью от 1 до 2 миллисекунд каждый. Машинка реагирует на длительность импульса. В идеальной аппаратуре длительность импульса точно зависит от положения ручки управления передатчика. В реальности же может быть и некоторая нестабильность длины импульсов на входе машинки и далекая от идеальной работа цепи обратной связи в самой машинке.)

Никто же не удивляется тому, что в рулевой системе автомобиля допускается некоторый люфт. Вот и здесь то же самое.

lvmaxx

Попробуйте с приемником съездить в Термик, к Геннадию Павловичу. Хоть он и не любит лечить такие проблемы и будет говорить, что так и должно быть - попробуйте уговорить и учинить проверку приемнику. Мне кажется, дело в нем.

DUDS

У меня был случай - на земле при проверке все рулится, заводишь двс - начинается совершенно непотребное дерганье всего. Разъем кварца в приемнике ослаб.

S2S

HPI Nitro Mt2 - авто с двс

работает, рулится все нормально. Но если прикоснуться отверткой к движку для регулировки - начиаются нереальные помехи. В чем дело - так и не выяснил, благо жить особо не мешает

DjAndy

Мда. Ответов правильных было в достатке, но все в разнобой как-то.
Вопрос, который почему-то никто не задал - какие серво и сколько их ?
Второй - какое питание (сколько банок, тип банок, какой они ёмкости) ?
Третий - как разведено питание ?

Ок. Не стану мучать вопросами, попробую догадываться.
Первое что обращает на себя внимание - серво не дёргаются пока их не
дёрнешь сам. Что получается при этом. Во первых, самолёт стоит в комнате, в
горизонтальном положении, т.е. все плоскости (элероны, руль высоты) создают
нагрузку на сервомашинки. Даже при усиленном и хорошо фильтрованном
питании и входных сигналах серво всё равно журчали-бы, пытаясь
установиться под нагрузкой в нормальное положение. Но! Здесь явно
прослеживается помеха от одной приведённой в действие серво на все
остальные. Откуда помеха и где она гуляет ? Если удлиннялись провода серво,
случай усугублён, если нет, всё проще, но бороться всё равно придётся.
Помеха может проходить как по питанию, так и по радиоканалу, а так-же
одновременно и по питанию, и по радиоканалу. Особенный случай если серво
мощные и ещё веселее если они цифровые. Здесь всё усугубляется в разы.
Как бороться ? Просто, но если не будет лень. Первое что нужно сделать
обязательно - отказаться от навязанной фирмами, кривой, “стандартной” схемы
запитки серво через приёмник. Нужно сделать промежуточную плату разводки
питания, либо даже опторазвязку. Последнее рекомендуется делать только
в случае невозможности избавиться от помех полностью, и имеется возможность
установить две батареи на борт - батарею питания приёмника и силовую
батарею для питания сервомашинок. И так, откуда берутся помехи по питанию.

    • тонкие и(или) длинные провода от батареи.
    • тонкие и(или) длинные провода к выключателю питания и(или) от него.
    • плохое качество контакта в выключателе.
    • большое внутренне сопротивление в одной или в нескольких банках батареи.
    • внутренние обрывы и замыкания одной или нескольких банок под
      импульсной нагрузкой.
    • плохой контакт или малая пропускная способность по току на разъёме
      подключения питания к приёмнику.
    • тонкие и(или) длинные провода к сервомашикам.

Как я уже говорил, многое зависит от количества, мощности и типа серво.
Мощные и(или) цифровые серво, обязательно нужно подключать через
дополнительную плату разводки питания. Дело в том что стандартный разъём
устанавливаемый на серво, и как правило точно такой-же на батарее, не может
пропускать токи без потерь более 1А. Цифровые серво в пиках потребляют до
2,5А, а пики у них присутствуют постоянно во время полезной работы. Вот и
считайте, 4 серво - 10А. Стандартный разъём такого просто не выдерживает,
на нём и просаживается питание. Как сильно, можно посмотреть с помощью
осциллографа, очень поучительно иногда бывает. Как для таких случаев
сделать правильную разводку питания ? Очень просто. Можно по варварски,
можно культурно и аккуратно.
Метод варварский:

    • извлечь из каждого разъёма серво плюсовые и минусовые провода (самый
      тёмный крайний это минус, соседний с ним - плюс).
    • Спаять воедино концы минусовых проводов и припаять получившееся
      прямо к минусу батареи.
    • С концами плюсовых проводов проделать то-же самое, но получившееся
      припаять к проводу идущему от выключателя питания к приёмнику, как можно
      ближе к выключателю.
      По варварски, но быстро и очень действенно.

Метод культурно-аккуратный:

    • вытравить платку, на которой будут широкие дорожки питания и корпуса
      (плюса и минуса), и отдельно площадки по количеству каналов у приёмника
      или наличия серво.
    • обрезать провода от разъёмов серво на расстоянии около 2-3см
      (сигнальные провода можно не обрезать),
    • впаять в плату провода питания и корпуса.
    • канальные провода от серво и от разъёмов к своим площадкам или
      напрямую если не обрезали их.
    • от силовых дорожек платы провести провода с сечением ~2мм к батарее,
      можно через разъём но обязательно расчитанный на бОльшие токи. Лучше
      всего сразу исходить из расчёта 1 серво - 2,5А. Если по характеристикам
      найденного разъёма общего тока не хватает, можно взять такой-же разъём с
      вдвое или даже втрое большим количеством контактов и запараллелить по два
      или три вывода разъёма до достижения нужной токопропускаемости.

Платку можно не травить, можно вырезать на фольге стеклотекстолита
нужную конфигурацию платы. Главное потом всё хорошо пропаять, с флюсом
и с хорошим прогревом (без холодных паек), но и не перестараться до той
степени что медная фольга отслоится. Проще говоря, для таких целей,
паяльник мощностью больше 25Вт лучше не использовать.

Как дополнение, на этой же платке можно разместить дополнительные
блокировочные конденсаторы (керамические от 0,1mF до 1mF), так-же
можно и электролитический конденсатор добавить ёмкостью 200 и больше mF,
лучше если он будет Low ESR.

Все эти тонкие и(или) длинные провода, плохие контакты, являются источниками
помех как между самими серво, так и от серво к приёмнику.

Если таки провода серво удлиннялись, их, поближе к серво, нужно пропустить
через ферритовые колечки, сделав на колечках по одному-два витка.

Контроль батареи в режиме работы серво, желательно всех, нужно провести
в любом случае. Для этого подойдёт обычный тестер, лучше всего стрелочный.
Если просадки напряжения существенны, более 10%, замените бортовую
батарею на более мощную. Пальчиковые аккумуляторы лучше брать NiCD,
у них всегда выше токоотдача чем у NiMH, да и температурный рабочий
диапазон шире, что существенно для любителей полетать при минусовой
температуре.

В помещении, особенно с железобетнными стенами, отражение радиоволн
настолько непредсказуемо, что кроме полезного сигнала от передатчика
приёмник ловит кашу из переотражёнок, что не может добавлять ему
усточивости в работе. Кроме того мощный сигнал вблизи может запирать
входные каскады приёмника. Ну а вместе с отражёнками… рассказывать
надеюсь дальше не нужно.

Вот, вроде всё. Приношу свои извинения людям знающим и понимающим.
Старался написать насколько можно доступно для каждого.

BALAL
DjAndy:

Замечательно! Целый учебник.

vovic
BALAL:

Замечательно! Целый учебник.

Такой учебник уже написан - на сайте в статьях.
Но автору этой темы все ваши соображения - ничего не значат.
См. тему о том, как впервые посадить самолет. Там он выслушав несколько страниц советов, пошел делать все-равно по своему. 😃