Дрожание сервомашинок

DUDS

У меня был случай - на земле при проверке все рулится, заводишь двс - начинается совершенно непотребное дерганье всего. Разъем кварца в приемнике ослаб.

S2S

HPI Nitro Mt2 - авто с двс

работает, рулится все нормально. Но если прикоснуться отверткой к движку для регулировки - начиаются нереальные помехи. В чем дело - так и не выяснил, благо жить особо не мешает

DjAndy

Мда. Ответов правильных было в достатке, но все в разнобой как-то.
Вопрос, который почему-то никто не задал - какие серво и сколько их ?
Второй - какое питание (сколько банок, тип банок, какой они ёмкости) ?
Третий - как разведено питание ?

Ок. Не стану мучать вопросами, попробую догадываться.
Первое что обращает на себя внимание - серво не дёргаются пока их не
дёрнешь сам. Что получается при этом. Во первых, самолёт стоит в комнате, в
горизонтальном положении, т.е. все плоскости (элероны, руль высоты) создают
нагрузку на сервомашинки. Даже при усиленном и хорошо фильтрованном
питании и входных сигналах серво всё равно журчали-бы, пытаясь
установиться под нагрузкой в нормальное положение. Но! Здесь явно
прослеживается помеха от одной приведённой в действие серво на все
остальные. Откуда помеха и где она гуляет ? Если удлиннялись провода серво,
случай усугублён, если нет, всё проще, но бороться всё равно придётся.
Помеха может проходить как по питанию, так и по радиоканалу, а так-же
одновременно и по питанию, и по радиоканалу. Особенный случай если серво
мощные и ещё веселее если они цифровые. Здесь всё усугубляется в разы.
Как бороться ? Просто, но если не будет лень. Первое что нужно сделать
обязательно - отказаться от навязанной фирмами, кривой, “стандартной” схемы
запитки серво через приёмник. Нужно сделать промежуточную плату разводки
питания, либо даже опторазвязку. Последнее рекомендуется делать только
в случае невозможности избавиться от помех полностью, и имеется возможность
установить две батареи на борт - батарею питания приёмника и силовую
батарею для питания сервомашинок. И так, откуда берутся помехи по питанию.

    • тонкие и(или) длинные провода от батареи.
    • тонкие и(или) длинные провода к выключателю питания и(или) от него.
    • плохое качество контакта в выключателе.
    • большое внутренне сопротивление в одной или в нескольких банках батареи.
    • внутренние обрывы и замыкания одной или нескольких банок под
      импульсной нагрузкой.
    • плохой контакт или малая пропускная способность по току на разъёме
      подключения питания к приёмнику.
    • тонкие и(или) длинные провода к сервомашикам.

Как я уже говорил, многое зависит от количества, мощности и типа серво.
Мощные и(или) цифровые серво, обязательно нужно подключать через
дополнительную плату разводки питания. Дело в том что стандартный разъём
устанавливаемый на серво, и как правило точно такой-же на батарее, не может
пропускать токи без потерь более 1А. Цифровые серво в пиках потребляют до
2,5А, а пики у них присутствуют постоянно во время полезной работы. Вот и
считайте, 4 серво - 10А. Стандартный разъём такого просто не выдерживает,
на нём и просаживается питание. Как сильно, можно посмотреть с помощью
осциллографа, очень поучительно иногда бывает. Как для таких случаев
сделать правильную разводку питания ? Очень просто. Можно по варварски,
можно культурно и аккуратно.
Метод варварский:

    • извлечь из каждого разъёма серво плюсовые и минусовые провода (самый
      тёмный крайний это минус, соседний с ним - плюс).
    • Спаять воедино концы минусовых проводов и припаять получившееся
      прямо к минусу батареи.
    • С концами плюсовых проводов проделать то-же самое, но получившееся
      припаять к проводу идущему от выключателя питания к приёмнику, как можно
      ближе к выключателю.
      По варварски, но быстро и очень действенно.

Метод культурно-аккуратный:

    • вытравить платку, на которой будут широкие дорожки питания и корпуса
      (плюса и минуса), и отдельно площадки по количеству каналов у приёмника
      или наличия серво.
    • обрезать провода от разъёмов серво на расстоянии около 2-3см
      (сигнальные провода можно не обрезать),
    • впаять в плату провода питания и корпуса.
    • канальные провода от серво и от разъёмов к своим площадкам или
      напрямую если не обрезали их.
    • от силовых дорожек платы провести провода с сечением ~2мм к батарее,
      можно через разъём но обязательно расчитанный на бОльшие токи. Лучше
      всего сразу исходить из расчёта 1 серво - 2,5А. Если по характеристикам
      найденного разъёма общего тока не хватает, можно взять такой-же разъём с
      вдвое или даже втрое большим количеством контактов и запараллелить по два
      или три вывода разъёма до достижения нужной токопропускаемости.

Платку можно не травить, можно вырезать на фольге стеклотекстолита
нужную конфигурацию платы. Главное потом всё хорошо пропаять, с флюсом
и с хорошим прогревом (без холодных паек), но и не перестараться до той
степени что медная фольга отслоится. Проще говоря, для таких целей,
паяльник мощностью больше 25Вт лучше не использовать.

Как дополнение, на этой же платке можно разместить дополнительные
блокировочные конденсаторы (керамические от 0,1mF до 1mF), так-же
можно и электролитический конденсатор добавить ёмкостью 200 и больше mF,
лучше если он будет Low ESR.

Все эти тонкие и(или) длинные провода, плохие контакты, являются источниками
помех как между самими серво, так и от серво к приёмнику.

Если таки провода серво удлиннялись, их, поближе к серво, нужно пропустить
через ферритовые колечки, сделав на колечках по одному-два витка.

Контроль батареи в режиме работы серво, желательно всех, нужно провести
в любом случае. Для этого подойдёт обычный тестер, лучше всего стрелочный.
Если просадки напряжения существенны, более 10%, замените бортовую
батарею на более мощную. Пальчиковые аккумуляторы лучше брать NiCD,
у них всегда выше токоотдача чем у NiMH, да и температурный рабочий
диапазон шире, что существенно для любителей полетать при минусовой
температуре.

В помещении, особенно с железобетнными стенами, отражение радиоволн
настолько непредсказуемо, что кроме полезного сигнала от передатчика
приёмник ловит кашу из переотражёнок, что не может добавлять ему
усточивости в работе. Кроме того мощный сигнал вблизи может запирать
входные каскады приёмника. Ну а вместе с отражёнками… рассказывать
надеюсь дальше не нужно.

Вот, вроде всё. Приношу свои извинения людям знающим и понимающим.
Старался написать насколько можно доступно для каждого.

BALAL
DjAndy:

Замечательно! Целый учебник.

vovic
BALAL:

Замечательно! Целый учебник.

Такой учебник уже написан - на сайте в статьях.
Но автору этой темы все ваши соображения - ничего не значат.
См. тему о том, как впервые посадить самолет. Там он выслушав несколько страниц советов, пошел делать все-равно по своему. 😃

Вячеслав_Старухин

DjAndy все правильно написал про борьбу с помехами.

Но вопрос-то в начале темы был не об этом, а о том, почему иногда, довольно редко наблюдается небольшое дрожание одной или двух сервомашинок в стандартной конфигурации.

Я выше постарался объяснить, почему это происходит и что в этом нет ничего опасного.

Надеюсь, что разумные обладатели СТАНДАРТНОЙ ( то есть с машинками, не потребляющими большие токи и не разнесенными на большие расстояния ) не бросятся перепаивать свои разъемы и делать переходные платы. 😁

DjAndy

Надеюсь, что разумные обладатели СТАНДАРТНОЙ ( то есть с машинками, не потребляющими большие токи и не разнесенными на большие расстояния ) не бросятся перепаивать свои разъемы и делать переходные платы.

Тоже верно, далеко не всем это нужно, скажем даже большинству.
😃

Pickwick

2Вячеслав Старухин, 2DjAndy: ок
…приятно, когда объясняют, а не пытаются навязать “делай так, а вот так не делай”

hama

У меня такое было (именно дрожание) дома от трансформаторов галогенных ламп. выключил свет на кухне-пропало. включил - дрожат. Надо попробовать на улице, все равно перед полетом все проверять досканально. А выяснить источник мне помогло втягивание антенны и медленное вращение ей в разных плоскостях. К моему удивлению при том, когда я направлял ее на потолк кухни включенный самолет начинал махать всеми поверхностями на 15 градусов в обе стороны абсолютно хаотично. а на улице все нормально, уже много полетов в разной месности и на приличном >500м расстоянии.

RC-Racer
S2S:

HPI Nitro Mt2 - авто с двс

работает, рулится все нормально. Но если прикоснуться отверткой к движку для регулировки - начиаются нереальные помехи. В чем дело - так и не выяснил, благо жить особо не мешает

Тоже самое и у меня наблюдается. У меня 1/8 багги Ofna Ultra LX Pro. Так вот постоянно дергание серв начинается, когда к дрыгателю чем-нибудь железным прикасаешься. (чаще всего это накалка)
Забавно получается. Заведешь двигатель, начинаешь снимать накалку со свечи и тут серва отвечающая за газ/тормоз может дернуться. Так вот если машинка на земле стоит, то запросто уехать может, если перед ней ногу не поставишь. 😁

Pickwick

Вот давече выявил для себя (об этом здесь писалось) еще одну причину дрожания серв: разряженные (или новые/не “тренированные”) батареи в передатчике/приемнике 😊 (хотя прибор показывал напряжение 9.7 - 10.1В. Но наступал момент, когда напряжение с 9.7 до 8.1 падало за 10 секунд. Видимо батареи новые и еще не “тренированные”). Передатчик лежал в двух метрах от приемника (антена в передатчике убранная, в приемнике - смотанная) - подношу ближе (на 30 - 40см.) дрожание прекращается, уношу на прежнее расстояние - начинается дрожание.
В общем, сделал для себя вывод: пару-тройку раз выполнить полную зарядку/разрядку аккамуляторов приемника и передатчика, размотать антену на приемнике и выйти на природу - и вот тогда уже заниматься “тестированием”.

vovic
hama:

У меня такое было (именно дрожание) дома от трансформаторов галогенных ламп. выключил свет на кухне-пропало. включил - дрожат.

Такие светильники лучче подарить теще. 😃