Выбор аппаратуры
Возможно к лету попытаюсь влится в стройные ряды авиамоделистов-вертолётчиков. Есть мысля купить вертолёт типа T-Rex 450 DFC Super combo. Он требует 6-ти канального передатчика и приёмника.
Вопрос 1 - В целом оценил управление вертолётом и у него 5 каналов. 3 рулевые машинки отвечают как за автомат перекоса, так и за угол атаки лопастей несущего винта. Ещё одна рулевая машинка-на угол атаки хвостового винта. И ещё один канал-контроллер электродвигателя. А куда 6-й канал? В описании вертолёта сказано, что нужен 6-ти канальный передатчик/приёмник.
Вопрос 2 - Какую аппаратуру лучше выбрать и с запасом по канальности (может даже на 8-10-12 каналов даже - вдруг затянет и пригодится) и по степени удобства и совершенства (вроде бы в современных пультах можно цифровым образом много что настроить (от триммирования, до графика отклика машинки и микширования). Какая аппаратура более качественная, надёжная и фирменная? С возможностью поддержки как самолёта так и вертолёта.
Допустим у Футабы есть специализированные приемники с системой FASST которая судя по описанию хорошо противостоит вибрации.
Вопрос 3 - Насколько современные передачики (2.4 гигагерца) далеко “пробивают” связь. - в пределах видимости вертолёта, или счёт может идти на километры?
Вопрос 4 - Сам летаю на дельталёте. При его сборке обеспечивается контровка всех важных соединений (проволокой, шплинтом, кольцом, самоконтрящаяся гайка, гровер и т.п. - в зависимости от частоты разбоки) Где же нет возможности законтрить - там как минимум фиксатор резьбы Loctite. То, что не законтрено-“попа” автоматически принимает как ненадёжное соединение. Вертолёт собирается без какой либо контровки вообще. И ни у кого ничего никогда не отваливалось/разваливалось в полёте? Имеет ли смысл собирать вертолёт на фиксаторе резьбы хотя бы?
- 6-й канал нужен для управления чувствительностью хвостового гироскопа или ФБЛ системой
- С учетом затягивания- купить максимально дорогую. С ростом количества каналов растет, как правило и класс аппаратуры. Все они поддерживают и вертолет и самолет и планер. FASST никаким боком ни к вибрации ни против нее. Это просто протокол связи.
- Не менее 1 км по воздуху.
- Практически все гайки самоконтрящиеся. Где нет, то локтайт. Отваливается только в случае не штатной вибрации от не отбалансированных, кривых деталей.
Кстати, и вертолет купите побольше. На 450-м не приятно учиться- мелкий, верткий. Только время потеряете.
-
А вот о гироскопе не подумал. А что такое ФБЛ система? За что отвечает? где можно узнать и почитать поподробнее о всей обвязке вертолёта? Что, для чего и как и на что действует и каким образом? На паркфлаере советуют сразу поставить BavarianDEMON 3SX. А у него на фото -масса контактных разъёмов. Наверное какие-то сразу идут на рулевые машинки. Если по механике вертолёта понимаю всё и нет вопросов, то электроника - дремучий лес.
-
Максимально дорогую - это наверное и понятно. Но надо купить довольно много барахла в том числе и зарядник для литий-полимерных аккумуляторов. А это и так уже выходит недёшево. Может есть какое-то взвешенное решение? Или лучше бескомпромиссное решение? Насколько часто аппаратура склонна к устареванию (мало ли… электроника идёт семямильными шагами и через пяток лет уже устареет)
-
Насчёт большого вертолёта - может и лучше. Однако меньший и стоит дешевле. Не настолько большой по габаритам. А то тут смотришь на T-REX 800 - а он по длине вместе с лопастями больше человека. Опять таки - учится летать - это наверное изломать пару лопастей и может ещё чего-нибудь. А компоненты для меньшего вертолёта тоже дешевле (начиная от аккумулятора, заканчивая рулевыми машинками и двигателем). Мало ли… неудачно попытаюсь сделать манёвр и ещё вместе с лопастями погну чего-нибудь.
учится летать - это наверное изломать пару лопастей и может ещё чего-нибудь
Если у вас будет хорошо получаться, то изломаете полтора-два вертолёта (по стоимости). Если не повезёт, то два за неделю. Потом будет реже, раз в 3-5 полётов.
Стоимость падений и ремонтов на вертолёте пропорционально его размеру, причем не прямо пропорциональна, а в некоей степени, зависящей от фазы Луны. Если аппу выбираете для вертолёта, то на цену можно смотреть сквозь пальцы, всё равно стоимость железа+лопасти+аккумуляторы быстро превысит стоимость любой аппы…
P.S. Особо навороченная аппа для вертолёта не нужна. Всё равно всё решают пальцы.
Понятно. А без аварий аккуратно нельзя? Сначала же можно потренироваться на симуляторе, потом полетать попроще… и с каждым днём всё сложнее? Наконец видел такие специальные спицы/прутья с шариками на конце, которые крепятся внизу - наверное специально для того, чтобы при падении вертолёт уберечь от прямого столкновения с землёй и завала вбок. Может первое время с ними попробовать?
Я указывал стоимость ремонтов с использованием симулятора.
Без оного вертолётное хобби вообще золотое удовольствие.
Тренировочные шасси с шариками помогут вам не всегда заваливаться на бок при посадке - и только.
При падениях - а они будут обязательно и многократно шарики не помогают ни на грамм.
Но вопрос был про аппу - 6 каналов, наличие вертолётных миксов, экспоненты, расходы, 3 полётных режима.
В принципе практически любая современная аппаратура это имеет (за исключением самых дешевых).
P.S. Учтите еще один момент - вертолёт не только одно из дорогих хобби, но и одно из самых опасных среди видов авиамоделизма.
Мельница еще та, причем с ростом размера опасность для вас и окружающих растёт в геометрической прогрессии.
Выбирайте аппаратуру исходя из этого тоже.
По опыту сына могу сказать следующее:
Первое и главное - хороший симулятор, долго и нудно. Но он сам научился летать на вертолете. Вначале это был маленький соосник, потом BLADE SR (аналог T-Rex 250), потом T-Rex 450 DFC Super combo. На первых двух были краши, в основном лопасти, на третьем - всего один. Лопасти, кстати, остались целы (упал из инверта, метров с 5). Сейчас летает на T-Rex 550 DFC с микробистом, крашей пока нет. Весь этот путь занял где-то год - год с небольшим.
Второе - аппаратура. Он летает на Спектруме 7-каналке. Хватает за глаза, есть все настройки. На поляне, где он летает, у ребят есть и Спектрумы, и ЖР, и Футабы, от 6 до 9 каналов. Летают все нормально, возможностей аппы хватает. Тут надо смотреть, какая аппа лучше “ляжет в руку”. И учитывать, что у Футабы и ЖР приемники дороже, чем у Спектрума. Китайскую аппу не рассамтриваю: вертолет опасная штука, последствия отказа могут быть непредсказуемы.
При выборе аппы для вертолета подойдет6-8 канальная, причем хватит надолго. Вопрос дальности не стоит актуально, т.к. вертолет далеко от себя не отпускают.
Третье (но не по значимости) - сборка и настройка вертолета. Здесь не обойтись без совета и помощи более опытных коллег по хобби. Там, где ты планируешь летать, познакомься с ребятами-вертолетчиками. В помощи врядли откажут. При сборке обязательно делай все по инструкции, плюс еще немного: все собранные на заводе узлы разбирай и сажай на синий локтайт, как и все остальные резьбовые соединения. Был печальный опыт, хорощо, что верт облетывал опытный пилот, обошлось. В авиации мелочей не бывает.
T-Rex 450 вполне годится для учебы. Можно, конечно, взять и 550-600, но там цена краша значительно возрастает. Почитай профильные вертолетные ветки, там уже есть ответы на многие вопросы.
Совет: сразу бери хороший зарядник “на вырост”. Если затянет, очень пригодится.
Успехов в освоении вертолета!
Понятно. Спасибо. А из зарядников какой “хороший”? Может назвать конкретную модель?
Такой, например.
Михаил, народ и прав, и прикалывается. Указанный выше зарядник вам понадобится для быстрого и тщательного заряда, если у вас есть много дорогих аккумуляторов на 600ый или 700 вертолёт.
Для начала купите простой китайский (из проверенных) - например вот, вот или вот.
Для 450ки вам за глаза хватит, зарядили дома 2 акка и поехали летать.
К сожалению скорее всего второй акк использовать поначалу чаще всего и не доведётся…
Основываясь на своем опыте, я
и советую сразу покупать нормальное оборудование иначе, все это копеечное д…о превратится , действительно в копейку- ни продать не использовать толком. И в итоге сумма затрат будет гораздо выше.
Да я согласен, только процентов 80 начинающих до 700ки не дорастают никогда, а для 450ки и акков с ХК по 12$ зарядное в четверть штуки баксов - это распальцовка чистой воды.
Нафик не надо.
Попробует, полетает, если зацепит и будет получаться, купит правильное. Оно к тому времени подешевеет на процентов 15-20.
Для этого проще купить в барахолке на пробу и вертолет и все необходимое к нему. Выйдет в несколько раз дешевле. Да и продать потом за эту же сумму можно. А на Trex-450 охотников в барахолке мало или продавать по цене клона, что не очень приятно.
Ну зарядка может быть и подешевле. Она же всего-лишь для аккумуляторов и на полётные данные не влияет. Однако конечно литий-полимерные могут нехило даже бахнуть в полёте… Пока присматриваюсь к Futaba 14SG или может 8FG. Наверное обе с большим запасом.
Лучше денюжку потратить на хороший гироскоп, рулевые машинки, контроллер двигателя и т.п.
Хорошая зарядка- залог долголетия аккумуляторов. Если летать много, то надо брать или много дешевых паков или меньше, но хороших. И те и другие требуют правильного заряда, чтобы и в полете не пыхали и емкость не падала. Futaba хороший выбор. 14 и 8 отличаются только наличием телеметрии у 14. В остальном идентичны.
А телеметрия-это что значит? Какие-то данные с вертолёта могут передаваться на передатчик? Зачем? Для лучшего контроля?
На 3D вертолете это практически ни к чему, т.к. там времени нет рассматривать данные, но есть и другие виды моделей. В зависимости от установленныз на модели датчиков можно получать V аккумуляторов силовых , бортовых, GPS координаты, температуру, обороты и тп. Все данные отображаются на дисплее или проговариваются теткой в наушниках, подключенных к аппаратуре.