Химбак. Взрослый.

3DSMax

Уважаемые коллеги, я рад опять быть с вами!
Новое место бытия, новая работа…
Тема не модельная, но композитная, как мог бы сказать дядьЖеня. Может кому будет интересно.
Со взрослыми самолетками не имел дела ни разу. Только модели. Только самодельные. Ни в коем разе не настаиваю на правильности моего подхода, просто рассказываю, как ваял.
Начало. Вызывает меня недавно начальство и спрашивает: С композитами работал? Отвечаю: Ну, немножко ковырялся. Начальство: Хорошо, значит будешь делать химбак. Матрица готова, на аэродроме разберешься.
Оччень интересно… Ладно, раз матрица есть, то уже полдела сделано. Посмотрим.
Приезжаю на аэродром. Вилга переделывается в химсамолет. Сняты все сиденья, кроме пилотского, и на их место будет устанавливаться бак для отравы. Пытаюсь найти что- либо, хотя бы отдаленно напоминающее матрицу бака. Не получается. На мой вопрос о матрице мне показывают что- то белое и непонятное. А-а-а, дошло… Это и есть «матрица»…

img-fotki.yandex.ru/…/0_57ae46_fea98f6b_orig.jpg (519 Kb)

img-fotki.yandex.ru/…/0_57ae47_a022f630_orig.jpg (508 Kb)

img-fotki.yandex.ru/…/0_57ae49_42e02c14_orig.jpg (470 Kb)

Ладно, боевая задача поставлена, нужно выполнять. Поэтому вооружаемся сухариком и отсекаем все по моему мнению лишнее. (Тут оно вверх пузом лежит)


img-fotki.yandex.ru/…/0_57b07e_4bb4874d_orig.jpg (420 Kb)
Форма ну очень неординарная. Подогнаны впукло- выпуклости под рукоятки открывания дверей, какие- то торчащие упоры в них, кронштейн ремня пилота, его правый локоть… Ну и там еще немого, по мелочи… Неудобство в том, что основания, на которых бак будет лежать, не параллельны друг другу. Да и вообще, здесь сложновато найти что-нить параллельно- попендикулярное… Посему пилилось- резалось- подгонялось все это безобразие прямо под крылом. Дабы сохранить нужную геометрию. Нужная геометрия заключалась в следующем. Во- первых, основания бака лежат на ложементах сидений (правильно назвал?). Во- вторых, между посадочными местами (основаниями) должна находиться низшая точка и все уклоны должны вести в нее. В- третьих, должен быть максимальный объем, впихуемый в открытую дверь самолетки без применения болгарки. Ну и чисто от меня- не должно быть острых углов, поменьше всяких концентраторов и отрицательных уклонов.
Крепиться бак будет ремнями, притороченными к ложементам сидений. Под енто дело нужно будет сделать впуклости.
Еще одна крайне важная весч. Я раньше слышал, что самолеты (настоящие, в отличие от моделей) ремонтируются с помощью молотка, зубила и такой- то матери. Думал это аллегория. А вот хренушки! Это есть самая реальная правда! По крайней мере Петрович- пилот этой Вилги (что называется, пилот от Бога, кроме этого прекрасный механик, техник, очень начитанный и образованный человек) при изготовлении и установке системы распыления добавил к этому комплекту, ну может быть только шуруповерт да отвертку. С этим фактором аэродромного обслуживания я столкнулся чуть позже.

Ладно, далее. Болван будет обтянут стекляшкой. Дабы не провоцировать необходимость глобального количества ацетона для его последующего удаления (а размерчик- то 1200х1200х700!) было принято решение обтянуть болван скотчем. С приваркой и натяжкой. Эта операция была выполнена в другом, более подходящем, чем просто покрышка на поле, месте.
img-fotki.yandex.ru/…/0_57ae4c_2ff31b02_orig.jpg (402 Kb)
img-fotki.yandex.ru/…/0_57ae4b_bd73534b_orig.jpg (408 Kb)

По технологии. Я бы сделал фланцевое соединение. Верхняя и нижняя часть. Да, немного тяжелее, но удобство обслуживания бака неоспоримое. Но Петрович был неумолим. Полдня на кручение болтов- гаек М6 его совсем не утраивало. Эх, не видел он наверное, как ребяты на моем родном заводе меняют хлоратор в три метра диаметром и тридцатьвторыми болтами на фланцах… Притом титановую эту железку без крана не пошевелить…
Ладно, не хочет- не надо. Будет по- другому. Буде клеено- неразборное. Технология следующая. По нарисованную ватерлинию обтягиваю стеклом нижнюю часть. Потом защищаю стыковочный участок скотчем и внахлест обтягиваю верхнюю половину. Позже снимаю ее и склеиваю с нижней.
Но обтягивать еще рановато. Внутрь и наружу должна отрава ведь попасть. Поэтому из двойки нержавки делается пластинка с нужными штуцерами. Пластинка выгибается по форме бака и насверливается для убедительного вклеивания между слоев. Ну и еще от души взбадривается крупной шкуркой. Из штуцеров будут следующие- заправка, отбор, дренаж, промывка.
img-fotki.yandex.ru/…/0_57ae50_13b3701f_orig.jpg (413 Kb)

В закладку она идет усердно извазюканная кашкой.
Состав ламината- стекло 163, четыре слоя стекла 390, стекло 163. Смола- LH 289, отвердитель Н 535. Эх, понеслась! Ну тут описывать вроде и нечего. Лоскуты режутся под 45 градусов. Приложил- притоптал. ДядьЖень- все по вашим мануалам! Хотелось, конечно каждый слой укладывать с поворотом, но из- за хитросделанной формы бака так строго не получилось.
img-fotki.yandex.ru/…/0_57ae51_ecbc7a25_orig.jpg (490 Kb)
img-fotki.yandex.ru/…/0_57ae53_a720ee2e_orig.jpg (500 Kb)
img-fotki.yandex.ru/…/0_57ae55_75bd985a_orig.jpg (442 Kb)
Дальше бак нужно вскрыть. Предполагалась некоторая напряжность в ентом процессе, но все оказалось намного хуже. После трех часов пыхтения- сопения- подковыривания вставили в штуцер трубочку и даванули сжатым воздухом. Только после этого верх снялся. Ну, с низом уже попроще. Грубой физической силой, терморезаком и ножиком болван был изничтожен.


Для дальнейшей работы с баком мне было выделено рабочее место. На коем и проходила вся дальнейшая работа. Вот это:
img-fotki.yandex.ru/…/0_57ae59_de896c4e_orig.jpg (489 Kb)
Бак получился здоровым. Литров на четыреста. Точную 3D модель такого извращения я построить не смог, взял только основные размеры.
Хотел взвесить полученные корки. Проблема. Весы я не видел до сих пор. Аэродром однако… Реалии…
Ладно, взвешу позже. Но бак- то все равно здоровый. И без всяких переборок- волноломов шпангоутов разнесет его почти полтонны отравы при жесткой посадке или резком маневре. Посему делаем шпангоуты. Сэндвичевые.
За основу взят упертый с соседнего ангара пенопласт. Довольно плотный, розовый, 5 мм толщиной. Пластины 2500х 600 мм. Названия естественно никто не знает. Дабы увеличить прочность сэндвича захотелось мне наковырять дырдочек, через которые обшивки будут соединяться между собой. Ну, типа заклепки😁. Хотелось сделать какую- нить приспособу для быстрого ковыряния, но ничего адекватного для этих целей не нашлось. Эх, а моделка моя с восемью видами только пинцетов (ну, не считая всякой ерунды в виде токарных- сверлильных- фрезерных станков) за тышшу верст…😦
Посему лист пены был расчерчен в клеточку 20х20мм и в пересечениях просверлен двоешным сверлом. Часа за три справился… Уморил три аккумулятора на шуруповерте.

img-fotki.yandex.ru/…/0_57ae5b_1397e7e5_orig.jpg (378 Kb)
Далее была разведена кашка со стеклосферой и втерта в поверхность пены и отверстия. Потом слой 160-го стекла, потом слой 390-го. Точно так же с обратной стороны.
img-fotki.yandex.ru/…/0_57ae5c_b3d7139c_orig.jpg (370 Kb)
Пока корки бака играют. Надо как- то их заневолить для подгонки шпангоутов. Для этих целей прямо в самолете в бак напханы всякие противотанковые ежи из разбитых камнем поддонов. Молотка не нашел… Потом перенесено с ними вместе на рабочее место.
На предмет какого- нибудь материала для шаблонов шпангоутов была выдана коробка из- под непонятно чего далеко не первой молодости. Мнда-а-а… :)Ладно, пользуемся этим.
img-fotki.yandex.ru/…/0_57ae5e_19c73c30_orig.jpg (486 Kb)
Вымеряем- подрезаем- подгоняем.

Ниче не понимаю. Половина картинок не видна, вместо них ссылки. Но если по ним клацнуть, то картинка появляется…

3DSMax

После подгонки картонок пилим из сэндвича и опять подгоняем. Потому как стрела прогиба картонки ну очень влияет на линейные ее размеры.



Дальнейшие действия- это обеспечить перетекание жидкости в точку отбора. Для этого прорезаются окна для жидкости и воздуха. В центре и по углам. Вот эти страшненькие развода на поверхности сэндвича- это не воздух. Это при полимеризации положили стретч пленку и это ее следы на поверхности.

Теперь для защиты пенопласта от отравы , да и для лучшей склейки необходимо выбрать паз в торце детали. На полдороги дрелка умерла от старости лет и паз пришлось ширкать щеткой вручную.


Далее усиленно взбадриваем место, куда должны вклеиться шпангоуты шкуркой, запихиваем бак в самолетку, пригружаем железками и вклеиваем шпангоуты на кашку со стеклосферой и аэросилом. Палочкой от мороженого получаем галтельки.



Таким же методом делаем и продольные элементы.

Пока я ковырялся с баком, Петрович лобзиком провентилировал днище в кабине. Это кошмар. На такие издевательства над самолетом я смотреть не могу!!!

Значится, дальше бак.
Места всех клеевых стыков усиливаю полосками стекла.

А потом пытаемся впихнуть полученное безобразие с крышкой в самолет.
Ух ты! И оно даже влезло!!!


Дальше необходимо сделать так, чтобы крышка закрепилась на шпангоутах при склейке. Для этого отмечаю на крышке, где стоят шпангоуты, защищаю эту зону скотчем и укладываю туда полосочки из двух слоев 390- го стекла. Потом они приклеются к шпангоутам и крышке намертво. Ну и после укладки убираю лишнюю смолу посредством бумажных полотенец и резинового валика.

Wit

пииисец центровке… а Вилга вообще способна столько таскать?

Shmat_ok

Ещё раз убеждаюсь что Россию не победить. Сто пудово задача сверху поставлена, средства на проэкт выделены, но уже распилены. Вот и приходится таким пи…ом заниматься. Или вариант атестации вновь прибывшего на работу-“На почисти картошку” как называется.
Предлогаю показать эту технологию инженерам F1, может чего почерпнут для себя и болиды быстрей поедут. А вообще мне это армию напомнило. Я бы конечно же послал их, и меня бы посодили, но соглоситесь коллеги это полный П.
Грустно конечно, что далеко нам до цивилизации. Ай., функцию выполняет и х… с ним.

Udjin

Чет вас Николай в сторону от композитов тянет.
Смотрите и оценивайте работу!

Меня только одно беспокоит в этом баке. Не тонок-ли?
Ему бы кевларчика пару слоев, для защиты от протирания. Ведь ткнут чем, сто пудов.

Shmat_ok

Есть такая стекляха parabim помоему, специально дя таких целей. сразу сэндвичь формируется. Сам юзал очень понравилась можно попробовать если бюджет ещё имеется.

3DSMax

Уважаемые коллеги, докладаю дальше.
ДядьВиталь, по центровке я думаю, не сместится. Вилга кроме пилота загружает на борт 270 кг живого веса в кресла и 30 кг в багаж. Бак будет наполняться литров на 250, как оказалось. Находится он как раз там, где и сидит обычно живой вес. Зачем нужно было делать на 400 литров- я не знаю. Ответа не добился. Шоб було…😃
Значится, что было сделано.
Стеклянные полосочки с крышки оторваны, зашкурены и прилеплены обратно на крышку скотчиком слегка. Чтобы можно было без усилий оторвать. Кашкой замазаны шпангоуты под полосками и крышка установлена на нижнюю часть.


Ну и придавлено всякой мерзостью.

На следующий день крышка снята. Полосочки остались на кашке.

Далее эти полосочки обрезаются там, где нужно и снизу усиливаются стеклом. Вот только сфотографировать я забыл.

Wit

Вась! Ну ты гигант! яб нахпослал ))))))

3DSMax

ДядьВиталь, я бы тоже… Если бы не определенные факторы…😕
Уважаемые коллеги, а вот вопрос такой. Пыль, которая образуется после шкурения стекла куда- нибудь можно использовать? Интуитивно чуйствую, что можно, но в каких случаях? Может в качестве наполнителя в кашку мешать? Как это повлияет?

Shmat_ok

Не показывайте дурной пример начальству! Один раз увидят, поймут что можно собирать пыль, и будут пользоваться этим. В композитах лучше не “экономить” ИМХО. По этому спец материалы могут уберечь от похода на помойку.

3DSMax

Не, мне для общего развития. Интересно просто.

Udjin

Собирай. Наполнитель в кашку армирующий. Отличный наполнитель.

3DSMax

Уважаемые коллеги, докладаю.
Оказывается, Вилга сотовая. По крайней мере пол в кабине. Сегодня нашел вырезанный кусок.

По баку. Были просверлены шпангоуты и вставлена трубка для промывки бака. Она еще будет насверлена по всей длинне, чтобы струйки воды били в крышку и стекая, вымывали внутренность. Посадочные места крышки на шпангоутах опилились и приняли задуманную форму.


Продольный силовой набор не будет контактировать с крышкой. И чтобы отравой его не разбило, в верхних торцах будет тавр. Тавр выполняется из уголков, отформованных на каких- то железках.

А вот дальше чуйствую, надо мной опять будут ржать. 😃 Проблема в том, что эти уголки нужно как- то закрепить на волноломах для склейки. Ну, логичнее всего прижать какими- нибудь струбцинками. Вот только не обитают они на аэродроме…😦. Пришлось опять разбивать поддон и ковырять доски. Хорошо, хоть резинку купили… В общем, получились вот такие суровые воронежские прищепки…


Как раз в этот момент прошло начальство. Посмотрев на это извращение, довольно хмыкнув, задумчиво сообщило: А мы теперь и планер заложить можем!
Ой мля-а-ать!!! А вдруг не шутит?!!😃 Вырисовалась у меня картинка- сижу я в этой грязище и топором стругаю болван девятиметровой консоли…
Начинаю сатанеть. Вот здесь глядя на меня начальство сделало единственно правильный шаг- оно ретировалось. А вот осадок остался… Ладно, будем посмотреть…😃

Shmat_ok

За прищепки -лайк!)даже на заметку возму), а вообще клёво получается. А с начальством главное на фуфел не соглашаться.

Udjin
3DSMax:

Как раз в этот момент прошло начальство. Посмотрев на это извращение, довольно хмыкнув, задумчиво сообщило: А мы теперь и планер заложить можем!
Ой мля-а-ать!!! А вдруг не шутит?!! Вырисовалась у меня картинка- сижу я в этой грязище и топором стругаю болван девятиметровой консоли…

Та ладно.
Хотят планёр - получат.
Считаешь, озвучиваешь бюджет, набираешь команду и с богом!
За год наклепаешь форм, а через два года поднимете первенца. Потом с учетом нюансов второй комплект форм. И рекурсия.
😃)
Обеспечишь и сотоварищи и себя работой на десяток годов.

Sci_Rosso

Самое главное, первый слой, контактирующий с химозй - должен быть из двух слоев “марлёвки”, она же 25г\м.кв
Чтоб не сосало химию или бензин.
Так делали баки в студенчестве под химию и под топливо.
Да, давно это было…

moldavan

Вообще-то по правилам авиации химбак не должен располагаться за спиной пилота! На Ка-26 он был снизу конусный-чтобы всё выливалось или высыпалось (как и на Ан-2). Конус был армирован рёбрами из нержавейки. В верхней части был усиленный шпангоут, по которому соединялись на болтах (но герметично) нижняя и верхняя части. Ну а Ваша работа заслуживает уважения! Кулибин да и только!

Sci_Rosso
moldavan:

Вообще-то по правилам авиации химбак не должен располагаться за спиной пилота!

Но этому - мало кто следует. Хоть и правила ТБ.
Например на мотодельтапланах - пилот вообще сидит верхом на баке.
Многие сельхоз-самолеты, из СЛА - имеют бак за спиной (или под) пилотом…

Wit
moldavan:

Вообще-то по правилам авиации химбак не должен располагаться за спиной пилота!

это как? по идее весь полезный груз у пилота за спиной, на том же Ан-2 химбак был у пилота за спиной… или я чего-то не правильно понял?

3DSMax

Уважаемые коллеги, докладаю.
Заливаемая химия пенится. И чтобы хотя бы частично побороть эту неприятность, была установлена пластинка- пеногаситель напротив заливного штуцера. Не факт, что это поможет, но вдруг… Она стоит под углом к потоку.


Далее вклеены оставшиеся стрингера.

В баке будет присутствовать дренажная трубка. Ее нужно вывести в наивысшую точку и там закрепить. Тыкать ее снизу в штуцер довольно неудобно, поэтому нужен какой-то направляющий конус. Примерно такого буратинистого вида:

После операций шкуринга и напилинга он был подогнан под свое место.

В промывочной трубке были насверлены двоечным сверлом отверстия для воды.
Вся внутренность бака покрыта тройным слоем смолы с просушкой и промежуточным матированием каждого слоя.
Ну вроде все, можно смыкать половинки. Кашка нанесена на все сопрягаемые места. Чтобы исключить возможность перекоса при финальной склейке, она проводилась уже в самолете с очень пристрастным контролем со стороны эксплуатанта, т.е. пилота. Петрович- очень ответственный человек, и посему лично контролировал каждую операцию на протяжении всей работыB-).
Кашка встала, бак опять выковырен. Теперь нужно уложить пояс на месте склейки.

Вблизи место стыковки уже под поясом выглядит таким образом:

Стык- это темная полоса.
Ну теперь осталось только вышкурить иголки, загрунтовать и покрасить. Хотя нет. Сначала наполнить водой, выполнить пилотажный комплекс, несколько посадок поперек пахоты, после этого проверить на наличие целостности. А потом можно красить.😒

Sci_Rosso
3DSMax:

И чтобы хотя бы частично побороть эту неприятность, была установлена пластинка- пеногаситель напротив заливного штуцера.

Для устранения пенообразования - ставили 3-4 перфорированных шпангоута, в нужном месте - силовые, в неответственных - просто 2 слоя 50г\м, с перфорацией Ф 5-10мм.
Спасало.

Udjin

Пояс по наружке прошкурен, надо полагать?
Чего на пояс запустил? Сколь слоёв?
Еще раз просмотри где трётся, где крепежи, где ногами будут вставать аль коленом упираться. Где пистолет будет падать.
Задублируйся там. Закладные, если где ремни проходят, из строп брезентовых-джутовых, помогут.

Lazy

Работа проделана невероятная. 😃
Но давайте скажем друг другу честно - такая переделка это нарушение всех возможных и невозможных законов и правил.

3DSMax
Udjin:

Пояс по наружке прошкурен, надо полагать?
Чего на пояс запустил? Сколь слоёв?

ДядьЖень, конечно, изначально все вышкурено, наложено 1 слой 160-го стекла и 4 слоя 390-го разными по ширине полосами, от ширшей (около 300 мм) к узшей (около 100 мм). Потом все опять вышкурено и покрыто смолой. На крайних фотографиях пояс еще сырой, только после укладки.

Lazy:

такая переделка это нарушение всех возможных и невозможных законов и правил.

Да, дядьВов, таки да…

Lazy
3DSMax:

Да, дядьВов, таки да…

Я к тому, что не дай господь что то пойдёт не так, то вы тоже будете в списке. 😦 Оно вам надо?