Компазитные технологии в радиопланерах
- Ни до какого разряда ни в каких классах - не дослужился. Для меня это исключительно хобби, а не спорт. 😆
- Писать статью - не вижу никакой небходимости. Писано - переписанно, всего не прочесть. 😆
- Не претендую на образованность в технологиях композитных материалов. Ни малейшим образом. Использую их крайне редко…Посему - ничего нового не внесу в дискуссию. 😆 Разве что ссылки по ресурсам
- Для тех, кто совсем не знаком с данными технологиями, описания Папы Карло помогут хоть немного разобраться (следует учитывать, что далеко не все умеют искать информацию в интернете, еще меньше - хорошо влдеют языками. - ДА, ДА и ещё раз ДА. Где, простите я сказал, что писать не надо ? :rolleys:
- Ошибки в тексте - да, напрягают… 😦 Или по вашему безграмотность - уже достоинство ?
Уважаемый Lazy, немедленно прекратите разводить флейм.
Модератор RC-форума,
Виталий Пузрин.
У меня знакомый (учитель физики в сельской школе) вместе с ребятней лепит из стекла планеры из подручных материалов, только иногда заезжает за эпоксидкой, пенопластом (обычным, не экструдированным, белым), пищевой фольгой и стеклотканью.
Вот чего он поведал:
«Крыло (трапеция) режется обычным способом из пенопласта накаленной струной по жестяным шаблонам, но оно состоит из верхней и нижней половинок, для чего предварительно брусок пенопласта распускается наполовину. Каждая половинка (верхняя, нижняя) аккуратно оборачивается фольгой и слегка фиксируется ПВА.
Ящик для опоки изготавливается из 20мм доски со съемными боковыми стенками (высота стенки больше торцевой доски на 5-10см). Торцы ящика на укосинах крепятся к дну. Боковые стенки к торцам на шурупах, а к дну гвоздями на глубину ~10мм (есди отвернуть шурупы, то можно вверх вытащить стенку). Если длина полукрыла более метра, неплохо сверху боковых стенок так же предусмотреть крепеж не позволяющий доскам разойтись.
Скрепили пару досок и оставив прямолинейной одну сторону, профилируем дугу (вид спереди полу-крыла). Прикручиваем эти профили к доске на расстоянии внутреннего размера ящика и обшиваем полосой обыкновенной фанеры, или толстого картона с деревянными поперечинами. Шпаклюем, замазываем щели, шкурим этого болвана.
Канцелярскими булавками (с обкусанными колечками) прикрепляется нижняя половина крыла к болвану, обмазывается вазелином и в ящик с только-что разведенным гипсом (излишки на пол). Снимаем боковые стенки, пару ударов молотком, вынимаем болвана (половинка крыла остается в ящике)
Профилируем гипсовый «кирпич» под «вид спереди» при помощи ножа, шкурки, пытаясь не повредить крыло. Кистью кирпич покрывается растворенным в бензине парафином. Канцелярскими булавками скрепляются обе половинки крыла, все обмазывается вазелином. Используя боковые стенки опоки собирается верхняя часть. Дополнительно между боковинками на шурупы ставятся распорки, которые тоже будут залиты. Заливаем.
Разъединили половинки, из кирпичей вынули пенопласт, фольгу, исправили «косяки» парафином и лампочкой, обмазали мылом.
По профилю болвана изготовляем лонжерон. Покрыли поверхность болвана полиэтиленовой пленкой (на кнопках), наложили полоску пропитанной стеклоткани, сверху 3-5мм полоску пенопласта, слой стекла+пенопласт+стекло… , пришили обкусанными булавками, завернули полиэтилен и под груз (ровную доску) или используем сосновые лонжероны. Какой к черту уголь, ни разу не видел 😦
В кирпичи уложили слой отжатой (в полиэтиленовом пакете) стеклоткани (эпоксидку можно разбавить ацетоном), лонжероны, крепление крыла, силовые нервюры (если надо). Излишки стеклоткани, то что не отрезалось, завернули вовнутрь (типа передней и задней кромок) и максимально выровняли края по горизонтали.
Дня через 2-3, при помощи «какой-то матери» выковыриваем корки, обрабатываем края, подгоняем верхнюю и нижнюю половинки.
Стряхнули пыль с нижнего кирпича, помыли бензинчиком. Им хорошо достается после извлечения корок, но зато крылья хорошо входят и выходят. Хорошенько промазываем раствором мыла по контуру и вкладываем нижнюю половинку крыла. Накладываем узенькие полоски пропитанной стеклоткани по контуру крыла, на лонжероны, нервюры и накрываем верхней половинкой крыла. Накрываем полиэтиленом, фиксируем от смещения булавками и кнопками. В деревне вакуумного насоса хр… найдешь, поэтому прикручиваются боковые стенки и засыпается сухим песком.
После выемки из формы и обработки, кромки дополнительно оклеиваются ~5мм хлопчатобумажной ленточкой. И т.д…»
Может я чего не так понял или чего еще неправильно – поправьте.
Что из себя представляем процесс “отжатия” стеклоугле-ткани ? Часто читаю в описаниях технологий изготовления композитных изделий, но слабо представляю как это правильно сделать. Как раз скоро нужно будет выклеивать корпус для фср лодки. Хотелось бы подготовится.
Не руками же ее просто жамкать 😃
Вариантов много, не буду утверждать, что мои правильные, профессионалы подправят:
- кусок лавсана укладываем на стекло (или любой другой ровный и гладкий материал), накладываем сверху стеклоткань, поливаем ее смолой (я поливаю змейкой) тонкой струйкой, затем накрываем сверху вторым куском лавсана, берем резиновый валик (у меня сохранился с древних времен валик для прикатки фотографий на глянцеватель) и прокатываем полученный бутерброд до равномерной пропитки стеклоткани смолой, одновременно лишняя смола выжимается к краям.
Самый сложный момент - разъединение бутерброда и перенос стеклоткани на поверхность без изменения геометрии. Я делаю так: подрываю край верхнего лавсана ножом, затем аккуратно прижимаю край стеклоткани и стягиваю верхний слой лавсана (тяну параллельно стеклоткани впротивоположную сторону), затем либо аккуратно снимаю саму стеклоткань и переношу на поверхность, либо подрываю край стеклоткани, прижимаю его на предназначенную поверхность и начинаю снимать лавсан, постоянно прижимая освободившуюся часть стеклоткани к поверхности. - укладываем стеклоткань на чистое стекло, лавсан или газету, поливаем смолой и равномерно, с небольшим усилием, размазываем смолу по стеклоткани шпателем (я обычно использую пластмассовый, сделанный из “дымучки”, резины или чего-то похожего по жесткости), выдавливая излишки за края стеклоткани. Главное при размазывании не допускать деформации стеклоткани. Съем и перенос пропитанной стеклоткани - аналогично п.1.
Отжимать смолу из раскроя проще всего шпателем сделанным из материалла аналогичного кредитной карте( или ей родимой- у меня их много- и карты магазинов и старые кредитки- вобщем арсенал есть:) )
Отвешиваем смолу в нужном колличестве( обычно 15-20% в плюс от заданного по условию выклейки), выливаем тонкой струйкой зигзагом на поверхность ткани, потом шпателем разравниваем и начинаем продольными движенями от одного края к другомы выдавливать всё. что выдавливается, плюс под тканью будет газета или туалетная бумага- ещё немного впитает. Не бойтесь недостатка смолы- в домашних условиях, и даже в условиях моделки недостаток получить практически невозможно, есле только останутся несмоченные смолой участки ткани:) Идеальное соотношение 70% тряпок и 30% смолы можно получить только в условиях завода-так что не волнуйтесь и выдавливайте всё.что ещё выползает с ткани.
При всём этом следует внимательно следить,что бы при раскладке не получалось воздушных пузырей в раскрое- это может сильно осложнить Вашу жизнь в будующем- для притирки раскроя в матрицу я использую разного вида и формы резиновые штампики- очень хорошо работают школьные ластики- из и “подточить” легко-т.е придать желаемую форму- и стоят они дешёво.
С уважением Алексей.
Спасибо за ответы.
В принципе понятно.
После наливки смолы нужно ли ждать пока ткань вся пропитается или начинать выжимать сразу же ?
Сдается мне что это сильно зависит от густоты смолы.
если просто вылить на ткань смолу и сидеть ждать, то ничего не получится! Ткань сама не пропитается!
Необходимо шпателем равномерно распределить смолу по ткани, а затем, как бы втирать смолу в ткань шпателем с небольшим усилием. По мере пропитывания стеклоткани смолой, стеклоткань будет становиться более прозрачной (если смола хорошо смачивает стеклоткань, то последняя практически полностью становится прозрачной!)
Стоит все же заметить, что качесто получаемого композита сильно зависит о качества материалов, в первую очередь - смолы. У качественных смол не возникает проблем с текучестью (хорошая смола по густоте чуть гуще воды 😃), чего не скажешь о “бытовых” эпоксидках, типа ЭДП и ЭД-20, особенно если она старая, с ними работать значительно сложнее. Бороться с такой вязкостью можно двумя способами: немного подогреть эпоксидку (главное, чтобы она не вскипела при этом!), либо разбавить эпоксидку метанолом или ацетоном (если стеклоткань не будет укладываться на пенопласт!). Следует помнить, что второй способ ухудшает свойства получаемого композита.
При работе со смолами типа ЭДП или К-153- которые не обладают текучестью керосина самое простое ( и как паказала практика многих лет самое надёжное) это немного подогреть саму смолу, ещё до отвешивания и смешивания с отвердителем. Зимой( а это было время когда планера строились интенсивно- летом было много соревнований и ремонтов:) ) я просто держал банки со смолой на батарее- так было очень удобно- взял и смешал сразу.
Говоря же о ЭДП- я незнаю. каково качество её сейчас, но лет 12 назад я делал на ней хвостовые балки 18мм в корне ,5.5мм в конце длинна примерно 800 или около того, 4 слоя стеклоткани 0.08 в корне, 3 слоя в конце, после первого оборота стекла слой ЭЛЛУРа (0.08мм) вес готового изделия получался в пределах 17-19 гр, конечно они ломались- но работали вобщем неплохо, так что думаю, что вполне можно работать с ЭДП есле нет альтернативы.
Разводить же смолу я не советовал бы- уж больно непредсказуемы последствия такого процесса.
Плюс думается, что уместно будет напомнить-что при работе с относительно большим колличеством смолы( особенно с подогретой!!!) после смешивания всю смолу следует вылить на лист картона или пластика- что бы она растеклась тонким слоем и брать её уже с этой поверхности- иначе в большом объёме она просто сама по себе вскипит и застынет.
С уважением Алексей.